Фрагмент для ознакомления
2
Современные условия характеризуются стремительным развитием цифровизации, которые заменяют традиционные компьютерные технологии. Цифровизация представляет собой процесс преобразования информации в цифровую форму. Ряд преимуществ этого процесса включает снижение затрат и увеличение эффективности труда. В России цифровизация охватывает различные сферы деятельности, в том числе таможенную сферу.
В процессе цифровизации таможенной деятельности возникают некоторые проблемы.
В условиях цифровизации таможенных процедур единые лицевые счета (далее - ЕЛС) имеют потенциал улучшения процесса таможенного декларирования и уплаты платежей. На практике возникают серьезные проблемы, отсутствие автоматизации процесса формирования ЕЛС, задержка отражения операций в реальном времени, недостаток обратной связи между участниками и таможенными органами. Эффективного взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов необходимо решить проблемы уведомлениями о задолженности и уплате платежей в режиме реального времени, улучшить функционал ЕЛС.
Кроме того, продолжать работу над устранением проблем с бумажными носителями и обеспечить полную цифровизацию процесса таможенного декларирования. Обсуждение перспектив применения ЕЛС в условиях цифровизации таможни является актуальной темой, требующей внимания и дальнейших усовершенствований повышения эффективности таможенных процедур.
Степень разработанности. И.А. Аксенов, Д.Н. Афонин, П.Н Афонин, В.С. Заборовский, А.А., Лукашин В.Ю., О.А. Москаленко, С.В. Зыбенк, Е.В. Левинская, А.М. Сафонова, А.Н. Трегубов, Н.Г. Липатова, С.Н. Васильев, А.О. Бондаренко, П.А. Паулов, С.В. Мозер которые рассматривают цифровые технологии в таможенной и около таможенной деятельности.
Т.Н. Аверьянова, В.Ю. Скиба, Р.П. Мешечкина, А.В. Бабкин, О.А. Репушевская, Н.Л. Лагвилава, И.А. Филиппова, Д.Д. Незванов, Е.А. Скорятина, Соболев Р.К., В.П. Бауэра, которые писали о таможенной деятельности и таможенных платежах.
Д.С Егорова., И.Б. Хакимзадаев, Е.А. Супрунова, В.П. Смирнов, авторы которые описали таможенную стоимость и таможенные платежи.
Объект исследования – процесс оцифровывания таможенных операций и применение ЕЛС в процессе.
Предмет исследования – проблемы и перспективы использования ЕЛС в условиях оцифровывания таможни.
Цель исследования – изучение проблем и перспектив применения ЕЛС при оцифровывании таможенной службы.
Задачи, раскрываемые цель:
- рассмотреть теоретические аспекты ЕЛС при оцифровывании таможни;
- изучить законодательную составляющую оцифровывании таможни;
- обосновать технологию оцифровывания проверки правильности исчисления таможенных платежей;
- проанализировать технологию оцифровывания полноты контроля оплаты таможенных платежей и времени перечисления;
- провести эмпирическое исследование опыта применения ЕЛС при оцифровывании таможни;
- выявить проблемы цифровизации таможенных органов РФ;
- предложить основные перспективные направления;
- исследовать применение ресурса единых лицевых счетов плательщиками таможенных.
Исследование проводится чтобы выявить проблем, которые возникают при вводе и эксплуатации ЕЛС в таможенных операциях, а также определить перспективы и преимущества нового инструмента в условиях оцифровывания таможни. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию процесса применения единых лицевых счетов и повышения эффективности цифровизации таможенных операций.
Согласно ФЗ № 289 понятие «единый лицевой счет» (далее – ЕЛС) определяется как «совокупность сведений, содержащихся в информационно-программных средствах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, отражающих движение денежных средств, внесенных лицами и поступивших на счет Федерального казначейства, а также сумм возвращенных (зачтенных) таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе сумм возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных платежей, позволяющая вести учет движения денежных средств» .
В литературе встречается такое определение понятия ЕЛС в цифровой таможни – это инновационная система учета и контроля, которая помогает обеспечить эффективное взаимодействие между участниками внешней торговли и таможенными органами. Эта система позволяет объединить все необходимые данные о предприятии, включая информацию о его документах, операциях, налогах, счетах и других деталях в едином электронном виде .
К примеру, Егорова Д.С., Хакимзадаев И.Б., Супрунова Е.А. считают, что ЕЛС – это общая сумма на балансе Федерального казначейства Российской Федерации, но регулирует ФТС России .
После открытия единого лицевого счета учет всех денежных средств осуществляется на уровне ФТС России. Преимущества получения услуг в электронном виде, в том числе с использованием информационного сервиса единого лицевого счета, бесспорны.
В сущности, ЕЛС – создаются для обеспечения прозрачности и автоматизации процесса взаимодействия меж всеми участниками ВЭД. Счета позволяют регистрировать все операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, включая импорт, экспорт и транзит. Кроме того, они также отслеживают платежи, налоги и сборы, связанные с этими операциями.
Порядок работы с ЕЛС регулируется Приказом ФТС России, а дополнительная информация о нем содержится в письме ФТС России от 26.06.2019 № 1039 и регулирование информации о работе с ним содержится в письме ФТС России от 4 сентября 2018 г. № 05-12/55723 .
Проект по переводу участников ВЭД на ЕЛС стартовал в 2016 году, причем сначала работа велась по пилотной версии. Затем, начиная с 13 сентября 2018 года, начался масштабный перевод всех участников ВЭД на ЕЛС, который осуществлялся автоматически. На данный момент все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ВЭД, уже переведены на ЕЛС, и финальный этап предполагает перевод иностранных физических и юридических лиц в течение 2020 года.
Введение ЕЛС имеет несколько целей. Во-первых, это предоставление возможности декларантам использовать денежные средства с ЕЛС при таможенном декларировании товаров независимо от того, в какой таможенный орган подана декларация. Во-вторых, ЕЛС централизует функции таможенных органов, связанные с контролем начисления, уплаты и учета движения денежных средств.
Лицевые счета участников ВЭД, содержащиеся в КПС «Лицевые счета-ЕЛС» формируются на основе сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), который указывается при свершении таможенных операций, предусматривающих уплату платежей, либо на основании сведений, предоставленных и подтвержденных налоговыми органами. Для иностранных компаний информация может быть получена у места проведения таможенных операций с оплатой платежей, контролируемых таможенными органами.
Отслеживание поступления денежных средств на счет клиента выполняется на основе его ИНН и предоставленных платежных документов из федерального казначейства. Также учитываются платежи через терминалы, банкоматы и кассовые ордера при оплате через таможенную кассу. Для учета остатков денежных средств применяется система централизованной оплаты таможенных платежей без заключения соглашения и без идентификации средств по видам платежа до получения соответствующих распоряжений от заинтересованного лица. В качестве таких распоряжений выступают таможенные документы по типу деклараций либо указания к таможенной расписке, при условии, что платежи оплачиваются ответственным лицом либо в качестве денежного залога таможенным представителем.
Информация о документах, а также о начисленных суммах, отражается в системе ЕЛС после их регистрации. В список таких документов входят декларация на товар, приходный ордер таможни, постановление по административному правонарушению и другие документы. Любые изменения и дополнения по начисленным суммам также отображаются на счете плательщика, который числится в налоговых органах России. Если при поступлении денежных средств были допущены ошибки, то исправление производится на основании заявления плательщика после их идентификации.
Каждый день отделы, ответственные за контроль электронных платежей, используют программное обеспечение КПС «Лицевые счета -ЕЛС» для проверки того, чтобы денежные средства поступали на счета Федерального казначейства вовремя и полностью. Для иностранных юридических лиц контроль осуществляется на месте проведения таможенных операций или, при их отсутствии, управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России.
Отдел таможенных платежей в районах проведения таможенных операций также контролирует ежедневное поступление и правильное отражение электронных таможенных документов в КПС «ЕЛС», на основе которых осуществляются таможенные процедуры и оплата платежей. Контроль сегодня исполняется как с помощью КПС «ЕЛС», так и с помощью других программных средств ЕАИС ТО. Отдел ежедневно проверяет своевременность уплаты таможенных и иных платежей путем сравнения информации в базе данных КПС «ЕЛС» и базе данных копий документов о декларациях и таможенных приходных ордерах.
Отдел таможенных платежей таможни декларирования ежедневно анализирует данные о начисленных и уплаченных таможенных и иных платежах, чтобы выявить причины задолженности. Они проверяют также полноту информации об уплате в АПС «Задолженность» и сравнивают суммы обеспечения с дополнительными начислениями. Если обнаруживаются несоответствия, то принимаются меры в течение одного рабочего дня.
Ежедневно отделы контроля электронных платежей региональных таможенных управлений проверяют, что деньги были списаны с лицевых счетов в полном объеме на основе информации об уплате таможенных и других платежей, поступивших после проведения действий отделом таможенных платежей таможни декларирования. Если обнаруживается, что деньги списаны не в полном объеме, отдел контроля электронных платежей уведомляет об этом таможню декларирования в течение одного часа. Если на счету плательщика есть достаточно денег для оплаты всех платежей, то эти деньги блокируются и не могут быть использованы для оплаты других документов. Если денег недостаточно, то информация о задолженности регистрируется в АПС «Задолженность».
Для выполнения обязанности по уплате таможенных платежей необходимо предоставить денежный залог. Денежный залог принимается и оформляется таможенным органом, ответственным за уплату. При оформлении общего обеспечения денежный залог принимается в таможенном органе, где плательщик состоит на налоговом учете. Учет и контроль за обеспечением осуществляется специальной автоматизированной системой. Главное управление таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России следит за выполнением обязательств по уплате таможенных платежей.
Таможенные органы ведут реестры использования платежа, заявок на возврат денежных средств и уведомлений об уточнении сумм платежей. Излишне уплаченные или взысканные суммы возвращаются в виде зачета в счет уплаты авансовых платежей на основании информации из форм корректировки декларации на товар без необходимости заявления на возврат. Информация о возврате (зачете) денежных средств отображается в КПС «ЕЛС» и сервисе «Лицевой счет» личного кабинета участника ВЭД на сайте ФТС России автоматически. Данные о возврате излишне уплаченных таможенных платежей предоставляются налоговым органам на бумажных носителях по Соглашению о сотрудничестве ФТС и ФНС России.
КПС «ЕЛС» может получать информацию из других ПО в среде ЕАИС ТО России. Любое изменение сразу информация поступает в КПС «ЕЛС» из различных источников. Контроль за уплатой таможенных и иных платежей требует взаимодействия КПС «ЕЛС» с другими программными комплексами для проверки полноты и своевременности платежей. Документы могут быть помещены на контроль из-за неуплаты, отсрочки оплаты пошлин, временного ввоза (вывоза) либо неполное освобождение от оплаты. Документы снимаются с контроля после уплаты платежей, внесения залога или завершения процедур. При необходимости могут запрашиваться дополнительные документы для проверки.
Таким образом, осуществляется оперативный учет таможенных платежей с использованием как КПС «ЕЛС», так и других специальных программных средств. При загрузке таких документов как ДТ, ТПО, таможенная расписка и другие, информация автоматически отражается на Лицевых счетах участников ВЭД на основе ИНН и позволяет осуществить списание, резервирование, возврат и другие действия на основе информации, содержащейся в документах, представленных при перемещении товаров. Порядок работы с КПС «ЕЛС» представлен на рисунке 1.
Таким образом, определяется роль ЕЛС в таможне, поскольку обеспечивается учет всех фактов хозяйственной деятельности, связанных с ВЭД. Таможенные органы научились более эффективно контролировать перемещение товаров через границу, осуществлять регулярные проверки и аудиты предприятий, а также принимать решения о применении различных таможенных процедур. ЕЛС позволяют участникам ВЭД получать в электронной форме информацию о движении денежных средств. Состоит из получения отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей в таможенные органы. Участники ВЭД могут получать эти сведения через информационный сервис Лицевой счет, который доступен через личный кабинет на сайте ФТС России.
Чтобы ускорить обработку документов и минимизировать ручной труд придумали автоматический процесс ЕЛС, который помогает участникам внешней торговли проводить операции онлайн. Например, благодаря автоматическому расчету и списанию таможенных платежей с ЕЛС, организации могут сэкономить время, а также избежать возможных ошибок и несоответствий при подсчете.
Прозрачность системы гарантирует доступность информации для всех заинтересованных сторон. Участники имеют возможность получать информацию обо всех операциях, совершаемых с их счетами, а также о расходовании и движении денежных средств. Это позволяет им контролировать свои финансовые потоки и своевременно реагировать на возникающие изменения.
ЕЛС объединяют информацию о денежных операциях и расчетах в единой базе данных. Такая централизация данных позволяет таможенным органам и другим заинтересованным сторонам проводить оперативный мониторинг и за хозяйственной деятельностью контроль. Также это облегчает взаимодействие между участниками ВЭД, поскольку они могут оперировать с общей информацией, что упрощает процессы документооборота и сотрудничества.
Безопасность является ключевым аспектом ведения ЕЛС. Финансовые операции и персональные данные участников должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа и использования. В цифровой таможне используются современные системы безопасности, включая шифрование данных, двухфакторную аутентификацию и механизмы контроля доступа. Это позволяет предотвратить утечку информации и обеспечить неприкосновенность и конфиденциальность данных участников.
В целом, применение ЕЛС в цифровой таможне обеспечивает более эффективный и прозрачный контроль за ВЭД и позволяет участникам оперировать с финансовыми средствами в более удобном и безопасном формате.
Таким образом, ЕЛС являются важным инструментом в цифровой таможне, который помогает сделать процессы ВЭД более прозрачными и эффективными.
Вывод по параграфу: ЕЛС играют важную роль в цифровой таможни, обеспечивая эффективное взаимодействие между участниками ВЭД и таможенными органами. Они помогают улучшить прозрачность, автоматизацию и безопасность процесса и облегчают выполнение таможенных процедур. Введение и использование единых лицевых счетов в цифровой таможни является важным шагом в развитии современных таможенных систем и помогает снизить бюрократию и повысить эффективность таможенных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза): ред. от 29.05.2019 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 16
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // СПС Консультант-Плюс
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 48 ст. 6252
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6724
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598
8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ: ред. от 19.12.2022 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru)
10. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Письмо ФТС России от 4 сентября 2018 г. N 05-12/55723 «Об информировании» // СПС Консультант-Плюс
12. Приказ Федеральной таможенной службы № 1039 от 26 июня 2019 года // СПС Консультант-Плюс
13. Приказ ФТС России от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета — ЕЛС»«
14. Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации федеральной таможенной службы на 2021 - 2023 годы» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 29.08.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС Консультант-Плюс.
17. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 29.08.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // СПС Консультант-Плюс
18. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.08.2017 № 12. «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 24.03.2023).
19. Аверьянова Т.Н. Использование ресурса единых лицевых счетов плательщиками таможенных и иных платежей // Альфа-софт – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/74805/ (дата обращения: 20.04.2024)
20. Аксенов И.А. Цифровые технологии в таможенной и около таможенной деятельности. - Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2022. - С. 271
21. Ариончик А.А., Балалова Е.И., Мачабели М.Ш., Рудакова Т.В. Формирование и развитие цифровых компетенций в закупочной деятельности в регионе // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2021. - № 2. - С. 60-67.
22. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. – 2019. – Т. 7, № 4. – С. 96-100
23. Афонин П.Н., Афонин Д.Н. Основы применения технических средств таможенного контроля: Учебник. – Санкт-Петербург: Российская таможенная академия, РИО Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала, 2018. – 302 с.
24. Бабкин А.В. (ред.) Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: Труды VIII научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 17–22 мая 2017 г. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 2017. – С. 208–211.
25. Бауэр В.П. Проблемы на пути создания унифицированной цифровой платформы цифровой экономики. – М.: Российская академия естественных наук; 2017. – 39 с.
26. Бондаренко А.О. Цифровая трансформация деятельности таможенных органов Российской Федерации на примере технологии автоматического выпуска. // Вестник университета. – 2021. – №11. –С. 24–30. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-11-24-30 (дата обращения: 23.04.2024)
27. Быков А. М. Статус товаров в таможенном законодательстве Таможенного союза // Проблемы и перспективы развития экономики, управления и кооперации: Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов и аспирантов вузов. М.: Канцлер, Российский университет кооперации, 2016. - С. 95–100.
28. Васильев С.Н. Использование современных цифровых технологий в деятельности таможенных органов. // Вестник Российской таможенной академии. – 2018 – № 2. – С. 116–123
29. Григорьева Т.А. Электронная таможня – дальнейшая реализация – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/65066/ (дата обращения: 23.04.2024)
30. Егорова Д.С., Хакимзадаев И.Б., Супрунова Е.А. К вопросу понятия «таможенная пошлина», ее роль и значение для страны // Вопросы развития и таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности предприятий (отечественный и зарубежный опыт). - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 26-31.
31. Заборовский В. С., Лукашин А. А., Скиба В. Ю. О возможности внедрения технологий облачных вычислений в ведомственных (корпоративных) распределенных автоматизированных информационных системах // Инженерный журнал: наука и инновации. 2013. - № 3 (15).
32. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. // Цифровая экономика. – 2018 – № 1(1). – С. 5–19.
33. Контроль таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей: учебное пособие / Е.Ю. Тимофеева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. – 75 с.
34. Левинская Е.В., Сафонова А.М., Трегубов А.Н. Цифровые технологии взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. Таможенное дело. – 2021 – №1. – С.22–24. https://doi.org/10.18572/2071-1220-2021-1-22-24
35. Липатова Н. Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 3. – С. 104–115
36. Мешечкина Р.П. Цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности. // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – № 3(52). –С.33–39.
37. Мозер С.В. Совершенствование правового института цифровой таможни: анализ модели зрелости ВТамО. // Проблемы экономики и юридической практики. – 2019 – №15(2). – С.234–240.
38. Москаленко О.А., Зыбенк С.В. От цифровой таможни к интеллектуальной. // Russian Journal of Management. – 2020 – №8(3). – С.126–130. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2020-8-3-126-130
39. Орлова Е.Р., Кудрявцев П.Е. Внедрение цифровых технологий в деятельность таможенных органов: результаты и перспективы развития. // Аудит и финансовый анализ. – 2021. – №1. – С.148–153.
40. Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного контроля. // Актуальные проблемы правоведения. – 2014 – №3-4(43). – С. 76–79.
41. Репушевская О.А., Лагвилава Н.Л. Развития экономики совместного пользования (sharing economy) как новая форма потребительской кооперации в условиях цифровизации // Russian Journal of Management. - 2021. - Т. 9. - № 1. - С. 176-180.
42. С 1 августа 2023 г. начинает работу новый сервис для физических лиц – «Таможенные квитанции» // ФТС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://limited.customs.gov.ru/fiz/uplata-tamozhennyx-platezhej/servis-uplaty-tamozhennyx-platezhej-fizicheskimi-liczami-v-otnoshenii-tovarov-dlya-lichnogo-pol-zovaniya/s-1-avgusta-2023-g.-nachinaet-rabotu-novyj-servis-dlya-fizicheskix-licz--tamozhennye-kvitanczii (дата обращения 12.04.2024)
43. Сборник Таможенной службы РФ за 2020-2023 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 15.04.2024)
44. Скорятина Е.А., Соболев Р.К. Особенности формирования и становления цифровой экономики. В сб.: Бабкин А.В. (ред.) Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: Труды VIII научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 17–22 мая 2017 г. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 2017. С. 208–211.
45. Смирнов В.П. Цифровая логистика. - Владивосток: Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, 2022.
46. Тищенко Ю.С. Направления совершенствования порядка администрирования таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования // Бюллетень инновационных технологий. – 2023. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 56-64.
47. Филиппова И.А., Незванов Д.Д. Развитие цифровой экономики в России. // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2018. – № 3(83). – С.54–56
48. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.04.2024).