Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные дети живут в мире, насыщенном информационными технологиями, когда активно развивается компьютеризация и роботостроение.
В связи с этим дети с раннего возраста начинают приобщаться к информационным технологиям. В результате в современной системе образования происходят изменения, заключающиеся в потребностях сохранить концепцию классической педагогики и дидактику с одновременным пересмотром подхода к образовательным технологиям для получения максимального эффекта развития детей.
К тому же, ещё К.Д. Ушинский сообщал, что любое занятие необходимо для детей сделать занимательным и интересным. Поэтому педагоги используют в своей деятельности различные средства, которые могут порождать у ребёнка непосредственный интерес[ Ушинский К.Д. Воспитать ребёнка как? / К.Д. Ушинский, сост. Е.С. Филиппова – М.: Издательство АСТ, 2014. – 382 с.]. Так, на данный момент актуальным является применение в образовании такой инновационной технологии, как робототехника.
Во всём мире сейчас повышенное внимание к робототехнике и кибернетике. Мы вплотную подходим к времени, когда автоматизированные интеллектуальные механизмы будут обычным для людей явлением. Сейчас робототехника является основой увеличения объемов производства и его автоматизацией.
Поэтому актуальность робототехники невозможно приуменьшить. Сейчас специалисты данной области очень востребованы на рынке труда, все больше компаний и предприятий хотят заполучить специалистов, которые способны нестандартно решать порой очень трудные задачи. А где взять специалистов, обладающих исключительным последовательным, системным, инженерным мышлением? Прививать любовь и интерес к робототехнике с самого детства. Нужно показать ребенку, что это не страшно, а перспективно и прибыльно, не говоря уже о творческой стороне профессии. Современные требования к бизнесу и производству и потребности рынка труда выдвигают важное требование к специалистам – умение обширно видеть задачу и последовательно искать пути её решения.
Во всем мире, а в частности в Российской Федерации, возрастает интерес к модернизации учебных школьных программ и введению дополнительного образования, в рамках которых будут преподаваться основы робототехники, причем на федеральном уровне. Необходимо вводить в образовательные учреждение изучение этой науки, чтобы привить детям технологическую грамотность, и вообще показать, что такая наука существует и в ней много возможностей для развития.
На популярность робототехники в последние годы нельзя не обратить внимания. Все больше школ и образовательных учреждений вводят в свои программы занятия робототехникой. Особенно эта тенденция наблюдается в России, в таких регионах и городах как Москва и Московская область, Нижний Новгород, Архангельск, Санкт-Петербург, Новосибирск, Курган, Екатеринбург, Челябинск и другие. Очень много школ применяют методики преподавания робототехники и современные конструкторы.
Объект исследований: педагогические условия проведения занятий по робототехнике с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: определить педагогические условия проведения занятий по робототехнике с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия робототехники.
2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Определить педагогические условия проведения занятий по робототехнике с детьми младшего школьного возраста.
4. Описать опыт работы по проведению занятий по робототехнике с детьми младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты проведения занятий по робототехнике с детьми младшего школьного возраста
1.1. Сущность понятия робототехники
Общую характеристику робототехнических конструкторов логично начать с родового понятия «робототехника». Это слово происходит от слияния двух понятий «робот» и «техника».
Впервые слово «робот» упоминается в 1920 году чешским писателем К. Чапеком и его братом Йозефом в научно-фантастической пьесы К. Чапека «Р.У.Р.» («Россумские Универсальные Роботы»). В ней хозяин завода налаживает выпуск андроидов, которые сначала работают без отдыха, а потом восстают и губят своих создателей.
В печати слово «роботехника» ( «robotics») было впервые использовано А. Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец», который был опубликованн в 1941 году. В рассказе «Хоровод» (1942) автор удачно сформулировал три закона робототехники – обязательные правила поведения для роботов:
1. Роботу строго запрещается причинять вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был нанесен вред.
2. Робот должен во всем повиноваться приказам человека, за исключением тех случаев, когда приказы противоречат первому закону робототехники.
3. Робот должен соблюдать технику самозащиты, но соблюдать при этом первый и второй законы.
Вышеперечисленные правила и есть - базовые правила робототехники.
Сейчас робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой развития производства[ Тузикова, И. В. Изучение робототехники – путь к инженерным специальностям / И. В. Тузикова// Школа и производство. – 2013. – № 5. – С. 45-47.].
Робототехника – это изучение технических систем и их создание. Это прикладная наука, занимающаяся проектированием и программированием интеллектуальных систем и механизмов, которые ими управляют. В это направление входят такие дисциплины, как программирование, механика, электроника. Данная наука является интеграцией физики, информатики, технологий, математики, естественных наук, черчения, инженерии. Уже сейчас механизмы, обладающие мощным процессорами, сопровождают нашу повседневную жизнь. Например, роботы-пылесосы, современные протезы, интерактивные игрушки. Роботов отправляют в космос для изучения планет и межпланетного пространства. Робототехника используется в изучении таких наук как химия, физика, информатика, технология, биология и другие. Не стоит даже говорить о том, что практически всё производство сейчас основано на работе искусственных помощников и автоматизированных системах.
В отличие от других областей, за образованием в области робототехники закрепилось словосочетание образовательная робототехника[ Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 1 / Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с.].
В рамках проекта «Educational Robotics for STEM» было отмечено, что конкретного определения «образовательной робототехники» нет, но многие исследователи определяют её, как технологию со значительным потенциалом для образования[ Angel-Fernandez J. M, Vincze M. Towards a Formal Definition of Educational Robotics // Proceedings of the Austrian Robotics Workshop 2018. Innsbruck university press. – 2018].
М.Е. Протасова и Т.Т. Газизов определяют образовательную робототехнику как инновационную образовательную технологию, являющуюся средством изучения научно-технических знаний и подготовки инженерных кадров в системе модернизации отечественного образования[ Протасова М.Е., Газизов Т.Т. «Основы робототехники» в условиях дополнительного образования на примере детского центра образовательной робототехники // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: материалы международной научно-методической конференции. – Томск, 2019. – С. 90-92.].
В.И. Филиппов определяет робототехнику как новый элемент содержания образования, который с одной стороны обладает широким спектром возможностей, а с другой - отражает современные тенденции в технологической сфере. Также робототехника, как отмечает автор, внедряется в образование не только как предмет изучения, но и как средство обучения[ Филиппов В.И. Методика использования робототехники для формирования универсальных учебных действий у обучающихся во внеурочной деятельности по информатике: автореф. канд. пед. наук / В.И. Филиппов. - М., 2020. - 22с.].
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о положительном отношении детей как к роботам, так и к обучению робототехнике[ Malinverni L., Valero Cr., Schaper M–M., Garcia de la Cruz I. Educational Robotics as a boundary object: Towards a research agenda // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2021. – Volume 29, URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868921000349].
Робототехника как средство обучения способна повысить мотивацию к образованию, стимулирует познавательный интерес и любознательность. Также при включении в педагогическую работу элементов робототехники и роботов наблюдается наиболее успешное освоение программного материала, о чем свидетельствуют исследования лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института под руководством С. Пейперта[ Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост. Т. Г. Попова. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. -70с.].
Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, а также вызывающий у детей интерес к научно-техническому творчеству и способствующий целенаправленному выбору профессии инженерной направленности[ Чупин Д.Ю., Ступин А.А., Ступина Е.Е., Классов А.Б. Образовательная робототехника: учебное пособие. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 114с.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андрейчук А.В. Интеллектуальное развитие детей посредством формирования информационно образовательного пространства в детском технопарке «Кванториум» // Вопросы педагогики. - 2019. - № 8-1. - С. 8-12.
2.Андрейчук А.В. Создание условий для развития научно-технического творчества и инновационной деятельности школьников в детском технопарке «Кванториум» // Вопросы педагогики. - 2019. - № 3. - С. 22-29.
3.Бельков, Д. М. Организация турниров по робототехнике на базе детского технопарка Кванториум / Д. М. Бельков, М. Е. Козловских, О. И. Кутыгин // Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки : сборник научных статей V всероссийской молодежной научно-практической конференции, Шадринск, 15 апреля 2022 года / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Д. М. Гордиевских. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 126-131.
4.Беспалова О.В. Детский технопарк «Кванториум как современная модель дополнительного образования // Вестник науки. - 2023. - Т. 2. - № 1 (58). - С. 101-105.
5.Бурнакова М.В. Из опыта обучения основам робототехники в республиканском детском технопарке «Кванториум «Хакасия» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2019. - № 4 (30). - С. 109-112.
6.Быкова, А. А. Применение робототехнического набора DJI в общем и дополнительном образовании / А. А. Быкова, Н. М. Власова-Галасеева // Информатика в школе. – 2023. – № 4(183). – С. 43-49.
7.Вознесенская Н.В., Базаркин А.Ф., Зубрилин А.А., Козырева Ю.А., Корчина О.А. Совершенствование дополнительных общеобразовательных программ в центрах молодежного инновационного творчества // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3. - № 2. - С. 177-180.
8.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Выготский Лев Семенович; Под ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 671 с.
9.Готская А.И., Карев Д.А. Кванториумы как инновационная форма организации дополнительного технологического образования школьников // Современное образование: традиции и инновации. - 2020. - № 1. - С. 28-31.
10.Грачева Н.В. Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации // Образование и воспитание. - 2021. - № 1 (32). - С. 26-30.
11.Груздева М.Л., Толчин Д.А. Мобильный технопарк «Кванториум» как современная форма дополнительного образования детей // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 6. - С. 107-111.
12.Димова Е.В., Громыко Н.Г., Панекин А.Б. Мобильный технопарк «Кванториум»: новый формат образовательного процесса в Сахалинской области // Школа и производство. - 2022. - № 1. - С. 50-54.
13.Дьячковская И.А. Мобильный технопарк «Кванториум» как средство развития технического творчества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-4 (108). - С. 78-81.
14.Зотова В.А. Детский технопарк «Кванториум» - новое образовательное пространство для развития инноваций // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2021. - № 4 (54). - С. 22-25.
15.Зубрилин А.А., Карандаева А.В. Центр молодежного инновационного творчества как инструмент профилизации в области информатики // Профильная школа. - 2017. - Т. 5. - № 5. - С. 27-33.
16.Зубрилин, А. А. Один из способов обучения робототехнике на базе Мобильного «Кванториума» / А. А. Зубрилин, И. В. Бикеева // Журнал педагогических исследований. – 2023. – Т. 8, № 5. – С. 131-144.
17.Иванова С.Н. Центр цифрового образования «IT-куб» - инновационная площадка дополнительного образования детей // Дополнительное образование Якутии. - 2022. - № 10 (10). - С. 157-161.
18.Исогава Й. Книга идей LEGO Mindstorms EV3. 181 удивительный механизм и устройство / Йошихито Исогава ; [пер. с англ. О.В. Обручева]. - Москва : Издательство «Э», 2017. - 232 с. : ил. - (Подарочные издания. Компьютер).
19.Киселев И.С., Иода Е.В. Детский технопарк «Кванториум» как эффективная модель поддержки дополнительного образования в регионе // Экономика и социум. - 2018. - № 11 (54). - С. 517-520.
20.Клеников, С. С. Оценка освоения материала школьниками в рамках дополнительного образования на занятиях по робототехнике средствами нечисловой статистики (на примере детского технопарка "Кванториум") / С. С. Клеников // Школа молодых ученых : материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук, Липецк, 14 октября 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. – С. 87-90.
21.Клеников, С. С. Проектная деятельность на уроках робототехники как фактор повышения качества знаний учащихся (на примере детского технопарка "Кванториум") / С. С. Клеников // Школа молодых учёных : материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук, Липецк, 12 октября 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 21-26.
22.Клеников, С. С. Проектная деятельность на уроках робототехники как фактор повышения качества знаний учащихся (на примере детского технопарка "Кванториум") / С. С. Клеников // Школа молодых учёных : материалы областного профильного семинара по проблемам естественных наук, Липецк, 12 октября 2023 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – С. 21-26.
23.Крехалев В.В. Проблемы организации деятельности детских технопарков в условиях цифровой образовательной среды: на примере технопарка «Северный кванториум» // Наукосфера. - 2022. - № 2-2. - С. 85-88.
24.Круподерова, Е. П. Подготовка будущих учителей к организации обучения в цифровой образовательной среде / Е. П. Круподерова, К. Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-1. – С. 136-139.
25.Лактионов, В. В. Развитие ключевых компетенций учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения основам робототехники / В. В. Лактионов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2024. – № 1(69). – С. 306-309.
26.Методические рекомендации для работы педагогических кванториумов «Робототехника в образовании» / Мининский университет. – Нижний Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Нижний Новгород), 2022. – 38 с.
27.Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост. Т. Г. Попова. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. -70с.
28.Петров С.В., Першина О.П. Разработка образовательных программ, основанных на проектной командной деятельности: опыт детского технопарка «Кванториум» // Школа и производство. - 2020. - № 5. - С. 30-39.
29.Протасова М.Е., Газизов Т.Т. «Основы робототехники» в условиях дополнительного образования на примере детского центра образовательной робототехники // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: материалы международной научно-методической конференции. – Томск, 2019. – С. 90-92.
30.Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 424 с.
31.Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 1 / Д. А. Гагарина, А. С. Гагарин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 108 с.
32.Саввин М.А. Реализация проектной деятельности на базе детского технопарка «Кванториум» // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2021. - № 9-1 (38). - С. 40-41.
33.Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. -216 с.
34.Тузикова, И. В. Изучение робототехники – путь к инженерным специальностям / И. В. Тузикова// Школа и производство. – 2013. – № 5. – С. 45-47.
35.Ушинский К.Д. Воспитать ребёнка как? / К.Д. Ушинский, сост. Е.С. Филиппова – М.: Издательство АСТ, 2014. – 382 с.
36.Филиппов В.И. Методика использования робототехники для формирования универсальных учебных действий у обучающихся во внеурочной деятельности по информатике: автореф. канд. пед. наук / В.И. Филиппов. - М., 2020. - 22с.
37.Фролова А.В., Колесова Ю.А. Лего-конструирование с элементами робототехники в детском саду: формирование познавательной активности и предпосылок технического мышления // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2016. - №1. - С. 34-36
38.Червонный М.А., Власова А.А., Швалева Т.В. Деятельность центра дополнительного физико-математического образования как инновационная модель интеграции общего и дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 116-123.
39.Чупин Д.Ю., Ступин А.А., Ступина Е.Е., Классов А.Б. Образовательная робототехника: учебное пособие. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – 114с.
40.Щура Ю.Е. Организационно-педагогические условия формирования универсальных учебных действий на занятиях робототехники / Ю.Е. Щура // Вопросы педагогики. - 2017. - №10. - С. 108-110
41.Angel-Fernandez J. M, Vincze M. Towards a Formal Definition of Educational Robotics // Proceedings of the Austrian Robotics Workshop 2018. Innsbruck university press. – 2018
42.Malinverni L., Valero Cr., Schaper M–M., Garcia de la Cruz I. Educational Robotics as a boundary object: Towards a research agenda // International Journal of Child-Computer Interaction. – 2021. – Volume 29, URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212868921000349