Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о добре, великодушии, справедливости.
Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому одним из направлений воспитательной работы детского сада является вовлечение детей в социально-значимую деятельность, формирование активной жизненной позиции. Социальные инициативы позволяют формировать у ребят такие ценности как милосердие, доброту, ответственность, активность, коллективизм, организованность. Именно готовность приносить пользу, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание дошкольника как гражданина и общественного деятеля.
В настоящее время много внимания уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющихся одним из компонентов дошкольного образования. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на формирование у детей адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения в мир окружающих его людей. Современный дошкольник живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на формирование его нравственной сферы.
Социальные акции – одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Основная цель социальной акции – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром. Также в результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется положительное отношение родителей к образовательному учреждению.
Акции являются средством эффективной пропагандистской деятельности среди родительской общественности, поскольку дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Тема является актуальной, как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку в методической литературе специалистами по дошкольному образованию недостаточно освещены научно-теоретические подходы к проблеме организации нетрадиционных форм проведения с детьми и родителями совместных мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности детей, не разработаны и не прописаны конкретные механизмы организации социальных акций, позволяющие воспитателю активно применять их на практике.
Актуальность темы заключается ещё и в том, что результаты, достигнутые детьми в процессе применения данной формы работы (социальная акция) соответствуют целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
Практика проведения социально значимых акций подтверждает значимость и правильность выбранного направления для становления уровня социальной компетентности детей, который проявляется в позитивной самооценке ребенка и осознанном участии в социально-значимых инициативах, осознании личной причастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой Родины, развитии личностных качеств через коллективные мероприятия.
Цель исследования: изучение опыта и возможностей проектирования включения детей старшего дошкольного возраста в социально-ориентированные акции в ДОУ.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
• изучить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
• рассмотреть социально-ориентированные акции в ДОУ как способ реализации детских инициатив;
• определить теоретические подходы к проектированию в образовательном процессе ДОУ;
• следовать опыт проектирования социально-ориентированных акций в ДОУ;
• разработать проект социально-ориентированной акции в ДОУ.
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально-ориентированные акции в ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование – одна из важнейших ступеней образовательной системы, значение которой трудно переоценить. Данный уровень образования заслуживает особого внимания, поскольку одной из важнейших задач дошкольного образования является гармоничное развитие ребенка, создающее фундаментальную базу для его дальнейшего обучения и личностного развития.
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Поэтому одним из приоритетных направлений развития и образования детей согласно ФГОС является социально-коммуникативное развитие, которое направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие… эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками…» [35].
В настоящий момент принято выделять младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (6-7 лет) дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
К старшему дошкольному возрасту ровесник становится для ребенка целостной личностью, а не только предметом сравнения с собой.
К шести годам возрастает количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Это объясняется развитием произвольности поведения и усвоением моральных норм.
Особый интерес для нас представляет изучение именно социально-коммуникативного развития ребенка (социально-коммуникативной компетентности).
В соответствии со стандартом под социально-коммуникативным развитием следует понимать усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [35].
Известно, что для успешного функционирования в социальной среде человеку необходимо обладать рядом личностных качеств и умений, которые формируются, и развиваются в процессе социализации. Социализация – это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или в той или иной социальной группе, к которой человек принадлежит.
В процессе социализации ребенок поддается множеству влияний педагогического характера от взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей детского сада, учителей и др. Первым детским обществом для ребенка является группа детского сада, в которой он приобретает начальный социальный опыт взаимодействия со сверстниками, способствующего формированию его взглядов и поведения, усвоению моделей для подражания и выработке ценностных установок [25, с. 21].
По мнению А.В. Мудрика, позитивная социализация ребенка возможна лишь при условии жизни детского коллектива в позитивных, эмоционально - насыщенных, дружески привлекательных условиях, а также при содержательном и положительно интенсивном взаимодействии, при доброжелательном отношении друг к другу [33, с. 54].
Изучая взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов, ряд исследователей (Л.В. Артемова [8], В.Я. Воронова [11] и др.) пришли к выводу, что в детском саду, в процессе коллективной деятельности и общения, ребята практически в полной мере осваивают социально приемлемые нормы взаимоотношений с ровесниками и взрослыми.
Несомненно, роль общения в детстве особенно велика. В процессе межличностного общения у дошкольников формируются и развиваются определенные формы общения, в которых усваиваются нормы и правила человеческих отношений, формируются потребности, интересы и мотивы к расширению сферы общения, развивается кругозор.
В дошкольном возрасте у детей со сверстниками формируются несколько форм межличностного общения, перетекая одна в другую. Первая форма общения – эмоционально - практическое общение (2 - 4 года), вторая форма – ситуативно-игровое-деловое общение (4 - 6 лет). К старшему дошкольному возрасту формируется внеситуативно-деловая форма общения [30, с. 12].
В дошкольном детстве в жизни ребенка другие дети начинают занимать все большее место. Изучение дошкольных групп (детских коллективов в детсадах) имеет свою историю в психологической науке. Еще в 30 - х годах ХХ века Е.А. Аркин и А.С. Заслужный проводили многоаспектные психологические исследования групп детского сада. Затем начались социально-психологические исследования межличностных отношений в детских коллективах, предметом которых выступали структура и динамика возрастных изменений детского коллектива. Так, в исследованиях вышеперечисленных авторов были изучены социально-психологический климат и межличностные отношения в детских коллективах, выявлено на протяжении дошкольного возраста стремительное увеличение структурированности детского коллектива, изменение содержания и обоснования выборов детей. Ими была установлена зависимость эмоционального самочувствия детей от характера отношений ребенка со сверстниками.
При нормальном психическом развитии, к шести годам у ребенка значительно возрастает способность дошкольников к адекватным формам коммуникации. Так, они способны сопереживать сверстнику, стремиться помочь ему или поделиться с ним.
Действия, направленные на поддержку сверстников, сопровождаются положительными эмоциональными проявлениями: улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Зачастую вопреки заданным правилам игры старшие дошкольники делают попытки оказать помощь своим сверстникам.
Главной составляющей межличностных отношений старших дошкольников являются социально-нравственные отношения, которые характеризуются наличием у ребенка социально-нравственных знаний, успешным усвоением соответствующих форм и способов поведения в обществе. Наличие у большинства старших дошкольников социально - нравственных знаний, социально приемлемых поведенческих умений служат психологической базой для благоприятного психологического климата детского коллектива, сплочения группы, характеризуют уровень культуры поведения ребенка [25, с. 52].
Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации детей. Для успешного развития личности детей необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении.
По мнению Н.В. Микляевой, для детей накопление и развитие коммуникативных навыков является не менее важной и необходимой стороной жизнедеятельности, поскольку, умение общаться, понимать других людей и распознавать их эмоции в ситуации общения – важнейшие предпосылки для успешной адаптации личности в социуме [30, с. 36].
В целом же дошкольный возраст – самый благоприятный для позитивных и эффективных изменений в становлении личности ребенка. Именно этот резерв старшего дошкольного возраста необходимо максимально использовать для формирования полноценной личности ребенка, чтобы оказать неоценимую помощь в его дальнейшей успешной социализации. Успешно развитые коммуникативные качества, умения «видеть» «слышать» и понимать другого человека, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать с ним – чрезвычайно важны для личностного становления и социализации ребенка.
1.2. Социально ориентированные акции в ДОУ как способ реализации детских инициатив
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на поиск и создание условий, направленных на развитие интегративных качеств личности ребенка, формирование у него адаптационных способностей к требованиям социума. Необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции. Одной из интересных форм работы в этом направлении является планирование и проведение социальных акций [16].
Основная цель социальной акции - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром [20, с. 18].
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для побуждения, развития и поддержки детской инициативы, необходимо создать приемлемые комфортные для дошкольников условия, а именно:
• развивающая предметно-пространственная среда;
• расположенность остальных субъектов образовательной среды для взаимодействия;
• контакт и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
• четкое построение и планирование образовательного процесса (тематическое планирование, ориентированное на интересы детей);
• включение диагностической и аналитической деятельности для получения образовательного запроса детей для верного формирования целей и задач.
1.3. Теоретические подходы к проектированию в образовательном процессе ДОУ
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
При подготовке социальной акции в первую очередь следует определить, на решение каких социально-педагогических задач она направлена. Необходимо разработать проект, структура которого включает: цель и задачи акции, определяет ее участников и целевую аудиторию, место и форму проведения, сценарный план.
Цель проведения социально ориентированных акций как способа реализации детских инициатив: привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОО и родителями, а также социумом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академ. проект, 2012. - 400 с.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2014. - 190 с.
3. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания. - М.: АСТ, 2014. - 300 с.
4. Амонашвили Ш.А., Безруких М.М. и др. «Концепция содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» // Народное образование. - 2012. - №1. - С.12-14.
5. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк, 2015. - 200 с.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2012. - 56 с.
7. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2015. №10. С.12-18.
8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2010 – 125 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: Астрель, 2013. - 230 с.
10. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. 2016. №1.
11. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников : Пособие для воспитателя дет. сада / В. Я. Воронова. - М. : Просвещение, 2012. - 80 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста. - М.: Просвещение, 2012. - 288 с.
13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М.: Владос, 2014. - 400 с.
14. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2013. - 424 с.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: АСТ, 2015. - 283 с.
16. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. М.: Линка-Пресс. 2001 224 с.
17. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: Академия, 2012. - 22 с.
18. Жадан Я.Э. Диагностика дружеских взаимоотношений старших дошкольников. - М.: Наука, 2013. - 230 с.
19. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2013. - 239 с.
20. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта... (дет. сад № 403 г. Москвы) // Дошкольное воспитание. 2002. N 7. С. 18–21.
21. Зимняя И.А. Психология воспитания. - М.: Просвещение, 2012. - 222 с.
22. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Академия, 2013. - 299 с.
23. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника: советы родителям. - М.: Наука, 2014. - 271 с.
24. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Просвещение, 2013. - 244 с.
25. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2011.
26. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - М.: Астрель, 2014. - 345 с.
27. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. - М.: Академия, 2012. - 77 с.
28. Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. - М.: Самсон, 2013. - 186 с.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 2014. - 288 с.
30. Микляева Н. В. Коррекционно - развивающие занятия в детском саду: Метод. рек. для специалистов и воспитателей ДОУ [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.П. Слободяник. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
31. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. - М.: АСТ, 2013. - 245 с.
32. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания // Воспитание в детском саду. 2012. №4. С.9-15.
33. Мудрик А. В. Социализация и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Проспект Пресс, 2014.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2013. - 200 с.
35. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»