Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. По оценкам специалистов, семья является одним из старейших социальных институтов и одной из первых форм хозяйственной организации.
Исследователи с большой долей уверенности утверждают, что «первый совместный труд (кооперация) для достижения совместно разделяемых целей был организован членами одной общины или племени, что для первобытных людей фактически и являлось семьей».
Несмотря на рост интереса к изучению особенностей и сути семейного бизнеса и семейных фирм, в научной и специализированной литературе не существует единого общепризнанного определения данного термина.
На сегодняшний день ученые, относящиеся к разным научным и профессиональным школам, по-разному трактуют понятие семейного бизнеса.
Действительно, это не просто сделать в силу разных причин, так как в «ходе формирования и развития общества менялись формы и цели кооперации членов данного общества, однако не менялась суть и кровная связь между участниками большинства подобных образований. Крепость семейных уз в бизнесе наиболее просто объяснить фактором доверия – только членам семьи мы безраздельно доверяем…». [Васильев, с. 3].
Далее с течением развития общества, процессов индустриализации и глобализации, развития государственных форм собственности, возникла необходимость в профессиональных управленцах и конкурентных бизнес-структурах. Эти шаги привели к тому, что фактор семейственности в бизнесе был несколько отодвинут на задний план.
Однако, возврат интереса современных исследователей к семейным фирмам произошел в 80-е годы XX столетия. Помимо теоретического осмысления вопросов семейного бизнеса, появилась большая практическая работа в обмене опытом и постижении секретов эффективности семейных фирм, а именно возникли специализированные площадки и активности по взаимодействию между семейными компаниями, учеными и представителями власти.
Статистические данные подтверждают: на глобальные семейные компании приходится составляют 70% всех коммерческих предприятий и порядка 70% мирового ВВП [Резник, с. 12].
Тем не менее, в современном мире устойчивость семейных компаний не столь высока, как ранее, с точки зрения преемственности традиций. По данным исследователей, почти две трети таких фирм не выживают после первого поколения. При этом одно из десяти семейных фирм достигают уровня третьего поколения [смирнов, с. 22].
В настоящее время во всем мире семейный бизнес как предмет управления и в целом методы, концепции и подходы управления семейным бизнесом привел к накоплению большого количества информации. Но она характеризуется недостаточным уровнем систематизации и слабой интегрированностью в научную парадигму.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена недостаточной изученностью и классифицированностью.
Степень научной разработанности проблемы. Существует несколько основных направлений, в рамках которых проводится изучение проблематики семейных фирм.
Разработка подходов к определению критериев семейного бизнеса проводилась в работах такие зарубежных исследователей, как Дж.Астрачан, Дж.Кристман, А.Пирсон, С.Тейлор и других.
Экономическое обоснование функционирования семейных фирм и в целом их выявление на национальную или мировую экономику исследовали западные ученые Дж.Астрачан, П.Шарма, Дж.Крейг, Р.Литц, У.Пеарстон, а также российские исследователи О.Осипенко, И.С.Платонов, Ф.И.Шахмалов и другие.
Одной из важнейших проблем менеджмента семейного бизнеса является вопрос его наследования. Это направление в иностранной науке и практике получило широкое освещение в работах С.Клейн, Д.Секстон, Х.Ферраро, Р.Карлок, Дж.Уорд и т.д.
Приоритетным направлением также является разработка проблем управления семейными фирмами как в стратегическом, так и функциональном аспекте. Достаточно полно этот вопрос изучен в работах Г.Левинсона, Г.Гордона, Н.Николсона, М.Рахима, У.Риверса, А.Ландсбераг, Дж.Дейвиса, Дж.Астрачана, Дж.Уорда, Р.Морка, Д.Миллера, Ф.Хойа, П.Шармы, Дж.Чуа, Дж.Крисмана и других. В отечественной менеджерской науке проблематика управления семейными фирмами практически не разрабатывалась.
Вопросы компаративной эффективности семейного и несемейного бизнеса исследовались в работах таких авторов, как Р.Морк, М.Дженсен, У.Меклинг, С.Гогинели, С.Линн и другие.
Данная тема наиболее сложна для исследования и получения достоверных выводов, так как существуют исследования, авторы которых приходили к совершенно противоположным выводам.
Цель исследования – на основе обобщения накопленных результатов исследований семейных компаний, разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности компании производства и продажи текстиля momo for home на основе целевого подхода.
Задачи исследования:
1. Выявить, упорядочить и систематизировать источники по теме исследования, осуществив анализ и систематизацию воззрений ученых на основные проблемы управления семейными фирмами.
2. Описать классификацию и модели семейных фирм.
3. Выявить особенности и финансовые основы управления семейными фирмами.
4. Оценить финансово-экономическое состояние организации (компания производства и продажи текстиля momo for home).
5. Провести стратегический анализ и анализ организационной структуры организации.
6. Описать основные бизнес-процессы и оценить эффективность управления семейной фирмой.
7. Разработать, сформулировать и систематизировать рекомендации по дальнейшему развитию системы менеджмента семейной фирмы.
Объект исследования: компания по производству и продаже текстиля momo for home.
Предмет исследования: особенности менеджмента компании по производству и продаже текстиля momo for home как семейной фирмы.
Основные методы исследования: анализ, синтез, построение классификации, диалектический, дедукции, метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. ФЕНОМЕН СЕМЕЙНОЙ ФИРМЫ КАК ОБЪЕКТА МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Классификация семейных фирм
Роль семьи в системе рыночных отношений определяется статусом своеобразной «фирмы».
В этой связи «человек открывает какое-то свое дело, ведет его, потом передает сыну. Тот сохраняет и приумножает труд отца. И так из поколения в поколение. Капитал не уходит из семьи. И главное здесь в том, что в семье таким образом сохраняются традиции, которые были заложены дедом, прадедом» [Васильев 1, с. 155–162].
В данной работе будут применяться как идентичные понятия «семейный бизнес» и «фамильный бизнес».
Семейный бизнес (СБ) или фамильный бизнес (ФБ) является закрепившимся на международном уровне стратегически обоснованным и экономически важным инструментом развития государства [Смирнов 9, с. 41–51].
Высоким потенциалом синергии владеют именно малые семейные бизнес-формы именно по следующим факторам:
Рисунок 1 – Основные факторы высокого потенциала семейного бизнеса
В Европе основу семейные предприятия – традиционное и распространенное явление. В России эти традиции, которые, несомненно, существовали, были искусственно прерваны событиями 1917 года. [Касьяненко Т.Г. Эволюция 5, стр. 36–44].
Т.Г. Касьяненко и А.М. Воротилкина предложили собственную классификацию семейного бизнеса (Таб. 1).
Таблица 1
На сегодняшний день разработана широкая система классификации для этих фирм, основанная на степени участия семьи в бизнесе.
Семейные фирмы могут существенно различаться по таким параметрам, как размер, возраст, сфера деятельности, а также степень и способ участия семьи в бизнесе.
Зная о таких фундаментальных различиях в семейных фирмах, ученые предприняли попытки уловить неоднородность этих фирм (например, Дэвис, 1982 год; Дайер-младший, 1986 г.; Холландер, 1983 г.; Лансберг, 1988; Уорд, 1987).
Однако, определение того, что такое семейный бизнес, продолжает оставаться одной из основных проблем, с которыми сталкиваются исследователи семейного бизнеса при рассмотрении вопроса о том, чем семейный бизнес отличается от несемейного. (Chrisman et al. 2005).
Участие семьи в бизнесе – это инклюзивная концепция, охватывающая семейную собственность, управление, управление и преемственность поколений (Handler 1989). Тем не менее, существование компонентов семейного участия не гарантирует, что эти фирмы обладают сутью семейного бизнеса.
В связи с этим Астрахан и др. (2002) предложили шкалу семейной власти, опыта и культуры как альтернативный метод оценки влияния семьи по непрерывной шкале вместо ограничения ее использования в качестве категориальной переменной, тем самым обеспечивая основу для согласования компонентов - вовлеченность и сущностные подходы.
На сегодняшний день не получено убедительных результатов относительно различий между семейным и несемейным бизнесом с точки зрения конечного результата.
Например, различные исследования показывают, что участие семьи улучшает, ухудшает или не оказывает никакого влияния на эффективность деятельности фирмы. Эти выводы неудовлетворительны для ученых, которые пытаются обосновать их разными способами (Dyer2006).
Некоторые причины, объясняющие эти противоречивые результаты, заключаются в том, что разные определения ФБ применяются с использованием разных комбинаций компонентов участия семьи (Вестхед и Коулинг, 1998).
Таким образом, большинство исследователей вынуждены работать с небольшими выборками, поскольку списки членов профессиональных ассоциаций, списки рассылки консультантов семейных фирм, а также опросы или интервью являются единственным средством их различения.
Исследовательское сообщество могло бы приветствовать метод идентификации различных типов семейного бизнеса из баз данных, что позволит им работать с большим количеством фирм. Определить отдельную группу фирм, в которых участие семьи является ключевой особенностью, в дальнейшем называемых фирмами с участием семьи.
Во-первых, трудно согласовать результаты различных исследований, используя различные определения семейного бизнеса. Во-вторых, участие семьи может повлиять на результаты деятельности фирмы.
Было бы полезно выделить отдельную группу фирм, для которых участие семьи является важной характеристикой и чья эффективность различна, поскольку она является важным индикатором организационного успеха и конкурентных преимуществ фирм и дает представление о вкладе фирм в экономическое развитие из разных стран.
Мною выбрано широкое определение, в рамках которого можно идентифицировать, классифицировать и сравнивать различные типы компаний, в зависимости от их компонентов семейного участия. С этой целью разрабатывается классификация фирм, основанная на правовой природе фирмы:
участие учредителя-одиночки
семьи в собственности,
управлении
Фрагмент для ознакомления
3
1.15 крупнейших семейных предприятий в мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://expert.ru/2015/07/16/15-bogatejshih-semej-mira/
2.Васильев М.В. Критерии и определения семейной фирмы: эволюция взглядов европейских и российских исследователей // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №7–8. – С. 155–162.
3.Васильев М.В. Развитие взглядов на управление семейными компаниями. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2012. – 30 с.
4.Ващенко, Т.В. Эффективная система корпоративного управления как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики: индийский опыт / Т.В. Ващенко // Финансовый менеджмент. — 2022. — № 6. — С. 52–61. — EDN EYUHSM.
5.Волков Д.А. Семейный бизнес в России: социально-экономические аспекты управления: монография. – М.: Креативная экономика, 2012. – 178 с.
6.Волков Д.А. Эмпирическое исследование. Перспективы расширения семейного бизнеса в России // Экономика, социология и право. — 2013. – №1. – С. 20–30.
7.Всемирное исследование частного и семейного бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/private-companies/familybusiness/assets/fambiz_survey_rus_final_comp.pdf
8.Фоломеев, Ю.Н. Антропологические аспекты в решении проблем корпоративного управления / Ю.Н. Фоломеев // Человеческий капитал. — 2020. — № S4(136). — С. 240–243. — EDN MRFIQR.
9.Всемирное исследование частного и семейного бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/new-site-content/fbs/globalfamily-business-survey-2016.pdf
10.Гуцериев М. В России на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/ milliardery/349611-mihail-guceriev-v-rossii-na-semeynyy-biznes-smotryat-kak-namafioznyy-klan
11.Джонс. Кристина Семейный бизнес. – М.: Наука, 2023. –113 с.
12.Касьяненко Т.Г. Современные проблемы теории оценки бизнеса: монография. – М.: Проспект, 2017. – С. 10–25.
13.Касьяненко Т.Г. Эволюция понятия «семейный бизнес» по исследованиям российских и зарубежных ученых / Т.Г. Касьяненко, А.М. Воротилкина // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. – №2. – С. 36–44.
14.Колпин Л. Семейный бизнес от конфликтов к успеху. – М.: Добрая книга. 2010. – С. 100–110.
15.Коляда, Т.А. Управление корпоративными правами государства: оценка эффективности и направления реформирования / Т.А. Коляда, Н.В. Кузьменко // Бизнес информ. — 2019. — № 8(499). — С. 45–52. — DOI 10.32983/2222–4459- 2019-8-45-52. — EDN POOTNQ.
16.Консолидация финансовых ресурсов государства и бизнеса: возможности и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konsolidatsiya-finansovyh-resursov-gosudarstva-ibiznesa-vozmozhnosti-i-perspektivy-1
17.Лалетина, А.С. О проблемах управления акционерным обществом / А.С. Лалетина, И.А. Косякин // Государство и право. — 2019. — № 5. — С. 98– 105. — DOI 10.31857/S013207690004865-3. — EDN ZIJIPB.
18.Лескина, Э.И. Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в управление трудовыми ресурсами в условиях Индустрии 4.0 / Э.И. Лескина // Информационное право. — 2021. — № 2. — С. 25–31. — DOI 10.18572/1999- 480X-2021-2-25-31. — EDN ASRXHD
19.Лич Питер, Богод Тони. Семейный бизнес. Опыт успешного ведения бизнеса, управляемого семьей. – М.: Наука, 2023. –121 с.
20.Немиленцев М.К. Ценообразование в семейном бизнесе: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 12.06.2012. – СПб., 2012. – С. 30–40.
21.Сенчагов В.К., Резник С.А. Управление семейной экономикой. – М.: Наука, 2023. – 121 с.
22.Сайтон Майк, Уэст Крист. Заметки на салфетках. Как за кружкой пива придумать бизнес и превратить его в стоящее дело. – М.: Наука, 2023. –121 с.
23.Смирнов В.В. Развитие семейного бизнеса как фактор оздоровления экономики России в условиях кризиса. – Владимир: ВГУ, 2008. – С. 20–23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analizosobennostey-razvitiya-semeynogo-biznesa-v-rossii-i-za-rubezhom
24.Статья 4 «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
25.Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ rbcfreenews/5d2c92949a79479d24a034a0
26.Фоломеев, Ю.Н. Антропологические аспекты в решении проблем корпоративного управления / Ю.Н. Фоломеев // Человеческий капитал. — 2020. — № S4(136). — С. 240–243. — EDN MRFIQR.
27.Частный и семейный бизнес России: вызовы и факторы роста сегодня и завтра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/ privatecompanies/ family-business/assets/pfbs_report_rus_final.pdf
28.Чепуренко А.Ю. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечения населения в малый бизнес (заключение) // Экономическая социология. – 2003. – Т. 4. №4. – С. 26–51.
29.Шереметьева, Н.Г. Семейное предпринимательство как вектор социальноэкономического развития России / Н.Г. Шереметьева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2021. — № 1. — С. 93–95. — DOI 10.37882/2223-2974.2021.01.28. — EDN YPQBBI.
30.Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. – М.: Дашков и Ко, 2010. – С. 33–58.
31.Astrachan J.H. Family / J.H. Astrachan, P. Alcorn, A.K. Strider // KenyonRouvinez D., Ward J. L. Family Business. Key Issues. – New York. Palgrave Macmillan. 2005.
32.Miller D. Managing for the long run: lessons in competitive advantage from great family business / D. Miller, I. Le Brenton-Miller // Harvard business school press. – 2005 – Р. 12–23.