Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Накопление экологических проблем, в т.ч. проблем экологического состояния крупных и крупнейших городов, привело в последней трети XX века к появлению концепции «территориального устойчивого развития». В Европе разработан комплекс из 50 основных показателей оценки качества территории, разделенных на четыре группы: экономические, экологические, социальные и институциональные. Помимо экологических показателей качества воздуха, воды, почвы и образования отходов, важнейшими экологическими показателями городской окружающей среды: показатели городского ландшафтного дизайна; доля населения, имеющего зеленые зоны вокруг пешеходной зоны; индикаторы биоразнообразия городской среды. 333Поэтому ландшафт города и зоны отдыха отмечены как важные факторы его устойчивого развития, а количественная оценка показателей является одной из задач на пути к достижению этой цели.
Современное состояние городских парков в Российской Федерации характеризуется рядом проблем, среди которых:
- неоптимальная конфигурация парковочной зоны, следовательно, ее проницаемость для шума и других неприятных факторов;
- неудобная транспортировка жителей отдаленных районов к городским паркам;
- малофункциональное развитие (количество видов развлечений);
- обычно, украшения низкого уровня;
- функциональное зонирование парковой территории не отвечает изменениям состояния застройки городов вокруг парка и изменениям социально-экономических условий его функционирования;
- стихийное функциональное зонирование часто подвергается влиянию коммерческих факторов.
Эти проблемы ограничивают потенциал парков в решении экологических проблем и снижают их роль как рекреационных объектов и важного составляющего городского фактора. Количественные методы позволяют дать обоснованную оценку качества парка и определить направление его возможной реконструкции с целью достижения экологического и социального обновления.
В связи с этим актуальным является вопрос разработки отечественного количественного метода оценки качества функционального зонирования территории парков в городах и проведения на его основе оценок парковых зон в городах, особенно в городских парках, как наиболее сложного и осуществимого с точки зрения функциональной структуры и социальной роли городской среды.
Для Мурманской области проблема оценки качества функционального зонирования территории парков города Мурманска является актуальной. Современное состояние мурманских городских парков характеризуется наличием тех же проблем, что и для других городов России в целом, но при этом осложнено природными и климатическими особенностями: рельеф местности, климат, ландшафт.
Цель исследования – проведение сравнительной оценки качества функционального зонирования территории парков города Мурманска.
Задачи исследования:
1. Провести анализ нормативно-правового сопровождения проектирования функциональных зон парковых территорий.
2. Осуществить оценку качества функционального зонирования территории парков города Мурманска.
3. Дать сравнительную оценку качества функционального зонирования территории парков города Мурманска.
Объект исследования –территории парков города Мурманска.
Предмет исследования – качество функционального зонирования территории парков города Мурманска.
Методы исследования: аналитический метод (анализ литературных и нормативно-правовых источников, анализ данных), экспедиционное маршрутное обследование парковых территорий, картографический, сравнительный.
Жилищно-коммунальное хозяйство города Мурманска, как и любого другого города России, сейчас находится в стадии трансформации.
Этот процесс имеет заметные и в то же время незаметные на первый взгляд, но в то же время не менее важные тенденции.
Анализ этих тенденций позволит получить представление о том, как развивается отрасль ЖКХ и в каком направлении движется это развитие.
Таким образом, результаты анализа могут стать полезным инструментом в решении актуальных и перспективных задач реформирования Мурманского жилищно-коммунального хозяйства.
В этом исследовании мы будем опираться на статистический (или количественный) анализ. Если обратиться к такому анализу состояния жилищно-коммунального хозяйства города, то, прежде всего, необходимо несколько прояснить ситуацию с жилищной статистикой.
Жилой фонд города Мурманска включает 2 452 дома общей площадью 6 913 кв.м. 4 тыс. м2.
Общее количество квартир – 140 460.
1930-е годы были годами бурного роста и развития города. Увеличение числа жителей потребовало высоких темпов строительства. Несмотря на плотную застройку первой и второй террас, началось строительство поселка, получившего название Жилстрой.
На данный момент ситуация обратная.
Строительство в Мурманске составляет 8%.
В то же время в очереди на получение социального жилья стоят восемь тысяч семей.
Период массового жилищного строительства в Мурманске пришелся на 1930-е годы, поэтому жилой фонд города достаточно ветхий.
В основном жилой фонд состоит из панельных и кирпичных домов, срок службы которых составляет 100-150 лет.
В аварийном состоянии находятся 99 домов общей площадью более 37271 м2.
Этот тип домов составляет 90% от общего жилищного фонда.
Кроме того, более 50% жилого фонда города Мурманска нуждается в капитальном ремонте.
В основном это кирпичные дома с деревянными перекрытиями, а также брусчатыми и каркасно-наливными фундаментами. Деревянные и каркасные дома со сроком службы до 30 лет насчитывают 313 единиц и составляют 15% жилищного фонда.
С учетом износа более 50% жилищный фонд не требует экстренных мер по капитальному ремонту, однако стоит обратить внимание на два момента, которые меняют картину в противоположную сторону.
Во-первых, частичный капитальный ремонт (или текущий ремонт) не проводится в полном объеме, а его отсутствие может существенно сократить срок эксплуатации жилых домов.
Во-вторых, распределение ветхих или нуждающихся в капитальном ремонте зданий и относительно новых домов по трем районам неравномерно.
Так, в Ленинском административном районе наибольшее количество деревянных и кирпичных домов, поэтому их дорогостоящее содержание ложится на плечи одной управляющей компании. Таким образом, появляется второй «источник» недофинансирования, который не менее негативно влияет на перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства в городе.
Положительным моментом в данной ситуации является то, что подавляющее большинство жилых домов города имеют одинаковую технологическую основу конструкций, следовательно, это упрощает процесс подготовки и проведения ремонта и процесс обслуживания самого дома.
В настоящее время в капитальном ремонте нуждаются: 75% крыш жилых домов, из них 20% в аварийном состоянии, 77% фасадов, 99,9% внутренних электросетей, 67% сетей горячего водоснабжения, 60% тепловых сетей, из которых 10% находятся в аварийном состоянии.
Из количественного анализа следует вывод: финансирование развития жилищно-коммунального хозяйства в городе Мурманске осуществляется в недостаточных объемах, несмотря на то, что потребность жилищных организаций в денежных средствах удовлетворяется практически полностью.
С одной стороны, состояние жилищного фонда неуклонно ухудшается, а с другой стороны, предприятия ЖКХ получают почти столько денег, сколько им необходимо для ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Поэтому необходимо перераспределить полученные «домовладельцами» средства в пользу капитального ремонта.
Самостоятельно предприятия не смогут обеспечить полное финансирование этих мероприятий, поэтому необходимо сформировать статью целевых программ финансирования капитального ремонта, проводимого жилищными организациями, в совокупности муниципального бюджета, выделяемого на жилищно-коммунальное хозяйство субъекта Российской Федерации.
Только так можно будет контролировать расходование бюджетных средств и остановить негативные тенденции в состоянии жилищного фонда города.
Таким образом, количественный анализ показывает, что решение каждой проблемы в отдельности не будет иметь общего положительного эффекта, поскольку сами проблемы имеют разную природу и вызваны разными причинами. Игнорирование одной проблемы в пользу успешного решения другой не принесет долгосрочных выгод, а лишь создаст еще большую кризисную ситуацию на одном из «флангов».
Подход, основанный на учете системных процессов и тенденций в жилищно-коммунальном хозяйстве города как объекта управления, позволит отрасли наиболее естественным образом избавиться от различных проблем, не упуская из виду важные вопросы, не деформируя механизм взаимодействия участников рынка и не нарушая при этом принципов управления рынком.
Благоустройство дворов и общественных территорий является системным элементом благоустройства и реконструкции улиц, кварталов и города в целом. Важное место в планировании застройки городских кварталов занимает формирование жилых групп домов, центром которых являются дворовые территории. Состояние и уровень благоустройства дворов во многом определяют психологический климат микрорайона.
Без благоустройства дворов благоустройство города не может быть комплексным и эффективно влиять на улучшение качества жизни населения.
Основными проблемами озеленения являются:
- недостаточное бюджетное финансирование благоустройства дворов и общественных территорий города Мурманска;
- неудовлетворительное состояние асфальтобетонного покрытия в жилых домах и помещениях общего пользования;
- недостаточная обеспеченность жилой среды элементами озеленения (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, парковочные карманы, контейнерные площадки для сбора ТБО, освещение, сооружения, предназначенные для обслуживания маломобильных групп населения);
- неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений;
- ненадлежащее состояние подъездов и подъездов многоквартирных домов.
Ландшафтный дизайн должен обеспечивать интересы пользователей каждого участка жилой и общественной территории. Важным условием формирования жилой и общественной среды является ее адаптация к потребностям людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения. При освещении улиц, скверов, скверов, парков и других объектов благоустройства Мурманского муниципального образования необходимо внедрять энергосберегающие технологии.
Таким образом, задачи муниципального управления в области реализации муниципальной программы города Мурманска «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Мурманск» на 2023-2024 годы (далее - муниципальная программа):
- улучшение уровня благоустройства дворов и общественных территорий города;
- повышение качества и технической оснащенности выполняемых работ по благоустройству дворов и общественных территорий города.
Анализ сферы благоустройства территорий г. Мурманска представлен в таблицах 1 и 2.
Анализ существующего состояния благоустройства общественных и дворовых территорий показывает, что уровень их благоустройства не соответствует современным требованиям мурманчан, а работа по благоустройству дворов и общественных территорий пока не приобрела комплексного и постоянного характера.
Приоритетом политики администрации города Мурманска является обеспечение комфортной и безопасной среды обитания городского населения. В том числе этого можно достичь за счет изменения облика города Мурманска, благоустройства дворов и общественных территорий города Мурманска, обеспечения жилищных условий и предоставления достойных условий проживания для небольших групп людей и семей с детьми.
Анализ благоустройства общественных и судебных территорий показывает, что проблема озеленения требует системного решения. В рамках приоритетного проекта «Формирование современной городской среды» планируется реализовать подпроект «Обеспечение комплексного ландшафтного дизайна города Мурманска», целью которого является создание современной безбарьерной инфраструктуры в доступной городской среде.
Основные принципы реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды»:
- участие общественности;
- системный подход;
- все начинается со дворов;
- современные общественные зоны;
- личная ответственность.
Одним из условий реализации приоритетных проектов является активное участие граждан и организаций в обсуждении проектов муниципального планирования и отборе фермерских хозяйств и муниципальных территорий для включения в муниципальный план.
Все решения по благоустройству муниципальных общественных территорий должны приниматься открыто и открыто с учетом мнения муниципального правительства, граждан дворовой территории и граждан, проживающих в многоквартирном доме этого двора, а также их граждан. и организации, могут оказывать финансовую помощь и/или участвовать в реализации мероприятий по благоустройству двора.
Увеличение площади урбанизированных территорий, возрастающая техногенная нагрузка, приводящая к сокращению природного ландшафта, создает у человека повышенную потребность в отдыхе в природной среде, способствуя сохранению и восстановлению физического и психического здоровья. гармоничное развитие личности. Особое значение для создания и поддержания комфортной среды проживания горожан имеют зеленые территории.
Зеленые зоны современного города выполняют самые разнообразные функции, важнейшими из которых являются:
- градостроительство, формирование единого зеленого каркаса, объединяющего отдельные городские зоны и сооружения в единое целое, что приводит к увеличению эстетика архитектурных и городских ансамблей;
- рекреационная, создание комфортного микроклимата, улучшение экологической ситуации;
- рекреационная, создание многофункциональных зеленых зон для массового отдыха городского населения.
Выделяют три основные категории зеленых территорий, каждая из которых имеет свои особенности в отношении гражданского оборота (отношения к собственности, продаже, аренде), режимов использования и методов управления:
- зеленые зоны общего пользования – территории, используемые для рекреации. всего населения города.
Расчет потребности в них производится на все городское население или население планировочного или жилого района плюс так называемое «временное население» (приезжие, туристы, иногородние граждане);
- зеленые зоны ограниченного использования - территории в пределах жилых, гражданских, промышленных зданий, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, предназначенные для использования отдельными группами населения;
- зеленые зоны специального назначения: санитарно-охранные, водоохранные, охранно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочные и тепличные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона «Об особо охраняемых территориях».
Особый интерес для города представляют парки – зеленые зоны общего пользования, являющиеся центрами отдыха горожан и гостей города, а также местом проведения массовых мероприятий. Большинство парков Нижнего Новгорода относятся к многофункциональному типу, сочетающему в себе развитую систему рекреационных объектов, предназначенных для периодического массового отдыха населения различных категорий.
На территориях парков могут находиться: функциональные зоны для массовой спортивно-культурной деятельности, детского отдыха с игровыми площадками, прогулками и спокойными формами отдыха, физкультурно-оздоровительной деятельности и приусадебные участки. Рекомендуемое соотношение функциональных площадей многофункционального парка представлено в таблице 3.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ// СПС КонсультантПлюс
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ //СПС КонсультантПлюс
4. Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 г. №191-ФЗ //СПС КонсультантПлюс
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о составе схем территориального планирования РФ от 13.11.06 N 680» //СПС КонсультантПлюс
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований от 24.03.07 № 178» //СПС КонсультантПлюс
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ от 23.03.08 №178» //СПС КонсультантПлюс
8. Закон Самарской области от 12.07.2006 № 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» //СПС КонсультантПлюс
9. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 09.01.2018 № 10 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 793» //СПС КонсультантПлюс
10. Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации : приказ Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 – URL: http://www.consultant.ru/. – Текст : электронный.
11. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений : свод правил : актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89- : утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 820 :– URL: https://base.garant.ru/6180772/– Текст : электронный.
12. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: Европейская конференция министров регионального планирования, май.1999 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. Режим доступа: http://europa.eu.int.
13. Постановление Администрации города Мурманска от 28 ноября 2022 года № 3702 "Об утверждении муниципальной программы города Мурманска "Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город Мурманск" на 2023 - 2028 годы" // СП Консультант Плюс
14. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию [Электронный ресурс]: принята на Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург (ЮАР), 26 авг. - 4 сент. 2002 г.). URL: http:// www.unepcom.ru/development/worldsummit.html
15. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия для всех. М.: ИД ИнформЗна- ние, 2012. 165 с.
16. Бабаева, А.В. Человек в городском культурном пространстве / А.В. Бабаева [Текст] // Философия XX века: школы и концепции: Научная конференция к 60-летию философского факультета СПбГУ, 21 ноября 2000 г, Материалы работы секции молодых учёных «Философия и жизнь». – СПб., 2001. – С. 27.
17. Божук В.Н. Приемы планировочной организации тематического развлекательного парка // Перспективы науки. – 2016. – № 4(79). – С. 19 – 23.
18. Веселова, Е. В. Городские парки Мурманска и индустрия ландшафтного дизайна / Е. В. Веселова // Арктический дизайн : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 16–18 ноября 2015 года. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016. – С. 60-68. – EDN ZCAPKR.
19. Винников Ю.А., Разработка шумозащитных методов с применением зеленых насаждений при развитии селитебных территорий го- родской застройки: дис. …канд. техн. наук: 05.23.22: защищена : утверждена. Винников Юрий Анатольевич. М., 2010. 169 с.
20. Воробьева М.Н. Проектные подходы в организации тематических парков // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: Сборник статей, Самарский государственный архитектурно-строительный университет. – 2015. – С. 248 – 255
21. Воронова, О.В. Ландшафтный дизайн: шаг за шагом [Текст] / О.В. Воронова. –Москва.: Эксмоб, 2011. –304 с.
22. Горбунова, Д. А. Функциональное зонирование парка / Д. А. Горбунова, М. Н. Марченко // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики : Сборник научных трудов. II Международной научно-практической конференции, Краснодар, 25–27 апреля 2018 года. Том Выпуск 2. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 84-87. – EDN UWSJDC.
23. Городков А.В. Ландшафтно- средозащитное озеленение и его влияние на эко- логическое состояние крупных городов цен- тральной России: дис. …докт. сельскохоз. наук: 03.00.16: защищена: утверждена / А.В. Город- ков. Брянск, 2000. 404 с.
24. Давыдова А. С. Природный парк как часть стратегии развития устойчивого туризма в селе Териберка (Мурманская область) // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2021. № 4. С.114-127. doi:10.37614/2220-802X.4.2021.74.009
25. Длинная К.С., Ширина Н.В. Аспекты градостроительного зонирования городских территорий // Студенческий форум. 2020. № 4-1(97). С. 14-15.
26. \Ефимов А.В. Минервин Г.Б. Шимко В.Т. Дизайн архитектурной среды // Архитектура. – 2006. – С. 504
27. Иконникова, С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России / С.Н. Иконникова [Текст] // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология. – 1997. – Вып. 3. – С. 33–39.
28. Касьянов В.Ф, Винников Ю.А. Влияние звукоизолирующей способности зелёных посадок с внутренней реверберирацией на акустиче- скую обстановку селитебной территории городской застройки // Вестник МГСУ. 2010. №1. С. 77–80.
29. Качала В.В. Основы теории систем и си- стемного анализа. М.: Горячая линия Телеком, 2007. 216 с.
30. Ключникова Е. М. Устойчивое развитие муниципального образования в северном регионе Российской Федерации — определение // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=10170
31. Константинова Н. А., Костина В. А., Королева Н. Е. и др. Ключевые ботанические территории Мурманской области и подходы к их выделению // Информационная система КНЦ РАН. 2008. URL: http://www.kolasc.net.ru/russian/sever07/sever07_3.pdf
32. Кононов А.А., Абдеминова К.Р., Саркисова Я.А., Ширина Н.В Функциональное зонирование территории парка «победа» города белгород // Вектор ГеоНаук. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoe-zonirovanie-territorii-parka-pobeda-goroda-belgorod-1 (дата обращения: 13.05.2024).
33. Кравчук Л.А. Структурно- функциональная организация ЛРК в городах Беларуси. Минск: Беларус. Навука, 2011. 171 с.
34. Кренева О.В., Кононова О.Ю., Затолокина Н.М. Анализ территории города Валуйки в целях разработки и реализации тематического спортпарка // Вектор ГеоНаук. 2020. Т. 3. № 1. С. 71-7
35. Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования: учеб. пособие / сост. С. В. Солодянкина, М. В. Левашёва. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. – 170 c.
36. Нефёдов, В. Парк как объект синтеза / В. Нефедов [Электронный ресурс]: http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/7_09/main.shtml.
37. Потапова Е.В., Зелинская Е.В. Функциональное зонирование территории городов // Вестник ИрГТУ. 2014. №7 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnoe-zonirovanie-territorii-gorodov (дата обращения: 13.05.2024).
38. Прокопенко В.В. Совершенствование ме- тодов оценки показателя комфортности объектов общего пользования системы озеленения крупнейших городов (на примере Волгограда): дис. …канд. техн. наук: 05.23.22: защищена : утверждена / Прокопенко Вячеслав Валентино- вич. М., 2015. 274 с.
39. Рябова Л. А. Концепция устойчивого развития и формирование социальной̆политики в местных сообществах Севера РФ // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. № 1 (27). С. 145–152.
40. Силин Р.В., Косицина Э.С., Корбут. Е.Е., Чернышёва Н.В. К вопросу о состоянии озеле- нённых территорий общего пользования и их влиянии на качество городской среды г. Моги- лёва: сб. науч. ст. / БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. № 6. С. 81–85. DOI:10.12737/article_5926a059a61911.52601696.
41. Силин Р.В., Касьянов В.Ф., Критерии оценки качества объектов озеленения общего пользования в контексте задачи развития озеле- нённых территорий г. Могилева // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2018. № 4. С. 72–79.
42. Саати Т. Принятие решений: Метод ана- лиза иерархий. М.: Радио и связь 1993. 278 с.
43. Квалиметрия в архитектурно- строительном проектировании. М.: Стройиздат, 1989. 264.
44. Недосека Е.В. Пространство досуга как территориальная социокультурная организация // Проблемы развития территории. 2013. № 4. С. 66–72.
45. Парк Р.Э. Избранные очерки: сборник переводов / отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2011. С. 66–80. 3. Характеристика Мурманска. URL: http://stav-geo.ru/load/vse_chto_nuzhno_ geografu/prezentacii/kharakteristika_murmanska/14-1-0-82
46. Функциональное зонирование Национального парка "Шантарские острова" / Б. А. Воронов, М. В. Крюкова, С. Д. Шлотгауэр, А. Н. Куликов // География и природные ресурсы. – 2016. – № 2. – С. 46-52. – EDN VWVLSL.
47. Экологическая экспертиза и аудит (интерактивный курс): учебно-практическое пособие / сост. С.А. Плешаков, О.С. Ларионова. Саратов: Изд-во СГАУ, 2012. 347с.
48. Экологические условия. Экологическое проектирование // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://ecolusspb.ru/articles/proektirovanie
49. Юдина О.В., Режевцова Ю.И. Благоустройство и озеленение территории парка «на пороге» города Моршанска / Научные инновации –аграрному производству : материалы Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 100-летнему юбилею Омского ГАУ (21 февраля 2018 года) [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. –Омск : ФГБОУ ВО Омский ГАУ. 2018. -С.964-968.