Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Приведем аргументы выбранной темы для ее обоснования с точки зрения актуальности:
- В свете глобализации и расширения международных экономических связей, наблюдается постоянный рост объемов международной торговли. Это требует усиления таможенного контроля для обеспечения безопасности и защиты экономических интересов государства.
- Усиление нетарифных ограничений: Многие страны введены различные нетарифные ограничения на ввоз и вывоз товаров, такие как санитарные и фитосанитарные требования, технические стандарты, экологические нормы и прочие. Соблюдение этих ограничений требует эффективного таможенного контроля.
- Ввод автоматизации в работу таможенных органов способствует сокращению издержек и повышению эффективности процедур таможенного контроля и оформления товаров, уменьшению временных затрат и облегчению обратной связи с участниками ВЭД.
- Борьба с незаконным перемещением товаров: В условиях развития электронной коммерции и увеличения объемов международной онлайн-торговли, возрастает риск незаконного перемещения товаров и контрафакта. Автоматизация и совершенствование таможенного контроля помогают бороться с этими негативными явлениями.
Таким образом, совершенствование таможенного контроля и соблюдения нетарифных ограничений в условиях автоматизации деятельности таможенных органов является важной и актуальной темой в современной экономике для обеспечения безопасности государства и эффективной регуляции внешнеэкономической деятельности.
Степень разработанности темы. Разделим литературу на группы: к первой группе относятся литература, посвященная описанию сути таможенного контроля авторов Н.А.Афанасьева, П.А.Паулов, З.С.Руднева.
Ко второй группе источников относится литература, освещающая автоматизацию таможенного контроля, авторов, таких как Т.И. Белоусова, Л.И. Попова, R.V. Davydov.
К третьей группе, относится литература, повествующая о разных аспектах и их влиянии нетарифных ограничений авторов: Р.Г. Вавилова, И. Дюмулен, В.А. Овсянников.
Четвертая группа источников посвящена описанию общих положений и принципов таможенного контроля, такие авторы описали И.А. Гокинаева, С.В. Сенотрусова, Т.Н. Трошкина.
К пятой группе источников относятся работы, анализирующие внешнеэкономическую безопасность и внешнюю торговлю, таких авторов как А.С.Фиранчук, А.Ю. Кнобель, Е.В. Чучулина, Р.П. Чучулин.
Каждая группа источников сфокусирована на определенных аспектах таможенного контроля, и в целом, тема соблюдения нетарифных ограничений в условиях автоматизации деятельности таможенных органов требует более обширного исследования, учитывая разделение информации по группам тем.
Объектом исследования работы является тема соблюдение нетарифных ограничений в условиях автоматизации деятельности таможенных органов.
Предметом исследования являются источники, рассматривающие различные аспекты таможенного контроля, включая таможенный контроль, автоматизацию таможенного контроля, нетарифные ограничения, общие положения и принципы таможенного контроля, а также внешнеэкономическую безопасность и внешнюю торговлю.
Цель работы заключается в анализе и систематизации доступной информации о соблюдении нетарифных ограничений в условиях автоматизации деятельности таможенных органов (на примере, Белгородской таможенного поста).
Задачи для раскрытия цели:
- рассмотрены понятие и особенности таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям;
- определена внешняя торговля товарами как объект таможенного контроля;
- исследована практика таможенного контроля на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни;
- проанализированы современные тенденции развития таможенного контроля в условиях автоматизации деятельности таможенных органов;
- вывялены проблемы таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям;
- разработаны направления развития таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям, в условиях автоматизации деятельности таможенных органов.
Практическая значимость работы заключается в Практическая значимость работы заключается в том, что исследование поможет лучше понять проблему соблюдения нетарифных ограничений в условиях автоматизации деятельности таможенных органов. Результаты исследования могут быть использованы таможенными органами для оптимизации своей работы и повышения эффективности таможенного контроля. Таможенные органы смогут выявить основные причины, преграждающие соблюдение нетарифных ограничений, и разработать соответствующие меры для их преодоления. Это может способствовать улучшению внешнеэкономической безопасности и обеспечению справедливой конкуренции на рынке. Кроме того, результаты исследования также могут быть полезны для научного сообщества и других заинтересованных сторон, которые работают в области таможенного контроля и внешнеэкономической деятельности. Они могут использовать полученные данные и выводы для дальнейших исследований и разработки рекомендаций по улучшению политики и практики в этой области.
Структура работы, которая состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям
1.1. Понятие таможенного контроля. Особенности таможенного контроля товаров, подлежащих нетарифным ограничениям
Таможенный контроль (далее - Тк) является одной из ключевых функций государственных таможенных служб, которая направлена на обеспечение экономической безопасности государства и защиту интересов национальной экономики. Понятие таможенного контроля состоит из большого спектра мер и процедур, которые осуществляются таможенными органами для проверки и контроля перемещения товаров сквозь границу.
По мнению, Афанасьева Н.А.: « Таможенный контроль – одно из базовых понятий в сфере таможенного регулирования. При характеристике таможенного контроля целесообразно исходить из того, что понятие таможенного контроля может быть раскрыто в широком и узком понимании». [1, с. 8]
Определение понятию, дано в ст. 4 ТК ЕАЭС, в котором связано с широким пониманием Тк и определяется как «…совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС». [29]
В определенной степени все действия таможенных органов связаны с таможенным контролем. Для более точного определения этого понятия стоит выделить узкое понимание, основанное на анализе содержания таможенного кодекса Таможенного союза в целом и раздела 3 в частности. В узком смысле Тк означает набор проверочных мероприятий в определенных формах, достаточных для обеспечения соблюдения таможенных законов и обнаруживание его нарушений.
По мнению, Руднева З.С., стоит Тк выделить «...как средство осуществления государственной политики, которое является одной из форм государственного контроля, применяемой таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Таможенный контроль является самостоятельным видом контроля, наряду с контролем в области санитарно-эпидемиологического, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других областей». [26]
Внедрение автоматизации в работу таможенных органов позволяет сократить издержки и повысить эффективность процедур таможенного контроля и оформления товаров. [26] В этом случае, основываясь на определении "таможенного контроля", можно выделить меры, которые отличают его от других видов государственного контроля, а также функции, выполняемые таможенными органами и услуги, оказываемые ими. Таможенный контроль состоит из двух этапов: контроля до выпуска товаров при совершении таможенных операций и контроля после выпуска товаров. Этапы имеют установленные сроки проведения, которые варьируются от минут до трех лет после окончания срока нахождения товаров под Тк после выпуска. Определение "таможенного контроля" также указывает на лиц, которые имеют право его проводить, а именно, только должностные лица. Компетенция органов определяет полномочия должностных лиц на разных этапах контроля, что свидетельствует о нескольких проведениях контроля.
Таким образом, автоматизация в работе таможенных органов позволяет сократить расходы и повысить эффективность процедур контроля и оформления товаров. В данном контексте отличительными чертами таможенного контроля от других видов государственного контроля являются меры, предпринимаемые таможенными органами, и услуги, которые они предоставляют. Таможенный контроль включает два этапа: контроль до выпуска товаров при осуществлении таможенных операций и контроль после выпуска товаров. В процессе контроля участвуют должностные лица таможенных постов и сотрудники структурных подразделений, отвечающие за различные аспекты деятельности и контроля после выпуска товаров.
Основная цель Тк излагается как предотвращение незаконного перемещения товаров через границу, таких как контрабанда, нелегальные наркотики, оружие, запрещенные к ввозу товары и т.д. Цель нужна для соблюдения законодательства государства и защиты национальных интересов. Поэтому Тк служит, чтобы обеспечить честную конкуренцию на рынке и защиты прав потребителей.
Процедура Тк начинается с оформления декларации на товары, которая содержит информацию о товаре, его стоимости, стране происхождения и т.д. При пересечении границы соответствующий таможенный офицер проверяет документы и осуществляет физическую проверку товаров. В рамках контроля также может проводиться рентгенографирование, применение детекторов металла и других специальных технических средств для обнаружения незаконных предметов или веществ.
Таким образом, Тк играет роль при защите государства от незаконных и опасных товаров; служит для предотвращения экономических преступлений при незаконном ввозе либо вывозе товаров, при уклонении уплаты таможенных пошлин и налогов. Правильная и эффективная работа таможенных служб обеспечивает безопасность страны и устойчивое развитие экономики.
При этом Тк осуществляется на принципах прозрачности, справедливости и соблюдения прав граждан. Только такой подход сохраняет баланс меж обеспечением безопасности государства и защитой прав и свобод граждан.
Основополагающими являются принципы Тк, которые определяют основные принципы работы таможенных органов. Рассмотрим некоторые из них:
1.Принцип правовой основы. Таможенный контроль основан на законах и нормативных актах, определяющих порядок его проведения. Таможенные органы должны соблюдать и придерживаться этих правовых норм в своей работе. Таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с международными договорами и актами, такими как Таможенный Кодекс ЕАЭС и Договор о Евразийском экономическом союзе. Федеральный закон РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" также устанавливает правила и процедуры таможенного контроля. В документах определяются формы таможенного контроля и правила их применения.
2.Принцип недискриминации. Таможенный контроль должен применяться ко всем товарам и лицам, перемещающимся через границу, без какой-либо дискриминации или преференций. Все товары и лица должны подвергаться одному и тому же контролю и проверке. [28, с. 56]
3.Принцип пропорциональности. Таможенный контроль пропорционален степени риска, который связан с перемещаемыми товарами или лицами. Товары и лица, представляющие больший риск, должны подвергаться более тщательному и строгому контролю.[7, с. 22]
4.Принцип предварительного оповещения. Таможенные органы информируют участников торговли заранее о планах проведения таможенного контроля, что позволяет им готовить необходимую документацию заранее и обеспечивать безпроблемное пересечение границы товаров.
5.Принцип сотрудничества. Таможенные органы должны установить сотрудничество с другими госорганами, международными организациями и участниками торговли для обеспечения эффективного таможенного контроля, которое способствует обмену информацией и оптимизации контрольных процедур.[12, с. 69]
6.Принцип прозрачности. Таможенный контроль должен осуществляться в открытой и прозрачной форме. Участники торговли должны иметь возможность ознакомиться с требованиями и процедурами таможенного контроля.[32, с. 117]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Афанасьева, Н.А. Таможенный контроль в действии / Н.А. Афанасьева // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации – 2015. – С. 8. – Текст: непосредственно
2.Белоусова, Т.И. Информационные технологии как инструмент реализации задач таможенного администрирования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2. С. 52-57– Текст: непосредственно
3.В 2016 году ФТС России перечислила в федеральный бюджет 4, 406 трлн. руб. таможенных платежей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd-partner.ru/other/news/v-2016-godu-fts-rossii-perechislila-vfederalnyy-byudzhet-4-406-trln-rub-tamozhennykh-platezhey/.(дата обращения 08.06.2024) – Текст: электронный.
4.Вавилова, Р.Г. Фитосанитарный контроль через призму новых правовых условий / Р. Г. Вавилова. – Режим доступа: www.nvrmgei.ru/.../ Фитосанитарный_контроль_через_ призму_ новых_прав... – Текст: электронный
5.Гокинаева, И.А. Основы таможенного дела. Часть I. Таможенные процедуры. Учебное пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2016. – 58 с. – URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/1716.pdf (дата обращения 27.04.2024) — Текст: электронный
6.Давыдов, Р. В. Технология “цифрового двойника” как основа выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров /Р. В. Давыдов. // Вестник Российской таможенной академии, – 2020, – № 3 (52), – С. 25-32. – Текст: непосредственно
7.Доклад об итогах деятельности Федеральной службы по аккредитации за 2017 год и задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу. – Режим доступа: http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/429/. – Текст: электронный.
8.Дюмулен, И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 2. – С. 3. – Текст: непосредственно
9.Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 10.06.2024). — Текст: электронный.
10.Жихова, И. Белгородская таможня подвела итоги и определила задачи на 2023 год // Центральное таможенное управление – URL: https://ctu.customs.gov.ru/press/Novosti/document/380860 (дата обращения 08.06.2024) – Текст: электронный.
11.Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. А. Домбровский, Е. В. Чучулина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2022. – 94 с. – URL: http://www.psu.ru/files/ docs/science/books/uchebnie-posobiya/Dombrovskij-ChuchulinaZaprety-I-Ogranicheniya-Vneshneekonomicheskoj-Deyatelnosti.pdf. (дата обращения 27.04.2024) – Текст: электронный.
12.Итоги деятельности Федеральной службы по аккредитации за 2021–2022 гг. – https://www.akkreditazia.ru/wp-content/uploads/2023/03/%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-2021-2022.pdf (дата обращения: 10.06.2024) – Текст: электронный
13.Курс на современные таможенные технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2017/11/08/0013. (дата обращения 08.06.2024) – Текст: электронный.
14.Национальная система аккредитации – https://fsa.gov.ru/press-center/news/ (дата обращения 10.06.2024) – Текст: электронный
15.Об утверждении Порядка и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров Евразийского экономического союза, ввозимых (ввезенных) на территорию Особой экономической зоны, созданной в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области, и вывозимых с территории Особой экономической зоны, созданной в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области, на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза: Приказ Минфина России от 06.05.2024 N 59н. Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2024 N 78428. // СПС Консультант-Плюс – Текст: электронный.
16.Овсянников, В.А. Влияние нетарифных мер регулирования на развитие торгово-экономических отношений России со странами ЕАЭС: дис. … канд. экон. наук. – М., 2020. – 227 с. – Текст: непосредственно
17.Отчет о работе с обращениями граждан, поступившими в Федеральную службу по аккредитации в 2023 году - https://fsa.gov.ru/documents/21194/ (дата обращения 10.06.2024) – Текст: электронный
18.Паулов, П.А. Таможенный контроль как инновационный механизм Таможенного союза / П.А. Паулов // Креативная экономика и социальные инновации. – 2015. – Т. 5. – № 4 (13). – С. 56 – Текст: непосредственно
19.Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в 2023 году – https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/p_balance/ (дата обращения 10.06.2024) – Текст: электронный
20.Попова, Л.И. Технологии таможенного контроля: учебное пособие / Л.И. Попова. – М.: Университеты России, 2016. – С. 117 – Текст: непосредственно
21.Пять принципов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности [сайт]. – URL: https://www.severtrans.ru/blog/chto-vy-ne-znaete-gosudarstvennom-regulirovaniivneshneekonomicheskoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 10.04.2024). – Текст: электронный.
22.Росаккредитация и ФТС России подписали новое соглашение об информационном взаимодействии. – Режим доступа: http://fsa.gov.ru/news/index/page/5/show_id/2336/. – Текст: электронный
23.Руднева, З.С. Формы, средства и способы таможенного контроля // Электронный научный журнал «Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний». – URL: https://s.esrae.ru/customs/pdf/2017/1(2)/27.pdf (дата обращения 27.04.2024) – Текст: электронный.
24.Сенотрусова, С.В. Общие положения правового регулирования таможенного контроля / С.В. Сенотрусова, В.Г. Свинухов // Право и экономика. – 2016. – № 6 (340). – С. 69 – Текст: непосредственно
25.Современные таможенные технологии призваны ускорить прохождение грузов через границу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta. ru/dvfo_news/46957/.(дата обращения 08.06.2024) – Текст: электронный.
26.Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по аккредитации. – Режим доступа: fsa.gov.ru/index/staticfile/file/1542028928168a54850d982963f6f462a9388a551c/. – Текст: электронный
27.Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) // СПС Консультант-Плюс – Текст: электронный.
28.Таможенное регулирование в России [сайт]. – URL: https://ucsol.ru/information/tamozhennoe-regulirovanie (дата обращения: 13.04.2024). – Текст: электронный.
29.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) // СПС Консултант-Плюс – Текст: электронный.
30.Трошкина, Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕВРАЗЭС / Т.Н. Трошкина, // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2014. – № 4. – С. 22 – Текст: непосредственно
31.Фиранчук А.С., Кнобель А.Ю.Внешняя торговля России в I квартале 2024 года: снижение импорта из-за рисков вторичных санкций // Мониторинг экономической ситуации в России. https://www.iep.ru/ru/doc/38773/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-i-kvartale-2024-goda-snizhenie-importa-iz-za-riskov-vtorichnykh-sanktsiy.pdf (дата обращения 10.06.2024) – Текст: электронный
32.Чучулина, Е. В., Чучулин, Р. П. Внешнеэкономическая безопасность РФ. Международный аспект // Вестник научных конференций. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41341086_43244302.pdf (дата обращения: 24.04.2024). – Текст: электронный.
33.Юридический портал center Bereg. [сайт] – URL: https://centerbereg.ru/g1233.html (дата обращения: 12.04.2024). – Текст: электронный.