Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально–экономической системе. Отказ от идеологии социализма привел к изменению положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой – социальная забота о нем значительно снизилась.
В соответствии с Конституцией РФ основной идеей социального государства считается политика в области создания условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательная база реформирования социальной сферы, позволяющая децентрализовать государственную систему социального обеспечения и управления социальной сферой, внедрение системы обязательного социального страхования населения, внедрение новых форм социальной поддержки населения, реструктуризацию отрасли, развитие платных социальных услуг и появление новых форм комплексных социальных услуг.
Однако в функционировании системы социального обеспечения наблюдаются серьезные сбои. Помимо других причин, связанных, в частности, с общей социально–экономической ситуацией в России, серьезную роль в этом отношении продолжают играть ошибки и просчеты, допущенные на начальном этапе социальной реформы, отсутствие четкой и последовательной социальной государственной политики, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом плане.
В этих условиях большое значение имеет совершенствование административно–правового регулирования организации и деятельности всей системы социального обеспечения в России, поскольку существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не соответствуют новым общественно–политическим и социальным реалиям. Правовое регулирование предоставления социальных услуг и правового статуса социальных субъектов является слабым. Нормативные правовые акты (не только административные, но и трудовые, финансовые, гражданские, уголовные, законы о социальном обеспечении) оставляют нерешенным ряд проблем, как существующих, так и постоянно возникающих в связи с появлением новых форм деятельности по социальному обеспечению. Несовершенство законодательства в некоторых случаях препятствует позитивным процессам.
Объектом исследования выступают деятельность Социального фонда Российской Федерации.
Предметом исследования выступаю нормы права, предусматривающие правовое регулирование деятельности Социального фонда Российской Федерации.
Целью работы состоит в исследовании организации работы Социального фонда Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, историю становления, виды социального обеспечения.
2. Изучить правовую основу организации работы Социального фонда Российской Федерации.
3. Проанализировать практику предоставления социальных услуг территориальными организациями Социального фонда Российской Федерации.
4. Провести анализ удовлетворенности получателей оказываемыми услугами организациями социальной защиты населения.
5. Разработать рекомендации для повышения качества организации работы Социального фонда Российской Федерации.
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обеспечения различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Правовую базу организации работы Социального фонда Российской Федерации:
– Конституция РФ, а также следующие законы РФ:
– Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»;
– Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
– Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»,
– Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;
– Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме организации работы Социального фонда Российской Федерации. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением детального анализа системы организации работы Социального фонда Российской Федерации на примере ГБУ ТЦСО Вешняки, выявлением основных проблем и путей развития. На основании полученных результатов данного исследования можно разработать рекомендации по совершенствованию системы организации работы Социального фонда Российской Федерации.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты организации работы Социального фонда Российской Федерации
1.1 Социальное обеспечение: понятие, история становления, виды
В рамках научных исследований социальное обеспечение основывается на узком и широком concepts.S.It изучается со слов Андреева.Узкая концепция заключается в том, что основное внимание уделяется тому факту, что существуют положения для нуждающихся людей, а широкая концепция заключается в том, что детали социального обеспечения разрабатываются на основе социальных рисков и далее анализируются на основе организационных показателей. Существенных изменений в изучении понятия социального обеспечения (далее - СО) нет, поэтому исследуемое явление изучается в различных научных работах.
Это подходы к тому, что СО выступает как неоднозначное, сложное и многомерное явление. В основном это связано с тем, что помимо полноты СО, существуют признаки, которые определяются исследователями с разных точек зрения.
Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных на данный момент определений.
Н.Ф.Басов определяет это как многомерную систему экономических отношений в сфере распределения государственных и частных активов, направленную на процесс частичного получения дохода в результате труда, в результате содержания в семье, а также в дополнение к расходам на содержание детей и других иждивенцев, скажем, что это безвозмездные социальные и медицинские услуги, предоставляемые пострадавшим гражданам при возникновении социальных ситуаций и других социальных последствий. Что это?
V.Sh Шайхатдинов уточнил, что общественные отношения - это общественные отношения, строящиеся на основе нормативных правовых актов между физическими лицами и государственными должностными лицами в сфере предоставления физическим лицам особых видов источников дохода, в виде медицинских услуг, пенсионного обеспечения и т.д., при наступлении страховых или нестраховых ситуаций с потеря или частичное ухудшение финансового положения, увеличение суммы расходов и т.д., с целью устранения или смягчения таких негативных факторов. Это очень важная часть нашей жизни.
Ю.В. в своем определении.Васильева определяет как совокупность экономических, правовых и организационных мер, направленных на процесс предоставления различных материальных благ, направленных на поддержку социального материального положения граждан при возникновении трудных жизненных ситуаций, которые указаны в нормативных правовых актах.
В результате представленное определение СО представляет собой совокупность материальных, процессуальных и распорядительно-распорядительных видов отношений и публично-правовых отношений, выявляемых при перераспределении части ВВП на СО, материальные отношения возникают в связи с денежными выплатами и предоставлением "в натуральной форме", процессуальные и распорядительно-распорядительные отношения предшествуют материальным или сопровождают их. отношения и необходимы для их эффективного функционирования.
В нашем исследовании давайте ограничимся этим определением.
Нужно отметить, что в целом, такое явление как практика социальной работы, зародилась в России еще в глубокой древности. Зачастую, деятельность, которая рассматривается как социальная работа, благотворительность, общественное призрение, осуществлялась при монастырях, в семьях. На Руси было принято почитать и поддерживать стариков, заботиться о них и о детях, заботиться о сиротах.
Позднее, в период Петровских преобразований, была сделана попытка модернизации монастырской системы социальной работы, затем она была заменена государственными подходами в деле общественного призрения.
Созданная Екатериной II губернская система общественного призрения была разрушена и во второй половине XIX столетия заменена земской системой помощи, именно в этот период, государство активизирует приходскую и монастырскую систему помощи, которая была уничтожена в период Петровских преобразований.
В то же время, предметом данного исследования, является более узкая область, связанная с социальной работой, правовыми и экономическими аспектами – социальное обеспечение. Историю становления и развития законодательства именно о социальном обеспечении, в науке рассматривается с 10-20-х гг. XX века.
История становления и развития законодательства о социальном обеспечении весьма подробно рассматривается и в работах советских авторов (Е.И. Астрахан, А.Д. Зайкин, Я.М. Фогель) и у современных авторов (А.Л. Благодир, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.В. Лушникова, А.М. Лушников). В тоже время вопрос описания истории формирования и становления системы современного законодательства о социальном обеспечении остается весьма актуальным.
История социальной работы в целом рассматривается в России с древнейших времен, в XIX веке идеи трудового и социального права все боле остро обозначаются в науке. Одним из авторов, внесшим весомый вклад в историю развития социальной работы и права социального обеспечения является, в частности Шумигорский Евгений Севастьянович, историк конца XIX – начала XX веков.
Тем не менее, наиболее важным представляется рассмотрение временного периода с 1917 года по 1990, когда активно развивалось советское законодательство о социальном обеспечении, так как именно на основе развития данного законодательства, была сформирована самостоятельная отрасль именно российского законодательства о социальном обеспечении, что и интересует нас в данном исследовании. Кроме того, показательным будет выстраивание рассмотрения истории становления законодательства о социальном обеспечении на основе анализа функций права.
Первые шаги к созданию социальных институтов были сделаны в России в конце 19 века. Так, в 1898 году был принят Закон о социальном обеспечении рабочих, который предусматривал установление минимальной заработной платы и рабочего времени, а также обязательное медицинское страхование для рабочих.
Однако, настоящий прорыв в области социального обеспечения произошел после Октябрьской революции 1917 года. В период с 1917 по 1922 годы были приняты ряд законов, направленных на улучшение условий жизни населения. Было установлено обязательное медицинское страхование для всех граждан, а также созданы системы социальной защиты для бедных и малообеспеченных слоев населения.
В 1922 году была создана первая система социального обеспечения - Государственный фонд социального страхования. Фонд предоставлял выплаты по страховым случаям, связанным с болезнями, травмами, инвалидностью и смертью. Кроме того, была создана система социальной поддержки для бедных и малообеспеченных слоев населения.
В этот период времени в качестве самой значимой определяют политический компонент права, при учете того, что в стране были заложены задачи в области становления «диктатуры пролетариата» и как результат право рассматривали не на основании компонентов законности и правового порядка, а с позиции революционного правового сознания революционной направленности.
В тот период, СО в нормативно-правовых актах определяли в качестве социального страхования исходя из классового определения, а значит, использовали для такой категории сотрудников как наемный работник, служащий рабоче-крестьянской армии.
В качестве второго периода определим период с 1921 по 1936 гг. В данном случае изначально возникают объективные перспективы для существования комплексных нормативно-правовых актов относительно СО.
Окончание Гражданской войны и трансформация СССР на новейший уровень экономической политике довольно значимо воздействует на формирование нормативно-правовых актов в области СО, применяется много нормативно-правовых актов, на основании которых определили современные экономические отношения в области возникновения частной собственности и собственности юридических лиц.
На законодательном уровне определение правоотношений в области СО в новейшей экономической системе существовало до принятия КЗоТ РСФСР 1922 г., в котором определили гарантии социального страхования для каждого наемного сотрудника, не смотря на то, работает он на государственном, общественном либо частном предприятии, либо трудится у частного работодателя. Не смотря на тип трудовой деятельности и варианты оплаты за труд (ст. 175 КЗоТ). В данном нормативно-правовом акте установлены типы СО: медицинская помощь, разнообразные пособия и выплаты.
Следовательно, до 1925 г. в судебных органах исследовали иски относительно определения обстоятельств имеющих юридические факты рабочего стажа для определения на основании показаний свидетелей.
В период с 1930 по 1950 годы были приняты ряд законов, направленных на улучшение условий жизни населения. Были созданы системы социальной защиты для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и пенсионеров.
Начиная с 1937 г., страна в очередной раз берет в свои руки вопросы финансирования любых расходов как в области СО, так и медицины, а помимо этого, в области содержания дошкольных учреждений и области вопросов социального страхования.
В 1956 году был принят Закон о пенсионном обеспечении, который установил право на пенсию для всех работников, достигших пенсионного возраста. Кроме того, была создана система социальной поддержки для многодетных семей.
В период с 1960 по 1980 годы были приняты ряд законов, направленных на улучшение условий жизни населения. Были созданы системы социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 1990-х годах были приняты ряд законов, направленных на реформирование системы социального обеспечения. Были созданы системы социальной поддержки для безработных и малообеспеченных слоев населения.
В 2000-х годах были приняты ряд законов, направленных на улучшение условий жизни населения. Была создана система социальной защиты для малообеспеченных пенсионеров и инвалидов.
В настоящее время в России действуют различные программы государственной поддержки, направленные на улучшение условий жизни населения. К ним относятся программы по выплате материнского и детского капитала, по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по оказанию помощи малообеспеченным семьям и др.
Таким образом, социальное обеспечение в России имеет долгую историю, начинающуюся еще в 19 веке. За это время были созданы различные системы социальной защиты и поддержки, направленные на улучшение условий жизни населения. В настоящее время в России действуют различные программы государственной поддержки, которые помогают малообеспеченным слоям населения.
А.Л. Благодир, рассматривает в системе СО ряд функций, а также функции права, которые оказывают прямое воздействие на правовые нормы и влияют на дальнейшее развитие законодательства о социальном обеспечении. Автором выделена экономическая, политическая, демографическая, духовно –идеологическая функции.
Рассмотрим формы и виды социального обеспечения.
Право на СО закреплено в статье 39 Конституции РФ, в которой провозглашается, что каждому гражданину гарантированно СО по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в других случаях, которые установлены законом государства. Пенсии и социальные пособия закреплены законом, а в настоящее время государство реализует формирование финансовых баз и организационных структур, которые позволят реализовать право на социальное обеспечение.