Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Выборы играют центральную роль в самой природе современного демократического правления. Они являются основным средством обеспечения того, чтобы правительства оставались подотчетными своим гражданам. Однако многое зависит от правил, используемых на этих выборах. Проведение подлинно демократического избирательного процесса является частью создания системы управления, которая может обеспечить соблюдение прав человека, верховенство закона и развитие демократических институтов. В этом контексте наблюдение за выборами является важным инструментом политики. Международные стандарты предоставляют тем, кто заинтересован в проведении выборов, инструмент для оценки процесса в соответствии с согласованными критериями проведения подлинных выборов. Подотчетность на выборах требует, чтобы избиратели имели возможность ограничивать полномочия действующего правительства по выработке политики. Подотчетность избирателей зависит от биполярности партийной системы, например, когда партии объединяются в два различных блока. Пропорциональные избирательные системы обеспечивают подотчетность так же, как и мажоритарные, когда биполярность сильна, но не тогда, когда она слаба. Это связано с тем, что биполярность уменьшает количество связанных коалиций, к которым могут присоединиться действующие партии, чтобы сохранить свою политическую власть. Результаты подчеркивают ограничения, которые партийные системы накладывают на избирательную реформу, и преимущества, которые дает биполярность для прояснения выбора избирателей и усиления конкуренции на выборах.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ международных избирательных стандартов и видов избирательных систем.
Задачи исследования:
– определить сущность и подходы к понятию избирательная система;
– охарактеризовать избирательную систему как институт современного государства;
– рассмотреть формирование международных избирательных стандартов;
– исследовать международные избирательные стандарты на современном этапе.
Объект исследования – основы и концепция международных избирательных стандартов и систем.
Предмет исследования – тенденции и направления развития международных избирательных стандартов и систем.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. На разных этапах работы использовались различные методы исследования: конкретно-исторический, хронологический, проблемно-теоретический, системный, сравнительный (синхронный и диахронный).
Информационная база исследования. Изучение выбранной темы в значительной степени опирается на обширный анализ источников, которые можно разделить на несколько групп. Первую группы источников, составили международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека , Конвенция о защите прав человека и основных свобод , Американская Конвенция о Правах Человека , Африканская Хартия Прав Человека и Народов и т.д. На основании данной группы источников была определена нормативная база международных избирательных стандартов. Вторую группу источников составили резолюции ОНН и Документ Копенгагенского совещания , которые помогли сформировать и обозначить основные инструменты международных избирательных стандартов.
Структура работы. Структура работы определена поставленными целью и задачами, и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключением и списком использованных источников и литературы.
Все чаще используется термин избирательная инженерия для описания разработки и внедрения конституционных и правовых положений о структурах избирательных систем, направленных на достижение конкретных общественных целей. Чем больше было сделано инженерных разработок, тем яснее становилось осознание того, что результаты не всегда соответствуют задуманному. В странах с формирующейся демократией неустойчивый характер партийной культуры и систем, а также сложность избирательной системы, которая часто возникает из-за компромиссов, необходимых для урегулирования постконфликтных или поставторитарных режимов, могут усилить эту непредсказуемость.
В литературе, посвященной политике и праву, не существует единого мнения относительно понятия избирательной системы. Что свидетельствует о сложности этого понятия, так как его интерпретация зависит от множества факторов, включая политические, экономические и социальные аспекты. Неоднозначность понимания избирательной системы обусловлена различными точками зрения и подходами различных авторов и исследователей. Один из ключевых вопросов касается понимания термина «система». Например, В.З. Измайлов рассматривает систему как целостное единство, состоящее из взаимосвязанных компонентов, в то время как другие авторы предпочитают диалектический подход, рассматривая ее как совокупность взаимосвязанных элементов .
Важно отметить отсутствие единого понимания избирательной системы. Философы, юристы и политологи до сих пор не достигли консенсуса по этому вопросу. В общем смысле, избирательные системы рассматриваются как общественные отношения, регулирующие процедуры выборов органов власти. Например, М.В. Баглай определяет избирательную систему как набор норм, регулирующих процесс предоставления избирательных прав, проведения выборов и подведения их итогов.
Однако избирательная система охватывает набор принципов, которые лежат в основе выборов, а также юридические стандарты, защищающие избирательные права граждан и регулирующие процедуры голосования и формирования властных органов. Данные нормы также определяют отношения между избирателями и выбранными должностными лицами, а также устанавливают их ответственность перед электоратом . Особый интерес представляет точка зрения А.В. Зиновьева, который рассматривает избирательную систему с учетом теоретических основ и последовательности развития правовых отношений. Он определяет избирательную систему как совокупность юридических норм, которые определяют принципы выборов, права граждан на голосование и избрание, порядок проведения выборов, отношения между избирателями и избранными лицами, а также ответственность последних перед избирателями.
Предложенное А.В. Зиновьевым определение избирательной системы довольно универсально. Избирательная система представляет собой ключевой политико-правовой институт, охватывающий нормы, устанавливающие принципы избирательных процессов и права граждан, регулирующие организацию и проведение выборов, а также обеспечивающие защиту избирательных прав и механизм их осуществления.
Среди исследователей избирательных систем зарубежной науки можно выделить таких авторов, как П. Бурдье, Д. Пелласи, Р. Бурдон и Д. Рэй. В контексте их исследований не выделяется такой четкой границы между узким и широким определением термина «избирательная система», как в анализах российских исследователей. По их мнению, избирательная система организует выборы, устанавливая, какая политическая сила получит право руководить страной. Важными элементами этой системы являются тайное голосование, географическое деление избирательных округов, финансирование политических партий и методы подсчета голосов. Д. Рэй в своих исследованиях определяет избирательную систему как механизм, который организует процесс выражения избирательных предпочтений через голосование и распределение мест между конкурирующими партиями, чаще всего в парламенте .
Из анализа различных теоретических концепций следует, что избирательная система охватывает правила, определяющие процесс преобразования голосов, полученных политическими партиями или кандидатами, в места в законодательном органе, а также взаимодействие между ними и действиями партий.
В настоящее время термин «избирательные системы» относится к особому комплексу правил и процедур, используемых в ходе выборов для принятия решений. Подход к выборам может быть двойным: один из них связан с различными уровнями управления, на которые разделено государство (национальный, региональный или местный уровень), где различные органы власти избираются по разным системам. Если учесть еще два аспекта - структуру государства (унитарное или федеративное) и организацию законодательной власти (однопалатная или двухпалатная), то количество вариантов значительно возрастает. Второе существенное отличие связано с тем фактом, что спорные позиции могут быть одномандатными или многомандатными.
При анализе данной проблемы необходимо учитывать, что выбор из списка кандидатов на должность члена ограничен, и лишь один претендент может быть избран, за исключением случаев, когда избираются и президент, и вице-президент по общему списку. Возможно, кажется, что установление избирательной системы с приблизительно пропорциональными результатами - задача не слишком сложная, но формирование правительства большинством голосов может вызвать значительные трудности из-за необходимости внедрения сложных политических механизмов, а не из-за недостатка нормативных или процедурных инструментов.
Процесс разработки и оценки избирательных систем для объединения коллегиальных органов не только предоставляет более широкий выбор возможностей, но также включает в себя больше инструментов с разнообразными вариантами, что может усложнить его структуру и функционирование .
Одно из ключевых решений для каждой демократической системы состоит в определении избирательной процедуры, которая оказывает значительное воздействие на политическую структуру страны в будущем. После принятия такого решения избирательные системы часто остаются неизменными, так как вокруг них формируются политические интересы и они адаптируются к поступающим стимулам. Однако ранее, чем это стало общей практикой, выбор избирательных систем был чаще всего случайным или происходил под воздействием непредвиденных обстоятельств, изменчивых тенденций или исторических сдвигов. Влияние колониализма и давления со стороны могущественных соседей часто оказывало решающее воздействие.
При становлении новой демократии необходимо определить или принять наследованную систему выборов законодательного органа. Политический кризис в уже установленной демократии также может стать стимулом для пересмотра избирательной процедуры. Даже без явных политических кризисов сторонники политических преобразований могут стремиться изменить избирательную систему, выдвигая этот вопрос на агенду политических дискуссий . Принятие решений о изменении или сохранении избирательной системы может быть обосновано двумя факторами:
– политическим структурам часто не хватает необходимой информации, что не дает им полностью осознать выбор и последствия различных избирательных систем;
– политические деятели могут использовать свои знания об избирательных системах для продвижения проектов, которые считают выгодными для себя.
Принятые ранее решения могут вызвать неожиданные последствия, включая и те, которые были предсказаны заранее. Они не всегда выгодны для страны в долгосрочной перспективе и могут даже серьезно навредить ее демократическому будущему. Предпосылки, лежащие в основе выбора избирательной системы, могут иметь такое же значение, как и сам выбор. Такой процесс в основном политический, и технические эксперты редко могут предложить единственно правильное решение. Учет политических преимуществ часто становится ключевым фактором, и иногда это единственное соображение, особенно если доступных вариантов избирательных систем немного. Однако краткосрочные политические выгоды могут привести к игнорированию долгосрочных последствий выбора избирательной системы. Поэтому важно рассматривать этот вопрос с учетом всех аспектов и не пренебрегать долгосрочными интересами политической системы в целом .
Хотя обстоятельства, в которых демократии становятся и развиваются, различны, их конечные цели обычно схожи: создать институты, достаточно крепкие для поддержания стабильности демократии, но гибкие, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям. Каждая форма демократии может извлечь уроки из опыта другой. Процесс институционального дизайна постоянно эволюционирует, и цель этого текста - обобщить уроки, извлеченные из различных примеров институционального дизайна по всему миру.
В 1980-х и 1990-х годах произошло мировое движение в сторону демократического управления, что подчеркнуло необходимость поиска устойчивых моделей представительных институтов и пересмотр избирательных систем. Данный процесс стал еще более ярким в начале XXI века. Было осознано, что выбор политических институтов оказывает значительное влияние на политическую систему в целом. Например, считается, что избирательная система может:
– быть нацелена на обеспечение местного представительства и пропорционального распределения мест;
– способствовать развитию сильных национальных политических партий и обеспечивать представительство женщин и региональных меньшинств;
– помогать в установлении сотрудничества и примирении в разделенном обществе через использование специфических стимулов и ограничений.
Избирательные системы сегодня рассматриваются как один из наиболее влиятельных из всех политических институтов, имеющий решающее значение для решения более широких вопросов управления .
Таким образом, избирательные системы на самом базовом уровне обрабатывают голоса, которые собираются на выборах. Они определяются различными факторами, такими как избирательная формула, организация избирательного процесса и размер представительства. Выбор избирательной системы также оказывает влияние на другие аспекты избирательного законодательства, такие как определение границ избирательных округов, регистрация избирателей, дизайн избирательных бюллетеней, процедуры подсчета голосов и множество других аспектов избирательного процесса.
1.2 Избирательная система как институт современного государства
Современное демократическое государство не может существовать без регулярных свободных выборов и тщательно разработанных избирательных процедур. Эволюция избирательного права направлена на создание систем, которые наиболее точно отражают волю граждан и обеспечивают адекватное представительство их интересов в органах власти. Выборы представляют собой мощный инструмент влияния на политическую сферу, где власть должна реализовывать волю избирателей не только во время выборов, но и в повседневной жизни.
Избирательная система является одной из сложных институциональных подсистем современного государства, обеспечивая его легитимность и стабильность. Демократия предполагает, что народ является источником политической власти, а свободные и тайные выборы являются ключевым механизмом для превращения этой воли в управленческие структуры. Избирательная система способствует совершенствованию политической системы, согласовывая отношения между гражданским обществом и государством, властью и самоуправлением. Поэтому избирательные процессы и системы рассматриваются как ключевые элементы демократии, определяющие конфигурацию парламента и систему партий .
Стабильность избирательной системы отражает стабильность политической обстановки в стране. Политические системы могут быть стабильными, нестабильными или иметь низкий уровень стабильности в зависимости от различных факторов, таких как размеры избирательных округов, состав законодательной ассамблеи и порог для электоральной активности. Существует три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная и смешанная. Пропорциональная система обеспечивает распределение мандатов пропорционально количеству голосов, отданных за различные кандидатуры или партии. Мажоритарная система, в свою очередь, может быть абсолютного или относительного большинства.
В демократическом государстве предпочтительной считается пропорциональная избирательная система для выборов в парламент, в то время как мажоритарная система чаще используется для выборов президента. Существует также смешанная система, которая объединяет элементы обеих систем. Мажоритарная система подразумевает, что победитель получает большинство голосов, а пропорциональная система обеспечивает пропорциональное распределение мандатов в парламенте в соответствии с результатами голосования по партийным спискам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Американская Конвенция о Правах Человека от 22 ноября 1969. – URL: https://www.refworld.org/ru/legal/multilateraltreaty/oas/1969/ru/20081 (дата обращения: 08.05.2023)
2. Африканская Хартия Прав Человека и Народов от 21 октября 1986 г. – URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rz1afchar.html (дата обращения: 08.05.2023)
3. Венская конвенция о праве международных договоров, принята 23 мая 1969 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 08.05.2023)
4. Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 08.04.2023)
5. Декларация принципов международного наблюдения за выборами от 27 октября 2005. – URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/16937 (дата обращения: 08.05.2023)
6. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990. – URL: https://www.osce.org/ru/odihr/elections/14304 (дата обращения: 08.04.2023)
7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения: 08.04.2023)
8. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 08.04.2023)
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2013 года A/RES/68/186. – URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter (дата обращения: 08.05.2023)
10. Устав Организации Объединенных Наций был подписан 26 июня 1945 г. в г. Сан-Франциско. – URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter (дата обращения: 08.05.2023)
11. Артемова О.Е., Рекунова А.В. Международный и зарубежный опыт правовой регламентации принципа свободных выборов // Модернизация научной инфраструктуры и цифровизация образования. – 2021. – С. 291-294.
12. Батисова Ю.Ф. Избирательная система: понятие, виды / Ю. Ф. Батисова, И. А. Кузнецов // Столица науки. – 2020. – № 5(22). – С. 258-262.
13. Биктагиров Р.Т. Еще раз к вопросу о науке избирательного права и процесса // Избирательное законодательство и практика. – 2017. – № 2. – С. 12-19.
14. Вадейко Е.Ю. Избирательная система как институт современного демократического государства // Академические исследования в области управления, туризма, бизнеса и права 2021. – С. 5-11.
15. Веремеев А.В. Понятие выборов и их функции. Основные определения, характеризующие институт выборов // Научные стремления. – 2013. – № 8. – С. 9-13.
16. Вициева М.И. Принципы избирательной системы // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2016. – № 2(22). – С. 141-145.
17. Жильченко М.Е. Избирательная система как институт современного демократического государства // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 4(31). – С. 570-575.
18. Назарова И.С. Избирательная система как элемент конституционного механизма института народного представительства / И. С. Назарова, Е. Н. Хазов // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – С. 73-76.
19. Слободчикова С.Н. Правовое понимание избирательного стандарта (в контексте свободных выборов) // Уральский форум конституционалистов. – 2019. – С. 146-154.
20. Хачуков А.М. Методологические основы понятия избирательной системы / А. М. Хачуков, Д. А. Джандарова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. – 2019. – С. 213-216.
21. Штейнберг Ю.А. Избирательная система как институт современного демократического государства // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2015. – №3. – С. 157-162.
22. Bochsler D., Hänni M., Grofman B. How proportional are electoral systems? A universal measure of electoral rules // Electoral Studies. – 2024. – 87. – P. 1-22.
23. Bonotti M., Weinstock D. Introduction: Parties, Electoral Systems and Political Theory // Journal of Representative Democracy. – 2021. – P. 287-295.
24. Bormann N.C., Golder M. Democratic Electoral Systems around the world, 1946–2011 // Electoral Studies. – 2013. – 32. – P. 360-369.
25. Compendium of International Standards for Elections. – Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. – 290 p.
26. Kam. C., Bertelli A., Held A. The Electoral System, the Party System and Accountability in Parliamentary Government // American Political Science Review. – 2020. – 114(3). – P. 744-760.
27. Tuccinardi D. International Obligations for Elections Guidelines for Legal Frameworks. – Strömsborg: International Institute for Democracy and Electoral Assistance, 2014. – 364 p.
28. Using international election standards. – Paris: Council of Europe Publishing, 2016. – 108 p.
29. Using international election standards. – Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2016. – 114 p.
30. Carter E., Farrell D. Electoral Systems and Election Management . – URL: https://www.researchgate.net/publication/237654779_Electoral_Systems_and_Election_Management (дата обращения: 08.05.2023)
31. Compendium of International Standards for Elections. – URL: https://www.ec-undp-electoralassistance.org/wp-content/uploads/2018/08/undp-contents-publications-compendium-of-int-standards-for-elections-English.pdf (дата обращения: 08.05.2023)
32. Electoral Systems, Institutional Framework & Governance. – URL: https://aceproject.org/ace-en/topics/es/ese/default (дата обращения: 08.05.2023)
33. Electoral Systems. – URL: https://aceproject.org/ace-en/topics/es/onePage (дата обращения: 08.04.2023)
34. Global Ranking Of Electoral Systems. – URL: https://citizen-network.org/library/global-ranking-of-electoral-systems.html (дата обращения: 08.05.2023)
35. International Electoral Standards Guidelines for reviewing the legal framework of elections. – URL: https://www.idea.int/sites/default/files/publications/international-electoral-standards-guidelines-for-reviewing-the-legal-framework-of-elections.pdf (дата обращения: 08.05.2023)
36. O'Neal B. Electoral Systems. – URL: https://publications.gc.ca/Collection-R/LoPBdP/BP/bp334-e.htm#A.%20Majoritariantxt (дата обращения: 08.05.2023)