Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности. По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого. А это значит, что руководство изо деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
Объект исследования – экспериментирование разного художественного материала.
Предмет исследования – развитие творчества дошкольников.
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО.
Задачи исследования:
1) выявить значение творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте;
2) рассмотреть развитие творческих способностей в дошкольном возрасте;
3) проанализировать развитие творчества дошкольников в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом в ДОО.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗНООБРАЗНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ
1.1 Значение творчества и творческих способностей в дошкольном возрасте
Дети и творчество – эти два понятия невозможно разделить! Все малыши любят рисовать, лепить, вырезать, творить – так они получают возможность передать свои мысли, чувства, то, что их действительно радует или волнует, что вызывает их неподдельный интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают разные чувства: радуются красиво получившемуся рисунку, огорчаются, если что-то не удается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними.
Понятие «творческие способности» включает в себя несколько составляющих – это и стремление к открытиям, и умение познавать, фантазия, активность, инициативность, умение находить нестандартное в привычных умениях и вещах, интуиция, способность к изобретательству, свобода воображения, умение на практике применять полученные знания и опыт и т.д. Творческие особенности личности проявляются уже в раннем возрасте. Взрослым необходимо создать условия для их развития, т.е. предоставить ребенку возможность проявить себя в различных видах деятельности .
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов детской деятельности. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
В.А. Сухомлинский писал, что «…чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее» .
Современная эпоха научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, традиционных действий, а креативности, гибкости мышления, ускоренной адаптации к новым условиям, творческого подхода, к решению различного рода проблем. Развитие в ребенке творческой инициативы во многом зависит от использования современных технологий педагогического процесса. В настоящее время на смену информационно-репродуктивным методам обучения все активнее начинают использоваться и внедряться технологии, основанные на творческом подходе.
Отсюда возникает необходимость активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность детей, в особенности, в области художественно-эстетического развития. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка . В трудах современных исследователей утверждается особая значимость дошкольного детства в художественно-эстетической образовательной области, что во многом зависит от занятий, связанных с изобразительным творчеством и направленных на познавательное, художественно-эстетическое освоение ребенком окружающего мира. В трудах таких современных исследователей, как И.А. Лыкова, И.А. Нестерова, А.В. Никитина подчеркивается мысль, касающаяся того, что ребенок дошкольного возраста в процессе художественно-продуктивной деятельности, во всех основных направлениях: рисовании, аппликации, конструировании, лепке способен делать сравнения форм и предметов, устанавливать их взаимосвязь и выражать в индивидуализированной, образной форме, выделять важные, значимые признаки явлений и предметов, то есть развивать свой интеллект, мышление, воображение и т.д.
Данная ситуация наглядно проявляется в продуктивной деятельности, где формируются обобщенные способы восприятия, сравнения и наблюдения, развивается умение самостоятельно находить пути решения творческих задач, где раскрывается индивидуализированный потенциал формирующейся личности дошкольника. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих целей видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей .
Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.
Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.
Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.
Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.
1.2 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.
Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача воспитателя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.
Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви. Необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун – т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 76 с.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез 2011
3. Вераксы Н.Е., Коморовой Т.С., Васильевой М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы ФГОС. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Ведерникова М.Л., Тебенькова А.В., Яшина В.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 19-21
5. Грабенко Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
6. Гуляева О.И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2016.
7. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. — Казань, 2003.
8. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. — 528 с 8
9. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г.– Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – 380 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./Под ред.А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
11. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2012. – 510 с.
12. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера. – 2008.
13. Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учеб. для студентов вузов: рек. УМО вузов РФ по психолого-пед. образованию/ В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Академия, 2012. − 257 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2005.
15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2007. – 100 с. 2.
16. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с
17. Коробейникова А.В. и др. (сост.). II Международная научно-инновационная конференция школьников Открой в себе ученого. - СПб.: Своё издательство, 2015. — 456 с.
18. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. - №6 (38). - С. 13-20.
19. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.– М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.
20. Модель психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка с разными возможностями и потребностями: Материалы городского обучающего научно-практического семинара на тему: «Психолого-педагогическая поддержка социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста». (Санкт-Петербург, сентябрь 2015) / Под. общ. ред. Н.А. Вершининой. – СПб.: Изд-во «Свое издательство", 2015. - 86 с.
21. Мокеева Т., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 179-180
22. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — М., 2004.
23. Образовательные стандарты дошкольное образование. – Минск: Белорусский Дом печати, 2013. – 29 с
24. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
25. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. - Магнитогорск, 2015. - 329 с
26. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.
27. Чернобровкин В.А. Философско-эстетический анализ музыки (отечественные теоретические концепции 20 - 30-х годов XX века): Дис. канд. филос. наук – СанктПетербург, 1999 – 155 с
28. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.