Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество не лишено множества социальных проблем, особое место среди которых занимают проблемы воспитания, образования и содержания детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации называются детьми-сиротами.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Положение детей в современной России напрямую зависит от социально-правовой поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Дети в силу своей физической и умственной незрелости, должны находиться под усиленным вниманием и контролем не только со стороны государства, но и быть в сфере особой заботы общества.
Обозначенные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и необходимость теоретического исследования процедуры устройства и защиты прав детей-сирот, а также внесения возможных предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, регламентирующего правовое положение детей-сирот в современной России.
Проблемы правового регулирования социальных гарантий для семей, усыновивших детей в России нашли отражение в многочисленных научных исследованиях, которые представляют собой методическую ценность.
Проблемы социальных гарантий для семей, усыновивших детей в России следует рассматривать в качестве комплексного института семейного права, чем предопределена необходимость проведения данного научного исследования.
Объект исследования – семьи, усыновившие детей.
Предмет исследования – правовое регулирование предоставления социальных гарантий для семей, усыновивших детей в Российской Федерации.
Основная цель работы состоит в том, чтобы изучить и выделить социально-правовые гарантии для семей, усыновивших детей в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, в работе определены задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения, понятие, принципы приемной семьи.
2. Изучить виды приемной семьи.
3. Раскрыть субъектов правоотношений института приемной семьи.
4. Исследовать порядок создания приемной семьи.
5. Проанализировать государственные гарантии по социальной поддержке семей, усыновивших детей в Российской Федерации.
Нормативной базой являются: Конституция РФ [1], нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
Глава 1 Теоретические основы социальных гарантий для семей, усыновивших детей в Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки приемной семьи
Нормы Семейного кодекса РФ [3] свидетельствуют о приоритете семейной формы воспитания детей, являющихся сиротами, и детей, не имеющих родительского попечения. К такой семейной форме устройства указанной категории детей относится приемная семья, при которой осуществляется передача детей под опеку или попечительство посредством заключения соответствующего договора, имеющего возмездную основу.
Приемная семья - это подвид опеки и попечительства, поэтому эта форма воспитания детей регулируется семейным законодательством: СК РФ и Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [9] (например, ст. 14, 32).
Само понятие приемной семьи содержится в ст. 152 СК РФ. Она представляет собой опеку или попечительство над ребенком или детьми, реализуемые на основании договора о приемной семье. Данный договор заключается на определенный срок, а его сторонами являются органы опеки и попечительства и приемные родители.
Подобное определение понятия приемной семьи предусмотрено в «Правилах создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. 10.02.2020 года) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [14].
Можно сделать вывод о том, что правовая основа возникновения приемной семьи - возмездное соглашение о приемной семье, т. е. договор.
Проанализировав действующее законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемная семья рассматривается как опека или попечительство над ребенком на договорной основе между органами опеки и попечительства и приемным родителем на определенный срок. Однако, в настоящее время вопрос о сущности приемной семьи как правового явления не нашёл своего однозначного решения и является дискуссионным.
По мнению В. А. Цветкова, «приёмная семья – это временная, профессиональная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая предусматривает оплату труда приемных родителей и государственное содержание детей, а также имеет специфический признак: лично-доверительный характер, обязывающий приемного родителя лично исполнять обязанности по договору». Однако, специфический признак, который выделил В. А. Цветков, не раскрывает сущность приёмной семьи, т. к. при любой другой форме семейного устройства обязанности по воспитанию должно лично выполнять лицо, ставшее законным представителем ребенка, а не перекладывать на кого-то другого [25, c.53].
Приемных родителей и органы опеки и попечительства, денежные выплаты и договор как особенности приемной семьи отмечают в своих трудах О. Н. Низамиева и Р. Л. Мурзин. Однако О. Н. Низамиева отмечает, что дети при передаче в приемную семью не утрачивают свои правовые связи с кровными родителями, родственниками и не вступают со своими приемными родителями в алиментные обязательства и наследственное правопреемство, а Р. Л. Мурзин делает небольшую оговорку, что у лица (лиц), взявшего ребенка на воспитание в приёмную семью, и у самого ребенка возникает особый статус: приемные родители и приемные дети [28, c.231].
Иного мнения придерживается О. В. Фетисова, которая разделяет приемную семью на несколько групп:
- первая – приемная семья, основанная на договоре о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
- вторая – приемная семья как профессиональная семья, т. е. родитель-воспитатель рассматривается О. В. Фетисовой как профессионал, который осуществляет воспитание приемного ребенка на основе жизненного опыта и профессиональных знаний, полученных в процессе подготовки к роли приемного родителя;
- третья группа – приемная семь, которой присущи особенности, приобретаемые приемными родителями и их воспитателями после заключения договора [31, c.83].
Таким образом, сущность приёмной семьи как правового явления неоднозначна, однако можно выделить основные ее отличительные черты: договорная основа, срочный характер, оплата труда приемных родителей.
Но рассмотрение сущности приёмной семьи невозможно без выявления основной цели её организации и функционирования.
Так, по мнению Т. И. Дружининой, цель приемной семьи – это создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приёмными родителями, не менял этих приемных родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Другого мнения придерживаются Р. А. Шукуров, который видит цель приёмной семьи, в первую очередь, в подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, Л. Ю. Михеева, считающая, что цель приёмной семьи – воспитание ребенка, которое влечет за собой особые правовые последствия. Более широкую цель и функционирование приёмной семьи определяет И. Л. Шамраева, считающая, что приёмная семья должна создать благоприятные условия для воспитания, образования, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, а также защита их прав и интересов [30, c.11].
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что цель приемной семьи – воспитать ребенка и подготовить его к самостоятельной жизни.
Таким образом, из приведенных определений необходимо выделить основные признаки приемной семьи.
Первым и основным признаком следует считать подписание договора, на основании которого приемные родители и органы опеки и попечительства в письменной форме дают согласие на воспитание усыновляемого ими ребёнка, с целью дать ему достойное воспитание и жизнь в целом.
По мнению ученых, именно данный признак является отличительной чертой от других форм устройства в момент передачи на воспитание ребенка [33, c.236].
По мнению Д.А. Дербенева, «...приемная семья – это опека (попечительство) над ребенком, оставшимся без попечения родителей, осуществляющаяся по договору о приемной семье» [25, c.266].
Поэтому следует отметить, что помимо письменной формы договора, в нем присутствует важное условие, несущее гражданско-правовой характер, о передаче ребенка в семью на определённое время.
Другими словами, по истечению определенного срока или достижения несовершеннолетним гражданином возраста 18 лет договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства прекращает свое существование.
Следовательно, признак договорного порядка передачи семье ребенка является неотъемлемым условием для успешного воспитания и развития усыновленных детей.
Следующий признак – стороны договора. Согласно семейному законодательству сторонами в договоре о приемной семье могут быть приемные родители и органы опеки и попечительства.
Однако если один из родителей не соответствует правилам и требованиям, предусмотренным для усыновления ребёнка, то органы опеки и попечительства будут вынуждены отказать в усыновлении детей.
Основные требования данной процедуры:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
6.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
7.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
8.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
10.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
11.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
12.Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» // Собрание законодательства РФ, 20.05.1996, N 21, ст. 2460.
13.Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" // "Собрание законодательства РФ", 04.03.2013, N 9, ст. 938.
14.Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" // "Собрание законодательства РФ", 25.05.2009, N 21, ст. 2572.
15.Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
16.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" // "Администратор образования", N 24, декабрь, 2017.
17.Информация Минфина России "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, применяемая в 2024 году" // Документ опубликован не был.
18.Апелляционное определение Тюменского областного суда от 31.08. 2019 г. по делу № 33-14414/2019.
19.Апелляционное определение Тюменского областного суда по делу № 33-13137/2019.
20.Апелляционное определение Тюменского областного суда от 15 сентября 2019 г. по делу № 33- 8822/2019.
21.Апелляционное определение Тюменского областного суда от 15.06.2015 по делу № 33-3545/2015.
22.Решение Тюменского городского суда г. Тюмени от 24.05.2019.
23.Решение Тюменского городского суда г. Тюмени от 16.04.19 г.
24.Бернаккиа К.Г. Развитие института приемной семьи в России // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (240). – С. 105–107.
25.Дербенев Д.А. Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 266–268.
26.Вознюк Н. Моделирование успешной приемной семьи // Социальная педагогика. – 2021. – № 6. – 110 с.
27.Данилова И. С. Институт приемной семьи в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2019. – 27 с.
28.Загуменная В. С. Особенности приемной семьи как формы устройства детей в семью на воспитание в Российской Федерации // В сборнике: Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. 2019. С. 231−237.
29.Курасова Т. И. Технология педагогического сопровождения приемных родителей в научно-методическом центре поддержки замещающей семьи: автореф. дис…канд. пед. наук. – Ростов-н/Д, 2019. – 12 с.
30.Касаркина Е. Н., Киреева Н. Г., Шмыгина Т. И. Приемная семья в современных межинституциональных взаимодействиях // Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России. материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Саранск. 2020. С. 10−16.
31.Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2020. – 233 с.
32.Толстова И. А., Гайдашов А. В., Матвеев П. А. Приёмная (Фостерная) семья: законодательное регулирование в зарубежных странах // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2019. № 1. С. 25–29.
33.Шкляев К. О. Понятие приемной семьи и ее место среди других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное благополучие человека в современном мире: сборник статей. Пермь, 2019. С. 236-242.