Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально — коммуникативное развитие детей рассматривается как: «положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности» [1].
В соответствии с новейшими концепциями дошкольного образования особенно важно развивать навыки позитивного взаимодействия с окружающими как залог благополучия детей.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.), одним из главных условий развития ребенка является речевое общение. Вербальное общение - одно из главных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, в конечном счете, основной вид человеческой деятельности, направленный на узнавание и оценку себя при посредничестве других.
Изучением формирования коммуникативных способностей занимались А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Г.В. Чиркина, А.Г. Луцкая и многие другие авторы. Практические исследования посвящены проблемам коммуникации. Коммуникативная способность рассматривается в возрастной психологии, общей психологии, инженерной психологии, психологии труда и образования, психолингвистике. Этот вид компетентности вытекает из структуры общей компетентности.
Проблемой формирования коммуникативной способности у детей дошкольного возраста занимались С.В. Проняева, Е.Г. Савина, Л.Р. Мунилова и Н.С. Гулуханюк. В работах этих исследователей накоплен подход к пониманию коммуникативной способности как сложного и осознанного коммуникативного поведения детей и школьников, которое помогает им правильно строить свое поведение и управлять им в соответствии с коммуникативными задачами.
Формирование коммуникативной способности должно происходить через детскую игру, так как игра - основной вид деятельности дошкольников. Направление современной науки на гуманизацию образовательного процесса выступает за создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка и его самоопределения в контексте практических задач. Однако, несмотря на исчерпывающие теоретические исследования, эта проблема до сих пор не нашла глубокого и практического понимания у педагогов центров ДОО. Педагогические исследования в области содержания и методов развития коммуникативной способности детей дошкольного возраста выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию коммуникативной способности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы найти педагогически эффективные пути разрешения этих противоречий, необходимо определить научно обоснованные подходы к формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста - вопрос, актуальный как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы, а также практики работы с детьми старшего дошкольного возраста выявил следующие противоречия
- Социальный заказ общества и одновременно снижение уровня общей и коммуникативной культуры в современном обществе;
- одним из требований общества и государства к результатам на момент выпуска из детского сада является уровень развития коммуникативных способностей, необходимых для социализации, и отсутствие системной организации формирования коммуникативных способностей.
- между теоретически разработанными средствами формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и недостаточным применением игр как средства развития этих компетенций у детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольного образования..
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, каковы педагогические условия формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольников старшего возраста».
Объект исследования: коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие коммуникативные способности в психолого – педагогической литературе.
2. Проанализировать особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности игры как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
5. Разработать и апробировать систему игр, направленную на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
6. Определить эффективность использования игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если подобрать комплекс игр с учетов возраста детей и создавать развивающую предметно-пространственную среду, активизирующую коммуникативную деятельность детей во время игры.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические аспекты исследований развития в дошкольном возрасте игровой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические аспекты исследований феномена общения и формирования коммуникативной деятельности в дошкольном детстве (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.)
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования игр, как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
В соответствии с требованиями ФГОС Российской Федерации одним из главных приоритетов является коммуникативная направленность образовательного процесса. Это связано с тем, что формирование личности, способной организовывать межличностное взаимодействие и решать коммуникативные задачи, является залогом успешной адаптации в современном социокультурном пространстве [1].
Исследования в области коммуникативных способностей проводились российскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, В.Н. Мясышевым, К.К. Платоновым, Г.С. Васильевым, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Е.А. Голубевой, Б.В. Бурлакым, Н.И. Карасевым, Н.А. Воробьевой и другие.
Для описания психологических феноменов, связанных с успешностью или неуспешностью общения и коммуникации, ученые используют различные термины, такие как коммуникативная компетентность, коммуникативная компетенция, социально-психологическая компетентность, коммуникабельность и общительность [6].
Существуют различные подходы к раскрытию понятия «коммуникативные способности». Рассмотрим некоторые из них.
«Коммуникативные способности»- это навыки и качества человека, которые помогают выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми [7].
Коммуникативные способности есть у всех, но некоторые люди могут использовать их более эффективно, чем другие.
Эффективное использование коммуникации зависит от многих факторов, включая личность человека, его воспитание, опыт родителей и социальный статус [7].
В энциклопедии "Психология общения" дается следующее определение «'Коммуникативная компетентность - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и правильное взаимопонимание между людьми в процессе общения и при выполнении совместной деятельности» [23].
О. П. Гаврилушкина дает следующее определение: " Коммуникативные способности — это сложное многоуровневое личностное образование, совокупность индивидуальных коммуникативных характеристик, а также социальных представлений и операционально-технических знаний и умений, обеспечивающих координацию и протекание коммуникативной деятельности [5].
По мнению Г.С. Васильева, под коммуникативными способностями можно рассматривать как часть структуры личности, отвечающую требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающую ее успешное осуществление [2].
Согласно личностно-деятельностному подходу в рассмотрении коммуникативных способностей занимались, Е.А. Голубева, В.В. Печенков, Е.П. Гусева, С.А. Изюмова, И.В. Тихомирова, М.К. Кабардов и другие исследователи.Кабардов и другие исследователи Согласно этому подходу, "коммуникативные способности - это индивидуально-психологическая и психофизиологическая характеристика людей для успешного взаимодействия партнеров и успешного решения коммуникативных задач" [1].
Р. Адлер и Н. Тоун утверждают, что коммуникация — это "процесс между по меньшей мере двумя людьми, который начинается, когда один человек хочет общаться с другим". Коммуникация возникает как ментальный образ внутри человека, который хочет передать этот образ другому человеку. Ментальные образы включают в себя идеи, мысли, картины, чувства и т. д. [2].
Таким образом, понятия "коммуникация" и «общение» имеют как сходства, так и особенности. Эти понятия подразумевают обмен мыслями и информацией в виде сигналов. Отличительные особенности вытекают из содержания этих понятий, поскольку они используются в разных науках. Коммуникативная компетентность развивается в общении и в приобретении культуры человеческих отношений.
Остановимся на определении, предложенном С.Л. Рубинштейном. С.Л. Рубинштейн назвал коммуникативную способность психологической характеристикой личности, которая приводит к развитию творческих навыков установления и поддержания партнерских взаимодействий, а также является движущей силой и эффективностью успешного приобретения знаний и формирования умений [4]
Это определение подчеркивает именно выраженность способностей в процессе обучения. Во-первых, исходный репродуктивный уровень развития способностей определяет динамику и эффективность приобретения знаний и формирования умений. Во-вторых, способностей формируются на основе уже имеющихся знаний и умений.
Процесс обучения приобретает все большее значение не только в связи с развитием способностей, но и непосредственно потому, что сам процесс развития зависит от обучения; С.Л. Рубинштейн утверждает, что "... дети развиваются, когда их воспитывают и учат", а Л.С. Выготский особенно ярко указывает на взаимосвязь обучения и развития.
Л.С. Выготский представляет новый способ осмысления способностей, когда выделяет уровни детского развития и определяет "зоны ближайшего развития". Так, введенный им термин "зона ближайшего развития" автор рассматривает как способность человека, которая "помогает определить завтрашний день ребенка [4].
В этой связи следует отметить связь между подходом Б.М. Теплова к определению способности и пониманием Л.С. Выготским "ближайшей сферы развития": По Б.М. Теплову, "способность не сводится к знаниям, умениям и навыкам, уже развитым в человеке". У Л.С. Выготского - это «уровень актуального развития».. В результате способности человека определяются "зоной ближайшего развития" Л.С. Выготский иллюстрирует последнее положение на примере сравнения двух детей, которые, на первый взгляд, могут быть одинаково умственно развиты, но могут существенно различаться по ближайшему потенциалу развития [4].
В целом коммуникативная способность проявляется в способности осваивать различные социальные роли, достигать взаимопонимания и устанавливать социальные контакты с ровесниками, с окружающими людьми и т. д.
Структура коммуникативной способности изучалась как общая совокупность нескольких черт личности.
Попытка рассмотреть структуру коммуникативной способности с учетом личностного и поведенческого уровней была предпринята Ю.М. Жуковым, Н.М. Мельниковой и Л.А. Петровской. В качестве теоретической основы для анализа коммуникативной способности авторы используют сложившуюся в отечественной психологии концепцию структуры предметной деятельности. Анализ коммуникативной способности с точки зрения субъектной активности открывает возможность системного исследования коммуникативной способности [19].
В основе структуры коммуникативной способности лежат личностные характеристики, определяющие эффективность человеческого общения.
Структура коммуникативной способности отражается в трех взаимосвязанных аспектах: интерактивной, экспрессивной и гностической компетентности.
Структура коммуникативной способности включает следующие виды:
- Информационная коммуникативная способность: умение начать, поддержать и закончить разговор; умение привлечь внимание собеседника; умение использовать вербальные и невербальные средства общения;
- Эмоциональная коммуникативная способность: способность замечать эмоциональное состояние другого человека и правильно реагировать на него; и
- Регулятивная коммуникативная способность: умение помогать собеседнику в разговоре и принимать помощь от других.
Структура коммуникативной способности включает в себя следующие элементы:
- Социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка других людей, себя, групп и т.д.);
- Гностические рефлексии, связанные с сознанием, систематизацией и передачей информации; волевые качества; когнитивные качества, связанные с качествами внимания, мышления и памяти;
- Интеракционные ("самопрезентация", ориентация на партнера по диалогу);
- Вербальные, невербальные, над лингвистические (интонация, паузы), визуально-моторные (жесты, мимика, пантомимика);
- понимание контекста и подтекста; использование систем языка жестов для решения конкретных коммуникативных задач [25].
М.А. Никифорова к компонентам коммуникативной способности относит эмпатию, доброжелательность, откровенность, надежность, честность, открытость в общении, конфронтационность и спонтанность.
Г.С. Васильева под коммуникативной способностью понимает некоторые структуры личности, обусловливающие коммуникативную активность и ее успешное выражение [2].
Коммуникативная способность делится на три уровня: когнитивная способность (знание норм и правил, которым нужно следовать при общении с другими людьми), мотивационно-потребностная способность (желание вступить в контакт) и активно-оценочная способность (умение слушать собеседника, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации и т.д.).
Анализ литературы по исследованию коммуникативной способности показывает, что коммуникативная способность - это способность легко вступать в контакт с людьми и, более того, поддерживать оптимальные отношения.
В связи с этим все способности, в том числе и коммуникативные, проходят первичное развитие в процессе обучения, т.е. овладения данным видом деятельности. Одним из видов деятельности для детей дошкольного возраста является общение, или коммуникация. Поэтому можно сказать, что коммуникативные способности развиваются в процессе обучения и игры. Более того, в ходе этого процесса можно провести первичную диагностику этих способностей и проследить динамику их развития.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная способность является индивидуально-психологической особенностью личности, которая обуславливает развитие творческих навыков установления и поддержания партнерских взаимодействий, а также динамику и эффективность успешного приобретения знаний и формирования умений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) ФГОС. ФОП Мозайка – синтез, 2020г.
3. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2012. – 468 с. - Текст: непосредственный.
6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
7. Бурмистрова, Е. А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет [Текст]/ Е. А. Бурмистрова. — М.: ДАРЪ, 2017. — 384 c.
8. Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование детей– Litres, 2022., с.179
9. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
10. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в дошкольных учреждениях / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2019. - 144 c
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
12. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
13. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
14. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
15. Гонохова, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Гонохова, Г. Ж Солтанова // В сборнике: Оценка качества образования: опыт, проблемы, перспективы сборник научных трудов. – 2015. – С. 96-100. – Текст: непосредственный.
16. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
17. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М. : Изд-во Московского университета, 2020. – 104 с.
18. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.
19. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Москва 2020.- с. 400
20. Каган М. С. К12 Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2018. — 319 с
21. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ Я. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2019. — 112 c.
22. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. Ушвератэцкае, 2011. – 237 с.
23. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2015. – 426 с. – Текст: непосредственный.
24. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – СПб.: Питер, 2010. – 410 с. – Текст: непосредственный.
25. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2021. – №. 1. – С. 3-7.
26. Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ. Организационно-методический аспект [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: Сфера, 2016. — 154 c.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
28. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/Е.О. Смирнова – М.:Просвещение, 2000. – 202с.
29. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2019.
30. Шабалина Надежда Вячеславовна Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» в развитии навыков коммуникативного общения детей старших дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №1.
31. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка дошкольника./ Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 2011. – Глава VI . – 384