Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце XIX века начались реформы Мэйдзи, которые привели к переходу от закрытого феодального общества к модернизированной нации.
Эта эпоха ознаменовала не только политические и социальные трансформации, но и изменения в общественных настроениях.
В этот период Япония провела ряд значительных политических реформ, которые не только определили будущее страны, но также имели серьезные последствия для населения.
Актуальным вопросом является оценка влияния эпохи Мэйдзи на модернизацию, развитие Японии и решение задачи по выявлению закономерностей модернизации Японии в это время. Когда Япония преодолела этот трансформационный период, эта политика сыграла решающую роль в:
- изменении траектории развития страны;
- создании нового имиджа.
Данную тему исследовали следующие авторы: Ван Ч., Врадий С.Ю., Гуревич П.С., Гусарова А.В., Кавагиси Н., Корниенко Т.В., Кузнецова А.А., Кузнецов В.В., Малыгина О.А., Маргарян Е.Г., Мещеряков А.Н., Наумов С.С., Нехорошева А.Н., Панов А.Н., Пантелеева М.В., Пастиева К.В., Полдников Д.Ю., Пужаев В.В., Сергеев О.И., Смертин Ю.Г., Фэн Ш., Щепкин В.В. Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не являлась объектом изучения специальной литературы, т.е. не было найдено интегрирующих работ, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Бочарова М.Ю. указывает, что в период Мэйдзи (1868-1912 гг.), начиная с 1875 г., постепенно складывалась современная наградная система орденов и медалей по европейскому образцу. Ордена и медали становятся способом представления власти новых элитных групп и нового культурного феномена. Для оформления наград используются символы и образы, известные в религиозной тематике, мифологических сказаниях, литературе и живописи. Важный акцент сделан на имперской символике, посредством которой реализовывались идеи военной мощи и развитой страны[ Бочарова М.Ю. Мифологические мотивы в визуальном оформлении орденов и медалей периода Мейдзи в Японии // Genesis: исторические исследования. 2019. № 7. С. 65-70.].
В статье Воробьевой О.В. и Вуколовой И.И. рассматривается специфика исторического образования в Японии периода Мейдзи в общем контексте развития исторического знания и исторической культуры Японии[ Воробьева О.В., Вуколова И.И. Реставрация Мейдзи и историческое образование в Японии // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-2. С. 277-289.].
В российской исторической науке существует устоявшийся набор понятий и терминов, отказываться от которого нецелесообразно[ Япония: 150 лет революции Мэйдзи.Исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые 150-ой годовщине революции Мэйдзи [«Issues Of Japanology = Вопросы японоведения» No7]. – СПб. – Изд-во Art-xpress, 2018. – 849 с.]. В советский период исходили из определения, примененного В.И. Ленина в кратком изложении основных событий мировой истории – «1868-1871: Япония. (Революция и преобразование)». В результате на практике утвердилось осторожное использование своеобразного клише «незавершенная буржуазная революция Мэйдзи в Японии». Последнее обстоятельное обобщающее монографическое исследование, посвященное этому сложнейшему терминологическому вопросу, было опубликовано Н.Ф.Лещенко в 1984 г.[ Лещенко Н.Ф. «Революция Мэйдзи» в работах японских историков-марксистов. М.: Наука, ГРВЛ, 1984. С.120.].
Она акцентировала внимание читателей на значении работ А.Л.Гальперина, Н.И.Конрада, Е.М.Жукова и др. Учебники по истории Японии 1939 и 1988, Очерки новой истории Японии 1958, многотомная Всемирная история, Большая Советская Энциклопедия и Советская Историческая Энциклопедия – долгие годы являлись изданиями, где приведены выверенные понятия и определения по японской истории. Особо значим вклад в оттачивание понятийного аппарата со стороны П.П.Топехи (что особо отмечено Н.Ф.Лещенко)[ Лещенко Н.Ф. «Революция Мэйдзи» в работах японских историков-
марксистов. М.: Наука, ГРВЛ, 1984. С. 94-95.].
Основным источником являются воспоминания о Японии начала 70-х годов XIX в. Льва Ильича Мечникова (1838 - 1888)[ Мечников Л.И. Воспоминания о двухлетней службе в Японии // Известия Восточного института. - 2001.].
Цель – провести анализ реформ Мэйдзи и их воздействия на модернизацию Японии.
Задачи:
оценить состояние Японии в дореформенный период
изучить реализацию модернизации Японии;
разработать занятие по теме «Политические реформы Мэйдзи: анализ и их воздействие на модернизацию Японии».
Объект - реформы Мэйдзи. Предмет - реформы Мэйдзи и их воздействия на модернизацию Японии.
1. Состояние Японии в дореформенный период
1.1. Причины реформ
Выдающийся российский японовед академик Н. И. Конрад так охарактеризовал «готовность» Японии к преобразованиям: «Буржуазная революция в Японии не была ни случайностью, ни историческим парадоксом. Страна подошла к ней вполне подготовленной: она имела развитую экономику, национальный рынок для множество видов товаров, хорошие пути сообщения и развитую банковскую систему; в нем действовала многочисленная высокообразованная и очень активная интеллигенция, составлявшая идеологическую основу для революционных преобразований»[ КонрадН. И. Избранные труды. История. М.: Наука, 1974. С. 195.].
Эпохе Мэйдзи (1868–1912) предшествовала эпоха Эдо (1600–1868, сёгунат Токугава). В эту эпоху наблюдались засухи, за которыми последовали неурожай и голод, привели к 20 массовым случаям голода в период с 1675 по 1837 год.
Недовольство людей росло, и к концу XVIII века участились протесты по поводу налогов и нехватки продовольствия. Семьи, потерявшие свои земли, стали фермерами-арендаторами (они работали на землях, принадлежащих другим людям), в то время как бедные сельские жители, которым негде было жить, переехали в города.
По мере того, как благосостояние семей рабочих снижалось, другие быстро переходили к накоплению земли, и возник новый, более состоятельный класс фермеров. Те, кто получал выгоду, могли диверсифицировать свое производство и нанимать рабочую силу, чтобы прокормить себя, в то время как другие были недовольны.
Несмотря на то, что Японии удалось приобрести и усовершенствовать широкий спектр научных знаний, стремительная индустриализация Запада в 18 веке впервые привела к существенному разрыву в технологиях и вооружении между Японией и Западом (которого на самом деле не существовало в начале периода Эдо), вынудив Запад перейти к более широкому спектру научных исследований. правительству пришлось отказаться от своей политики изоляции, которая способствовала падению режима Токугавы.
В 1830 году разразился кризис, вызванный массовым голодом и несколькими стихийными бедствиями, которые потрясли население. В 1837 году население было недовольно и восстало против правительственных чиновников и торговцев Осаки. Восстание продолжалось всего один день, но последствия были очевидны.
Многие стремились реформировать мораль, вместо того чтобы сосредоточиться на институциональных проблемах страны[ Кобзарь А.Д. Идейные основы формирования национальной культуры в Японии эпохи Эдо // Научно-практические исследования. 2017. № 7 (7). С. 85.]. Советники сегуна призывали к военной духовности, ограничениям на торговлю с Западом, цензуре литературы и искоренению «роскоши» среди самураев.
Другие хотели свергнуть Токугаву и поддержать политический курс сон дзеи (чтить императора, изгонять варваров). Бакуфу удалось сохранить свои позиции, несмотря на противодействие и растущую коммерциализацию со стороны западных стран после Первой опиумной войны 1839-1842 годов.
Поздний сегунат Токугава, или Последний сегун, - это период между 1853 и 1867 годами, в течение которого Япония прекратила свою изоляционистскую внешнюю политику, называемую сакоку, и перешла от феодального сегуната к правительству Мэйдзи. Этот период приходится на конец эпохи Эдо, предшествующей эпохе Мэйдзи.
Основные идеологические/политические группировки в этот период раскололись на проимпериалистические Ишин сиси (националистические патриоты) и силы сегуната, включая элитный Синсэнгуми (недавно отобранный армейский корпус) воинов меча. Хотя эти две группировки были наиболее заметной силой, многие другие группировки пытались использовать хаос в Бакуфу в попытке добиться личной власти.
Экстремисты, поклонявшиеся императору, подстрекали к смерти и насилию власти бакуфу, ханей (феодальных владений) и западных иностранцев. Во время англо-сацумской войны был нанесен ответный удар с моря, который привел к заключению еще одного льготного торгового договора в 1865 году, но он не был выполнен. Вскоре после этого армия бакуфу была уничтожена при попытке подавить повстанческие группировки в провинциях Сацума и Тесю (1866). В 1867 году император умер, и его сменил его сын Муцухито.
Кэйки (Токугава Есинобу), несмотря на нежелание, стал главой и сегуном дома Токугава. Он пытался организовать правительство под влиянием императора и сохранить политическую власть сегуна. Опасаясь могущества кланов Сацума и Тесю, другие дайме поддержали возвращение полномочий сегуна императору и совету Токугава.
В начале 19-го века крупнейшие западные державы предпринимали многочисленные попытки разрушить эту изоляцию. Давление со стороны американского коммодора Мэтью К. Перри, прибывшего в 1853 году, одержало верх над сакоку. В следующем году Япония открыла свои границы для Соединенных Штатов, а затем, в 1858 году, и для всего остального мира. Открытие страны способствовало отречению последнего сегуна и восстановлению императорской власти, что положило начало эпохе Мэйдзи (1868- 1912)[ Янгутов Л.Е., Лугавцова А.П. Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии // Вопросы истории. 2020. № 2. С. 255.
].
Когда в 1853 году коммодор Мэтью Перри из США вошел в бухту Эдо (Токийский залив) и потребовал, чтобы Япония эпохи Токугава предоставила иностранным державам доступ к торговле, он невольно запустил цепочку событий, которые привели к превращению Японии в современную имперскую державу. Политическая элита Японии осознавала, что США и другие страны опережают ее в области военных технологий, и (совершенно справедливо) чувствовала угрозу со стороны западного империализма. В конце концов, могущественный Китай династии Цин был поставлен на колени Британией четырнадцатью годами ранее в ходе Первой опиумной войны и вскоре проиграл и Вторую опиумную войну.
Вместо того чтобы подвергнуться подобной участи, некоторые представители японской элиты стремились еще плотнее закрыть двери для иностранного влияния, но наиболее дальновидные начали планировать модернизацию. Они считали, что важно иметь сильного императора в центре политической организации Японии, чтобы демонстрировать мощь Японии и противостоять западному империализму.
Они считали, что важно иметь сильного императора в центре политической организации Японии, чтобы демонстрировать мощь Японии и противостоять западному империализму[ Э. ж. Япония эпохи Эдо. "золотая эра" страны восходящего солнца // Культурология. 2017. № 4 (83). С. 149.].
В 30-40-е годы XIX века в Японии предпринимались попытки провести ограниченные реформы в экономической сфере, но они заканчивались, как правило, неудачей – дефицитом товаров, ростом цен и, в конечном итоге, ростом недовольства среди горожан и крестьян с их экономическим и социальным положением. Многие политические силы, преследуя различные цели, участвовали в ликвидации сёгуната Токугава, восстановлении власти императора и проведении последующих реформ. Более того, в зависимости от меняющихся внутренних и внешних обстоятельств их позиции часто претерпевали радикальные изменения[ Правовая система Японии: история и современность / Карнаушенко Л.В., Трикоз Е.Н., Швец А.А. // Краснодар, 2020.]. Проникновение западных стран в Азию серьезно обеспокоило правящие круги Японии, которые все больше убеждались в необходимости и дальше держать территорию страны закрытой для иностранцев. Сёгунат принял меры по усилению изоляции Японии от внешнего мира. Эту позицию поддерживали японские интеллектуалы, среди которых в начале XIX века выделялся Айзава Сэйсисай, один из лидеров научной школы Мито, названной в честь княжества, в составе которого оно располагалось. Чтобы противостоять разрушительному внешнему влиянию, японцы, по его мнению, должны были вернуться к своим корням - к «национальной сущности» («кокутай»), при которой правители небесного происхождения осуществляли справедливое управление. Подобный синтез единства государства и религии, как он утверждал, способен превзойти западную модель развития и обеспечить успешное противостояние европейской угрозе. Из этой философии впоследствии родился лозунг «сонно дзой» («почитание императора, изгнание варваров»), который активно проповедовали самураи из княжества Тёсю Ёсида Сейн (1830-1859). В середине 50-х годов XIX века он проявил себя активным противником заключения договоров с зарубежными странами и сторонником концепции «кокутай». Его учениками и последователями были Ито Хиробуми и Ямагата Аритомо, ставшие одними из главных политических фигур эпохи Мэйдзи. После подписания договоров с США и Россией в 1854 году, но прежде всего с США, т.к. в Симода прибыл американский генеральный консул Таунсенд Харрис, который настоял на подписании нового двустороннего торгового соглашения. В Японии, особенно среди многих даймё, особенно в юго-западных регионах, не говоря уже о киотских аристократах, стало распространяться мнение, что сёгунат не способен противостоять внешней угрозе. И последнее, но не менее важное: под влиянием таких настроений в 1858 году император Комэй отказался одобрить готовность сёгуната подписать договор с Соединенными Штатами. После этого началось возрастающее вмешательство императорского двора во внешнюю политику сёгуната. Император Комэй проявил себя последовательным сторонником закрытия страны для иностранцев, пребывающих на ее территории[ Кочеткова И.В. Институт императорской власти в Японии: история и современность // История государства и права. 2022. № 3. С. 57-63.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аллабергенов А.М. Ранняя история востока: становление Японии как государства // Интернаука. 2022. № 15-2 (238). С. 8-9.
2. Артеменко Н.И. Взаимодействие японской и европейской культуры в эпоху Мейдзи (на примере литературы) // Вопросы исторической науки. Материалы V Международной научной конференции. 2017. С. 19-22.
3.Базгиев М.М. Реформы Мейдзи в Японии // Право - общество - государство: вопросы теории и истории. сборник материалов Всероссийской студенческой научной конференции. Российский университет дружбы народов. 2014. С. 41-45.
4. Бендерская М.В. Возникновение права на свободу предпринимательской деятельности в Японии в период Мейдзи (1868 - 1912 г.) // Научный обозреватель. 2017. № 2 (74). С. 12-13.
5. Бочарова М.Ю. Мифологические мотивы в визуальном оформлении орденов и медалей периода Мейдзи в Японии // Genesis: исторические исследования. 2019. № 7. С. 65-70.
6.Ван Ч. Революции и кодификация китайского гражданского законодательства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. № 3. С. 422-432.
7. Воробьева О.В., Вуколова И.И. Реставрация Мейдзи и историческое образование в Японии // Преподаватель XXI век. 2020. № 4-2. С. 277-289.
8.Врадий С.Ю. Влияние Китая на общественную мысль Японии, Кореи XIX в. // Отчет о НИР № 15-01-00172. Российский гуманитарный научный фонд. 2017.
9.Вуколова И.И. Реставрация Мейдзи и историческое образование в Японии // Vita memoriae: Теория и практики исторических исследований. сборник статей по материалам VIII Всероссийской научной конференции молодых ученых, студентов и учащихся МБОУ СОШ. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2021. С. 53-56.
10.Гуревич П.С. Реформа vs революция // Философия и культура. 2013. № 7 (67). С. 883-888.
11.Гусарова А.В. Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии // Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы V Международной научной конференции. 2014. С. 206-208.
12. Долгобородова Е.Д. Революция Мейдзи. Историографический обзор // Проблемы и перспективы развития инновационных технологий. сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 10-11.
13. Жиленко А.Е. Влияние вестернизации на культуру питания в Японии в эпоху Мейдзи // Актуальные вопросы региональных и международных исследований. Материалы IV региональной студенческой научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. Новосибирский государственный технический университет; УЦ НГТУ «Институт Конфуция». 2017. С. 229-234.
14.Кавагиси Н. У истоков судебного контроля в Японии // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1 (62). С. 154-172.
15.Калашникова Е.Б., Обухова Е.А. Реставрация Мейдзи: сущность и итоги // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 4 (20). С. 379-381.
16.Кобец П.Н. Место императора в государственной системе управления Японии (история и современность // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 56-60.
17.Кобзарь А.Д. Идейные основы формирования национальной культуры в Японии эпохи Эдо // Научно-практические исследования. 2017. № 7 (7). С. 82-87.
18.Корниенко Т.В., Кузнецова А.А. Вопросы женского образования в период реформ эпохи Мэйдзи // Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России. Материалы Всероссийского научно-практического форума. Воронеж, 2021. С. 69-73.
19. Корнилов А.А. Репрезентация православных японцев эпохи Мейдзи в дневниках Николая японского // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. материалы IX научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2021. С. 264-270.
20.Кочеткова И.В. Институт императорской власти в Японии: история и современность // История государства и права. 2022. № 3. С. 57-63.
21.Кузнецов В.В. История образования в Японии в период реформ Мэйдзи // Записки Забайкальского отделения Российского исторического общества. 2023. № 2 (5). С. 26-30.
22.Малыгина О.А. Антибуддийские мероприятия в Японии в период Токугава и первые годы Мэйдзи // Социальные институты в истории: ретроспекция и реальность. Сборник статей. Редколлегия: Л.Р. Ротермель (отв. ред.) и др., Омск, 2016. С. 19-28.
23.Маргарян Е.Г. Опыт самоколонизации Японии и Китая. Сравнительный анализ // ExOrient Lux. «Изменение мировоззренческой парадигмы от европоцентризма к универсализму». Сборник научных статей участников 3-й международной японоведческой научной конференции в РАУ, посвященной 20-летию РАУ и 25-летию установления армяно-японских дипломатических отношений. Ответственные редакторы Е.Г. Маргарян, К.Г. Карамян. 2019. С. 11-38.
24.Мещеряков А.Н. Япония и Россия в объятиях пространства и времени // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 160-172.
25.Мещеряков А.Н., Сахарова Е.Б. Антропоморфизация японского государства и его эмоциональная жизнь (вторая половина XIX в. - 1945 г.) // Вопросы философии. 2020. № 1. С. 180-194.
26.Морева Е.Э. История межкультурной коммуникации России и Японии // Актуальные вопросы региональных и международных исследований. Материалы VI региональной студенческой научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. 2019. С. 386-389.
27.Наумов С.С. Возвращение французских военных специалистов из Японии после гражданской войны Босин (1868-1869) // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. Материалы ХVII всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 2023. С. 469-478.
28.Наумов С.С. Концепции реформирования японских систем военной и физической подготовки, предложенные специалистами французской консультативной миссии (1867-1868) // Сибирский архив. 2022. № 3 (13). С. 58-65.
29.Наумов С.С. Концепции реформирования японских систем военной и физической подготовки, предложенные специалистами французской консультативной миссии (1867-1868) // Гуманитарные проблемы военного дела. 2021. № 3 (28). С. 88-92.
30.Наумов С.С. Организация обороны республики ЭДЗО французским офицером Жюлем Брюне в период гражданской войны Босин (1868-1869) // История и культура Японии. Сер. «Orientalia et Classica» Под научной редакцией Н.Н. Трубниковой, М.С. Коляды, сост. и отв. ред. А.Н. Мещеряков. Москва, 2023. С. 447-452.
31.Нехорошева А.Н. Насильственное открытие Японии как определяющий фактор ее дальнейшего развития // Международные отношения в условиях развития цивилизаций. Материалы межвузовской студенческой конференции. Москва, 2022. С. 117-128.
32.Панов А.Н. Эпоха реформ в России и Японии (середина XIX века - начало XX века) // Ежегодник Япония. 2015. Т. 44. С. 304-337.
33.Пантелеева М.В. К вопросу о становлении избирательной системы Японии // Россия и АТР. 2014. № 3 (85). С. 126-133.
34.Пастиева К.В. Прусское влияние на формирование новой государственно-политической системы Японии в период Мэйдзи // Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Историческая ретроспектива и современность. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 269-272.
35.Полдников Д.Ю. Преодоление «Колеи» традиционных ценностей в ходе модернизации правовой системы Японии // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 9 (97). С. 36-45.
36.Правовая система Японии: история и современность / Карнаушенко Л.В., Трикоз Е.Н., Швец А.А. // Краснодар, 2020.
37. Путилов В.В. Реформы Мейдзи как основа изменений в современном японском обществе // Иностранные языки в современном мире. Материалы Международной научно-практической студенческой конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 560-564.
38. Сафронов Б.В. Революция Мейдзи в Японии // Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 113-115.
39.Сенаторов А. Мещеряков А.Н. император Мейдзи и его Япония // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 2. С. 185-186.
40.Сергеев О.И. Сравнительный аспект освоения дальневосточных окраин Россией и острова Хоккайдо Японией во второй половине ХIХ - начале XX вв. // Российский Дальний Восток и интеграционные процессы в странах АТР: политико-экономические, социально-культурные проблемы. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство морского и речного транспорта, Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского. 2009. С. 46-50.
41.Смертин Ю.Г. Реформы Мэйдзи в Японии: кулинарный аспект // Проблемы и исследования археологии, этнологии и зарубежной истории. Сборник научных трудов. Под редакцией А.Г. Иванова. Краснодар, 2022. С. 130-145.
42. Сметана Н.В. Особый путь Японии (от Сёгуната Токугавы к реформам Мейдзи) // Вопросы государства и права. Сборник научных статей. Редколлегия: Л.В. Карнаушенко, А.А. Швец, Е.А. Пушкарев, Н.Ю. Турищева, В.Н. Коротких. Краснодар, 2021. С. 237-240.
43.Смирнова А.Ю. Милитаризм как геокультура Японии после Мейдзи (1868-1945) // COLLEGIUM LINGUISTICUM - 2020. Сборник научных статей по итогам ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. Москва, 2020. С. 446-457.
44.Сухоручкина И.Н. Хроника развития производительных сил и производственных отношений в Японии.II.периоды Муромати-Эдо (1568-1716) // Депонированная рукопись № 51-В2003 09.01.2003.
45.Трикоз Е.Н., Швец А.А. Особенности рецепции западного частного права в Японии эпохи Мейдзи // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории. материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 298-304.
46.Формирование японского национального самосознания в эпоху Мэйдзи / Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А., Филиппенко Д.А. // Современные востоковедческие исследования. 2021. Т. 3. № 3. С. 456-469.
47.Фэн Ш. Влияние основных направлений политики периода Мэйдзи на развитие населения Японии 1850-1912 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 8. С. 92-96.
48.Черкун Н.А. Кризисные явления сёгуната токугава накануне реставрации Мейдзи // Вісник Маріупольського державного університету. Сер.: Історія. Політологія. 2013. № 6. С. 74-79.
49.Щепкин В.В. Реформы Петра I как модель для Японии в сочинениях конца эпохи ЭДО // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 10. С. 82-91.
50.Щепкин В.В. Трактат Хаяси Сихэй "Кайкоку Хэйдан" как памятник военно-политической мысли Японии эпохи Эдо (1603 - 1867): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Институт восточных рукописей РАН. Санкт-Петербург, 2010.
51.Э. ж. Япония эпохи Эдо. "золотая эра" страны восходящего солнца // Культурология. 2017. № 4 (83). С. 146-151.
52.Янгутов Л.Е., Лугавцова А.П. Эпохи Мин (1368-1644) и Эдо (1603-1868) в истории Китая и Японии // Вопросы истории. 2020. № 2. С. 248-262.
53.Shestak V.A., Anikanova A.V. History of the formation and development of the institute of intellectual property in Japan // Voprosy Istorii. 2021. № 4-1. С. 207-213.