Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня по всему миру наблюдаются процессы по переходу экономики в теневой сектор, что означает, что население стран часто ведет свою деятельность, скрывая ее от налоговых государственных органов. Данный момент может нанести серьезный урон для экономического развития страны, поскольку государственный бюджет из-за этих действий не получает нужной суммы средств. Также процветание теневой экономики косвенно может сказаться на снижении инновационной активности в стране из-за того, что средства также не направляются на такой вид развития государства.
Объект – теневая деятельность в стране.
Предмет исследования – влияние теневого сектора на инновации России.
Цель работы – проанализировать теневую экономику как угроза инновационному развитию России.
В связи с этой целью ставятся задачи:
-понять сущность теневой деятельности в стране,
-оценить влияние теневой деятельности на инновационную активность в стране,
-проанализировать темпы роста теневого сектора экономики в Российской Федерации,
-выявить перспективы развития инноваций в экономике с учетом минимизации теневого сектора.
Методы: анализ, синтез, сравнение.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе рассматривается суть теневого сектора экономики, особенности его функционирования в контексте современной политики государств.
Во второй главе проводится анализ состояния уровня теневого сектора в России.
В третьей главе оценивается влияние теневого сектора на инновационное развитие РФ.
1.Теоретические аспекты и сущность теневой экономики государства
1.1.Понятие и экономическое содержание теневого сектора экономики страны
Сегодня по всему миру наблюдаются процессы по переходу экономики в теневой сектор, что означает, что население стран часто ведет свою деятельность, скрывая ее от налоговых государственных органов. Данный момент может нанести серьезный урон для экономического развития страны, поскольку государственный бюджет из-за этих действий не получает нужной суммы средств. Также процветание теневой экономики косвенно может сказаться на снижении инновационной активности в стране из-за того, что средства также не направляются на такой вид развития государства.
Если современные компании не получают по каким-либо причинам достаточно величины прибыли, то они могут начать вести незаконную деятельность, чтобы попытаться таким нечестным путем увеличить свои доходы от бизнеса. Рост их доходов обеспечивается за счет ухода от налогообложения.
В связи с нерациональной системой налогообложения в стране, больших сборов, тотальным надзором и контролем со стороны государственных органов, развитие и расцвет коррупции не дает предпринимателям участвовать в конкуренции на равных условиях, что приводит к росту теневого сектора экономики.
Причины развития теневого бизнеса зависят от факторов, которые способствуют и препятствуют неформальному предпринимательству в стране.
Таким образом, теневая экономика – это экономическая деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами страны без наличия государственного контроля этой деятельности. Данные операции у бизнеса могут проходить наличным способом, что и будет являться благоприятным фактором для такой деятельности.
Теневая экономика развивается в таких сферах народного хозяйства, как:
- подпольное производство,
- услуги,
- торговля.
Рост теневого сегмента экономики может приводить к увеличению опасности для развития экономики страны в целом. Также эти процессы связаны и с коррупцией в государственных органах, с ростом организованной преступности в стране, что влияет на эти процессы негативным образом. Поэтому государственные органы защищают экономику страны от подобного урона и краха.
Из-за роста теневой экономики государство не может получить необходимые средства для пополнения своего бюджета, теряет возможность исполнять свои обязанности перед обществом в плане их социального развития (пенсии, пособия, здравоохранение, образование). Поэтому теневая экономика оказывает существенное воздействие и на социальную политику в стране.
Если государство заботится о своем населении, обеспечивает ему занятость и достойный уровень оплаты труда, тогда теневая деятельность будет сводиться к минимуму.
Рисунок 1 - Понятие теневой экономики [6, c.154]
Таким образом, теневая экономика – это негативное явление для социума и экономики.
К росту теневой экономики приводят:
-массовая коррупция,
-нехватка инструментов в системе управления и надзора,
-рост налогов,
-наличие жесткой системы экономических и административных наказаний,
-взяточничество.
Теневая экономика свободна по своей сути от налогообложения, поэтому в бюджет поступлений не хватает.
Государственные органы должны четко понимать, сколько людей в их стране убегают от налогов, чтобы изобрести меры по грамотному распределению ресурсов в стране. Но все же это все равно будет приводить к тяжёлой социальной обстановке.
Если размеры теневого сектора в государстве будут превышать значения в 10-40%, то мы можем говорить, что данная экономика совершенно неэффективна и опасна. Скорее всего и в обществе такой страны царят плохие тенденции и вызовы.
Теневая экономика не афишируется, скрывается от официальных органов и социальной статистики. Она может иметь очень латентный характер.
Теневая экономика – это незаконная хозяйственная деятельность, то есть операции, которые ни в коем случае не поощряются законом и нормативно-правовым правом в стране. Она противоречит национальному законодательству, нарушает честные хозяйственные действия, подпадая под административные и уголовные нормы.
Основные черты теневой экономики:
-скрытность
-опасность
-нелегальность
-неправомерность
-непостоянство
-закрытость
-ограниченность и т.д.
Теневая экономика направлена на удовлетворение потребностей людей, но делает это плохим способом, нарушая все нормы и права. Она находится за пределами этических соображений.
Если организация скрывает свои прибыли и доходы и не платит налоги, то она будет являться частью теневой экономики.
Основные виды теневой экономики:
«Вторичная» экономика включает в себя хозяйственные операции, товарооборот и финансы, которые скрываются от государственных органов. Она подразумевает осуществление запрещенных видов экономической деятельности, она исключает ведение хозяйствующими субъектами бухгалтерского и налогового учета, утаивает выручку, заработную плату от целей обязательного налогообложения;
«Чёрная» экономика. Сюда относятся те действия, которые прямо запрещены законом: контрабанда, наркотики, поддельные спиртные напитки и табак, оружие;
«Серый» сектор. Сюда входит все то, что получает доход нечестным путем (хищение, взятка, отображение нереальной оплаты труда в компании, оффшоры);
Коррупция (взятки).
Рост теневой экономики создает стимулирование тем процессам, которые и так находятся за гранью государственного регулирования.
Рисунок 2 - Направления теневой экономики [11, c.165]
Если в стране имеются высокие налоги как для физических, так и для юридических лиц, то скоро мы можем наблюдать рост теневого сектора экономики.
Чем меньше разница между доходами и налогами, тем больше будет опасность прийти к теневой экономике. Эта разница зависит от налогового режима в стране, и если он избран неэффективный, то и бюджет может не получить своих денег от населения [8, c.160].
Структура теневой экономики:
1.Фиктивная экономика, где есть нарушение норм и стандартов деятельности.
Эта экономика разрешена законами, но она плохо регистрируется на официальном уровне.
2.Вторичная экономика, которая скрывает получаемые доходы от деятельности. Она запрещена законом официально.
3.Черная экономика, или экономические преступления, абсолютно запрещенные законодательством.
Рисунок 3 - Структура теневой экономики [9, c.98]
Очень плохо, если в стране растет именно незаконный бизнес по торговле оружием, наркотиками, потому что в этом случае мы можем говорить не только об экономическом ущербе государству, но также и о тяжелых социальных последствиях. Поэтому данные процессы должны особенно тщательно прерываться государственными органами.
Менее опасными, то не столь вредным для общества, являются фальшивомонетничество, нелегальные валютные операции, подделка документов.
Основные индикаторы теневой экономики:
разница между уровнем потребления и афишируемыми доходами населения;
спрос на денежную массу;
разница между занятостью на рынке труда и реальными показателями по безработице [10, c.176].
Рисунок 4 - Виды теневой экономики [12, c.170]
Таким образом, теневая экономика должна регулироваться государством, но не приводить к еще большим неконтролируемым процессам ухудшения ситуации в экономике и обществе.
Рыночная трансформация российской экономики, начавшаяся в последнее десятилетие XX века, поставила совершенно новые проблемы не только перед экономикой страны, но и перед отечественной экономической наукой. Большинство из этих проблем порождено негативными последствиями проводившихся рыночных реформ. К числу таких последствий относится криминализация производства, которая, будучи по-своему традиционной чертой организации российского производства, в период реформ охватила практически все его сферы - от криминального присвоения приватизируемых объектов национальной собственности до коррупции чиновников [5,c.152].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2025 года
2.Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года»
3.Стратегии экономического развития регионов РФ до 2025 года
4.Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: моногр. / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - Москва: Огни, 2020. - 496 c.
5.Агаев, И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях/ И.А.Агаев// Российское предпринимательство. – 2019. - №13. – с. 114-123
6.Алексеев, М.Д. Угрозы обеспечения экономической безопасности РФ / М.Д. Алексеев // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. — 2018. — № 5. — С. 18-26.
7.Арбатов, А.А. Экономическая безопасность России/ А.А. Арбатов. – М.: БИНОМ, 2019. – 815 с.
8.Бекжанова, Т.К. Методы оценки размеров теневой экономики в Казахстане и отражение ее в системе национальных счетов: моногр. / Т.К. Бекжанова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 175 c.
9.Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 279 c.
10.Богомолов, В.А. Экономическая безопасность/ В.А.Богомолов. – М.: Юнити – Дана, 2018. – 296 с.
11.Вардан, Б. Основы экономической безопасности/ Б. Вардан. – М.: Юрайт. – 2020. – 437 с.
12.Гончаренко, Л.П. Экономическая безопасность/ Л.П.Гончаренко. – М.: Юрайт, 2023. – 478 с.
13.Гордиенко, Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2021. - 224 c.
14.Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 1: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 667 c.
15.Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 2 / Коллектив авторов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 850 c.
16.Григорьева, В.В. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности государств / В.В. Григорьева // Вестник воронежского института экономики и социального управления. – 2018. — №3. – 36-37 с.
17.Гуреева, М.А. Экономическая безопасность государства/ М.А. Гуреева. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 341с.
18.Гусев, М.С. Стратегия экономического развития России – 2035: пути преодоления долгосрочной стагнации/ М.С.Гусев// Проблемы прогнозирования. – 2023. - №2. – с.18-29
19.Дмитренко, А.В. О концепции экологической безопасности / А.В. Дмитриенко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2019. — № 9 (112). — С. 75-78.
20.Доценко Д.В. Экономическая безопасность: методологические аспекты и составляющие. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 447 с.
21.Иволга, А.Б. Экономическая безопасность и ее составляющие/ А. Б. Иволга // Молодой ученый. — 2018. — №1. Т.1. — С. 113-116.
22.Инновационные преобразования. Как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. - М.: Анкил, 2019. - 688 c.
23.Клямкин И. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. - РГГУ - М., 2022. - 608 c.
24.Конюховский П. Математические методы исследования операций в экономике. - М., 2021. - 830 c.
25.Копеин, В.В. Региональный фактор в системе экономической безопасности/ В.В. Копеин// Российское предпринимательство. – 2019. - №14. – с. 13-25.
26.Костылев А.А. Экономический потенциал региона. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 509 с.
27.Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов/ В.В. Криворотов. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 351 c.
28.Крутиков, В.К. Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие / Крутиков В.К. ─ Калуга: «Эйдос», – 2021. ─ 214 с.
29.Кузминова, О.А. Анализ и оценка существующих вызовов и угроз финансово-экономической безопасности РФ на современном этапе/ О.А. Кузминова// Экономика и бизнес. – 2022. – с.111
30.Купрещенко Н.П Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики. - Нобель Пресс - М., 2020. - 877 c.
31.Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2019. – 350 с.
32.Мировая экономика и международные экономические отношения: моногр. - Эксмо - М., 2022. - 320 c.
33.Мордовец В. Теневая экономика. - LAP Lambert Academic Publishing - М., 2021. - 136 c.
34.Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению. - Финансы и статистика - М., 2022. - 272 c.
35.Неровня, Т.Н. История экономики в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Феникс - М., 2019. - 320 c.
36.Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2018. - №6. – с.32
37.Рябушкин Б. Т., Чурилова Э. Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. - Финансы и статистика - М., 2020. - 144 c.
38.Смирнова, Л.Я. Экономическая безопасность современной России/ Л.Я. Смирнова// Экономика и бизнес. – 2022. – с.127-130
39.Сулакшин С.С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект); Научный эксперт - М., 2022. - 219 c.
40.Теневая экономика. - Экономика - М., 2019. - 160 c.
41.Усков, В. В. Комплаенс-контроль в условиях санкций и пандемии как метод обеспечения экономической безопасности / В. В. Усков // Интерактивная наука. – 2022. – № 2 (67). – С. 52-55
42.Фомин, А. Экономическая безопасность государства/ А. Фомин// Международные процессы. – 2018. - №3(24). Т.8. – с.115
43.Чернобаева, С.В. Анализ и оценка современного состояния экономической безопасности РФ/ С.В. Чернобаева// НАУ. – 2022. – с.55-58
44.Черняк, В. Популярная история экономики и бизнеса. - Вече - М., 2022. - 512 c.
45.Шараев, Ю.В. Теории экономического роста/ Ю.В.Шараев. – М: Инфра-М, 2019. – 427 с.
46.Эриашвили, Н.Д. Экономическая безопасность/ Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 295 c.
47.Расходы федерального бюджета РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.reactor.cc/post/2533981?next=random
48.портал статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statdata.ru/
49.федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
50.минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/
51.Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
52.Портал внешнеэкономической информации России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
53.Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/