Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование подготовки спортсменов. Для этого необходимо разрабатывать новые методики обучения спортсменов, искать новые формы обучения, которые будут являться эффективными.
Процесс подготовки спортсменов в хоккее является сложным, многогранным и длительным процессом. Постоянный поиск наиболее действенных средств тренировочного действия на спортсменов-хоккеистов 10-12 лет определен тем, что собственно на данном возрастном этапе формирования детского организма залаживаются основы почти всех характеристик физической подготовки человека.
К тому же следует отметить, что данный возраст является более сенситивным периодом формирования культуры здоровья и осознанного ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Данные научно-методической литературы указывают на то, что на начальном этапе спортивной подготовки рекомендуется избегать ранней специализации, а вместо этого нужно содействовать развитию разносторонней двигательной активности занимающихся, так как сопутствующие высоким спортивным результатам физические и психологические нагрузки оказывают негативное влияние на организм юных спортсменов. Например, высокие функциональные напряжения, вызванные активной соревновательной деятельностью юных хоккеистов, объективно нарушают закономерности многолетнего спортивного совершенствования, преждевременно изнашивая ресурсы юных спортсменов, лишая их возможности достичь по-настоящему высоких спортивных результатов в будущем. Поэтому использование игрового метода будет оказывать положительное влияние на подготовку хоккеистов.
Существует достаточно примеров, когда высокие спортивные результаты, показанные в юном возрасте, выступали сдерживающим фактором в будущем. Яркими примерами данного утверждения являются результаты выступлений команд из Финляндии на международных детских хоккейных турнирах, игроки которых в большинстве случаев значительно уступали по уровню подготовленности юным хоккеистам из России, но при переходе во «взрослый хоккей» успешно реализовали себя в составе сборной страны на юниорских, молодежных и взрослых чемпионатах мира. В это же время хоккеисты из России, демонстрирующие явное превосходство в мастерстве на детском уровне, не смогли достичь высоких результатов в профессиональном хоккее или вовсе не попали в профессиональный спорт.
Несмотря на это, в последние годы ввиду повышения статуса детских хоккейных турниров (таких как «Кубок Газпром нефти», «Золотая шайба») наблюдается резкая интенсификация тренировочного процесса, направленная на достижение максимально высоких спортивных результатов в раннем возрасте, что противоречит психологическому ибиологическому развитию ребенка.
В связи с вышеизложенным, в современном глобализирующемся мире ведется деятельный поиск более действенных методик по укреплению здоровья и развития физических качеств детей средствами физической культуры, в частности – хоккеем.
Игра в хоккей оказывает прямое воздействие на процесс воспитания детей школьного возраста в духе коллективизма, товарищества, ответственности перед своей командой.
Систематические занятия хоккеем будут способствовать развитию детей, положительно будут влиять на развитии физических качеств, воспитывают у занимающихся трудолюбие и упорство. Кроме этого игра в хоккей содействует воспитанию моральных и волевых качеств: дисциплинированность, смелость, настойчивость.
Объект исследования: игровой метод в подготовке хоккеистов.
Предмет исследования: применение игрового метода в подготовке хоккеистов.
Цель исследования – изучение особенностей использования игрового метода в подготовке хоккеистов и на основе этого разработать конспект с использованием игрового метода для спортсменов-хоккеистов 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать характеристику игрового метода.
2. Изучить использование игрового метода в развитии физических качеств.
3. Раскрыть возрастные и физиологические особенности хоккеистов 10-12 лет.
4. Проанализировать методику использования игрового метода у спортсменов 10-12 лет.
5. Определить начальный уровень физической подготовленности хоккеистов 10-12 лет.
6. Разработать конспект с использованием игрового метода для спортсменов-хоккеистов 10-12 лет.
7. Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанный конспект с использованием игрового метода для спортсменов-хоккеистов 10-12 лет будет положительно влиять на развитие интереса и физических качеств хоккеистов.
При проведении исследования применялись следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование физической подготовленности;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его выводы, основные результаты и методические рекомендации могут быть использованы при построении тренировочного процесса подготовки хоккеистов.
Практическим значением работы является то, что ее результаты могут быть использованы тренерами, студентами, которые занимаются исследованием игрового метода в подготовке хоккеистов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Игровой метод как одна из основных форм обучения
1.1 Характеристика игрового метода
В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:
- общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
- практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Игровой метод – это метод обучения, в ходе которого используются физические упражнения в виде игры. Игровой метод характеризуется отсутствием жесткой регламентации действий и наличием вероятностных условий их выполнения. Данный метод обучения используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных или наоборот облегченных условиях развития таких качеств и способностей, как быстрота реакции, координация движений, пространственная ориентация. Соблюдение условий и правил игры способствует воспитанию нравственных качеств, например, таких как чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности и других важных личностных качеств. Ведущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию устойчивого интереса и положительного отношения обучающихся к занятиям физической культуры и выполнению упражнений. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично и с применением наиболее рациональных форм организации занятий, а также с использованием спортивного инвентаря, спортивного оборудования и технических средств обучения. Все перечисленные качества может дать только игра. Отсюда можно сделать вывод, что игровой метод на уроках физической культуры является ведущим методом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамов, А.А. Структурирование подготовки юных хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе // Изв. Тул. гос. ун-та. Физ. культура. Спорт. 2022. № 3. С. 59–65.
2.Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. – М.: Терра-Спорт, 2017. - 64 с.
3.Григорьев В.Ю., Кравец-Абдуллина А.В. Определение эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у хоккеистов 13-14 лет // Актуальные проблемы и перспективы развития хоккея с шайбой и формирование компетенции тренеров в условиях реализации НППХ «Красная машина»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (22-23 сентября 2020). – Уфа: ЦНИЗиР БашИФК, 2020. – 25 с.
4.Дерябина, Г. И. Структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки / Г. И. Дерябина, А. В. Тапильский, О. Г. Барашева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 16. – № 4. – С. 72-78.
5.Зобков Д.А. Методика определения эффективности тренировочного процесса хоккеистов с особенностями антропометрических данных // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1523-1531.
6.Никитушкин, В.Г. Методика определения величины тренировочных нагрузок юных хоккеистов / В.Г. Никитушкин, В.Ю. Бодров / «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта», 2019, №12 (178) – С. 215-220.
7.Кузьменко, А.А. Условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Кузьменко Г.А. / Теория и практика физической культуры, №7, 2020. – С. 60-62.
8.Климин, В.А. Управление подготовкой хоккеистов / В.А. Климин, В.И. Колосков. – М., 2018. – 231 с.
9.Леонова, Л.А. Особенности физического развития детского организма // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 2. - С. 92.
10.Михайлов, К.К. Педагогическая технология управления учебно- тренировочным процессом юных хоккеистов, связанным с овладением техникой катания на коньках / К.К. Михайлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (26). - С. 49-52.
11.Методика совершенствования техники катания на коньках юных хоккеистов при целенаправленном развитии способности к равновесию / Панов С. Ф., Панова И. П., Чеботарев А. В., Кравцевич П. В. // Культура физ. и здоровье. 2019. № 3 (63). С. 49–51.
12.Национальная программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» / Третьяк В. А., Ротенберг Р. Б., Буре П. В. [и др.]. – М., 2020. – 316 с.
13.Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - Москва: Физкультура и спорт, 2021. – 280 с.
14.Пономарева, И.А. Физиология физической культуры и спорта: учебное пособие / И.А. Пономарева. Ростов-на-Дону: издательство Южного Федерального университета, 2019. – 212с.
15.Панов, К.С. Совершенствование координационных способностей по параметру «пространственная ориентировка» у хоккеистов молодежной команды // Перспективные направления в области физ. культуры, спорта и туризма: материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. Кемерово, 2022. С. 210–213.
16.Родыгина, Ю.К. Динамика личностных особенностей юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры / Ю.К. Родыгина / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021, №1 (191). – С. 479-482.
17.Спортивные игры: учеб. пособие / О.С. Шалаев, В.Ф. Мишенькина, Ю.Н. Эртман [и др.]. Омск: Изд-во СибГУФК, 2019. - С.72.
18.Совершенствование техники катания на коньках хоккеистов под влиянием тренировки с координационной направленностью / Панова И. П., Абрамов А. А., Митина Л. А., Панов К. С. // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования: сб. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Л. И. Костюниной. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2021. С. 384–388.
19.Сиренко Ю.И. Поурочная программа для занимающихся хоккеем, учебное пособие / Ю.И. Сиренко // Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2020. - С. 81-112.
20.Торхов, А.С. Методика планирования тренировочного процесса юных хоккеистов 7-8 лет с учётом системы энергообеспечения мышечной деятельности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2023. - № 18(1). С. 203-209.
21.Шпак, В.Г. Теория спорта. Краткий курс лекций / В.Г. Шпак. - Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова», 2021. – 168 с.