Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме социального воспитания младших школьников.
Актуальность: в младшем школьном возрасте происходят важные изменения в жизни ребенка, а именно – приобретение нового социального статуса «школьник». В этом возрасте ребенок приобретает социальный опыт, начинает усваивать нормы общения и поведения. Но в условиях семьи социальное воспитание реализуются не в полном объёме.
Социально-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Разрешение проблем социального воспитания требует поиска более эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенное средство социального воспитания младших школьников - детский коллектив. Коллектив выступает важнейшей формой организации воспитания, мощным педагогическим инструментом. Развитие и формирование личности возможно успешно осуществлять только в коллективе и посредством коллектива, что служит основой воспитания[12, с. 46].
Результат социального воспитания - социально сформированная личность, готовая к осознанной активности и самостоятельной творческой деятельности, способная ставить цели и решать социально значимые задачи.
Проблема исследования: каковы пути и средства социального воспитания младших школьников в детском коллективе?
Объект исследования: социальное воспитание младших школьников в детском коллективе.
Предмет исследования: пути и средства социального воспитания младших школьников в детском коллективе.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить на практике пути и средства социального воспитания младших школьников в детском коллективе.
Гипотеза исследования: социальное воспитание младших школьников в детском коллективе будет успешным, если:
- учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка;
- осуществляется ролевое развитие младших школьников в детском коллективе;
- разработана и реализована модель социального воспитания младших школьников в детском коллективе;
- определены критерии, показатели и уровни диагностики социального воспитания младшего школьника в детском коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность проблемы социального воспитания младших школьников в детском коллективе.
2. Охарактеризовать детский коллектив как средство социального воспитания младших школьников.
3. Выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия социального воспитания младших школьников в детском коллективе.
4. Проанализировать педагогический опыт, разработать модель социального воспитания младших школьников в детском коллективе и экспериментально проверить её эффективность.
5. Определить критерии, показатели и уровни диагностики социального воспитания младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы по теме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования, обобщение и конкретизация, наблюдение, моделирование, эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 14» г. Прокопьевска, 4 «В» класс.
Методологическая основа исследования: Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова, в которых выявляется сущность основных понятий теории социального воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов социального воспитания. Теоретические аспекты социального воспитания как понятие и как процесса рассматривалось многими учеными, в частности, В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В. Д. Семенова и пр.
А.А. Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф. Лысенко освещают в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников. Теория детского коллектива разрабатывалась и освещалась в работах A.C. Макаренко, И.П. Иванова, А.Н. Лутошкина, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа позволяет углубить и систематизировать теоретические знания по проблеме изучения социального воспитания младших школьников посредством детского коллектива.
Практическая значимость исследования состоит в том, что многие положения и выводы могут применяться преподавателями школ, ВУЗов на лекциях и семинарах, а также в учебных курсах «Педагогика», «Социальная педагогика», «Социология».
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа отвечает логике исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогическая сущность проблемы социального воспитания младших школьников
Достаточно давно в педагогической теории и практике утвердилось положение о роли социального воспитания в развитии личности. Такие ученые, как Я.А. Каменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой признавали большую роль окружения в развитии и формировании личности.
Воспитание представляет собой передачу общественно-исторического опыта новым поколениям в целях подготовки их к общественной жизни и труду[4, с. 36].
Разнообразные аспекты социального воспитания являлись предметом исследований В.Г. Бочаровой, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, В. Д. Семенова и иных ученых. В то же время данное понятие нехорошо изучено.
Так, с точки зрения В.Г. Бочаровой, социальное воспитание – составная часть процесса социализации, регулируемая педагогически и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально полезной деятельности [8, с. 44].
Л.В. Мардахаев рассматривает социальное воспитание, как «взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации» [38, с. 110].
По мнению В.Д. Семенова, социальное воспитание – целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека [3, с. 42].
Система социального воспитания - способ организации жизнедеятельности и воспитания подрастающего поколения, который представляет собой целостный и упорядоченный комплекс взаимодействующих компонентов и способствует развитию личности [38, с. 112].
Система социального воспитания – совокупность целей, объединение людей, которые, в свою очередь, ведут деятельность по их достижению, отношения между участниками, окружающая среда, включенная в социально-педагогическую деятельность и управление. Итак, такая система содержит в себе то, что формирует человека в качестве полноценного члена общества, а специфика реализации состоит в том, что она направлена на установку и поддержание контактов с окружением и мало регламентирована[46, с. 56].
Социальное воспитание тесно связано с обучением, общим и профессиональным образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием. В процессе социального воспитания педагог поддерживает, сопровождает, стимулирует ученика и пр. [3, с. 11].
Социальное воспитание располагается в одном ряду с воспитанием физическим, трудовым, нравственным, умственным, эстетическим и пр.[44, с. 95].
Первые социальные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях. Ведущая роль в социальном воспитании принадлежит школе.
Для того чтобы нравственное воспитание младших школьников приносило свои результаты в виде положительного поведения детей, необходима слаженная работа всех звеньев воспитательного процесса. К ним относятся: уроки по школьной программе, воспитание и обучение детей в группах продленного дня, руководство поведением детей дома.
Родителям не следует перекладывать ответственность за духовное и нравственное воспитание своих сыновей и дочерей на школьного учителя и воспитателя. Школа – это только часть образовательной системы, где по специальным программам младших детей обучают грамоте: счету, письму и основам жизнедеятельности. Родители обязаны активно включаться в воспитательный процесс, несмотря на занятость на работе, и ознакомиться с основными образовательными программами, по которым обучаются их дети[16, с. 24].
Положительный пример взрослых оказывает наиболее сильное влияние на младших школьников. Дети копируют поведение родителей: мамы и папы.
Образовательная программа, в основном, рассчитана на обучение детей школьным предметам, при этом государство берет на себя ответственность за этот процесс. Многие родители понимают процесс воспитания детей, как обучение их грамоте и знанию школьных предметов, не заботясь об их эстетическом и нравственном воспитании. Главное внимание они уделяют контролю выполнения детьми домашних заданий и ставят целью хорошие отметки, не размышляя о духовном развитии ребенка[24, с. 8].
Педагоги советуют родителям помнить о том, что главная цель воспитания ребенка – подготовить его к общению со сверстниками, с людьми разных возрастов (нравственное воспитание), научить видеть красоту природы (эстетическое воспитание).
Нравственное формирование личности младших школьников должно осуществляться родителями. Педагоги акцентируют внимание на том, что основы нравственности закладываются, в первую очередь, в семье. Благополучная семейная пара, имеющая детей – основная ячейка общества, в которой будут воспитаны полноценные члены общества. Если младший школьник видит маму и папу, совершающих неблаговидные поступки, ссоры, конфликты внутри семьи, скандалы своих родителей с соседями, он непременно станет повторять эти сценарии в своей личной жизни[18, с. 124].
Если подобная ситуация произошла в жизни и ребенок стал свидетелем ссоры или конфликта, то для предотвращения негативного влияния на его нравственное развитие нужно дать оценку своим поступкам и действиям окружающих с позиций морали и этических норм.
Гражданское воспитание младших школьников представляет собой процесс, когда формируется личность ребенка как члена общества. Это происходит в коллективе сверстников на школьных уроках в классе, в разновозрастном коллективе на различных школьных и внешкольных мероприятиях, в семье, когда родители и другие родственники своим личным примером показывают ребенку образцы поведения[14, с. 32].
Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к таким стандартам, которые задаются взрослыми. Родители – это те люди, которым они особенно доверяют, поэтому усваивают их поведение, не рассуждая, и воплощают их действия и поступки в своей собственной жизни. Младшим школьникам трудно отличить положительные поступки и поведение взрослых от недоброго поведения. Поэтому они подражают родителям, не задумываясь [2, с. 4].
Далее выделим основные принципы социального воспитания:
- принцип культуросообразности. Он включает в себя навыки культурного общения ребенка, а также знание правил общества, в котором он находится.
Ребенок не должен видеть, что вежливость и чуткость, которые ему демонстрируются, являются показными.
На занятиях важно учить ребенка благородству, проявлять тактичность в отношении к другим людям, стараться не говорить о чужих людях в плохом и неуважительном тоне. Для ребенка это будет хорошим уроком добра и человечности.
- принцип природосообразности. Он предполагает, что воспитательный процесс основывается на согласовании с законами, по которым развивается природа и человек. Воспитание проводиться согласно полу и возрасту ребенка, а также, учитываются природные задатки и способности ребенка.
У ребенка есть технические способности, если он: увлекается разнообразными механизмами и устройствами, анализирует устройство разных приборов, на протяжении нескольких часов может разбираться в причинах неисправностей разных аппаратов, используя неисправные приборы, создает новые, с удовольствием рисует и создает чертежи, эскизы, увлекается технической литературой и заводит друзей с такими же интересами.
Если у ребенка преобладают музыкальные способности, то он: увлекается музыкой, может долго ее слушать, часто ходит на концерты, с легкостью запоминает и воспроизводит мелодии и ритмы, с наслаждением играет на музыкальном инструменте, создает свои композиции, интересуется разными областями музыкальной культуры.
Если у ребенка преобладают способности к научной деятельности, то он: легко понимает абстрактные понятия и обобщения, увлекается взрослыми книжками и словарями, научно-популярными изданиями, любить задавать вопросы, связанные с процессами мира, а также давать свое объяснение этим процессам.
Если у ребенка преобладают способности к артистизму, то он: часто для выражения своих мыслей использует мимику и жесты, так как слов ему не достаточно, очень увлекательно рассказывает истории, есть способности к подражанию других людей, любить выступать перед аудиторией, легко перевоплощается, используя разнообразную одежду.
Если у ребенка преобладают способности к спорту, то он: находится все время в движении, энергичный, никогда не устает, не боится получить травму, легко вступает в спортивные игры, умеет кататься на коньках, лыжах, очень любит бег, имеет отличную пластику, движения скоординированные.
Если у ребенка преобладают художественные способности, то он: для выражения своих чувств использует рисунок или лепку, часами может рассматривать произведения искусства, замечает прекрасное в простых вещах, в доме создает что-то неординарное и интересное.
- принцип гуманизации. Согласно этому принципу ребенок воспринимается как самостоятельный субъект собственного развития. Он предусматривает гуманные отношения между ребенком и взрослым, а также гуманное отношение ребенка к своему окружению.
Если у ребенка возник конфликт, необходимо предложить ему в уме поменяться местами с оппонентом. Спросить его, что бы он сделал и сказал на месте того, с кем он поссорился, чтобы он почувствовал в той ситуации.
Каждый раз, когда ребенок поступает равнодушно по отношению к другим, важно узнавать, как он думает, что в этот момент чувствует человек, которого он обидел.
- принцип дифференциации. Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик – «Не навреди!».
Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи, не стесняться проявлять любовь к ребенку, стараться избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик – «Не торопи!».
Детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не нужно их торопить и не давить на ребенка, не высмеивать его медлительность, особенно при других людях, учить ребенка правильному распределению своего времени.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник – «Доверяй, да проверяй».
При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников – это нежелание доводить начатое до конца. Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство[42, с. 13].
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик – «Ни минуты покоя».
При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка.
- принцип персонификации. Предполагает обязательный учет личностных характеристик и возможностей ребенка. Воспитывая ребенка очень важно развивать в нем мотивацию и интерес к окружающему миру.
Система социального воспитания - способ организации жизнедеятельности и воспитания подрастающего поколения, представляет собой целостный и упорядоченный комплекс взаимодействующих компонентов и способствует развитию личности для ее полноценной интеграции в социум.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. – 2015. - № 11. - С. 68.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество/В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2014. – 215 с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/М.Н. Аплетаев. - Омск.гос. пед. Ун-т: Издательство ОмГПУ, 2013. – 314 с.
4. Арзамасцева И.Н. Воспитание младших школьников/ И.Н. Арзамасцева. - М.: Академия, 2014.- С. 36.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание/Н.В. Архангельский. – М: Просвещение, 2012. – 411 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций/Ю.К. Бабанский. – М: Просвещение, 2012. – 215 с.
7. Байчорова С. Х. Гуманистическое воспитание младших школьников / С. Х. Байчорова // Этнопедагогика и вопросы формирования личности. – Карачаевск, 2015. – С. 28.
8. Батчаева, М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск, 2014. – С. 42.
9. Беляева Е. В. Психолого-педагогические функции сказки // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей/ Е. В.Беляева. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2013. — С. 25.
10. Бибко Н.С. Детский коллектив: этапы и развитие/ Н.С. Бибко // Начальная школа-2012.-№ 9.- С.5.
11. Бобылева О.А. Опора на ценности социального воспитания как традиция отечественного профессионально-педагогического образования // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт- Петербург – Самара: ООО «Изд-во Ас Гард», 2015. – № 4. -С. 54
12. Божевич Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И.Божович// Вопросы психологии – М: Просвящение, 2014. – 354 с.
13. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/Н.И. Болдырев. – М: Просвещение, 2013. – 333 с.
14. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов/Л.Р. Болотина. – М: Просвещение, 2013. – 415 с.
15. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности/ З. Н. Васильева. – М: Просвещение, 2012. – 254 с.
16. Волков Г.Н. Этнопедагогика/ Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2015. – 312 с.
17. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин – т им Горького – Омск: ОГИПИ, 2014. – 512 с.
18. Глебова Л.С. Педагогический энциклопедический словарь/Л.С. Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2014. – 415 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. – М, 1979, т.11.
20. Дановский А.В. Детский коллектив/ А.В. Дановская // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 2015. – 311 с.
21. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности/ О.Г. Дробницкий. – М.: Норма, 2016 . – 211 с.
22. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2015. – 345 с.
23. Ефимова, Н. С.Социальная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. – М.: Юрайт, 2012. - 442 с.
24. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2014. - № 3. - С. 9.
25. Журкина, А. Я.Создание педагогически целесообразной образовательной среды развития младших школьников [Текст] / А. Я. Журкина, Г. В. Никуленкова// Начальное образование. - 2013. - № 1. - С. 18.
26. Игнатьева Т.В. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы/ Т.В. Игнатьева. - М.: Просвещение, 2014. – 322 с.
27. Игнатьева Т.В. Программно-методические материалы/ Т.В. Игнатьева // Чтение. - М.: Дрофа, 2014. – 215 с.
28. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания/ И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2015. – 325 с.
29. Капрова И.А. Социальное развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Капрова. - М: Просвещение, 2015. – 326 с.
30. Клемантович, И. П.
Использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителями [Текст] / И. П. Клемантович, М. Г. Фарниева
// Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 52-56.
31. Контарбаев И.А. Нравственные развитие младших школьников в процессе воспитания/ И.А. Контарбаев. – М.: Просвещение, 2014. – 316 с.
32. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников/ Е.П. Козлов. – М.: ЛИГА, 2012. – 364 с.
33. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания/ И.П. Косачева. - М.: АРКТИ, 2015. – 410 с.
34. Караковский В.А. Воспитание для всех /В.А. Караковский. Москва, 2015. - 240 с.
35. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 312 с.
36. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2012. - № 6. – С. 6.
37. Лутошкин, А. Н. Традиции воспитания детей / А. Н. Лутошкин. – М.: Школьная пресса, 2014. – 126 с.
38. Мардахаев, Л. В.Социальная педагогика. Полный курс [Текст]: учебник для вузов / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд. ; перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011 . - 797 с.
39. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения/ Л.И. Матвеева. – М.: Норма, 2014. – 352 с.
40. Петрова, Л. И.Воспитание младшего школьника [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. И. Петрова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 347 с.
41. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П. Подлысый. - М.: Владос, 2014. – 220с.
42. Помелов В.Б. Народная педагогика как средство воспитаниям/ В.Б. Помелов//Начальная школа - 2013.- № 9.- С.16.
43. Снопова, Т. К. Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности / Т.К. Снопова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. –№ 9. – С. 203.
44. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А. Сухомлинский. - 2014, т. 2.
45. Тришина Е.С. Начальная школа// Плюс до и после. - М.: Российская академия наук, 2014. – 15 с.
46. Уранбасарова Э.А. Проблемы социального воспитания в исторических трудах педагогической науки/ Э.А. Уранбасарова. – М.: Норма, 2013. – 614 с.
47. Ушинский К.Д. Социальное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания/ К.Д. Ушинский. - М.: АРКТИ, 2015. - С. 38.
48. Харламов И.Ф. Педагогика/И. Ф. Харламов. - Минск: Университетское образование, 2015. – С. 78.
49. Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы/ А.С. Харин // Начальная школа. – 2014. - № 6. - С. 43.
50. Федосеева О. Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников/О.Ю. Федосеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 206.