Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Изучение особенностей педагогического контроля за динамикой физической подготовленности школьников старших классов актуальная проблема физической культуры.
Проблематика человеческого здоровья, поддержания высокой физической активности, сохранения биологического и психологического здоровья на высоком уровне имеет в современном обществе еще более высокую актуальность. Всемирная организация здравоохранения в последние годы актуализирует понятие современных оздоровительных систем и их влияние на формирование здорового общества.
Наиболее остро стоит проблема совершенствования физического развития обучающихся общеобразовательной школы, что обусловлено проявляющимся в последние годы выраженным несоответствием между уровнем их физического развития и постоянно возрастающими требованиями к ней, предъявляемыми со стороны общества (Доронин А.М., Титулов Р.В.,). Применительно к учащимся старших классов данное несоответствие определяется необходимостью подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО. При этом не менее важной стороной этого несоответствия, усугубляющей положение дел, является снижение мотивации обучающихся данной возрастной группы к занятиям физической культурой в школе.
Теоретический аспект проблемы обусловлен тем, что развитие физической подготовленности выступает одним из ведущих направлений в структуре физической подготовки школьников, обеспечивающей возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием двигательной деятельности (Крохина Т.А., Шалаева И.Ю., Сазонова И.М.).
В научной литературе большая часть исследований посвящена молодежи начиная со студенческого возраста (Хмелевский К.А., Краснова М.С., Сальникова Е.А., Коршунов С.Ю.), как сенситивному в отношении повышения общей физической подготовленности. При этом старший школьный возраст, относящийся к 10-11 классу, являющийся сенситивным для повышения общей физической подготовленности в работах представлен недостаточно.
В методическом плане до сих пор не разработанным остается вопрос повышения общей физической подготовленности у школьников как направленного педагогического процесса, характеризующегося относительной самостоятельностью и определенной последовательностью действий.
Объект исследования –школьники старших классов.
Предмет исследования –физическая подготовленность школьников старших классов.
Цель работы состоит в исследовании особенностей педагогического контроля за динамикой физической подготовленности школьников старших классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие педагогического контроля.
2. Изучить психофизиологические особенности школьников старших классов.
3.Рассмотреть физическую подготовку – как составную часть процесса физического воспитания школьников.
4. Представить организацию и методы исследования.
5. Провести качественный и количественный анализ уровня физической подготовленности школьников старших классов.
6.Пранализировать организацию педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов.
Теоретическая значимость исследуемой темы заключается в том, что обозначенные выводы, основные результаты могут быть использованы при проведении педагогического контроля за динамикой физической подготовленности школьников старших классов.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны для избирательного планирования объема средств и методов педагогического контроля за динамикой физической подготовленности школьников старших классов.
Методы исследования:
– методы теоретического уровня: анализ научно-методической литературы по различным аспектам педагогического контроля; педагогические наблюдения, анализ и обобщение практического опыта определения динамики физической подготовленности школьников старших классов; сравнительный анализ, обобщение, синтез, интерпретация, проектирование;
– методы эмпирического уровня: планируемые и естественные эксперименты, направленные на изучение общей динамики физической подготовленности школьников старших классов.
Структура и объем работы. Работа содержит ведение, три главы, выводы, список используемых источников.
Под педагогическим контролем можно определить комплекс мероприятий, которые направлены на проверку определенных данных физического развития с целью проведения оценки используемых средств, а также методов и применяемых нагрузок.
В качестве основополагающей цели присущей педагогическому контролю принято выделять процесс установления связи, между показателями, которые оказывают влияние и происходящими трансформациями в организме занимающихся.
В физической культуре педагогический контроль – это определяющий компонент развития физических качеств занимающихся. Он состоит из следующих направлений контроля:
- используемых нагрузок;
- состояния тех, кто занимается;
- техники, а также тактики;
- достижения определенного показателя а также уровня психологической подготовки во время применения различных двигательных навыков .
При помощи контрольных измерений определяются объективные показатели относительно уровня тренированности, а также степени физической подготовленности каждого занимающегося. Такая информация является довольно показательной и исходя из нее можно сделать необходимые выводы с последующим изменением плана занятий. Так, в ситуации, когда показатель физического развития не увеличивается либо даже снижается то нужно изменить направленность тренировочных занятий.
Определяющее значение контроля над результативностью занятий отмечают различные авторы. С их слов, главное требование к проведению процедуры проверки, а также оцениванию результатов – это объективность. При этом в узком понимании – это соответствие тех итогов, которые имеются тем требованиям, которые предъявляет школьная программа по предмету физическая культура. В более объем определении – это соответствие реальных итогов предъявляемым требованиям .
Представленные теоретические аспекты в определенной мере используются относительно физического воспитания школьников старших классов. Следовательно, процесс проверки, а также оценивания результатов обязаны указывать на реальный уровень физическую подготовленность занимающихся. Определение относительно объективности контроля должно быть раскрыто более подробно.
Например, когда итоги физических нормативов представляют объективные данные относительно показателя физического развития, то итоги контрольных нормативов говорят об уровне подготовленности занимающихся к последующему развитию физических способностей.
Необъективность возникает в результате низкого уровня определения вариантов оценки, а также контроля над показателем развития различных физических способностей.
Происходит это в результате того, что используемое направление в рамках учебной программы по физической культуре, применяется для осуществления проверки, а также оценивания только строго определенных физических способностей исходя из строго определенных контрольных тестов и совсем не направлена на единое определение уровня физической подготовленности занимающихся.
На основании проведенного анализа приходим к выводам о том, что в проанализированных литературных источниках можно найти довольно подробные данные которые позволяют понять различные варианты развития и последующего контроля физической подготовленности старшеклассников. При этом учебная программа по физической культуре для старшеклассников содержит перечень контрольных тестов, направленных на определение уровня физической подготовленности занимающихся.
Но, несмотря на это в литературных источниках почти нет данных относительно правил осуществления объективного контроля за всевозможными направлениями физической развития с применением измерительных приборов, инновационных технологий и так далее .
Стоит особо обозначить тот факт, что такое положение вещей возникает в результате того, что на данный момент времени в практике физического воспитания всевозможные измерительные приборы все чаще и чаще применяют в научных работах.
И как результат применение передовых вариантов педагогического контроля, для получения реальных данных, которые предопределяют показатель всевозможных направлений подготовки, это обязательное условие достижения максимальных итогов как в избранном виде спорта, так и на уроках физической культуры. В настоящее время никак нельзя ограничиться только одним наблюдением за процессом физической подготовки старшеклассников и как результат необходимо проводить специальную оценку уровня физической подготовленности школьников старших классов.
В это же время на уровне учреждений образования вопросы, относительно организации педагогического контроля, а также порядок его проведения нуждаются в более детальной проработки и прежде всего относительно избрания самых достоверных тестовых заданий, определения показателей оценки, которые будут показывать реальный уровень развития физических качеств у школьников старших классов.
1.2.Психофизиологические особенности школьников старших классов
Рациональный подход к организации учебного процесса, соревновательного цикла, восстановительных процессов в занятиях физической культурой требует знания анатомо-физиологических особенностей организма школьников старших классов.
Воздействие физических нагрузок на организм школьников старших классов характеризуется рядом особенностей, ввиду протекания в организме различных реакций формирования неокрепшего организма. В этой связи, в физическом воспитании, особо важно учитывать такие факторы старшеклассников, как возрастные особенности анатомо-физиологических процессов, протекающих в организме, а также факторы формирования нервной, вегетативной и мышечной систем.
Именно протекающие в детском организме реакции, связанные с ростом и развитием определяют уникальные анатомо-физиологические особенности организма детей, по сравнению со взрослыми.
Анатомо-физиологическое развитие ребенка связано с биологическими процессами, непрерывно происходящими в организме, и в значительной степени зависит от социально-экономических и гигиенических условий жизни. Любое негативное влияние различных факторов в дошкольном возрасте может вызвать целый каскад обратимых или необратимых изменений в функциональных системах гомеостатического и поведенческого уровней, определяя тем самым весь дальнейший ход роста, развития и уровня здоровья ребенка.
Под возрастом школьника можно определить автономный показатель личного развития, которому будут присущи определенные особенности. На каждом возрастном этапе развития можно отметить специфику онтогенеза, а также характерные черты различных социальных процессов либо всевозможных культурных особенностей.
Подростковый период времени является показателем онтогенетического отделения возраста в результате того, что в данный период времени происходит половое созревание. И как результат подростковый возраст определен в пределах 11-17 лет. И как результат в данный продолжительный период времени принято выделять несколько характерных этапов в череде которых:
- младший - 11-13 лет;
- средний – 13-15 лет;
- старший 15-17 лет.
И как результат младший период будет предопределять докритический этап, в то время как средний предопределяет критический этап, а старший указывает на посткритический этап развития подростка .
Данный период времени – это переломный момент в вопросах биологического становления организма и как результат можно наблюдать начало полового созревания в результате чего происходит трансформация всего организма подростка.
В качестве главных физических особенностей данного возраста можно указать то, что:
- происходит более быстрое развитие, которое способствует временной утрате координации, а также неуклюжести и так далее;
- происходит развитие объема мышечной массы, а также объема мышечной силы во время невысокой способности к продолжительным нагрузкам, высоким показателем утомляемости, а это говорит о том, что нужно строго дозировать всевозможные нагрузки;
- наблюдается диспропорция ССС которая возникает в результате того что развитие объемов сердца происходит довольно быстро, а сосудов медленнее и этот факт способствует определенным функциональным трансформациям таким как учащенное сердцебиению, высокое давления и так далее;
- трансформация эндокринной, а также нервной системы при этом можно наблюдать повышенное возбуждение, которое проявляется в раздражительности, а также вспыльчивости и так далее.
Процесс полового созревание, а также быстрый период физическое развитие указывают на психологические особенности присущие рассматриваемому возрасту.
В качестве определяющей специфики физического развития в данном возрасте которая нуждается в использовании инновационных технологий это развитие силовых качеств старшеклассников. В данное время можно наблюдать самое бурное развития силовых показателей в физическом развитии школьников, при этом сила – это основа результативности двигательной активности старшеклассников.
Период с 15 по 17 лет является начальным этапом физической зрелости и в это же время - это период окончания полового созревания. Раннюю юность принято определять в качестве «третьего мира», который присутствует между детством и последующей взрослой жизнью. В данный период времени подрастающий ребенок предстает перед действительностью взрослой жизнедеятельности .
В исследуемом возрастном периоде прежде всего можно наблюдать окончание довольно серьезных функциональных изменений происходящих в организме старшеклассников и как результат уровень развития организма уже практически соответствует организму взрослых людей.
Как результат в результате полового взросления можно отметить и трансформацию внешнего облика старшеклассника: телосложение будет довольно нескладным и подростки не всегда могут совладать с собственным телом. При этом старшеклассники начинают довольно пристально себя оценивать и как результат происходящие трансформации довольно сильно воздействуют на процесс становления личности старшеклассника что порой оказывает негативное воздействие на появление ощущения неполноценности либо напротив чрезмерного превосходства. В данный период времени можно наблюдать значительные трансформации в головном мозге так как происходит трансформация от детского уровня мышления к уже более взрослому абстрактному.
В результате неоднозначного развития всевозможных органов, а также систем организма можно наблюдать:
1. боль в мышцах в результате того, что они растут более медленно чем кости;
2. увеличение уровня кровяного давления в результате того, что сердце продолжает расти в то время как сосуды, увеличиваются намного медленнее и как результат порой наблюдается головокружение либо головная боль, зачастую старшеклассники ощущают повышенную усталость;
3. нехватку воздуха в результате того, что грудная клетка растет довольно медленно, а помимо этого зачастую возникает повышенное волнение, которое возникает в результате полового созревания.
В старшем школьном возрасте можно наблюдать морфологическую, а также функциональную специфику в вопросах развития почти всех типов движений, но несмотря на это физическое развитие нуждается в верном определении объемов нагрузки, а также времени отдыха на основании уровня половой зрелости занимающихся, надобности защиты нервной системы для последующей жизнедеятельности.
Зачастую повышенная переоценка собственных способностей приводит к тому что старшеклассники используют чрезмерные силовые нагрузки, не имея на то необходимой подготовки хотят сделать непростые элементы, что зачастую способствует возникновению перенапряжения с последующим травматизмом. Еще не совсем устойчивая психика старшеклассников предъявляет требования к построению физической подготовки таким образом, чтобы все время удерживать их интерес. При этом используемые задания нужно выбирать из более эмоциональных и доступных по уровню сложности. Правильно выстроенная система уроков способствует развитию биологических процессов, способствуя при этом более бурному росту и развитию всего организма .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеевц, В.У. Движение, здоровье, жизнь / В.У. Агеевц// Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1. - С. 13-16.
2. Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества / В.П. Артемьев. - Могилев: МГУ им. А. А. Кушелова, 2020. - 284 с.
3. Абрамова, В.В. Организация и содержание физической подготовки юношей допризывного возраста / В.В. Абрамова // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы V Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Донецк, 2020. - С. 165-169.
4. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности школьников / Л.Г. Горькова. – М.: ЗНАНИЯ, 2017. 423 с.
5. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2018. - 256 с.
6. Зациорский, В М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М.: Спорт, 2020. – 200 с.
7. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания / Т.П. Завьялова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 350 с.
8. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры / А.И. Замогильнов. - Шуя: Ивановский государственный университет, 2019. - 283 с.
9. Кислякова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования / А.В. Кислякова // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.; Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – С. 416-421.
10. Калмыков, Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах / Е.В. Калмыков. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 129 с.
11. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: Питер, 2020. - 464 с.
12. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие / Е.В. Коротаева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.
13. Ланда, Б.Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология / Б.Х. Ланда. – М.: Спорт, 2017. – 173 с.
14. Лубышева, Л.И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО / Л.И. Лубышева// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 2-6.
15. Рубанович, В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой / В.Б. Рубанович. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 253 с.
16. Сагова, З.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов / З.А. Сагова// Национальный психологический журнал.- 2018. - № 4 (32). - С. 96.
17. Теория и методика избранного вида спорта / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая; Подобщ.ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2019. – 198 с.
18. Федоренко, Л. П. Методика развития детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2018. – С. 102-105.
19. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 480с.
20. Яйылганов, А. Педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов / А. Яйылганов// Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте. - 2022. - № 1. - С. 197-199.