Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в любом государстве показатель социального благополучия непосредственно связан с уровнем физического и психического здоровья его граждан. Анализ реальной ситуации в стране свидетельствует о том, что данный показатель нельзя считать достаточным по своему уровню проявления. Связано это с разнообразными негативными явлениями современности: неблагоприятными социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, недостаточным развитием системы и проблемами, имеющимися в воспитательной работе образовательных организаций и др.
Во многом ситуация усугубляется и самим образом жизни людей, который зачастую нельзя отнести к так называемому «здоровому образу жизни» (ЗОЖ). Как подтверждение – сложившаяся тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, в особенности, детей дошкольного и школьного возраста.
Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) является неотъемлемой частью общей человеческой культуры, поэтому она должна занять свое законное место в образовательно-воспитательном процесс се у детей, подростков, учащейся молодежи, а также в пропагандистской работе среди взрослого населения. В последние годы важнейшую роль в формировании и поддержании здоровья и физического потенциала человека стали отдавать его образу жизни. Специалисты многих стран пришли к выводу, что уровень медицинской помощи не оказывает существенного влияния на состояние здоровья населения в целом, а источники болезней заложены в условиях и образе жизни человека.
ЗОЖ – это единый комплекс медико-биологической и социально-психологической системы оздоровительно-профилактических мероприятий. Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благодаря активному двигательному режиму, должному сочетанию труда и отдыха, рациональному питанию, закаливанию организма, отказу от вредных привычек.
Общеизвестно, что дошкольный возраст считается важным, даже решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в дошкольном детстве ребенок проходит огромный путь развития, который не повторяется на протяжении последующей жизни. Именно в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. На этапе дошкольного детства важно сформулировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Теоретические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях А.Л. Венгера, Т.Г. Кареповой, М.Д. Маханевой, Е.О. Смирновой и др. Формирование ценностного отношения дошкольников к здоровью и жизни отражают работы С.А. Козловой, И.М. Новиковой, М.Ю. Стожарова и др.
Специфика сформированности основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяется наличием у детей знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдении режима, гигиенических процедурах, двигательной активности), и умением осуществлять их в поведении и деятельности доступными для ребенка навыками (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). На основе складывающегося отношения к собственному здоровью и формируется потребность ребенка дошкольного возраста в здоровом образе жизни. Данная потребность появляется и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности в условиях сообщества и в семье, и в ДОО.
Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования является изучение педагогических условий воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
изучить воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическую проблему;
проанализировать вопросы воспитания ценностного отношения к здоровью у дошкольников в современных образовательных программах;
провести исследование отношения дошкольников к своему здоровью;
разработать возможности реализации педагогических условий воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста;
определить динамику воспитанности ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста (методы исследования)
1.1. Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
В современных условиях развития дошкольного образования проблема здоровья каждого ребенка является показателем результативности дошкольного образования и образовательной стратегии в целом.
Проблема формирования ценностного отношения к здоровью у дошкольников важна и актуальна в современном мире. Значимость данной проблемы обусловлена рядом факторов:
ухудшением общего состояния здоровья населения;
качеством окружающей среды и существующими экологическими проблемами;
в целом невысоким уровнем ценностного отношения к здоровью у людей;
важностью формирования ценностного отношения к здоровью, начиная с дошкольного возраста;
необходимостью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который первостепенно ставит задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Предметом обсуждения общественности в последнее время стало крайне резкое ухудшение состояния здоровья жителей нашей страны. Не является исключением и детская часть населения. С каждым годом растет количество детей, которые имеют отклонения в здоровье. Медики и педагоги наблюдают рост общего уровня заболеваний среди дошкольников. Несомненно, это связано со многими явлениями современного мира, такими как постоянное ухудшение экологии, окружающей нас среды, которые негативно влияют на ребенка.
В сложившейся ситуации существует потребность в реализации системного подхода к формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни в дошкольных общеобразовательных учреждениях.
В современном мире проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной. Период дошкольного детства трудно переоценить в развитии физического и психического здоровья ребенка. Дошкольник находится на такой возрастной ступени, когда связь с природой и окружающей его средой наиболее тесна.
Формирование ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста оправдано тем, что именно на этапе дошкольного детства осуществляется развитие представлений, усвоение основных объемов информации и знаний, выработка фундаментальных жизненных стереотипов.
В научных исследованиях понятие «здоровье» раскрывается как одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья и важнейший приоритет в жизни. Сущность понятий «здоровье», «ценностное отношение к здоровью» раскрывается в работах Е.В. Водневой, С.А. Осяк, Л.Г. Касьяновой, Е.Н. Киркиной, Ю.Л. Лукина, Е.Н. Яковлевой и др.
Здоровье является значимым и для индивидуального, и для общественного благополучия. Сейчас все больше говорят о здоровье как об индикаторе качества жизни. Всемирная организация здравоохранения, делая акцент на социальной сущности здоровья, дает следующее его определение – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»/
Исходя из соотношения социального и биологического, ученые в области социологии медицины предлагают следующее понятие здоровья.
«Здоровье человека – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретёнными воздействиями» [4].
С точки зрения биомедицинского подхода здоровье – нормальное функционирование органов и организма в целом. В социологии здоровье рассматривается через влияние на него социальных и демографических факторов. В психологии здоровье есть высшая психическая функция, которая связана с развитием самосознания человека [3].
Вообще можно выделить:
1. Индивидуальное здоровье
2. Популяционное здоровье:
2.1. здоровье семьи
2.2. здоровье отдельных групп, которые объединены определённым признаком (возраст, профессия, место проживания)
2.3. общественное здоровье, которое имеет социальный характер и характеризует население страны, региона.
С социологический точки зрения здоровье как социальный феномен включает следующие элементы:
• Социально-обусловленные факторы – они определяют физическое и психическое здоровье индивида, социальной группы и общества
• Выделение здоровья как ценности для человека, его отношение к здоровью. Образы здоровья, сформированные под воздействием культуры
• Макро- и микросреда формирования индивидуального и общественного здоровья
• Влияние социальной стратификации на здоровье населения, т.е социальное неравенство в здоровье у разных категорий групп
• Болезнь – состояние, препятствующее психической, физиологической, репродуктивной и социальной жизнедеятельности человека
• Социальное здоровье, как показатель социального благополучия
• Здравоохранение, как социальная система и социальный институт [2].
Влияние факторов на здоровье подразделяют на две группы
Экзогенные факторы – влияние внешней среды. К данной группе факторов относятся: биологические (бактериальные, вирусные и т.д.), химические, физические, социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха)
Эндогенные – внутренние, врожденные.
То есть, социологический подход к понятию здоровье предполагает рассмотрение условий жизни человека.
Также, в зависимости от направленности выделяют: факторы устойчивости или антириска (укрепляющие здоровье) и факторы риска (ухудшающие здоровье).
Основные направления исследования относятся к влиянию образа жизни на здоровье и изучению отношения к своему здоровью.
Изучение и анализ литературы, посвященной вопросу отношений, выявили насколько многообразна и многопланова рассматриваемая проблема. Но, несмотря на широкую распространенность данного понятия, необходимо, в свою очередь, отметить, что в настоящее время исследование отношений личности вызывает некоторые затруднения вследствие недостаточной определенности рассматриваемой терминологии в педагогической науке.
Формирование культуры здоровья дошкольников в исторической ретроспективе рассматривается в работе Е.К. Родионовой. По мнению автора, здоровье – это качество жизнедеятельности человека, характеризующееся абсолютной адаптацией к воздействию на организм факторов естественной среды обитания, способностью к деторождению с учетом возрастных особенностей и адекватностью психического развития, которое, в свою очередь, обеспечивается нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляется состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активной, в частности, трудовой деятельности [28, с. 20].
М.В. Давыдова термин «здоровье» определяет как состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики [6, с. 7].
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что многие авторы термин «отношение к здоровью» определяют как «установку на здоровье», «самооценку здоровья».
Отношение к здоровью – это система личных, индивидуальных и избирательных связей человека с различными явлениями окружающей реальности, способствующих или угрожающих здоровью человечества. Также эти связи составляют определенную оценку физического и психического состояния человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алямовская, В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект [Текст] / В.Г. Алямовская. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». 2010. – 124 с.
2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская. – М.: LINKA-PRESS, 1993. – 90 с.
3. Виленский, М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» [Текст] / М.Я. Виленский // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2006. – №11. – С. 8–18.
4. Воднева, Е.В. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Смоленск: Смол. гос. пед. ун-т, 2003. – с. 16-17
5. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: [Текст] учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.
6. Давыдова, М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2013.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 280 с.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
9. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года [Текст] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174
10. Ковалева, Р.Е. Технология подготовки будущих учителей к здоровьеориентированной деятельности на основе модульного подхода: дис.... кад. пед. наук. – Тирасполь, 2014. – 194 с.
11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – .М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с.
12. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Г.Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
13. Кузнецова, Л.Т. Развитие здоровьесберегающей компетентности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: 2007. – 23 с.
14. Купавцева, Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Барнаул: 2012. – 20 с.
15. Кушнина, Е.Г. Педагогические условия эколого-валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск: 2002. – 23 с.
16. Лазарева, О.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: уч. пособие / О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. – 279 с.
17. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 342 с.
18. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В.Нежина / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 14-17.
19. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
20. Овчаров, Е.А. Здоровье школьников (медико-социальные, экологические и педагогические аспекты) [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Овчаров. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. пед. ин-та, 2000. – 114 с.
21. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с.
22. Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. – Магнитогорск: 2005. – 48 c.
23. Осадчук, О.Л. Организация и методика использования психомышечной тренировки в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О.Л. Осадчук // Физкультурное образование Сибири. – 2004. – № 1. – С. 29-38.
24. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
25. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» [Текст] / под ред. И.Е. Федосовой. – М.: Национальное образование, 2015. – 368 с.
26. Проект вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» [Текст] / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 166 с.
27. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
28. Родионова, Е.К. Социально-культурные условия формирования основ здорового образа жизни дошкольников средствами игровых технологий: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2015.
29. Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Н.Ю. Савельева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 156 с.
30. Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... док. пед. наук. – М.: 2007. – 400 с.
31. Сергиенко, Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб.: 2007. – 23 с.
32. Словарь-справочник терминов и определений понятий [Текст] / Под ред. М.А. Вуса и В.В. Бондуровского. – СПб.: Издательство «Юридический ЦентрПресс», 2012. – 360 с.
33. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] - М.: АПК и ПРО, 2002
34. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
35. Солопов, Б.Я. Проблема здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности [Текст] / Б.Я. Солопов – М., 1998. – С.212-226
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
37. Хакимова, Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей [Текст]: монография / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та. 2010. – 175 с.
38. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. – 342 с.
39. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. об-во России. 2000. – 125 с.