Фрагмент для ознакомления
2
Прежде всего, международная трудовая миграция регулируется нормами международного права.
Важный сдвиг в формулировках международного миграционного права произошёл после Второй мировой войны: от ориентированного на государство взгляда на соответствующие правила к тому, который признает отдельных лиц законными субъектами международного права. Пример этого явления заключается в том, что международные нормы в области прав человека, в центре внимания которых находится личность, постепенно вытеснили принципы обычного права в отношении стандарта обращения, которое государство должно предоставлять иностранцам на своей территории. Этот сдвиг принес большую пользу мигрантам, которые теперь в целом имеют право на защиту международных норм (таких как недискриминация), где бы они ни находились .
К началу 2024 года Россия заключила 204 двусторонних и 19 многосторонних соглашений, которые так или иначе затрагивают вопросы миграции. В качестве примера можно привести Соглашение между Россией и Республикой Узбекистан . А также подобные соглашения в рамках СНГ, с другими государствами (Финляндией, Германией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.
В основе двусторонних соглашений о трудовой миграции лежит прагматический интерес принимающих государств к получению определённого резерва рабочей силы. Но поскольку в таких соглашениях участвуют и страны происхождения, интерес которых заключается в доступе своих граждан на международный рынок труда и обеспечении их прав, закономерным стало включение в отдельные соглашения социальных обязательств принимающей стороны.
В настоящее время нормы международного права составляют неотъемлемую часть отечественного трудового законодательства. Так, например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .
Российское государство обязуется обеспечить достойный уровень жизни каждому, включая приезжающих в поиске работы иностранцев. Ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, без какой-либо дискриминации по национальности, вероисповеданию, что закрепляется и в Конвенции №111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий».
Общепринятым законодательным актом, регулирующим реализацию миграционной политики, является Конституция Российской Федерации, так как именно на основе её положений осуществляется разработка всех федеральных законов и иных нормативных актов. Основные положения, касающиеся миграционной политики, содержатся в Конституции РФ.
На конституционном уровне закреплены основные принципы миграционной политики, определен общий и специальный правовой статус иностранных граждан. Кроме того, на высшем уровне обозначены соответствующие государственные органы в сфере миграции и пределы их допустимого вмешательства в миграционные процессы, закреплены нормы о порядке учета и контроля деятельности в сфере миграции.
Далее в иерархии нормативных актов идёт Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019‒2025 годы», который подчёркивает важность миграции для решения демографических и экономических проблем путём привлечения квалифицированных и образованных иммигрантов, способных успешно интегрироваться в российское общество .
Следующая группа элементов административного законодательства представлена отраслевыми нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» обозначены критерии, по которым предоставляется российское гражданство и упорядочена процедура получения гражданства РФ иностранными гражданами.
Порядок въезда из Российской Федерации и въезда с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок их выдворения определен в Федеральном законе от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее Федеральный закон № 114-ФЗ) . Федеральным законом от 18.06.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории РФ, на передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ .
Федеральным законом Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) регулируется правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с нахождением или проживанием на территории Российской Федерации .
Следующая группа административного законодательства в сфере миграционных процессов представлена законодательными актами, которые относятся к иным отраслям права и межотраслевым общностям, но имеют в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения в заявленной сфере.
Так, положениями Федерального закона № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» была введена в Трудовой кодекс глава 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства», что несомненно является одной из ступеней к развитию и совершенствованию российского законодательства, регулирующего трудовую деятельность иностранных граждан в РФ .
Кроме того, регулирование миграционных процессов осуществляется нормами подзаконных нормативных правовых актов: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, ведомственных приказах Министерства внутренних дел в сфере миграции, а также региональном законодательстве. Например, Порядок федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции установлен Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» . Контроль за временным пребыванием иностранного гражданина на территории Российской Федерации осуществляется с помощью миграционных карт, использование которых определяется правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 .
Также Правительство РФ ограничивает численность иностранных рабочих у одного работодателя. Допустимая доля иностранных сотрудников, которые могут работать у российских работодателей в 2024 году, установлена постановлением Правительства России от 16.09.2023 № 1511. Размер доли определяет максимальное количество иностранных работников от общего числа работников у работодателя в той или иной сфере деятельности.
Реализация миграционной политики регламентируется и административно-процессуальным законодательством, в котором содержатся нормы, определяющие общеобязательные правила поведения иностранных граждан и регулирующие общественные отношения в сфере миграции, а также деятельность органов исполнительной власти.
Основным нормативным правовым кодированным актом административно-процессуального законодательства, нормы которого регулируют отношения, реализующиеся в миграционной сфере, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) .
Согласно его положениям, за нарушение миграционного законодательства, а также совершение административного правонарушения к иностранным гражданам могут быть применены меры административного принуждения. Нормами КоАП РФ регулируется порядок административного выдворения, который является самой строгой мерой административного принуждения и представляет собой одну из форм административного наказания, предусмотренного для иностранных граждан.
Реализация мер административного принуждения, применяемых по отношению к иностранным гражданам, которые не являются административным наказанием – депортация и реадмиссия, регулируются Федеральным законом № 114-ФЗ. Это меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам, нарушившим порядок въезда, выезда, проживания и нахождения на территории Российской Федерации. Кроме того, согласно положениям Федерального закона 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» данные граждане подлежат дактилоскопической регистрации, что является ограничением права на въезд Российской Федерации .
Значительное число административно-процессуальных норм, регулирующих отношения в сфере миграции содержатся в ведомственных нормативных актах и региональном законодательстве. В целом, в настоящее время миграционное законодательство Российской Федерации — это сложная, многоплановая, бурно развивающаяся юридическая конструкция, основанное на нормах административного и административно процессуального законодательства.
Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), в свою очередь, являясь основополагающим актом, регулирующим трудовые отношения на территории нашего государства, дублирует в ст. 10 положения, установленные Конституцией РФ, а также дополнительно вводит правило о том, что в случае, «если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора» .
Для осуществления трудовой деятельности на территории РФ мигрантам необходимы специальные документы (патент или разрешение на работу).
Согласно п. 1 ст. 13.3 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» патент на осуществление трудовой деятельности выдаётся гражданам тех государств, с которыми у России есть соглашение о безвизовом режиме. К примеру, это граждане Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана. Исключение составляют граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Они могут устраиваться на работу в России без всяких разрешений, потому что эти страны входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Также могут работать без разрешительных документов иностранные ИТ-специалисты, которых взяли в российские аккредитованные ИТ-компании.
Жителям стран, которые обязаны въезжать в Россию по визе, и лицам без гражданства вместо патента нужно оформлять разрешение на работу .
Также есть особая категория лиц, не являющихся гражданами России, – беженцы. Это те лица, которые в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности . Лицу со статусом «беженец» для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации также не требуется патент.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые принимают на работу мигрантов, подвергаются регулярным контрольным мероприятиям с целью выявления фактов использования труда иностранных граждан без их регистрации в качестве трудовых мигрантов. Но и такие проверки могут проводится только в соответствии с правилами действующего законодательства .
На мой взгляд, необходимо ввести кодифицирование миграционного законодательства, которое предполагает сведение в единый нормативный документ перечня форм миграции, норм регистрации иностранных граждан, правил выдачи квот на занятие
иностранными гражданами трудовой деятельностью, алгоритма учета мигрантов.
Одновременно было бы целесообразно рассмотреть возможность замещения по ряду позиций трудовых мигрантов россиянами. При этом должен быть обеспечен соответствующий современным требованиями уровень социальных гарантий. Возможно, назрела потребность в разработке механизмов перемещения рабочей силы из трудоизбыточных регионов и трудонедостаточные.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
а) Нормативные правовые акты и корпоративные документы:
1. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2561306/ (дата обращения: 15.04.2024)
2. Конституция РФ: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 21.04.2024)
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019‒2025 годы» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 21.04.2024)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 23.04.2024)
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 25.04.2024)
6. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 04.08.2023 № 432-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
7. Федеральный закон от 18.06.2006 № 109-ФЗ. (ред. от 31.07.2023 № 407-ФЗ) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» / Консультант плюс// URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/ (дата обращения: 21.04.2024)
8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 25.04.2024)
9. Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 648-ФЗ) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19562/ (дата обращения: 25.04.2024)
10. Федеральный закон 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 13.06.2023 № 215-ФЗ) «О беженцах»: ФЗ РФ / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/ (дата обращения: 25.04.2024)
11. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 366-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 26.04.2024)
12. Постановление Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162 (ред. от 24.08.2021) «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» / Консультант плюс//
13. Постановление Правительства РФ от 16.08.2024 № 413 (ред. от 07.12.2020) «О Миграционной карте» / Консультант плюс// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48890/ (дата обращения: 25.04.2024)
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации от 15.07.2009. URL.: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/45726/
б) Монографии и учебники
15. Веснин В. Р., Поникаров В. А. Мировая экономика. Краткий курс. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект. 2023. С.90.
16. Волох В. А. Политико-правовые формы управления трудовой миграцией в Российской Федерации : монография. М.: Институт мировых цивилизаций, 2022. 238 с.
17. Журкина О. В., Максименко Е. И. Миграционное право: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2021. 220 с.
18. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт. 2023. 480 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540171
19. Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география евроатлантического региона: учебник и практикум для вузов / А. Ю. Солодовников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023. С. 54.
в) Статьи в периодических изданиях
20. Антропов В. В. Международная трудовая миграция: современные тенденции и экономические последствия // Социально-трудовые исследования. 2020. С. 160.
21. Бяшарова А. Р., Тюрина О. А., Зокирова Н. К., Абдурахманов К. Х., Исламова Б. Б. Анализ основных тенденций международной трудовой миграции в мире // Международная торговля и торговая политика. 2023. Т. 9. № 1. С. 52.
22. Гауэр С. В. Миграция как глобальная проблема. Case-studies: Германия // Молодой ученый. 2023. № 13 (460). С. 124.
23. Гусейнова А. И., Козлова Е. И. Классические и современные теории миграции населения // Роль миграционных процессов в демографическом развитии в европейских странах. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 205.
24. Карпенко В. М., Федорова О. А. Международный рынок труда и трудовая миграция // Трансформация процессов управления: менеджмент и инновации, цифровизация и институциональные преобразования. 2021. № 2. С. 327.
25. Козлова Е. В. Современные теории международной трудовой миграции как методология разработки отечественной миграционной политики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 2 (30). С. 129.
26. Колесникова, О. А. Современные тренды внешней трудовой миграции и их влияние на политику занятости / О. А. Колесникова, Е. В. Маслова, Н. И. Хромов // Регион: системы, экономика, управление. – 2024. – № 1(64). – С. 156.
27. Коломникова Я. В., Моргунова Н. В. Трудовая миграция: основные проблемы и пути их решения // Вестник Костромского государственного университета. 2020. № 2. С. 340.
28. Логинова, Т. П. Международная трудовая миграция в экономике современной России / Т. П. Логинова, Е. В. Лядова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 170-179.
29. Мамедов И. Б. Роль миграционных процессов в демографическом развитии в Европейских странах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2020. Т. 6 (72). № 2. С. 95.
30. Махмудова, М. М. Международная трудовая миграция в Россию в условиях кадрового дефицита в экономике: анализ современных тенденций / М. М. Махмудова, В. В. Ефремова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2024. – Т. 13, № 1. – С. 50-55.
31. Минигулова И. Р. Международно-правовое регулирование миграции в рамках деятельности организации Объединённых Наций и международной организации по миграции. // Международное право и международные организации. 2019. № 4. 10.
32. Назимкина, А. В. Анализ международного правового регулирования миграции / А. В. Назимкина // Молодой ученый. 2023. № 19(466). С. 386.
33. Седова А. В. Теория трудовой миграции // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-1. С. 138.
34. Спирькина Е. Н. Социально-экономические последствия трудовой миграции / Е. Н. Спирькина // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 99-5. С. 30.
35. Трифонова, К. В. К вопросу об особенностях регулирования трудовых правоотношений, осложненных иностранным элементом / К. В. Трифонова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2023. Т. 9, № 3. С. 420.
36. Хазов Е. Н., Богданов А. В., Венидиктов М. И. Основные направления государственной миграционной политики России и роль органов внутренних дел в ее реализации // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 129–137.
г) Интернет-публикации
37. Ивахнюк И. Трудовая миграция в Россию: взгляд через призму политических, экономических и демографических тенденций. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/trudovaya-migratsiya-v-rossiyu-vzglyad-cherez-prizmu-politicheskikh-ekonomicheskikh-i-demografichesk/ (дата обращения: 15.04.2024)
38. Mеждународная миграция трудовых ресурсов. URL: https://visasam.- ru/emigration/rabota/mezhdunarodnaya-trudovaya-migraciya.html#i (дата обращения: 19.03.2024).
39. Международная миграции рабочей силы. URL: https://econf.rae.ru/article/7326 (дата обращения: 04.04.2024).
40. Миграция населения в РФ в 2023 году: кадровый голод. URL.: https://en.raexpert.ru/researches/regions/migration_regions_2023/
41. Миграция в страны с развитой экономикой может повысить темпы экономического роста. URL. https://www.imf.org/ru/Blogs/Articles/2020/06/19/blogweo-chapter4-migration-to-advanced-economies-can-raise-growth (дата обращения: 06.04.2024).
42. Миграция в мире: из каких стран больше всего едут и куда? URL: https://rg.ru/2023/08/30/gosti-dorogie.html (дата обращения: 03.05.2024).
43. Статистические данные МВД по миграционной ситуации. URL.: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya
д) Источники на иностранном языке
44. McAuliffe M., Triandafyllidou A. World migration report 2022. URL: https://www.immigrationresearch.org/node/3397 (дата обращения: 19.03.2024).
45. Yormirzoev M. M. Migration, remittances and economic growth: an empirical study in the case of former Soviet republics // Vestnik of Perm University. Series: Economics. 2020. № 4 (31). Р. 88.
46. World Migration Report 2023. URL.: https://database.earth/population/migration/2023