Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важная роль принадлежит дошкольному образованию.
Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П. Симоновой и др. В трудах ученых раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания отражена в работах А.Н. Захлебного, Н.В. Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у детей любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф. Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П.Симоновой и др. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др.
Объект исследования – отношение к природе.
Предмет исследования – проектирование эковолонтерства с детьми дошкольного возраста
Цель работы – исследовать особенности проектирования эковолонтерства с детьми дошкольного возраста
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика развития положительного отношения дошкольников к природе будет эффективной, если:
учитывать психолого-педагогические особенности дошкольного возраста;
использовать метод эковолонтерства.
Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования нами определены основные задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
2. Выявить отношение к природе дошкольников к природе.
3. Разработать проект эковолонтерства с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования: изучение методической литературы по исследуемой проблеме; эксперимент; статистическая обработка полученных данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания и эковолонтерства детей старшего дошкольного возраста
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст ребенка можно охарактеризовать как этап интенсивного развития детской психики. Именно этот возраст сопровождается прогрессивными изменениями абсолютно во всех сферах, начиная от совершенствования каждой психофизиологической функции и заканчивая возникновением разнообразных достаточно сложных новообразований личности. В развитии восприятия особую роль играет в дошкольном возрасте переход от использования предметного образа к сенсорному эталону – общепринятому представлению об основных видах свойств. К шестилетнему возрасту у ребенка развивается хорошая избирательность восприятия в отношении социальных объектов.
Как считают, В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова в дошкольном возрасте память носит в некотором смысле непроизвольный характер. Ребенок запоминает лучше то, что дает ему наилучшие впечатления, представление для него наибольший интерес. Объем фиксированного материала, таким образом, во многом определяется эмоциональным отношением к данному явлению или предмету [2].
М.М. Фицула говорит, что у ребенка уже к 6-7 годам высокого уровня достигает развитие пространственных представлений. Характерными для этих детей являются попытки провести анализ той или иной пространственной ситуации. Хотя эти результаты и не всегда хорошие, анализ деятельности ребенка указывается на расчлененность самого образа пространства и отражения не только предмета, но и взаимного их расположения.
В возрасте 4-6-летнего возраста происходит интенсивное развитие и формирование умений и навыков, которые способствуют изучению детьми окружающей среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, можно считать как бы подготовительным уровнем. Оно дает возможность накоплению сведений об окружающем мире, фактов, созданию основы для формирования понятий и представлений. Характеризуется оно тем, что разрешение той или иной проблемы осуществляется детьми в русле представлений, без применения каких-либо практических действий [27].
Становится уже более совершенной и крупная моторика. Они к 5 годам обладают достаточно большими запасами представлений о внешней среде, которые получают благодаря своей активности, стремлению экспериментировать и задавать вопросы. Все еще более углубляются и расширяются представления об основных свойствах предметов. Дошкольник уже хорошо начинает знать основные цвета, начинают понимать оттенки (может, например, показать два оттенка одного цвета: темно-красный и светло-красный). Дети 6 лет могут уже рассказать, чем отличаются друг от друга геометрические фигуры. Для них не составляет труда между собой сопоставить по величине большое количество предметов: расставить, например, по порядку 7-10 тарелок различного размера и разложить к ним соответствующее количество ложек разных размеров. Возрастают способности ребенка к лучшей ориентации в окружающем пространстве.
Внимание детей постепенно становится более произвольным и устойчивым. Они заниматься могут не очень привлекательными, но нужными делами вместе со взрослыми в течение 20-25 минут. Дети в старшем дошкольном возрасте способны уже действовать по правилам, которые задаются взрослыми (найти на картинки какие-либо предметы и определенным образом их заштриховать, отобрать несколько фигур определенного цвета и формы).
В.В. Горшкова отмечает, что старший дошкольный возраст характеризуется как возраст овладения ребенком продуктивным (активным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от деятельности практической и предваряя ее. Ребенок начинает четко различать вымышленное и действительное. Действия воображения – воплощение и создание замысла – первоначально начинают складываться в игре. Дети постепенно приобретают способности действовать по предварительному замыслу в рисовании и конструировании [7].
К концу дошкольного возраста у ребенка преобладает высшая форма наглядно-образного мышления, то есть наглядно-схематическое мышление. Отражением достижения дошкольников такого уровня умственного развития является схематизм его рисунка, умение использовать схематические изображения при решении задачи.
Данная форма мышления является в то же время основой для логического образного мышления, которое связано с преобразованием и использованием понятий. К 6-7 годам к решению проблемной ситуации ребенок подходить может всего тремя способами: используя логическое мышление, наглядно-образное или наглядно-действенное. Дошкольный возраст необходимо рассматривать только лишь как период, когда начаться должно интенсивное развитие логического мышления и его формирование, тем самым как бы определяя ближайшую перспективу его умственного развития [9].
Накопление большого опыта практических действий к старшему дошкольному возрасту, памяти, достаточный уровень развития восприятия, мышления и воображения у ребенка повышают чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более сложных и разнообразных целей, достижению которых будет способствовать волевая регуляция поведения. К 6-7 годам ребенок может стремиться к очень далекой (и даже воображаемой) цели, при этом выдерживая сильное напряжение в течении достаточно длительного времени.
С.Н. Горшенина пишет, что так же необходимо отметить, что к моменту достижения 6-7 летнего возраста постепенно происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: снижается непосредственная впечатлительность ребенка, он становится в то же время более активным в поиске необходимой новой информации [6]. Претерпевает существенные изменения и мотивация к установлению к себе положительного отношения со стороны окружающих. Для ребенка выполнение тех или иных правил во время всего дошкольного возраста было средством получения одобрения со стороны взрослых. Но только в старшем дошкольном возрасте это получает более осознанное понимание, а мотив, определяющий его, становится «вписанным» в общую иерархию. В этом процессе важная роль принадлежит ролевой коллективной игре, которая является в некотором смысле шкалой социальных нормативов, с усвоением которых выстраивается и поведение ребенка на основании эмоционального определенного отношения к окружающим людям или в зависимости от характера ожидаемых реакций.
Носителем правил и норм для ребенка становится взрослый, при этом, однако в некоторых условиях выступать может и сам он. В отношении соблюдения общепринятых норм при этой активность его повышается.
Дошкольник постепенно начинает усваивать различные моральные оценки, с этой точки зрения начинает учитывать последовательность собственных поступков, представлять результат деятельности и оценку со стороны взрослых.
Дети шестилетнего возраста постепенно начинают осознавать особенности поведения, а по мере усвоения общепринятых правил и норм использовать их в качестве мерок для оценки окружающих людей и себя.
Обобщая самые важные особенности достижения психического развития шести-семилетнего ребенка, можно с уверенностью сказать, что дети в этом возрасте обладают уже достаточно высоким уровнем умственного развития, которое включает расчлененное восприятия, смысловое запоминание, обобщение норм мышления. Формируется в это время определенный объем навыков и знаний, развивается интенсивно произвольная форма памяти, воображения, мышления, опираясь на которые, можно ребенка побуждать анализировать, запоминать, рассматривать и слушать.
В период дошкольного детства одним из самых важных итогов психического развития выступает психологическая готовность ребенка к обучению к школе.
Ребенок пяти-шестилетнего возраста стремится к познанию окружающих и самого себя как представителя ближайшего социума, общества, начинает постепенно осознавать зависимости и связи в социальном поведении, во взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2008. – 386с.
2. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М.: Спарк, 2002.- 264с.
3. Боголюбов С.А. Природа: что мы можем / С.А. Боголюбов. - М.: Академия, 2014. - 218с.
4. Бурко РА. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терёшина // Молодой ученый. - 2013. - №11. - С. 237-238.
5. Глазачев С.Н. РИО+ 20: на пути к экологической культуре / С.Н. Глазачев // Вестник МГГУ им. МА Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2012. - №. - 1. С.5-7
6. Горшенина С.Н. Технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства / С.Н. Горшенина // Вектор науки Тольяттинского государственного Университета. Серия: Педагогика, Психология . - 2015. - №2 (21). - С.30-33
7. Горшкова В.В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности / В.В. Горшкова. - М.: АСТ, 2006. - 128с.
8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Е.В. Григорьева. – М.: Академия, 2015. - 265с.
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире. – 2008. - №. 11. - С. 144-170.
10. Зворыгина Е. Формирование побуждений к игре / Е. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2002. - №2. – С. 45
11. Игнатов С.Б. Эколого-правовая компетентность как составляющая общей культуры современного человека / С.Б. Игнатов // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №1. - С.171-174.
12. Костерева О.С. Состояние готовности 6-7-летних детей с задержкой психического развития к взаимодействию с природой / О.С. Костерева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - №11. - С.47
13. Лихачев Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 1993. - №2. - С.19 – 26
14. Миллер С. Психология игры / С. Миллер. – СПб.: Университетская книга, 2013. – С. 62
15. Минаева В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения (ХI-ХХ вв.) / В.М. Минаева. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. - 66с.
16. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ / Н.Н. Моисеев //Вопросы философии. - 1995. - №.1. - С.3-30.
17. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения: Учеб. для сту¬дентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методи¬ка нач. обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с
18. Пермякова Н.Е. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Н.Е. Пермякова.- Челябинск, 2009. - 224 с
19. Рыжова Н. М. О программах экологического образования дошкольников. - М.: Герда, 2005. – 217с.
20. Рябова С.С. Формирование у школьников ценностного отношения к природе в условиях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / С.С. Рябова. - Санкт-Петербург, 2012. - 169 с.
21. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2002. – 286с.
22. Ставицкая Е.А. Экологическая культура как важный аспект межкультурной коммуникации / Е.А. Ставицкая // Вестник МГЛУ. - 2013. №23 (683). - С.176-184.
23. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры / М. Тендрякова // Педология / Новый век. – 2000. - №6. – С. 76
24. Токарев А.А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах / А.А. Токарев, Г.В. Токарева // Образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 17-20.
25. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования / З.И. Тюмасева. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 321 с.
26. Филипповская О. Игры и игрушки / О. Филдипповская // Школьный психолог. – 2012. - № 6. – С. 18
27. Фицула М.М. Педагогика / М.М. Фицула. - К.: Академия, 2000. - С. 111-120.
28. Хорева В.А. Новые методические подходы к экологическому образованию дошкольников и младших школьников / В.А. Хорева. - СПб.: Прайм Еврознак, 2003. – 387с.
29. Ягодин Г.А. Проблемы экологического образования / Г.А. Ягодин, Л.Т. Третьякова. // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. Казань, 1990. Т. 1. - С. 3-14