Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. У детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.
Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное - с пониженной активностью знакомства с миром.
Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени.
Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей [15, c.73].
Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.
Уникальным видом физических упражнений является плавание, которое относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения, является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения. Нарушения зрения отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей. Если зрение снижается или утрачивается в раннем возрасте, то отклонения в развитии детей более выражены.
Занятия плаванием направлены на улучшение работы органов и систем организма, на укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации занятий с элементами спортивного плавания, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы и физических качеств [21, c.106].
Хотя проблема оздоровительного плавания с детьми с нарушением зрения отражена в трудах многих ученых (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Л. А. Семенов, О. Г. Столбова, Л. Ф. Шапкова и др.) однако, до сих пор применение оздоровительного плавания с подростками с нарушениями зрения недостаточно эффективно. Они малоподвижны, не любят игры с передвижением, практически не бегают, опасаясь травмироваться. В основном, дети либо сидят, либо передвигаются с посторонней помощью. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка со зрительной патологией, неблагоприятно отражается на его общем развитии. Основной причиной гиподинамии детей с нарушениями зрения, по мнению Л. С. Сековец, является неумение ориентироваться и передвигаться в пространстве самостоятельно, вследствие фобии пространства, медлительности, особой осторожности в движениях, неуверенности в своих возможностях при передвижении.
Остается проблема разработки и внедрения в практику технологий, позволяющих развивать и совершенствовать физические качества детей среднего школьного возраста с нарушением зрения.
Объектом исследования явилось оздоровительное плавание c детьми с нарушениями зрения.
Предмет исследования – средства и методы оздоровительного плавания.
Целью работы - повышение эффективности оздоровительного плавания детей среднего школьного возраста с нарушением зрения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, классификацию и причины нарушения зрения.
2. Выявить механизмы физиологического воздействия двигательной активности на организм подростков с нарушением зрения.
3. Раскрыть оздоровительное плавание подростков с нарушением зрения.
4. Рассмотреть организацию исследования.
5. Изучить методы исследования.
6. Представить содержание комплексных занятий.
7. Проанализировать характеристики подростков контрольной и экспериментальной группы.
8. Провести анализ результатов исследования.
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что включение в программу занятий оздоровительного плавания для детей среднего школьного возраста с нарушением зрения, обеспечит более эффективное развитие физических качеств, и положительно отразиться на физическом развитии в целом.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания детей среднего школьного возраста с нарушением зрения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. Современные представления об оздоровительном плавании подростков с нарушением зрения
1.1. Понятие, классификация и причины нарушения зрения
Под нарушение зрения принято определять психофизическое несоответствие, которое воздействует на снижение уровня зрительного восприятия либо на его полное отсутствии и как результат можно наблюдать воздействие на всю систему развития индивида. Данное нарушение бывает врожденными либо может быть приобретенным.
Врожденное нарушение зрения возникает в результате определенных патологий плода во время внутриутробного формирования либо это может быть результатом наследственности.
В это же время приобретенное нарушение зрения является итогом определенной болезни органов зрения либо патологий ЦНС, определенных осложнений в результате перенесенных заболеваний и так далее.
Момент возникновения определенного дефекта имеет определяющее значение в вопросах психофизического становления детей так как чем быстрее появляется слепота, тем более явное проявление вторичных несоответствий. То, что нет визуального ориентира очень сильно воздействует на двигательную деятельность. Утрата зрения развивает специфику эмоционально-волевого восприятия, воздействует на определенные черты характера [1, C.142].
При помощи зрительного анализатора происходит исполнение непростых зрительных функций. При этом выделяют пять наиболее существенных функций:
- центрального зрения;
- периферического зрения;
- бинокулярного зрения;
- светоощущения;
- цветоощущения.
Дети, у которых есть нарушения зрения по уровню развития зрительной функции бывают совершенно разными. Данный факт возникает в результате того, что существуют разные клинические варианты и уровень глазной патологии данных детей. Детей с нарушениями зрения считают если у них острота зрения 0.2-0.6. В череде таких детей выделяю детей, у которых есть близорукость, а также косоглазие и помимо всего прочего астигматизм, а также альбинизм и так далее [28, C.18].
Под близорукостью (миопия) определяют маленький уровень преломляющей мощности глаза и как результат ребенок не может разглядеть предметы, действия, находящиеся на дальнем расстоянии.
При поражении глазных поперечнополосатых мышц происходит частичная или полная, птоза, экзофтальма. При этом поражаются мышцы мягкого неба, глотки и гортани, проявляющиеся нарушениями в глотании и в разговорной речи.
Симптомами поражения мышц плечевого пояса являются ограничения активности движения в различных отделах рук, происходит процесс отставания лопаток от туловища, называющийся «крыловидными лопатками», отсутствует сопротивление мышц в плечевом поясе симптом «свободных надплечий».
При атрофии мышц спины и тазового пояса нарушается осанка и походка, при этом ярко выражается гиперлордоз позвоночника, у человека голова немного запрокинута назад, а сам человек во время ходьбы ритмично раскачивается. Человеку трудно подняться по ступенькам лестницы, встать из положения сидя, поэтому человек постоянно опирается на окружающие предметы, что называется «вставание лесенкой» или симптомом «лестницы».
В более поздний период заболевания проявляются другие заболевания, в частности изменения в миокарде и в дыхательной мускулатуре.
При ослабленной аккомодации высокая напряженность при близком расстоянии для глаз невозможна. В таких условиях морфофизиологические способности человека приспосабливаются к изменению оптической системы глаз, для работы на более близкой дистанции без напряжения аккомодации. Этот процесс происходит непосредственно при направленном умеренном удлинении переднезадней оси глаз в процессе роста и развития рефракции. Проявляется близорукость, менее прогрессирующая, и не достигающая больше 3,0-4,0 диоптрий.
Посредством аппарата аккомодации удерживается влияния различных неблагоприятных факторов, которые способствуют появлению близорукости.
При прогрессирующей и осложненной миопии происходит потеря трудоспособности и инвалидность в наиболее трудоспособном возрасте. При этом заболевании актуальным является изучение свойства склеры.
Учеными исследуются биомеханические, биохимические и морфологические свойства. Образцы ткани склеры энуклеированного и трупного глаза показывают то, что нормальная склера более податлива в переднезаднем направлении, нежели в экваториальном. Неоднородность связана с убытием прочности в направлении от передней области к заднему полюсу. Задний полюс глаз имеет меньшую прочность в норме и при близорукости.
Под дальнозоркостью (гиперметропия) принято определять нарушение, при котором фокус параллельных лучей в результате происходящего преломления будет находится за сетчаткой. Детям с такой патологией нужно сильно напрягать собственный аккомодационный аппарат. И как результат чрезмерная зрительная деятельность способствует появлению зрительного утомления, способствующего появлению головной боли, а также повышенной тяжести в глазах и так далее. Данные явления происходят в результате перенапряжения ресничной мышцы [30, C.82].
Амблиопия. Чаще всего определяется в качестве косоглазия либо в качестве больших особенностей зрения двух глаз. В данном случае можно увидеть периферическое зрение либо понижение остроты глаза, сильно падает либо нарушается восприимчивость со стороны глаз, а также возможность формировать изображение в определенный зрительный образ.
В качестве основных причин развития можно назвать: наследственность, а также заболевание ЦНС, всевозможные несоответствия рефракции глаз, всевозможные психические несоответствия (испуг), различные инфекционные болезни и так далее. Существует содружественная, а также паралитическая форма косоглазия. Содружественная форма косоглазия предполагает то что подвижность глазных яблок будет существовать без каких-либо ограничений. Можно встретить намного чаще и бывает эпизодической либо постоянной. Возникает чаще всего в 2-4 года.
Под астигматизмом определяют комплекс всевозможных типов рефракций. В качестве симптомов принято выделять повышенное зрительное утомление, частые головные боли и так далее. В качестве основных причин возникновения астигматизма называют травмы глаза, заболевания роговицы. При этом принято выделять правильную и неправильную форму астигматизма. Неправильную форму астигматизма почти невозможно откорректировать. Кроме этого существует три формы правильного астигматизма:
- обычная подразумевает соединение правильного зрения в пределах одной меридиане и несоответствия второй;
- составная подразумевает присутствие в двух меридианах рефракций одинакового направления, но различного уровня;
- смешанная подразумевает комплекс миопии с гиперметропией.
На основании степени тяжести принято выделять: небольшой уровень астигматизма менее 3 диоптрий, а также средний уровень более трех и до 6 диоптрий и большой уровень более шести диоптрий.
Под нистагмом определяют самопроизвольные движения со стороны глазного яблока. Относительно направления принято выделять:
- горизонтальный, а также вертикальный и помимо всего прочего вращательный;
- по типу: маятникообразный, а также толчкообразный и помимо всего прочего смешанный.
В качестве причин появления принято выделять: поражения всевозможных видов определенных участков головного мозга. Нистагм, чаще всего не доставляет никаких беспокойств, но обладатели данного заболевания ощущают слабость зрения [26, C.278].
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что у детей с патологиями органов глаз наблюдается сниженный уровень подвижности. Так же у них можно наблюдать огрехи в координации движений с невысоким уровнем исполнения. У данных детей есть сложности с ориентированием в окружающем пространстве им непросто исполнять задания на равновесии. Дети намного труднее осваивают понятия относительно основных движений, а это оказывает негативное влияние на уровень двигательную активность, снижает уровень развития стандартных потребностей.
Дети, у которых есть нарушения зрения по уровню развития зрительной функции бывают совершенно разными. Данный факт возникает в результате того, что существуют разные клинические варианты и уровень глазной патологии данных детей. Детей с нарушениями зрения считают если у них острота зрения 0.2-0.6. В череде таких детей выделяю детей, у которых есть близорукость, а также косоглазие и помимо всего прочего астигматизм, а также альбинизм и так далее.
Определяющими моментами для такого заболевания являются погрешности со стороны зрительного восприятия, а также фрагментарность и помимо всего прочего замедленность и как результат происходит обеднение чувственного ощущения, снижение цветоощущения, сложности в ориентировании в пространстве, снижение координации движений.
В результате того, что зрение у данных детей будет основным анализатором, появляющееся переутомление способствует снижению зрения и собственно работоспособности данных детей. Уровень деятельности данных детей будет сниженным, а это способствует возникновению неуспеваемости, а также появлению психического дискомфорта. И как результат непременное условие при работе с такими детьми – это рациональное выстраивание учебного процесса, снижение уровня зрительных нагрузок, использование корригирующих методик и применение комплексных коррекционных занятий, которые будут нацелены на устранение аномалий в развитии данных детей.
1.2. Механизмы физиологического воздействия двигательной активности на организм подростков с нарушением зрения
Становление зрительного восприятия, а также двигательной отрасли детей находятся в зависимости от их рождения. Так, В.П. Зинченко и А.Г. Рузская сделали выводы о том, что когда в первое время после рождения при помощи движения рук, а также ног дети учатся видеть всевозможные объекты и фиксировать собственное внимание, то уже примерно к шести месяцам уровень зрения, а также двигательной отрасли будут другими. При этом зрение уже будет иметь определяющее значение в вопросах развития движений [2, C.73].
У детей, у которых есть определенные нарушения зрения обладают спецификой развития. Так со слов А.Н. Гнеушева, большенство детей с нарушениями зрения ослаблены. Определяя степень здоровья детей, у которых хорошее зрение и тех, у кого есть определенные проблемы со зрением то у последних зачастую есть определенные проблемы других органов, при этом у некоторых детей проблемы со зрением имеют еще и комплексные несоответствия относительно нервно-психического развития. У детей с нарушениями зрения есть определенные переживания относительно личной ущербности. Зачастую им присуща повышенная плаксивость, высокий уровень раздражительности, а также присуща настороженность и высокий уровень замкнутости.
Заболевания глаз в качестве непростого зрительного дефекта способствует возникновению отклонений в вопросах развития двигательной активности детей, а это способствует понижению их активности, можно наблюдать плохую ориентацию в пространстве и так далее. Данные дети в результате понижения уровня зрения, а также монокулярного зрения плохо видят определенные вещи в пространстве, не могут правильно определять расстояние, а также глубину определенного пространства.
И как результат при осуществлении ходьбы, а также бега дети не могут правильно определить дистанцию и как результат происходят столкновения, дети могут протягивать руки во время продвижения в пространстве.
Л.С. Сековец делает выводы о том, что прыжки данных детей происходят без согласованности рук, а также ног, у них нет нужного отталкивания, небольшая толчковая сила в результате трудности ощущения удаленности объектов. Исходя из того, что основная причина появления разнообразных отклонений в развитии данных детей это присутствие определенного зрительного заболевания то следует конкретизировать определенные моменты относительно специфики развития определенных зрительных данных у таких детей [5, C.29].
Так, косоглазие это непростое и довольно часто встречающееся заболевание. Со слов Е.М. Ковалевского детей у которых выявлено косоглазие либо амблиопия около 1.5-3 % от всех зрячих людей [2, C.76].
Л.С. Сековец сделал выводы о том, что у детей порой возникают сложности в формировании двигательной активности. Такое заключение ученый обосновал тем что в научных источниках информации есть сведения относительно взаимосвязи между определенными проблемами со зрением и несоответствиями в уровне физического развития.
Из трудов Л.И. Плаксиной были получены выводы о том, что существует комплексная взаимосвязь между воздействием косоглазия на процесс развития зрительно-двигательного ориентирования в результате исполнения всевозможных движений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абытова Ж.Р., Эгамбердиева Г.Д. Методика обучения плаванию игровыми методами // Проблемы науки. 2021. № 4. С. 79–81.
2. Аносова В. В., Руднева Л. В., Куликова М. В. Организационно-методические условия обучения плаванию детей с близорукостью в системе дополнительного образования // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте. – 2020. – С. 85–89.
3. Богатырев, В.С. Методика развития физических качеств школьников: учебное пособие. - Киров, 2018. 349 с.
4. Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: ИЦ Академия, 2019. – 572 с.
5. Григорьева Е.Л., Белоусова К.В. Влияние занятий плаванием на функциональные системы организма // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). С. 49-51.
6. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности школьников. – М.: ЗНАНИЯ, 2019. 183 с.
7. Грачиков, А.А. Специфика обучения плаванию детей с поражением зрения // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки (Санкт-Петербург, 03-27 февраля 2020 г.). - Санкт-Петербург, 2020. - С. 255-257.
8. Гонохов, А.Г., Домашова, Е.В., Курносова, И.Ю. Популяризация физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями // Вестник университета. – 2019. – № 6. – С. 168−172.
9. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2016. – 224 с.
10. Евсеев, С.П. Адаптивный спорт. Настольная книга тренера. – М.: ООО ПРИНЛЕТО, 2021. – 600 с.
11. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания школьников: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 749 с.
12. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 2016. – С.53.
13. Кротова, В.Ю. Формирование и укрепление здоровья детей школьного возраста средствами лечебной физической культуры / В. Ю. Кротова, О. А. Григорьев // Концепт. – 2019. – С. 148.
14. Карпов В.Ю., Савельева Ю.О., Лапина Н.М. и др. Индивидуализация процесса обучения плаванию в детских абонементных группах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 134–138.
15. Кустова И.А. Особенности методики обучения детей среднего школьного возраста плаванию на глубокой воде // Традиции и инновации физического воспитания обучающихся образовательных организаций. сборник научных трудов. Вологда, 2021. С. 36-44.
16. Кротова, В.Ю. Формирование и укрепление здоровья детей школьного возраста средствами лечебной физической культуры // Концепт. – 2019. – С. 148.
17. Леонова Л. А. Особенности физического развития детского организма // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 2. - С. 92.
18. Леонова, Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей среднего школьного возраста // Концепт. – 2018. – С. 92.
19. Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. - 129 с.
20. Леонова, Л. А. Особенности физического развития детского организма, исследование и оценка состояния телосложения у детей 5-7 лет // Концепт. – 2018. – С. 92.
21. Марущак, А.В. Методики адаптивной физической культуры для детей с нарушениями зрения // Science Time. - 2019. - № 4 (64). - С. 37-41.
22. Макарчев В.А. Значимость обучения плаванию детей среднего школьного возраста с нарушением зрения // Наука-2020. 2021. № 1 (46). С. 119-122.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник. - 4-е изд. / Л.П. Матвеев. - Москва: Спорт-Человек, 2021. - С.49.
24. Момент А.В., Семенов Д.В. Нарушение постурального контроля у детей младшего школьного возраста со сколиотической осанкой // Гимнастика и современный фитнес: материалы Всероссийской научной интернет-конференции / Под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. - 2018. - С. 81.
25. Никифорова, О.Н., Чешихина, В.В. Развитие адаптивного спорта в Российской Федерации на современном этапе (статистический анализ) // Физическая культура, спорт − наука и практика. – 2021. – № 2. – С. 48−55.
26. Оздоровительное и спортивное плавание для людей с ограниченными возможностями: монография / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, С. М. Никитина, Т. Н. Павлова, О. И. Попов. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 314 с.
27. Пономарева, И.А. Физиология физической культуры и спорта: учебное пособие / И.А. Пономарева. Ростов-на-Дону: издательство Южного Федерального университета, 2019. – 212с.
28. Плавание: учебник / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов [и др]; под общ. ред. Проф. Н. Ж. Булгаковой. - М.: ИНФА-М, 2016. - 290 с.
29. Павлова, Т. Н. Особенности организации и проведения занятий плаванием с лицами, имеющими нарушения зрения // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 426-431.
30. Развитие адаптивной физической культуры и спорта / Е.В. Стрижакова, Л.А. Кадуцкая. О.В. Петренко, Е.С. Николаева // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 10. – С. 42−43.
31. Родин Ю.И., Антипов Д.С. Особенности формирования навыка плавания и психомоторного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 1(77). – С. 49–51.
32. Родин Ю.И. Развитие двигательной функции аномально развивающегося ребенка // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021. – №. 2. – С. 30–38
33. Семенова Т. Актуальные проблемы физического воспитания детей школьного возраста: монография. – М.: LAP Lambert Academia Publishing, 2017. – С.32.
34. Тычкина К.А. Игровой метод в процессе обучения плаванию детей среднего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 75-79.
35. Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов национальной науч.-практ. конф., 13 мая 2020 г., Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. – С.84.
36. Федоренко, Л. П. Методика физического развития детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2018. – С.49.
37. Шелехов, А.А. Определение актуальных средств и методов адаптивной физической культуры в работе с лицами с различными сенсорными нарушениями // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2019 г., посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и Дню российской науки (Санкт-Петербург, 03-27 февраля 2020 г.). - Санкт-Петербург, 2020. - С. 288-290.
38. Шлемова, М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. Влияние занятий физической культурой на общую работоспособность // Изв. ВолгГТУ. Вып. 9. Волгоград. - 2020. - № 11 (98). - C. 167.
39. Юсупова З.Ш. Современные методы преподавания физического образования // Проблемы науки. 2021. № 2 (61). С. 20-23.