Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Термин «авангард» стал использоваться в области искусствоведения для описания общей направленности новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и XX веков.
Авангард – это художественное течение, характеризующееся новаторскими и экспериментальными идеями и радикальными методами их воплощения. Это стало своего рода революцией в кино, музыке, живописи, литературе и, конечно же, в моде. Авангарду было предложено изменить традиционные представления об искусстве, и отчасти это ему удалось. Со временем авангардное искусство утратило свой бунтарский дух и сформировалось в полноценное народное движение со множеством направлений.
Определение «авангард» больше относилось к политическим идеям, проповедуемым утопистами и анархистами. Радикализм этих политических движений был ярко выражен в художественной среде. Но со временем веяние авангардного стиля отразилось и на повседневном облике людей. Так, женщины стали создавать экстравагантные, сложные прически. Гарсон, Бабетта, Каре с объемом, Химия. В 70-е и 80-е годы авангардные прически достигли пика популярности, благодаря подражанию эстрадным «звездам». C.C. Catch, Sandra, Л. Долина, Т. Овсиенко – были представительницами, которые носили эти прически.
Позднее с появлением и развитие субкультур, таких, как – панк и эмо, прически вошли в обиход неформальной молодежи. Ирокезы и «Эмо»-прически с челками и каскадной стрижкой стали модными в 2000-е.
Сегодня авангардные прически, пройдя некоторые трансформации, используются в повседневной жизни. Например, женщины активно создают себе прически в стиле 60-х, 70-х годов, дополняя их экстравагантными прядями, фактурным окрашиванием или дерзкой укладкой. Речь идет об ультракоротких стрижках, таких, как – Боб, Пикси, Tom Boy, NewPage, стрижка Маллет.
На сегодняшний день происходит переосмысление ранее существовавших модных тенденций и их трансформация в футуристические образы. Такие дизайнеры, как Гэри Хукера и Майкла Янга, Анна Бек на модных показах демонстрируют образы будущего в стиле авангард. Люди нуждаются в новом взгляде, который всегда можно почерпнуть в ранее существовавшем. Современные подростки снова прибегают к образам «Эмо», меняя их с учетом модных тенденций в сторону лаконичности, но с оставлением дерзости и экстравагантности. «Все новое – это хорошо забытое старое» - как гласит поговорка. Отсюда вытекает актуальность данного исследования.
Цель исследования – подобрать форму прически авангардного стиля и выполнить её с окрашиванием волос красителями 2 группы с учетом индивидуальных особенностей потребителя на примере салона «Магия красоты».
Задачи исследования:
- изучить авангардный стиль: историю появления и его особенности;
- рассмотреть прически в стиле авангард;
- провести анализ авангардной прически в стиле «Эмо»;
- изучить особенности выполнения стрижки «Каскад»;
- обозначить особенности выбора модели для создания прически авангардного стиля с учетом предполагаемой ситуации общения;
- провести анализ и описание выбранной модели, ее образа;
- обозначить сведения о красителях 2 группы;
- изучить технику безопасности и санитарную гигиену;
- выполнить прическу с окрашиванием волос красителями 2 группы с учетом индивидуальных особенностей потребителя на примере салона «Магия красоты».
Обзор литературы.
Исследованиями авангарда занимались многие искусствоведы. Например: Сарабьянов в своем труде «Русский Авангард» дает определение этому течению и его составляющим.
Сидорова Е. в своем труде «Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды по русскому авангарду» рассматривает феномен авангарда и его отличительные черты.
Крусанов А. в своем многотомнике «Русский авангард. В 3 томах. Том 1. Боевое десятилетие. Книга 1» освещает исторические события, на фоне которых зарождался стиль авангарда. И многие другие авторы изучали тему, посвященную стилю авангард.
Что касается причесок в авангардном стиле, то здесь также существует немало литературы. Изучением причесок в стиле авангард занимались: Панченко О., которая создала учебное пособие по их созданию «Авангардные молодежные прически и стрижки. Практическое пособие». Марахова О. выпустила книгу "HAIR`S HOW. Авангардные прически", где собрала современные образы с модных показов.
В основном информацию об авангардных прическах, особенно современных, можно найти на страницах журналов, таких, как: Burda, Hair`s.
За основу для изучения данной темы взяты материалы из книг и статьи из вышеперечисленных журналов. А также образы с личных сайтов стилистов-парикмахеров: Гэри Хукера и Майкла Янга, Анна Бек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и выводов, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ АВАНГАРДНОГО СТИЛЯ И ПРИЧЕСОК СТИЛЯ АВАНГАРД.
1.1. Авангардный стиль: история появления и его особенности.
Термин «авангард» используется современными специалистами в области искусствоведения для описания общей тенденции новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и XX веков. Определение происходит от французского avant-garde, что означает «передовой отряд». Впервые термин был использован в связи с художественным движением не так давно — он был введен в концептуальный оборот в 1885 году французским журналистом, критиком и первым историком импрессионизма Теодором Дюре.
Исследованиями авангардного стиля необходимо рассматривать через призму его проявления в искусстве и поэзии. Изучением авангарда занимались многие искусствоведы. Например: А. Сарабьянов в своем труде «Русский Авангард. И не только» дает определение этому течению и его составляющим. Сидорова Е. в своем труде «Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды по русскому авангарду» рассматривает феномен авангарда и его отличительные черты. Крусанов А. в своем многотомнике «Русский авангард. В 3 томах. Том 1. Боевое десятилетие. Книга 1» освещает исторические события, на фоне которых зарождался стиль авангарда.
Авангардизм это художественное течение, для которого характерны новаторские и экспериментальные идеи и радикальные способы их воплощения. Оно стало своего рода революцией в кино, музыке, живописи, литературе и, конечно же, моде. Авангард был призван изменить традиционные представления об искусстве, и отчасти это удалось. Со временем авангардное искусство утратило свой бунтарский дух и сформировалось в полноценное народное движение со многими направлениями .
Определение «авангард» было больше связано с политическими идеями, проповедуемыми утопистами и анархистами. Радикализм этих политических движений был ярко выражен в художественной среде. Александр Бенуа в своей статье, посвященной открытию выставки Союза русских художников в 1910 году, выделил нескольких художников, работавших в Москве во главе с Михаилом Ларионовым, назвав их искусство авангардным. Отрицая общепринятую классическую доктрину в живописи, Бенуа говорил, что эта группа художников была слишком бунтарской, и он считал себя и своих коллег по «Миру искусства» – «центристами».
Термин «авангард» утвердился не сразу. К тому же, возникло противоречие: «авангард» общей практики стали приравнивать к модернизму, а «русский авангард» стал еще одним отдельным направлением.[1]
Русский поэтический авангард, 1908г. – начало 1930-х гг., берет начало от футуристов, а именно – от кубических футуристов группы «Гилея». К ней принадлежали поэты братья Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, Е. Гуро и Б. Лившиц. Это сообщество возникло в 1910 году и выпустило сборник «Садок судей». Он был напечатан на обратной стороне обоев. Названия других футуристических сборников были вызывающими: «Дохлая луна», «Затычка», «Пощечина общественному вкусу». Последняя также вышла со знаменитой брошюрой-манифестом, которую Хлебников разместил в вегетарианской столовой вместо меню .
В первой половине 1910-х годов были созданы или декларированы все основные векторы развития авангардной поэзии: создание слов, обновление ритмов и рифм, свобода слова, а также введение в поэзию изобразительных элементов и невербальных символов, создание моделей универсальных языков на славянской основе (например, у Хлебникова) или замена слов жестами. Она состоит из пустых страниц, как в знаменитой «Поэме конца» Василиска Гнедова. Футуристы унаследовали от символизма такой универсализм и порыв жизнетворчества. Крученых пользовался сравнением языка с «пилой» или «отравленной стрелой дикаря».
Важной особенностью русского поэтического авангарда, было создание уникального взаимодействия слов и образов. Биологически так получилось, что Маяковский, Бурлюк, Гуро и Крученых были художниками, и многие новшества в литературе были органично привнесены из искусства. В этом смысле границы вида искусства считались абсолютно прозрачными — отсюда и почерк, в котором художники Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Казимир Малевич принимали абсолютно равное участие с поэтом.
Авангардное искусство со временем распалось на несколько течений.
Экспрессионизм. Экспрессионисты во главу угла ставили эмоциональную субъективную составляющую произведения, которую автор пытался донести до зрителя.
Кубизм. Кубисты использовали простые геометрические формы для изображения трехмерных объектов и создавали двухмерные объекты на холсте. Поль Сезанн стоял у истоков кубизма, Жорж Брак работал в стиле кубизма, а Пабло Пикассо приобрел наибольшую известность в этом направлении. В скульптуре кубизм опирался на скифских «каменных баб» и старинные деревянные игрушки .
Футуризм. Для него были свойственны скорость, энергия, ощущение движения и доля абсурда.
Сюрреализм – который совмещал в себе сон и реальность. Используя творческую энергию подсознания, сюрреалисты черпали свои истории из снов и гипнотических состояний. Сюрреализм использовал отрицание абсурда и логики как способ выйти за рамки общепринятых ценностей буржуазных масс. Сочетая мечты и реальность, художники-сюрреалисты показали миру хаотическую природу изображения, отделив дух от материального мира. Сальвадор Дали, яркий представитель этого направления, утверждал: «Сюрреализм – это я». [1]
Фовизм. Получил свое название от французского слова «дикий».
Дадаизм. Понятие произошло от французского «бессвязный детский лепет» и говорит само за себя.
Модернизм. Это более емкое понятие, чем «авангардизм», поскольку оно относится к ранним течениям импрессионизма и постимпрессионизма, а также к более поздним оптическим и кинетическим направлениям в искусстве. И авангард, и модернизм отстаивают внутреннюю свободу художника, бросая вызов классическим нормам.
Среди известных художников, работавших в стиле «авангард»: Эдвард Мунк, Эмиль Нольде, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Ольга Розанова, Александра Экстер, Эль Лисицкий, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Оскар Домингес.
В архитектуре стиль авангарда ярко отразился в направлении конструктивизма. Словно из фигур кубов и прямоугольников, незаурядно повернутых друг относительно друга, создавались архитектурные объекты.
Авангард – это время смелых решений и экспериментов. Этот стиль нашел яркое отражение в поэзии, искусстве и образе людей – их внешности, мировоззрении и мыслях.
Позднее «авангард» отразился на всей жизни человека, перейдя в модные тенденции. Авангардный стиль моды появился в Японии в начале 1920-х гг. Необычные наряды отражали видение японскими дизайнерами европейской моды.
Становление авангарда на мировом подиуме началось в 60-х годах, когда Пьер Карден, вдохновленный успехами человечества в освоении космоса, создал легендарную коллекцию «Космос». Она выглядела очень футуристично. Представленной одежде были свойственны четкие линии, геометрические вырезы. Она была представлена в ярких цветах. После столь бурной реакции на коллекцию Кардена многие известные дизайнеры стали ему подражать. Например, Вивьен Вествуд. С начала 1970-х годов он создает совершенно необычные наряды, пропагандируя в них бунтарские идеи панк-культуры.
К особенностям авангардного стиля в моде относят:
- геометрические формы;
- различные сочетания текстур;
- коэффициент контрастности;
- смелые цвета;
- асимметрия;
- нестандартные детали.
Авангаризм отрицает все шаблоны и ищет новые, нестандартные пути.
В моде авангард приобрел несколько направлений [2].
Деконструктивизм. Началось с того, как Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо в 1981 году представили миру коллекцию, полностью отличающуюся от обычной моды того времени. На подиум вышли модели многослойных асимметричных нарядов необычного дизайна. С тех пор тенденция деконструкционизма проявляется в авангардном ключе, характеризующемся сложными формами, фрагментарностью, асимметрией и нарушением привычной геометрической формы одежды, например, вы можете найти жакет, который превращается в платье, рубашку с 1 рукавом, футболку с смещенный вырез или внешний шов. (см. Рис. 1)
Концептуализм. Это самое яркое проявление авангарда. Главная задача концептуальной коллекции – выразить идею дизайна, показать видение современной моды, и такая одежда, отвечающая взглядам и идеям дизайнеров, не встречается в повседневной жизни. Для концептуализма характерны фигуративные и необычные дизайнерские решениями, множество штор и нестандартных материалов. Концептуальные вещи предназначены для показа на подиуме. Они должны рассказывать какую-то историю, а иногда и шокировать. Примерами этого направления в одежде являются яркие, экспрессивные сценические образы Девида Боуи. (см. Рис. 2)
Минимализм. Довольно лаконичное направление, характеризующееся минимальным количеством деталей, традиционными материалами, монохромностью. Минимализм сейчас является одним из самых востребованных направлений в авангардной моде. Возможно, из-за своей сдержанности и универсальности. (см. Рис. 3)
В настоящее время многие дизайнеры используют стиль авагард для создания своих коллекций. Это такие дизайнеры, как легендарный Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto). Он был первым, кто создал женскую одежду мужского кроя и силуэта. Затем это откликнулось в мире моды так, что необычным конструкциям и формам дизайнера стали подражать многие бренды. (см. Рис. 4)
Японско-французский бренд «Comme Des Garçons», выпускаемый Рей Кавакубо (Rei Kawakubo). Бренд ориентирован в первую очередь на женскую одежду и часто пробует цвета, формы и пропорции. На показе можно увидеть молодых людей в розовых париках, девушек в непропорциональной мужской одежде. (см. Рис. 5)
Viktor & Rolf – еще одни представители авангардного стиля модных показов. Дизайнерскую одежду отличают скульптурные формы, богатые складки, плиссеровки и необычный подход к презентации коллекции. Например, во время показа коллекции «Black Hole» все модели были выкрашены в черный цвет, а цветовая гамма вещей была исключительно черной. (см. Рис. 6)
Модели Александра Маккуина (Alexander McQueen) отличаются необычной формой и фактурой. Дизайнер не боится экспериментировать с тканями. Он часто использует нестандартные материалы. Например, его коллекция «Осень-зима 2009» почти полностью состояла из птичьих перьев. (см. Рис. 7)
Рик Оуэнс (Rick Owens) – дизайнер, запоминающийся неровным кроем, асимметричными вещами, сложными и необычными формами в одежде.(см. Рис. 8) [2]
Прежде всего, авангардный стиль – это не способ привлечь к себе внимание, самовыразиться, а иногда способ донести мысли через собственный образ. Многослойность, необычные материалы и непривычное применение свойственны авангардному стилю. Такое самовыражение употребляется не только в создании одежды, но и в аксессуарах, например, используемых для волос, и при создании самих причесок тоже.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безбородова Е. И. Материаловедение для парикмахеров: учебник для нач. проф. образования/ Е. И. Безбородова. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
2. Жигимонт С.Н., Лобанова А.В. Особенности психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков субкультуры эмо // Смальта, № 4, 2014. С. 50-54.
3. Изменения и дополнения в Правила бытового обслуживания населения РФ. Постановление Правительства РФ № 742 от 30.09.2000г.
4. Кленова М.А. Взаимосвязь социализации, субъективного благополучия и готовности к риску представителей молодежной субкультуры эмо // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития, № 4 (8), 2013. С. 363-366.
5. Козлов В. Эмо. СПб.: Издательский дом: Амфора, 2007.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
7. Королева С. И. Оформление причесок: учебник для студ. учреждений сред. Проф. образования/ С. И. Королева. – 4 – е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 144 с.
8. Королева С. И. Основы моделирования прически: учеб. пособие для сред. проф. образования/ С. И. Королева. – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 192 с.
9. Крусанов А. Русский авангард. В 3 томах. Том 1. Боевое десятилетие. Книга 1. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
10. Кулешкова О. Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования/О. Н. Кулешова. – 9 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.
11. Марахова О.А. HAIR`S HOW. Авангардные прически. – М.: Мода и стиль, 2018.
12. Одинокова И.Ю. Технология парикмахерских работ: Учеб. пособие для нач. проф. образования / И.Ю.Одинокова, Т.А.Черниченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176 с.
13. Панченко О. Авангардные молодежные прически и стрижки. Практическое пособие. – М.:Диля, 2006 г. – 144 с.
14. Плотникова И. Ю. Технология парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования/ И. Ю. Плотникова, Т. А. Черниченко. – 8 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. –192 с.
15. Русский авангард: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Учебное пособие. – М.: ГИТИС, 2007
16. Санитарные правила устройства, оборудования и содержания парикмахерских. №981-72 от 19.06.1972г.
17. Сарабьянов А. Русский Авангард. И не только. – М.: АСТ. –
История и наука Рунета. Лекции, 2023. – 304 с.
18. Сидорова Е. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды по русскому авангарду. – М.: Прогресс-Традиция, 2012.
19. Соколова Е. А.Основы физиологии кожи и волос: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Е. А. Соколова. 4 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176 с.
20. Соя А. Эмобой. СПб.: Издательство Азбука-классика, 2008
21. Чалова Л. Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессиональ- 82 ного образования / Л. Д. Чалова, С. А. Галиева, А. В. Уколова. Москва: Академия, 2006. 160 с.
22. Черниченко Т.А., Кулешкова И.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ. М.: Академия, 2008.
23. ГОСТ Р 51142-98. Государственный стандарт РФ. «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия».
24. HAIR`S HOW. Авангардные прически. «Бьюти Пресс ЛТД» 2012 г.
Электронные ресурсы
25. Авангард в живописи. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3855~Avantgarde (Дата обращения: 13.05.2024)
26. Стильный эпатаж. Что нужно знать об авангардной моде. URL: [Электронный ресурс] https://burdastyle.ru/stati/modnyj-grotesk-chto-nuzhno-znat-ob-avangardnoj-mode-/ (Дата обращения: 16.05.2024)
27. Гэри Хукер, Майкл Янг. URL: [Электронный ресурс] https://hookerandyoung.co.uk/profile/ (Дата обращения: 17.05.2024)
28. Анна Бек. URL: [Электронный ресурс] https://www.annabeck.com/collections (Дата обращения: 17.05.2024)
29. Авангардный стиль причесок. URL: [Электронный ресурс] https://hair-boutique.ru/articles/154875/ (Дата обращения: 18.05.2024)
30. Т. Эбель. Смелые авангардные прически. URL: [Электронный ресурс] https://24hair.ru/smelyie-pricheski-chto-navyidumyivali-stilistyi/ (Дата обращения: 18.05.2024)
31. Я стилист. URL: [Электронный ресурс] https://pandarank.com/ru/vk/group/gazetap (Дата обращения: 18.05.2024)
32. Emo Hairstule. URL: [Электронный ресурс] https://www.tutorialspoint.com/emo-hairstyle-meaning-and-types (Дата обращения: 18.05.2024)
33. Бабетта, химия и каре с жутким начесом: прически СССР. URL [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/ZN28OJkQtSkhCNmF (Дата обращения: 19.05.2024)
34. Try Emo AI hair style. URL: [Электронный ресурс] https://aihairstyles.com/hairstyles/emo (Дата обращения: 19.05.2024)
35. Стрижка каскад и как ее сделать. URL: [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/ZLOXBfSNHwjLjbhf (Дата обращения: 19.05.2024)