Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обязательным требованием для всестороннего развития ребенка является общение, поэтому развитие его речи – главное условие воспитания полноценной личности.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества детей дошкольного возраста посвящено большое количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов. Развитие речи очень важно для каждого ребенка, для наилучшей его социализации во всех сферах жизни.
Для того, чтобы передать свое отношение к окружающей действительности, выразить мысли, точно сформулировать любое высказывание необходимо владеть образными средствами языка, выразительностью речи, умением подбирать правильные обороты в соответствии с контекстом сообщаемого. Мы считаем, что высшим этапом развития речи детей является ее культура, а одним из критериев – образность. Отечественная педагогика имеет множество средств воспитания речевой культуры, но самым эффективным несомненно является фольклор, и прежде всего русская народная сказка.
Выдающиеся ученые педагоги, психологи, лингвисты, даже философы обращались к русской народной сказке, как к источнику неограниченных знаний, закодированных в сказочных образах, отшлифованных поколениями и вложенных в фонд исторического наследия нашего народа. Действительно, сказка является незаменимым педагогическим средством воспитания современного человека. Для нашего исследования русская народная сказка интересна в качестве средства развития образной речи старших дошкольников.
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности. Таких как сравнения, эпитеты, метафоры. Сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Проблема развития образной речи детей в отечественной науке изучалась в разных аспектах. Такие психологи, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и другие подчеркивали значение эмоциональной выразительности речи в использовании образных языковых средств, они обозначили некоторые особенности восприятия детьми художественных текстов и фольклора.
Выдающиеся педагоги в области дошкольного воспитания К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Е.Н. Водовозова и другие отмечали важное значение художественной литературы в развитии образной речи старших дошкольников.
Н.В. Гавриш, Е.Н. Судакова провели большую работу, которая доказала, что воспитание образной речи детей старшего дошкольного возраста невозможно без формирования фонетической, лексической и грамматической стороны речи.
Следовательно, для создания эффективных условий в формировании образности речи детей, внимание педагога должно быть сосредоточено на развитии всех ее сторон, а художественная литература, является важным средством на пути к достижению этой цели. Е.Н. Судакова отмечает целесообразность использования средств изобразительного искусства в рамках формирования художественной выразительности речи.
Воспитанием речевых и интеллектуальных способностей детей средствами сказки занимались Л.Б. Фесюкова, Н.А. Шаврина. На основе их опыта была разработана программа, которая также полезна в качестве изучения предмета нашего исследования. В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина разработали и теоретически обосновали систему педагогической деятельности по совершенствованию образной речи детей старшего дошкольного возраста в контекст общей работы по речевому развитию в детском саду, определили задачи и содержание дополнительной (специальной) работы по обогащению речи образными средствами родного языка, апробировали и выявили наиболее эффективные педагогические приемы.
Таким образом, в результате многолетних исследований, отечественная наука систематизировала массу теоретических положений и эмпирических выводов в аспекте развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Однако, русская народная сказка, как средство формирования таковой стала предметом познания ограниченного числа исследований. В основном, она фигурирует в качестве дополнительного материала, наряду с такими жанрами, как поэзия, малые фольклорные формы (потешки, загадки, пословицы, поговорки) и др.
Актуальность проблемы формирования образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки, недостаточность исследований и методических рекомендаций в данной области обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования: каковы условия использования русской народной сказки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками с целью развития образной речи?
Цель исследования: теоретически изучить и проверить условия использования фольклорных произведений, в частности русской народной сказки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками с целью развития образной речи.
Объект исследования: развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предположим, что использование русской народной сказки в образовательной деятельности со старшими дошкольниками будет способствовать развитию образной речи при соблюдении ряда условий:
• работа над осознанием детьми роли образных слов, выражений и высказываний;
• употребление в повседневной речи, в общении с детьми образных слов и выражений.
• использование разнообразных приемов в работе над русской народной сказкой;
• использование потенциала предметно-развивающей среды группы для развития образной речи дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогические исследования в области развития образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки;
2. Выявить особенности развития образной речи в старшем дошкольном возрасте;
3. Разработать и апробировать систему занятий по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки;
4. Проанализировать результаты экспериментального этапа исследования на предмет эффективности использования русской народной сказки на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются теоретические положения С.Л. Рубинштейна, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, Ф.А. Сохина, Е.А. Флериной, Е.Н. Водовозовой в аспекте восприятия детьми художественной литературы и ее влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, исследования Н.В. Гавриш, Е.Н. Судаковой в аспекте особенностей развития образной речи детей старшего дошкольного возраста, а также исследования В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной в методическом аспекте и др.
Теоретическая значимость исследования: Расширены представления об развитии речи детей дошкольного возраста на основе работы с произведениями фольклора. Выявлено, что с помощью специально организованного обучения, направленного на обогащение словаря малыми фольклорными текстами, возможно, проводить коррекцию функций речи.
Научное исследование проводилось на базе МДОУ *** в группе детей старшего дошкольного возраста № 3.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические основы исследования развития образной речи детей старшего дошкольного возраста через использование фольклорных произведений
Слова «образность», «образный» имеют несколько трактовок, особенно, если употребляются вместе с понятиями «поэтический», «творческий», «художественный». В таких случаях «образ получает с трудом формулируемую массу семантических оттенков и становится по-разному семантически нагруженным».
Образность в широком смысле этого слова – это живость, наглядность, красочность изображения как неотъемлемый признак любого вида искусства, форма осознания окружающей действительности с позиций некоего эстетического идеала.
О.С. Ушакова рассматривая данный термин в широком смысле, относила образность к культуре речи [32, с.153-154]. Поэтому среди главных задач речевого развития в дошкольном возрасте педагог выделяла воспитание интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные средства языка в устной речи. К критериям высокого уровня речевой культуры она также относила богатство речи, точность и выразительность.
В.С. Безрукова отмечает, что образную речь отличает насыщенность поэтическими средствами, которые оживляют образы при восприятии ее смысла, делают речь нагляднее, эмоциональнее[6]. Этому способствует обилие метафор, сравнений, эпитетов, афоризмов и других элементов речи. Она разделяет образную речь на литературную и народную, которой свойственно использование пословиц, поговорок, загадок, фразеологизмов, что способствует более образному восприятию передаваемого смысла. В.С. Безрукова также отмечает, что использование педагогом образной речи в общении с детьми делает его интересным собеседником.
Несомненно, образная речь предполагает широкое и уместное использование выразительных средств языка, богатый словарь, умение передавать свои мысли и чувства (связность речи), грамматически правильно строить высказывание и т.д. Образную речь отличает изобразительность, словесная наглядность. Любой предмет или действие не просто называются, а описываются разнообразными речевыми оборотами и формами, с помощью сравнений, олицетворений, метафор, фразеологических оборотов и других языковых средств.
Кроме того, образная речь – это неотъемлемая составляющая культуры речи, предполагающая не только выразительность и богатство словаря, но и соблюдение норм литературного языка. Развивая образную речь детей, педагог создает условия для формирования лексики, умений в соответствии с контекстом высказывания подобрать соответствующее смыслу выражение. Одна из особенностей образной речи состоит в том, что она имеет эмоциональное воздействие на слушателя. Следовательно, развивая образность, не остается без внимания и фонетическая сторона речи: умение правильно подобрать интонацию, темп словесного высказывания, тренировка дикции. Таким образом, работая над образной речью детей, педагог создает условия для решения всех задач речевого развития.
Среди множества источников, способствующих развитию образности детской речи, многие отечественные педагоги выделяют русскую народную сказку. Известный советский ученый филолог-фольклорист В.Я. Пропп отмечает, что современная светская литература создавалась на базе национального фольклора, прежде всего сказки [23, с. 171]. Неоценимую роль в изучении русской сказки вложил не менее известный советский исследователь В.П. Аникин, который называл сказку сокровищницей народной разговорной речи [3].
К.Д. Ушинский, а вслед за ним и Е.Н. Водовозова считали русский фольклор, в том числе сказку, богатейшим и ценнейшим материалом для развития речи ребенка, для воспитания любви к родному языку. В своей методике Е.Н. Водовозова подчеркивала, что каждое новое слово, которое встречается в художественном произведении или в устной речи, должно связываться с конкретными впечатлениями детей, за каждым словом должен стоять конкретный образ.
Правильно, в соответствии с возрастом подобранная сказка, по ее мнению, содействует обогащению речи, развивает фантазию, помогает детям в живых и простых образах запомнить меткие выражения, правильно употреблять их в устной речи [10, с. 47].
Художественная литература, в том числе русская народная сказка, создают условия для формирования умений излагать личное отношение к прослушанному, используя меткие слова и выражения, средства образной выразительности.
М.Б. Елисеева отмечает, что сказки имеют определенные зачины и концовки и эти особенности довольно рано осваиваются детьми [16, с. 48]. К старшему дошкольному возрасту дети могут перечислить несколько вариантов зачинов и концовок сказок. Анализируя детские вопросы после прочтения народных произведений, М.Б. Елисеева приходит к выводу о том, что внимание детей при восприятии текста направлено не только на содержание, но и на язык художественного произведения. Исходя из этого можно предположить, что дети чувствуют особую эстетическую функцию слова в художественном тексте.
Исследования Ф. Сохина показали, что дошкольники в состоянии понять переносное значение фразеологизмов, пословиц, крылатых выражений, используемых в русских народных сказках[28, с. 14]. Таким образом, обсуждение с детьми смысла данных речевых элементов помогает не только более точному уяснению внутреннего содержания сказки, но и помогаем детям запоминать их, а также учит адекватному применению в устной речи.
Н.А. Шаврина отмечает неоспоримую роль сказок и художественных произведений в развитии и воспитании правильной речи дошкольников [40]. Они способствуют обогащению не только словарного запаса детей, но и помогают грамотно строить диалоги, воздействуют на развитие связной речи, а также делают ее более эмоциональной, образной, красивой.
Ценность сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста отмечает Е.В. Савушкина [27, с. 94]. По ее мнению, русские народные сказки обогащены эмоционально-экспрессивными речевыми средствами, которые убедительно и сжато выражают мысли и чувства героев.
Продолжая рассмотрение воспитательного потенциала русской народной сказки, Ф.С. Капица отмечает близость сказочного повествования к детскому восприятию, что проявляется через детскую любовь к ассонансам, аллитерациям, повторам, требование предельной ясности и динамики сюжета, конкретных и близких детям образов[17, с. 39].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина утверждают, что художественная литература, следовательно, и русская народная сказка является уникальным воспитательным средством [1, с.28].
М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Л.М. Гурович, Т.Б. Филичева и другие среди эффективных методов развития образной речи выделяют драматизацию сказок. Разыгрывая сказку, дошкольник использует ее язык, связывает слово с действием и образом [35,с. 176].
В конечном счете, исследователи отмечают важность развития образной стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Многие из них сходятся во мнении о том, что русская народная сказка является эффективным средством, так как она доступна детскому восприятию, богата выразительными языковыми оборотами. Более того, сказка содержит в себе воспитательный пласт духовной культуры и ценностей, которые отшлифованы поколениями людей и закодированы в сказочных словах и образах [38, c. 153]. Под образностью речи мы будем понимать широкое использование выразительных средств, их точное употребление в соответствии с контекстом высказывания, понимание значения употребляемых слов.
1.2. Особенности развития образной речи в старшем дошкольном возрасте
Развитие образной речи средствами фольклорных произведений нельзя рассматривать независимо от особенностей восприятия детьми художественных произведений. Данной проблеме посвящены исследования С.Л. Рубинштейна Д.Б. Эльконина О.И. Никифоровой, А.Н. Гвоздева и других [26], [43] [21], [13].
О.И. Никифорова полагает, что полноценность восприятия не ограничивается лишь выделением художественных достоинств произведения, оно зависит от умения читателя совершать образный анализ текста. Каждое литературное произведение несет в себе не только семантическую информацию, в нем заложено много чувств, настроений [21, с. 36].
У детей дошкольного возраста развивается прежде всего разговорная речь.
В речи детей существует ряд проблем, который нам, педагогам, необходимо восполнить в полной мере, восполнить каждый пробел. Чтобы к первому классу, у дошкольника не возникало никаких сложностей. Чтобы он полноценно жил в социуме, и продолжал развиваться, работать над своей речью, усложнять ее в дальнейшем полученными новыми возможностями, обучаясь в школе.
У ребят дошкольного возраста речь весьма односложная, состоящая лишь из простых предложений.
Рассмотрим речевую готовность детей подготовительной группы (6 – 7 лет) к обучению в школе. А именно их словарь и грамматический строй, и монологическая (связная) речь.
У обучающегося в ДОУ, начиная уже с трехлетнего возраста, с каждым последующим годом взросления все большее развитие приобретает навык слухового контроля над своим произношением. Это умение самостоятельно исправлять его во всех возможных случаях. Начинается формирование фонематическое восприятия.
Но порой эти умения неустойчивы в основной массе детей. Чаще всего у них возникают трудности в отборе фактов для своих рассказов, в логической последовательности расположения событий, в структурировании высказываний, а также их языковом оформлении.
На формирование различных качеств мышления благотворное влияние оказывает непосредственное развитие речи. Кроме того, связная речь, а именно рассказ ребенка помогает определить его словарный запас, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание, высказываться. Также у детей вырабатывается умение слушать устные рассказы, которые не всегда могут сопровождаться показом. Развитие речи помогает понимать их, затем подражать прослушанному – пересказывать.
В старшем дошкольном возрасте связная речь достигает очень высокого уровня, при помощи ее развития, а именно в возможном своевременном вмешательстве, наблюдении, и изучением за развитием речи каждого во избежание каких-либо задержек по тем или иным причинам (логопедия, молчаливость, отрывочная речь, социальная неадаптированность и т. д.)
Следовательно, отличительной чертой развития речи детей старшего дошкольного возраста выступает умение активно беседовать, в виде вопросов и ответов, поддерживать диалог. Ход диалога детей находится в прямой зависимости от взрослого, от трудности задач, которые реализуются в их совместной деятельности.
Одним из условий свободного овладения устной речью и письменной речи, является гармоничная атмосфера не только внутри группы, но и внутри коллектива. На занятиях по развитию речи, слова, требующие объяснения,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Развитие речи [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2006. - 324с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина, А. П. Иваненко. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 400 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка [Электронный ресурс]. – URL: http://refdb.ru/look/3320811-pall.html
4. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника[Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - 640с.
5. Бавыкина, Г. Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Бавыкина. – М.: - Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1996. -29 с.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс]. – URL.: http://www.psyoffice.ru/6-1010-obraznaja-rech.htm.
7. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : Учебник для бакалавров / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. - М.: Луч, 2004. -206 с.
8. Бондаренко, А. М. Словесные игры в детском саду[Текст] / А. М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. -136 с.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. СПб, Литера, 1993. - 256 с.
10.Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов. – М.: Педагогика, 2018. – 414 с.
11.ГавришН.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: дис. ...канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. – М.: Просвещение, 1991. –188 с.
12.Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.- С. 62.
13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 223 с.
14.Гудинов, В. В. Тематические загадки для дошкольников [Текст] / В. В. Гудинов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. – 381 c.
15.Диагностика развития речи дошкольников. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007 — 80с.
16. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. - М.: Сфера, 2008. – 64 с.
17.Капица, Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. – М.: Ленанд, 2016. – 320 с.
18.Книга для чтения в детском саду и дома: Хрестоматия / под ред. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. - М.: Оникс-XXI век, 2005. - С. 68
19. Макарова В.Н. Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
20.Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Сфера, 1991. – 256 с.
21. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы– СПб, Литера, 2003. – 152 с.
22.Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / В. И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - С. 97.
23.Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа) Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова. — Издательство "Лабиринт", М., 2000. - 416 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1995. — 235 с.
25.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
26.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПБ: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
27. Савушкина Е.В. Роль общения с изобразительным искусством в развитии речи дошкольников [Текст]/Е.В. Савушкина/ Развитие речи и речевого общения дошкольников. М.: Просвещение, 2005. – 233 с.
28.Сохин, Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф. А.Сохина – М. : Просвещение, 1995. – 235 с.
29. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н.А. Стародубова. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
30.Судакова Е.Н. Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний: дис. ...канд. пед. наук / Е.Н. Судакова – Ульяновск, 2007. – 167 с.
31.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с.
32.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
33.Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 145-159.
34.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Ярославль, ГЦРО, 2011. - 108 с.
35.Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: АСТ, 2000. – 264 с..
36.Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике [Текст] / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 409-415.
37.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Академия, 2001. – 332 с.
38.Хохловская, О. Г. Об интеграционных тенденциях в области онто-и социолингвистики//Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30 (168); Филология. Искусствоведение. Вып. 35. С. 152–155.
39.Цейтлин, С.Н.Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
40.Шаврина Н. А. Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л. Фесюковой «Воспитание сказкой». Развивающие виды деятельности в процессе приобщения ребенка к художественной литературе [Текст] / Н. А. Шаврина; под ред. Ю. В. Фроловой. - Ярославль: ГЦРО, 2011. - 108 с.
41.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
42.Шорыгина, Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей [Текст] / Т. А. Шорыгина.- М.: Книголюб, 2004.-16 с.
43. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/под ред. Д.Б. Эльконина; 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 194 с.