Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально–экономической системе. Отказ от идеологии социализма привел к изменению положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой – социальная забота о нем значительно снизилась.
В соответствии с Конституцией РФ основной идеей социального государства считается политика в области создания условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательная база реформирования социальной сферы, позволяющая децентрализовать государственную систему социального обеспечения и управления социальной сферой, внедрение системы обязательного социального страхования населения, внедрение новых форм социальной поддержки населения, реструктуризацию отрасли, развитие платных социальных услуг и появление новых форм комплексных социальных услуг продолжает развиваться.
Однако в функционировании системы социального обеспечения наблюдаются серьезные сбои. Помимо других причин, связанных, в частности, с общей социально–экономической ситуацией в России, серьезную роль в этом отношении продолжают играть ошибки и просчеты, допущенные на начальном этапе социальной реформы, отсутствие четкой и последовательной социальной государственной политики, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом плане.
В этих условиях большое значение имеет совершенствование административно–правового регулирования организации и деятельности всей системы социального обеспечения в России, поскольку существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не соответствуют новым общественно–политическим и социальным реалиям. Правовое регулирование социальной защиты населения и правового статуса социальных субъектов является слабым. Нормативные правовые акты (не только административные, но и трудовые, финансовые, гражданские, уголовные, законы о социальном обеспечении) оставляют нерешенным ряд проблем, как существующих, так и постоянно возникающих в связи с появлением новых форм деятельности по социальному обеспечению. Несовершенство законодательства в некоторых случаях препятствует позитивным процессам.
Органы системы социальной защиты населения (СЗН) имеют важное значение для обеспечения благополучия граждан, предоставляют им необходимые социальные услуги, пенсии, пособия и компенсации.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана объективными потребностями общества. На современном этапе развития сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать: нарастающей динамикой старения населения, наличием социально – экономической дифференциации населения, недоработками в сфере защиты семей, появлением новых незащищенных групп населения. Все это приводит к повышению требований не только относительно социальной политики проводимой государством, но и к системе социальной защиты на всех уровнях.
Несмотря на большое количество работ, посвящённых деятельности органов, осуществляющих социальную защиту населения, многие вопросы данной проблемы требуют более детального изучения.
Объектом исследования выступают органы социальной защиты населения.
Предметом исследования выступают нормы права, предусматривающие правовое регулирование организации работы районных (городских) органов социальной защиты населения.
Целью работы является исследование организации работы районных (городских) органов социальной защиты населения.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть правовое положение органов социальной защиты населения.
2. Изучить систему органов и учреждений социальной защиты населения в Российской Федерации.
3. Раскрыть место органов социальной защиты населения городов и районов в системе органов социальной защиты населения Российской Федерации.
4. Проанализировать структуру, функции и полномочия органов социальной защиты населения городов и районов.
5. Изучить организацию работы органов социальной защиты населения городов и районов по предоставлению отдельных видов социального обеспечения
В отношении выбранной для исследования темы следует отметить, что в после перестроечные и в последние годы вопросам социального обеспечения различных слоев граждан уделялось достаточно внимания со стороны научной общественности. И это вполне объяснимо, поскольку уровень социальной защищенности остро нуждающихся в ней категорий лиц в Российской Федерации был далек от существующих в развитых странах стандартов.
Так, в процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативную основу дипломной работы составили международные акты и международные соглашения с участием Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные законы о социальной защите населения, законы субъектов РФ о социальной защите населения, подзаконные нормативные акты.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме организации работы районных (городских) органов социальной защиты населения. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением детального анализа системы организации работы районных (городских) органов социальной защиты населения, выявлением основных проблем и путей развития.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Российская Федерация является социальным государством, что декларируется в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которой политика страны направлена на «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Важность социальной защиты населения неоспорима и включает в себя возможность каждого человека обеспечить себе достойный уровень жизни. Важно сохранять равновесие между доходами населения и доступностью товаров, создавать условия для улучшения жилищных условий, развивать сферу услуг для удовлетворения потребностей в высококачественных товарах, повышать образование и культурный уровень населения.
Государственное регулирование социальной защиты населения в России, осуществляется путем осуществления социальных расходов и контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Социальные расходы приходятся на такие отрасли как образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, физическая культура, спорт и непосредственно социальная защита.
Нормативно-правовое регулирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации имеет важное значение для обеспечения социальной справедливости и поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Конституцией РФ, принятой в 1993 году, закреплено право граждан на социальную защиту. Согласно Конституции РФ, обеспечение социальной защиты населения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В Конституции Российской Федерации содержатся идеи социальной справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, социального государства.
Право на социальное обеспечение раскрывается в целом ряде статей Конституции РФ, согласно:
- статье 17 Конституции РФ, каждому человеку принадлежат основные права и свободы, которые неотчуждаемы, с момента рождения до момента смерти;
- ст. 39 подразумевает гарантии каждому в сфере социального обеспечения в зависимости от возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, при воспитании детей, а также иных случаях, установленных законом;
- ст. 37 закрепляется право на защиту от безработицы; ст. 38 устанавливается защита государства материнства и детства, семьей нуждающихся в данной защите;
- ст. 40 провозглашается право каждого на жилище, особая забота проявляется малоимущим, которым может быть предоставлено жилье бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов, путем реализации специальных федеральных и региональных программ, в соответствии с установленными нормами.
Согласно перечисленных прав, социальная защита прав граждан имеет широкое содержание, в котором социальное обеспечение будет являться только одной из граней.
Исходя из основ Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на защиту своей жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ, являющихся важнейшими, естественными и неотъемлемыми правами гражданина, то есть данные основы реализуют возможности граждан и обеспечивают их исполнение на уровне конституционного регулирования.
В Российской Федерации система органов социальной защиты представлена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также муниципальными, субъектов Российской Федерации учреждениями и организациями, осуществляющими социальную защиту населения на местах. Система социальной защиты также включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Министерство труда и социальной защиты является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, занятости, социальной защиты населения, а также в области социального партнерства и трудовых отношений.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области социальной защиты осуществляют полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и оказанию социальных услуг населению в пределах своих полномочий и компетенции.
Правовое положение этих органов определяется рядом нормативно-правовых актов (НПА), включая Конституцию Российской Федерации, различные федеральные законы, подзаконные акты, включающие в себя постановления и указы. В качестве нормативных источников социальной защиты также выступают нормативные акты субъектов РФ, как законодательные, так и подзаконные.
Одним из важных НПА является Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. Этот закон регулирует предоставление социальных услуг гражданам, в том числе малоимущим, инвалидам, пенсионерам и другим категориям населения . Другим важным НПА, регулирующим деятельность органов СЗН, является Федеральный закон № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Этот закон определяет основные полномочия органов СЗН и устанавливает порядок предоставления государственной социальной помощи гражданам .
Статус Министерства труда и социальной защиты устанавливается Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", что подтверждает его статус как федерального органа исполнительной власти. Министерство выполняет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, а также других социальных вопросов .
Статус Фонда пенсионного и социального страхования утверждается Федеральным законом "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ определяется в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения. Главными функциями является выработка реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального страхования и пенсионного обеспечения .
Региональное законодательство также играет важную роль в формировании и регулировании деятельности органов СЗН на местах. В каждом регионе могут быть приняты свои законы и иные нормативные акты, которые уточняют и дополняют федеральное законодательство в данной области.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 168.
5. Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Собрание законодательства РФ, 13.11.2000, N 46, ст. 4538.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
9. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
10. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, N 43, ст. 4904.
11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
12. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.1995, № 52, ст. 5110.
13. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699.
14. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
15. Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2000, № 7, ст. 795.
16. Постановление Правительства Свердловской области от 12.05.2012 №485-ПП «О Министерстве социальной политики Свердловской области» // СПС КонсультантПлюс.
17. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Учеб. пособие. - Томск, 2019. С. 291.
18. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2019. № 3 (3). С. 167.
19. Быкова Т. А. Социальная политика в отношении граждан: опыт и перспективы развития // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (7-8 декабря 2019 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2019. – С. 3.
20. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид.наук. М., 2020. С.36.
21. Бегидов М.В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - С.16.
22. Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста // Наука и Мир. 2019. № 3 (43). С. 14-15.
23. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - С.35.
24. Григорьянц Г.Н. Информационное сопровождение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы: опыт регионов Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). – С. 637-642.
25. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. - М.: ГУ ВШЭ, 2022. - 464 c.
26. Жбанова Е.А. Социальная политика и развитие социального государства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2019. 122 с.
27. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. - 2022. - №11. - С. 225.
28. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2020. № 35. С. 228.
29. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2020. № 35. С. 228.
30. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020. - №49. - С. 146.
31. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник Пермского университета, 2019. №4(30), С.100.