Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целью обучения информатике в начальной школе является формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах, являющихся элементами реальной действительности; знакомство с базовой системой терминов информатики; формирование первичных представлений об объектах информатики; приобретение опыта, связанного с созданием и преобразованием текстов, рисунков, различного вида схем, т. е. информационных объектов и моделей, в том числе с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, используемых при изучении других школьных предметов.
Одной из актуальных задач в настоящее время является использования средств мультимедиа в образовании, что предполагает возможность изготовления и использования учебных материалов даже преподавателями, не имеющими специальной квалификации в области обработки информации.
Использование мультимедиа-контента в учебном процессе значительно расширяет набор инструментария, который может использоваться преподавателями. Тенденции развития образовательных технологий связаны с возможностями работы с преподавательским составом, находящимся в любой точке мира. Обучаемые получают возможности получения материалов от преподавателей самой высшей квалификации. Развитие мультимедиа систем постепенно будет приводить к снижению роли педагога, находящегося в аудитории, развитию дистанционных методов обучения.
Целью данной работы является анализ использования мультимедиа-технологий (интерактивная доска Smart Board) при изучении курса информатики в младшей школе.
Задачи работы:
- анализ эффективности самостоятельного обучения с использованием современных технологий;
- анализ областей применимости использования интерактивной доски при изучении курса информатики в младшей школе;
- анализ технологий мультимедиа, их программного и аппаратного обеспечения;
- оценка роли и эффективности использования систем мультимедиа в образовательных технологиях;
- анализ основных возможностей программных и аппаратных средств для создания и использования технологий для использования мультимедиа в учебном процессе;
- разработка практического занятия с использованием мультимедиа-технологий.
Объект исследования: образовательные технологии.
Предмет исследования: использование интерактивной доски в процессе обучения информатики младших школьников.
Глава 1. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
1.1 Сущность самостоятельной работы
Самостоятельная работа учащихся предполагает выполнение учебной, учебно- исследовательской и общественно-значимой деятельности, связанной с развитием общих и профессиональных компетенций, осуществляемой без непосредственного участия учителей в рамках поставленных задач, но под руководством и наблюдением педагогов.
Т.А. Ильина приводит определение самостоятельной работы как особого вида фронтальных, групповых и индивидуальных занятий учащихся, осуществляемых под руководством, но без непосредственного участия учителей, характеризуемой значительным уровнем активности протекания познавательного процесса. Самостоятельная работа может выполняться как на уроках, так в рамках внеурочной деятельности и служит в качестве средства повышения эффективности учебного процесса и подготовки учащихся к самостоятельному освоению учебного материала. Анализ монографических работ, посвящённых вопросам организации самостоятельной работы учащихся, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, показал, что термин «самостоятельная работа» не имеет однозначной трактовки. Самостоятельная работа - это такая работа, выполнение которой не предполагает участия учителя, но проводится в соответствии с его заданием, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигать поставленных целей с использованием собственных усилий и выражая в той или иной форме результат умственного или физического (либо того и другого вместе) труда.
Более полное определение самостоятельной работы приведено в работах А.И. Зимней. По её определению, самостоятельную работу можно представить как целенаправленную, внутренне мотивированную структурированную самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемую им по процессу и результату деятельность. При её выполнении необходимо проявлять самосознание, рефлективность, самодисциплину, личную ответственность, что доставляет ученикам удовлетворение в рамках процесса самосовершенствования и самопознания.
Данное определение содержит набор психологических детерминант самостоятельной работы: саморегуляции, самоактивации, самоорганизации, самоконтроля и т.д.
В.М. Рогозинским дана характеристика самостоятельной работы как планируемой познавательной, организационно и методически направляемой работы учащихся, осуществляемой без прямой помощи учителя, для достижения конкретных результатов.
Анализ литературы показывает, что отсутствует единое определение самостоятельной работы, раскрывающее ее сущность, ее основные признаки.
Больше других мне нравится определение самостоятельной работы, которое дает Б.П.Есипов: «Самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий». Самостоятельная работа является необходимым этапом изучения любой темы. Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока при изучении нового материала, его закрепления и т.д.
Учащиеся, обладающие навыками в самостоятельной работе, более активно и глубоко усваивают учебный материал, оказываются лучше подготовленными к творческому труду, получают навыки самообразования и продолжения учебной деятельности.
Возможно определить такие типы самостоятельной работы обучающихся, как: работу с литературой, включая учебники и справочники, конспектирование, решение задач и выполнение упражнений, выполнение лабораторных работ и проведение фронтальных экспериментов, работу с раздаточным материалом, оценивание ответов и выступлений одноклассников, подготовку сообщений и рефератов, наблюдение опытов и построение умозаключений на базе полученных результатов, продумывание и анализ схем и установок, изготовление некоторых устройств и учебных пособий, работу с практическими заданиями, экскурсии, постановку опытов и наблюдения в домашних условиях.
Как и многие классификации в педагогической работе, данная классификация является условной, так как выполнение любой самостоятельной работы будет связано со всеми вышеперечисленными видами работ. В зависимости от видов учебного материала, спецификой его изложения в учебной литературе, имеющего оборудования и иных факторов учитель планирует использование в рамках учебного процесса тех или иных типов самостоятельной работы учащихся или их сочетания, руководствуясь дидактическими принципами (постепенностью в нарастании сложности, стимулированием творческой активность учеников, дифференцированным подходом к распределению самостоятельной работы и т. д.).
При выборе конкретных методов планируемой самостоятельной работы, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников. Задания, которые предлагаются для самостоятельной работы, должны иметь учебную цель, которая однозначно определяется в соответствии с методикой его выполнения, а также быть интересной учащимся. Интерес к поставленным задачам можно вызвать, если задания имеют определённую степень новизны содержания или формы задания, позволять раскрывать практическую применимость рассматриваемого вопроса, включать элементы исследовательской деятельности.
Целями самостоятельной работы учащихся являются:
- обобщение, систематизация, закрепление, углубление и расширение получаемых знаний и умений;
- формирования умений по поиску и использованию информации, которая необходима для эффективного выполнения учебных задач, связанных с изучением преподаваемой дисциплины;
- развитие познавательных способностей и активности учащихся через творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;
- формирование самостоятельности при решении задач и усвоении учебного материала;
- формирования умений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- развитие культуры общения, взаимодействия внутри школьного коллектива, формирование навыков командной работы.
В процессе изучения сути самостоятельной работы в теоретическом аспекте можно определить следующие направления деятельности, в рамках которых возможно развитие навыков самостоятельности учащихся - познавательную, практическую и организационно-техническую.
Б.П. Есиповым в 1960-е годы была обоснована, место, задачи самостоятельной работы в рамках учебного процесса. В процессе формирования знаний и умений учащихся использование только стереотипного, в основном вербального способа обучения теряет свою эффективность. Роль самостоятельной деятельности школьников возрастает так же в связи с изменениями в целях обучения, его направленности на задачи по формированию навыков, включения элементов творческой деятельности,.
Исследования, которые проводились в рамках психолого-педагогических аспектов, были направлены на анализ сущности самостоятельной работы, рассматриваемой как дидактическая категория, ее составляющих – в качестве предмета и цели учебной деятельности. При этом имеются некоторые структурные правила, связанные с анализом значения, места и функций самостоятельной работы учащихся.
Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.
В современном мире ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся обще учебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.
1.2. Классификация видов самостоятельной работы
Некоторыми учеными самостоятельная работа рассматривается самостоятельную как средство по развитию комплекса обобщенных умений, стимулированию познавательной самостоятельности, а также творческой активности и социализации учащихся, а также развитием способностей к самоорганизации.
Многообразие используемых значений связано с тем, что в понятие «самостоятельность» можно вкладывать разные смыслы. В основном данный термин можно рассматривать в следующих значениях:
ученики должны выполнять работу самостоятельно, без помощи педагогов;
от учеников требуется использование самостоятельных мыслительных операций, самостоятельности в ориентировании в учебных материалах;
выполнение работы не имеет строгой регламентированности, учащимся предоставляется свобода в выборе содержания и методов выполнения заданий.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной работой учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Интерактивная доска Smart Board. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vse-elementarno.ru/interaktivnye-doski-smart/2988-komplekt-smart-sb480ms506-interaktivnyy.html
2. Sony Vegas Pro. Основные режимы работы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alfabetseo.net/video-editors/programm-sony-vegas-pro-opisanie-interface.html
3. Mirapolis Knowledge Center. О программе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mirapolis.ru/?utm_source =yandex&utm_medium= cpc&utm_campaign=lms_russia&yclid=5899816511156789744
4. Фёдоров, В.И. Обработка видеоизображений/ В.И.Федоров М., «Высшая школа», 2002. 464 с.
5. Тихомиров, Ю. Программирование трехмерной графики / Ю. Тихомиров. ― СПб: BHV ― Санкт-Петербург, 2008. ― 256 с.
6. Цветков В. Я., Тюрин А. Г. Извлечение знаний [Электронный ресурс] : учебное пособие в поддержку дисциплины "Мультимедиа технологии" по направлению профессиональной подготовки высшего профессионального образования 230200 "Информационные системы" / Цветков В. Я., Тюрин А. Г.; Минобрнауки РФ. - Москва : МГТУ МИРЭА, 2014.
7. Шикин, Е.В., Боресков, А.В. Компьютерная графика. Полигональные модели / Е.В. Шикин, А.В. Боресков. ― М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000. ― 464 с.
8. Гамалей, В. Самоучитель по цифровому видео: как снять и смонтировать видеофильм на компьютере [Электронный ресурс] / В. Гамалей. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 384 с.
9. Джошуа, П. Цифровое видео: Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу [Электронный ресурс] / Пол Джошуа; пер. с англ. А. Ю. Осипова. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 400 с.
10. Пташинский, В. C. Видеомонтаж в Sony Vegas Pro 10 [Электронный ресурс] / В. С. Пташинский. - М.: ДМК Пресс, 2011. - 272 с.
11. Баграмян, Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям: Методическое пособие / Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р., - 5-е изд. - М.:БИНОМ. ЛЗ, 2015. - 99 с.
12. Шишов, О.В. Современные технологии и технические средства информатизации: Учебник / Шишов О. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 462 с.
13. Шпаков, П. С. Основы компьютерной графики [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П. С. Шпаков, Ю. Л. Юнаков, М. В. Шпакова. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2014.
14. Гвоздева, В.А. Базовые и прикладные информационные технологии: Учебник / В.А. Гвоздева. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
15. Шнякин, А.В. Компьютерная графика и web-дизайн: Учебное пособие / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
16. Тозик, В.Т. Инженерная и компьютерная графика: Учебное пособие / Большаков В.П., Тозик В.Т., Чагина А.В. - СПб:БХВ-Петербург, 2013. - 288 с.
17. Никулин, Е.А. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики: Пособие / Никулин Е.А. - СПб:БХВ-Петербург, 2015. - 554 с.
18. Зиновьева, Е.А. Компьютерный дизайн. Векторная графика: Учебно-методическое пособие / Зиновьева Е.А., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, 2017. - 115 с.
19. Попов, О.Б. Компьютерный практикум по цифровой обработке аудиосигналов: Учебное пособие для вузов / О.Б. Попов. - М.: Гор. линия-Телеком, 2010. - 176 с.
20. Алешин, Л.И. Основы компьютерного видеомонтажа / Л.И. Алешин. - М.: Форум, 2012. - 176 с.
21. Жеклтов, С.Ю. Визильтер, Ю. В. Обработка и анализ цифровых изображений с примерами [Электронный ресурс] / Ю. В. Визильтер, С. Ю. Желтов, В. А. Князь и др. - М.: ДМК Пресс, 2015. - 464 с.
22. Красильников, Н.Н. Цифровая обработка 2D- и 3D-изображений. Учебное пособие / Красильников Н.Н. - СПб:БХВ-Петербург, 2011. - 601 с.
23. Голубинский, А.Н. Цифровая обработка сигналов: Учебное пособие / Ролдугин С.В., Паринов А.В., Голубинский А.Н. - Воронеж: Научная книга, 2016. - 144 с.
24. Федотов, А.А. Информатика: Курс лекций. Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 480 с.
25. Тарасова, Н.В. Информатика: Учебник / И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н.В. Тарасова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 384 с.
26. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. – М. : Флинта, 2011. - 260 с.
27. Анашкина Н. А., Шишкин А. И. Мультимедийные технологии в образовании : создание учебного видеофильма : учебное пособие / Н. А. Анашкина, А. И. Шишкин. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 90 с.
28. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2014" : IV всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 23 апреля 2014) : материалы и доклады / сост.: С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2014. - 111 с.
29. Мультимедиа в современном образовании. "ММСО-2015" : V всероссийская научно-практическая конференция (Санкт-Петербург, 8 апреля 2015) : материалы и доклады / сост. С. Ю. Привалова. - Санкт-Петербург : АНО ВПО СУРАО, 2015. - 273 с.
30. Андреев В. В. Информатика и ИКТ : мультимедийные средства в образовании : учебник для студентов гуманитарных педагогических специальностей вузов / [Андреев Валерий Владимирович, Герова Наталья Викторовна, Москвитина Алла Алексеевна, Роговая Ольга Михайловна]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина". - Рязань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Рязанский государственный университет", 2012. - 125 с.