Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время субъекты Российской Федерации несут большую ответственность за обеспечение устойчивого социально-экономического развития своей территории. Нередко в практике региональных бюджетов проявляется недостаточное качество управления расходами или их неэффективность. Это ведет к несбалансированности бюджетов регионов, проведению неэффективной долговой политики, низкому качеству бюджетного планирования, формальному исполнению должностными лицами своих обязанностей и так далее. Необходимо подчеркнуть, что важность своевременной и достоверной информации о состоянии финансовых и материальных ресурсов государства, а также способности эффективно управлять ими, играют решающую роль в процветании экономики любой страны.
Бюджетная система имеет огромное значение и единство как в экономическом, так и в политическом плане. Целостность этой системы имеет первостепенное значение, и каждый уровень играет важную роль, выполняя свою определенную функцию. Каждый уровень необходим в общей финансовой системе, которая поддерживает государство.
При изучении формирования региональных бюджетов в РФ, становится очевидным, что существуют различные подходы к формированию доходной части. Эти методы направлены на установление неразрывной связи между разноуровневыми бюджетами и обеспечение финансовой автономии всех государственных структур.
Актуальность темы исследования.
В настоящее время придается все большее внимание муниципальному управлению и его роли в развитии регионов как составной части экономического потенциала страны. Главная идея заключается в том, чтобы укрепить конкурентные позиции территориальных социально-экономических систем различных уровней государственного административно-территориального устройства, стимулировать экономический рост и повысить уровень жизни населения.
Для этого местные власти обязаны использовать возможности планирования местного развития для четкого определения приоритетов и направления усилий руководящих органов. Кроме того, планирование позволяет определить возможности местных бюджетов для финансирования стратегических задач. В случае ограниченности бюджетных возможностей ищутся альтернативные источники финансирования.
Научная новизна состоит в том, что в настоящей работе через анализ финансово-бюджетной системы местного бюджета исследованы его актуальные показатели, а также даны практические рекомендации по повышению эффективности работы с местным бюджетом.
Практическая значимость заключается в возможности реализации предложений исследования, сформулированных автором, на практике работы с бюджетом как на уровне местного самоуправления, так и на региональном уровне.
Цель настоящей работы – разработка направлений совершенствования формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования и исполнения бюджета муниципального образования;
- проанализировать практику формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области;
- разработать направления совершенствования формирования и исполнения бюджета муниципального образования на примере Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области.
Объектом исследования выступает бюджет муниципального образования.
Предметом исследования выступает технология работы с бюджетом Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области – его формирование и исполнение.
Теоретическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты Ленинградской области, муниципальные нормативно-правовые акты, а также труды ученых в области формирования бюджетов, научные статьи в периодических изданиях и электронные источники.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как системный, общенаучный, а также методы логического анализа, аналогии, обобщения.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении рассмотрена актуальность проведенного исследования, определены объект и предмет исследования, указана цель настоящей работы, поставлены основные задачи.
Первая глава посвящена теоретическим основам формирования и исполнения бюджета муниципального образования.
Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование и исполнение бюджета муниципального образования, рассмотрена роль местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и их экономическая сущность, рассмотрена технология формирования бюджетов муниципальных образований, приведен алгоритм исполнения бюджетов муниципальных образований.
Во второй главе приведена социально-экономическая характеристика Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области, проведен анализ формирования и исполнения бюджета района.
В третьей главе рассмотрены направления совершенствования формирования и исполнения бюджета муниципального образования, даны рекомендации по формированию местного бюджета, предложения по исполнению местного бюджета, а также проведена оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы: результаты анализа формирования и исполнения бюджета муниципального образования Борского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области и предложения по его улучшению.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Роль местных бюджетов и их экономическая сущность
В настоящее время придается все большее внимание муниципальному управлению и его роли в развитии регионов как составной части экономического потенциала страны. Главная идея заключается в том, чтобы укрепить конкурентные позиции территориальных социально-экономических систем различных уровней государственного административно-территориального устройства, стимулировать экономический рост и повысить уровень жизни населения. Для достижения этих целей необходимо ясно понимать местные ограничения и конкурентные преимущества, чтобы разработать эффективную стратегию социально-экономического развития страны.
В свете децентрализации, которая в настоящее время происходит в России и предусматривает передачу полномочий и ресурсов на местный уровень, местное самоуправление получает большую экономическую свободу. Они вынуждены самостоятельно решать срочные проблемы своих территорий. Прежде всего, это касается услуг жилищно-коммунальной сферы, таких как водоснабжение, отопление, утилизация отходов, содержание домов, придомовых территорий, а также модернизация системы предоставления социальных услуг - школ, детских садов, медицинской помощи, домов культуры, клубов, библиотек, стадионов и т. д.
Для этого местные власти обязаны использовать возможности планирования местного развития для четкого определения приоритетов и направления усилий руководящих органов. Кроме того, планирование позволяет определить возможности местных бюджетов для финансирования стратегических задач. В случае ограниченности бюджетных возможностей ищутся альтернативные источники финансирования.
При формировании и реализации стратегий социально-экономического развития каждого отдельного муниципального образования следует учитывать разнообразие организационных форм и условия развития этих образований, которые определяют их специфику. В то же время, все муниципалитеты имеют общие характеристики, учет которых является фундаментальной основой для разработки стратегий развития.
Основные черты, характеризующие каждое муниципальное образование, включают в себя следующие существенные характеристики:
-Муниципальное образование является относительно самостоятельной и экономически обособленной частью единого социально-экономического комплекса страны. На данный момент можно наблюдать наличие органов местного самоуправления, которые избираются населением муниципального образования и управляют территориями, а также в формировании и использовании местных бюджетов, которые предназначены для того, чтобы обеспечить нужды населения и развитие муниципальных образований.
-Наличие собственных ресурсов (это могут быть имущественные ресурсы, такие как земля, природные ресурсы, и нематериальные ресурсы (трудовые, человеческий потенциал и т.д.). Эффективное использование ресурсного потенциала муниципалитетов определяет развитие промышленной и социальной инфраструктуры данной территории и решает широкий круг проблем, влияющих на уровень и качество жизни населения;
-Все этапы жизни человека происходят в границах муниципальных образований, начиная с роддома, через объекты образования, социальной защиты и другие, - поэтому важно создание социальной инфраструктуры для обеспечения населения в пределах муниципального образования.
-Любой муниципалитет является средой обитания человека, которая должна соответствовать современным требованиям цивилизованного мира и представлениям о комфорте проживания. Это включает хорошо развитую дорожную инфраструктуру, доступность здравоохранения, образования, культуры, а также хорошо обустроенные места проживания и отдыха и т.д.
Муниципальная служба – это органы власти на местном уровне, которые занимаются управлением и организацией различных сфер общественной жизни в муниципалитете. Она осуществляет функции по оказанию услуг населению, поддержанию общественного порядка, развитию инфраструктуры, управлению территорией и другим вопросам, связанным с развитием местного сообщества. Муниципальная служба включает в себя различные подразделения, такие как отделы земельных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта, социальной защиты населения и другие. Она состоит из сотрудников, которые назначаются или избираются на местных выборах и обеспечивают выполнение задач, возложенных на муниципалитет.
Муниципальная служба имеет свои права и обязанности, регламентируемые законодательством. К ее основным задачам относятся обеспечение комфортных условий проживания населения, охрана окружающей среды, управление муниципальной собственностью, контроль за выполнением законодательства, разработка и реализация муниципальных программ и проектов, обеспечение безопасности населения и другие. Муниципальная служба взаимодействует с жителями муниципального образования, предоставляя информацию, консультации и решая возникающие вопросы. Она также сотрудничает с представителями других муниципальных и государственных органов, деловыми партнерами и общественными организациями.
Важной характеристикой муниципальной службы является ее открытость и прозрачность. Сотрудники должны действовать в соответствии с принципами эффективности, ответственности, независимости и общественного доверия, чтобы обеспечить эффективное и справедливое управление на местном уровне.
Рисунок 1 – Задачи муниципальной службы
Таким образом, функции органов местного самоуправления включают правовое регулирование, связанное с:
- управлением городской инфраструктурой, обеспечение функционирования и развития коммунальных служб, включая энергетику, водоснабжение, канализацию, транспортную инфраструктуру, уборку улиц и т.д.
- управлением территорией, планирование и развитие городской территории, контроль за строительством и благоустройством, выдача разрешений на использование земель и строительство.
- управлением жилищным фондом, поддержка жилищного строительства и ремонта, организация и управление общественным жилищным фондом, предоставление жилищных услуг, в том числе социального жилья.
- социально-культурной сферой, организация и управление социальным обеспечением, здравоохранением, образованием, культурой, спортом и другими социально-культурными учреждениями.
- экономическим развитием, поддержка предпринимательства и инвестиций, развитие туризма, привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры для промышленности и бизнеса.
- сферой безопасности и правопорядка, обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью.
- сферой экологии, поддержка охраны окружающей среды, регулирование и контроль за загрязнением окружающей среды, управление отходами и переработкой.
- управлением градостроительной деятельностью, планирование и управление развитием городской среды, сохранение исторического наследия, контроль за архитектурой и строительством .
Это лишь некоторые из функций органов муниципальной власти, и они могут различаться в разных городах и странах в зависимости от местных потребностей и полномочий.
В условиях современности, эффективное развитие территории региона полностью зависит от эффективной системы управления.
Качество жизни жителей этой территории зависит от эффективности функционирования всех этих систем.
Следовательно, местное социально-экономическое развитие стремится создать благоприятную среду и обеспечить населению набор условий для достойной жизни в пределах данного муниципального образования. Совершенствование социально-экономического развития муниципалитетов позволяет обеспечить устойчивое развитие человеческого, социально-экономического, ресурсного и экологического потенциала территории, а также положительную динамику уровня и качества жизни населения при сохранении и улучшении условий проживания.
Уровень жизни постоянно изменяется. Общество и люди развиваются, и это развитие влияет на наши потребности и желания. Когда производство становится более развитым, уровень культуры и технического оснащения растет, у населения возникают новые потребности, оно начинает стремиться к большему материальному благополучию, к более высокому уровню культуры и социального статуса.
Согласно методологическим пояснениям Росстата социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных.
Еда, одежда, жилье, транспорт и другие материальные блага определяют уровень жизни. Но уровень жизни также зависит от возможностей удовлетворить эти потребности. Человек должен иметь достаточный доход и доступ к товарам и услугам, чтобы увеличить уровень жизни.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 приведены следующие слова: «Темпы изменений должны нарастать с каждым годом, с ощутимыми для граждан результатами по достижению достойного уровня жизни. И, повторю, с их активным участием».
Уровень жизни населения можно оценить по его материальному благополучию и способности удовлетворять свои потребности . Он определяется как уровень доходов и потребления, а также степень разнообразия и развития потребностей. Каждая страна и каждая социальная группа имеют свое собственное многообразие потребностей, и уровень жизни населения будет различаться в зависимости от этих факторов.
Определение уровня жизни должно учитывать как материальные, так и культурные потребности, необходимые для обеспечения нормальной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
5. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
6. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
7. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2021. – № 30. – С. 17-18.
8. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов [Текст] /А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2017. – 334 с.
9. Андреев, А. В. Региональная экономика: учебник для вузов [Текст] /А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2018. – 464 с.
10. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики [Текст] /Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. –С. 26 –30.
11. Волкова Е.Н., Карманов М.В. Моделирование социально-экономического развития регионов [Текст] // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2016. – № 3. – С. 55–59.
12. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты [Текст] // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – С. 135–145.
13. Иванова, М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма [Текст] /М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146 –149.
14. Индутенко А.Н., Пьяных Т.А. Особенности формирования и пути увеличения доходов Федерального бюджета Российской Федерации [Текст] / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – 2015.
15. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник [Текст] / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
16. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник [Текст] / И.Л. Козьева, Э.Н. узъбожев. –М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
17. Котляков В.М., Швецов А.Н., Глезер О.Б. Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке [Текст] /под ред. В.М. Котлякова, А.Н. Швецова, О.Б. Глезера. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – 365 с.
18. Кузнецова О.В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития [Текст] // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – С. 146–157.
19. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие [Текст] / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. – М.: Высшее образование, 2018. – 540 с.
20. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов [Текст] / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
21. Лексин В.Н. Стратегия развития России: смена ориентиров неизбежна? [Текст] // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. – М., 2018. – С. 61–65.
22. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Текст] / Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
23. Региональная экономика [Текст] / Под ред. Г. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 464 с.
24. Региональная экономика: учебник для вузов [Текст] / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 472 с.
25. Региональная экономика. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2016. – 672 c.
26. Региональная экономика. [Текст] – М.: Юнити, Банки и биржи, 2016. – 472 c.
27. Региональная экономика. [Текст] – М.: Юнити-Дана, 2017. – 528 c.
28. Романов С. С. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) [Текст] / С.С. Романов. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 300 c.
29. Россия в цифрах: Стат. сб. [Текст] – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2016. – 340 с.
30. Самсоненко Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. – М.: ИВЭСЭП, 2016. – 192 c.
31. Сидоров М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник [Текст] /М.К. Сидоров. – М.:ИНФРА – М, 2017. – 400 с.
32. Соловьева Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе [Текст] /Т.В. Соловьева // Известия Уральского государственного университета. –2017. – № 49. – С. 153–162.
33. Тихомирова И. Инвестиционный климат в России: региональные риски [Текст] / И. Тихомирова. - М.: Издатцентр, 2015. - 320 c.
34. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие [Текст] / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. – М. КНОРУС, 2017. – 352 с.
35. Федоляк, В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны [Текст] / В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С. 3–7.
36. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник [Текст] / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 416 с.
37. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
38. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов [Текст] /В. Н. Чапек. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 256 с.
39. Черняк В. Популярная история экономики и бизнеса [Текст] / В. Черняк. - М.: Вече, 2016. – 512 c.
40. Экономическая и социальная география России: учебник [Текст] / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2017. – 456 с.
41. Янин А. Н. Региональная экономика и управление [Текст] / А.Н. Янин. – М.: Проспект, 2016. – 248 c.
42. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
43. Официальный сайт администрации МО Борское сельское поселение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tikhvin.org/gsp/bor/