Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегической целью каждой страны является приобретение статуса полноправного члена международного сообщества, позволяющего определять наиболее эффективные и перспективные отрасли экономики, динамичное развитие которых только способствует социально-экономическому росту.
Одним из таких направлений является круизный. Во время путешествия на специальном судне туристы могут насладиться красотами разных стран, не меняя место проживания. Путешествие на круизном лайнере предоставляет туристам возможность посетить несколько портов за относительно короткий период времени.
Однако для организации и проведения таких поездок требуются множество ресурсов и согласования с различными сторонами, включая туристические агентства, авиакомпании и местные власти. Кроме того, поддержание работоспособности круизного судна, его обслуживание и обновление требуют значительных финансовых вложений.
Во время круиза туристы имеют возможность познакомиться с культурой и историей каждого посещаемого региона, попробовать местные кулинарные шедевры и заняться различными видами активного отдыха.
Современные круизные компании стараются предложить своим пассажирам широкий спектр развлечений и услуг на борту судов, включая рестораны, бары, спа-салоны, казино, спортивные площадки и театры.
Круизный туризм также играет важную роль в экономике многих стран, особенно тех, которые имеют доступ к морю или океану. Он способствует развитию туристической индустрии, создает новые рабочие места и привлекает иностранные инвестиции.
Кроме того, круизные суда вносят значительный вклад в экологическую устойчивость, придерживаясь строгих стандартов в отношении выбросов вредных веществ и утилизации отходов.
Обзорная круизная экскурсия – удобный и необычный способ познакомиться с городами ряда стран в тишине и покое, не собираясь и не меняя отели и номера.
Кроме того, только на круизном лайнере можно получить всю необходимую для качественного отдыха гостиничную, ресторанную, развлекательную, спортивную и развлекательную инфраструктуру, а также постоянное внимание администрации круиза и обслуживающего персонала.
Водный транспорт в РФ занимает небольшую долю (около 5%) от общего количества транспортных средств.
Вместе с тем, данный вид туризма отличает ряд проблем. Это связано со многими факторами. Во-первых, отделением от России после распада СССР ряда портов (Одесса, Измаил, Николаев, Сухуми, Поти, Рига, Таллинн, Вентспилс и т.д.), водных путей и бассейнов.
Во-вторых, судоходная отрасль страны переживает кризис. С переходом от плановой и регулируемой экономики к рыночной экономике изменились модели собственности и создалась экономическая свобода и независимость транспортных компаний. Влияние государства на транспорт частично ослабло, а рынки формируют конкуренцию, устанавливая свои собственные стандарты и правила.
В рыночном обществе деятельность национального водного транспорта должна быть продумана и правильно организована.
В-третьих, наблюдается недостаток инновационных и интересных предложений, что вызвано дефицитом высокопрофессиональных и креативных кадров в отрасли.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что на рынок водных (речных и морских) круизов в России является не до конца освоенным и крайне перспективным.
Мы отмечали, что рамках этих круизов туристы могут соединить различные виды туризма, такие как познавательный, рекреационный, экологический, оздоровительный, научный и некоторые другие виды туризма, что также наблюдается не часто.
Объект исследования – речные и морские круизы.
Предмет исследования – особенности организации речных и морских круизов в РФ.
Цель исследования – выявить и проанализировать особенности организации круизного туризма в РФ.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть историю формирования морских и речных круизов
2.Описать концепцию внутреннего круизного туризма согласно законодательству РФ
3.Определить основные проблемы и перспективы организации круизных туров в России
4.Проанализировать состояние морского и речного туризма в России
5.Проанализировать предложения туроператоров РФ по организации морского и речного туризма в РФ
6.Разработать организацию речного и морского круизных маршрутов.
Основными методами исследования являются: описательный, системно-логический, статистический, причинно-следственный, сравнительный.
Методологической основой исследования являются научные разработки: М.В. Соколовой, Г.А. Усыкина, А.С. Журонова, А.В. Зимовеца, О.Я. Осиповой, Ю.М. Чеботарь, М.Л. Доминицкой.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОРСКИХ И РЕЧНЫХ КРУИЗОВ
1.1 История формирования морских и речных круизов
Согласно Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года под «круизом» понимается комплексный туристский продукт, включающий перевозку пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и (или) внутренним водным путям.
Положительный эффект наблюдается в социальной сфере, а именно в рекреационно-оздоровительной, образовательной и воспитательной деятельности.
Круизы подразделяются на классические (не требующие специальной подготовки туристов) и экспедиционные (требующие определенного уровня физической подготовки туристов, наличия экипировки, соответствующей климатическим условиям, обязательного инструктажа и т.д.).
Круизы могут начинаться и заканчиваться в одном порту (кольцевой маршрут) и разных портах (линейный маршрут), иметь различную тематическую направленность (экскурсионно-познавательная, экспедиционная), что в значительной степени влияет на специфику организации обслуживания пассажиров и выбор класса круизных судов.
Круизный туризм в России развивался нелинейно и постепенно. В то время путешествия были доступны только для очень узкого круга людей, в основном аристократии, которые могли себе позволить долгие и дорогостоящие поездки.
Большинство жителей страны того времени не могли позволить себе путешествовать. Большинство населения оставалось привязанным к своим земледельческим или фермерским обязанностям и редко имело возможность выезжать за пределы своих регионов.
Однако, с проведением реформ, а также развитием промышленности и строительством железных дорог, ситуация начала меняться.
Введение железнодорожной инфраструктуры в середине XIX века привело к появлению новых возможностей для путешествий внутри страны. Люди стали осознавать, что они могут отправиться в другие города и регионы России, в том числе для отдыха и развлечения. В это время начали появляться первые экскурсионные поездки и путеводители.
Промышленная революция и урбанизация привели к улучшению жизненного уровня, расширению возможностей для путешествий и развитию транспортной инфраструктуры. Появление паровозов и пароходов сделало путешествия более комфортабельными и быстрыми, что стало доступно для широких слоев населения.
Туризм стал особенно популярен к концу XIX века и началу XX века, когда все больше людей стали обнаруживать стремление к путешествиям и географическим исследованиям.
В это время был создан первый журнал туризма, в котором делились опытом и рассказывали о интересных местах по всей России. Появились первые группы туристов, которые организовывали свои поездки и осуществляли путешествия по стране, в том числе водным транспортом.
К концу XIX века Россия стала привлекать иностранных туристов. Их интерес вызывало множество достопримечательностей, культура и необычная природа. Постепенно страна открывалась для международных путешественников, и развитие туризма стало одним из приоритетов в правительственной политике.
Состоятельные россияне предпочитали проводить отдых за рубежом. Начало XX века характеризуется заполненностью европейских морских курортов выходцами из России. Так называемые «русские отели» повсеместно открывались в Ницце и Биаррице. Гостевое пребывание отличалось не такой дорогой ценой, поэтому отдых был доступен представителям среднего сословия: учителям, врачам и инженерам [27].
Надо отметить, что дореволюционный российский туризм отличался от европейского и американского туризма своими религиозными особенностями.
Путешествовали не только люди, достаточно богатые, чтобы «посмотреть мир» и показать свой достаток в качестве недвижимости за рубежом, но и обычные паломники, посещающие свои святые места [21].
В 1930 году в Советском Союзе появился организованный зарубежный туризм. Первый морской тур из коллектива 257 известных деятелей промышленности из разных населенных пунктов страны состоялся по городам - Гамбург, Неаполь и Стамбул.
Лекции по международной ситуации и политические брифинги были необходимой частью тура. Для туристов устраивались литературно-художественные вечера, обсуждался туризм [23].
В советское время круизами занималось агентство «Интурист», но в 80-х годах активность в этой сфере снизилась, и рынок переключился на «Спутник» [27].
Началом морского круизного туризма СССР считается 1957 год, когда Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» арендовало у торгового флота два теплохода - «Грузию» и «Победу» (2 и 3 рис.), которые на самом деле являлись трофейными.
В середине 1950-х годов туризм в целом был популярен, но при этом активно стал развиваться другой активный водный отдых – морские и речные круизы.
Этому способствовало несколько факторов:
Рисунок 1 – Основные факторы развития круизного отдыха в СССР во второй половине 50-х гг. XX в.
Именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» - в ней судно выступало как «Михаил Светлов».
Название судна стало нарицательным и вошло в историю как самостоятельный бренд.
По сути, это один из немногих примеров, когда судно стало частью профессиональной команды, которая создала такое произведение киноискусства и попало в золотую эпоху советской комедии.
Рисунок 2 – Теплоход «Победа»
Еще один корабль - «Петр Великий» - возил по Черному морю иностранных (преимущественно из стран социалистического лагеря) туристов.
Рисунок 3 – Теплоход «Грузия»
Фрагмент для ознакомления
3
1.Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 г. // Эпоха науки. 2018. №14. С.107-114.
2.Безрукова Н.Л., Малыгин В.К. Вопросы безопасности круизного туризма // Вестник РМАТ. 2017. №4. С.115- 119.
3.Богомолов А. Вслед за дебаркадером: во что превратился речной пассажирский флот Череповца // Seldon.News. – 2020. – 02.06. – URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/231169949 (дата обращения: 02.05.2024).
4.Боринских Л.А., Воронова О.В. Перспективы развития круизного туризма по Каспийскому озеру // Актуальные исследования. – 2020. – № 22(25). – С. 131–134. – URL: https:// apni.ru/article/1495-perspektivi-razvitiya-kruiznogo-turizma (дата обращения: 02.05.2024).
5.В России строят 39 пассажирских судов, но мы нашли только 33 из них // Яндекс.Дзен. – 2020. – 25.08. – URL: https://zen.yandex.ru/media/mvf/v-rossii-stroiat-39-passajirskih-sudovno-my-nashli-tolko-33-iz-nih-5f4424f622d9812809d8aa01 (дата обращения: 02.05.2024).
6.Дидрих А. Круизный туризм в Белизе: последствия развития круизного туризма в экотуристическом направлении, Управление океанами и прибрежными районами. 53, 234-244 (2010) DOI: 10.1016/j.ocecoaman.2010.04.003 (дата обращения 13.05.2024).
7.Захарова Н. Концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края // АРХ-СОЧИ. – 2021. – 14.07. – URL: https:// arch-sochi.ru/2021/07/konczepcziya-razvitiya-infrastruktury-yahtennogo-turizma-na-azovochernomorskom-poberezhe-krasnodarskogo-kraya/ (дата обращения: 13.05.2024).
8.Ефремова Е.С. Продвижение бренда Санкт Петербурга на международном рынке событийного и круизного туризма // Вестник Санкт-Петербургского гос. экономич. ун-та. 2015. №4. С. 21-24.
9.Ефремова Е.С. Анализ современных тенденций рынка круизного туризма // Теория и практика сервиса: Экономика, социальная сфера, технологии. 2014. №4. С. 124-128.
10.«Известия»: круизные компании ожидают рекордного за 15 лет пассажиропотока // Рамблер. – 2021. – 29.05. – URL: https://news.rambler.ru/community/46516028/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 02.04.2024).
11.К 2023 году в Калининграде появится собственная круизная линия // АТОР. – 2021. – 15.07. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/56048.html (дата обращения: 08.04.2024).
12.Кастильо-Мансано Дж.И., Фагеда Х., Гонсалес-Лакс Ф. Анализ факторов, определяющих круизные перевозки: эмпирическое применение к испанской портовой системе, Transportation Research Part E 66, 115–125 (2014) DOI: 10.1016/j. tre.2014.03.008 (дата обращения 13.05.2024).
13.Концепция развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года // Правительство Российской Федерации. – 2022. – 28.01. – URL: http://static. government.ru/media/files/uXXZ3AvF4jE0Zq3f7xBCP9gL9RjBfaRH.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
14.Круизные компании // Круиз Гид. – 2020. – URL: https://www.cruisegid.ru/cruisecompanies.html (дата обращения: 02.05.2024).
15.Круизные лайнеры – полный список // Круиз Гид. – Б/г. – URL: https://www.cruisegid.ru/ cruise-liners.html (дата обращения: 08.05.2024).
16.Круизное судно «Князь Владимир» // Круиз Гид. – 2017. – 15.07. – URL: https://www. cruisegid.ru/Knyaz-Vladimir.html (дата обращения: 02.05.2024).
17.Круизный лоукостер. Новый взгляд на речные круизы // Мостурфлот. – 2022. – URL: https://lowcoster.mosturflot.ru/ (дата обращения: 08.04.2024).
18.Круизный флот «Русич» вложит около 2 млрд руб. в покупку лайнера почти на 200 пассажиров // Интерфакс. – 2021. – 10.08. – URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/80946/ (дата обращения: 08.05.2024).
19.Левченко К.К. Черноморские круизы как дополнительный фактор развития въездного и внутреннего туризма // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т.8.
20.Логунова Н., Калинкина С., Кулик В., Лазицкая Н., Трегулова И. Особенности формирования и перспективы развития мирового рынка круизной индустрии. Актуальные проблемы архитектуры, гражданского строительства и экономики окружающей среды (TPACEE 2018), E3S Web Conf. 91 (2019) DOI: 10.1051/e3sconf/20199108055 (дата обращения 13.05.2024).
21.Макаров И.Б., Косолапов А.Б. Современные проблемы и перспективы развития речного круизного туризма в России // Проблемы устойчивого развития туризма: электронный научный журнал. – 2018. – № 2. – URL: http://tourism.esrae.ru/pdf/2018/2/129.pdf (дата обращения: 08.05.2024).
22.Муртазина Е.Р., Галимов Ш.Ш. Проблемы и перспективы развития кругосветных путешествий на круизных лайнерах // В сб.: Молодежь. Туризм. Образование: Мат. IV науч.-практ. конф. для школьников, учителей и студентов. 2018. С. 163-167.
23.Муртазина Е.Р., Галимов Ш.Ш. Анализ организации круизов на пароме «Princess Anastasia» // В сб.: Молодежь. Туризм. Образование: Мат. III науч.-практ. конф. для школьников, учителей и студентов. 2017. С. 180-183.
24.Нездойминов С.Г. Современный потенциал региональных рынков морских круизов // Экономика, предпринимательство и право. 2016. Т.6. №2. С. 135-146.
25.Николаева, Л.Л. Морские перевозки [Текст] : учеб. для вузов / Л.Л. Николаева, Н.Н. Цымбал. – Одесса : Феникс, 2005. – 425 с.
26.[О Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года] // РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 28 января 2022 года N 117-р https://docs.cntd.ru/document/728081986 (дата обращения 11.05.2024).
27.Поволжье. Природа, быт, хозяйство. Путеводитель по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой / под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. – Ленинград: Издание Волжского государственного пароходства и транспечати НКПС, 1925. – 636 с.
28.Премьера от «Созвездия»: круизы-2023 по Оби и Иртышу // ИНФОФЛОТ. – 2022. – URL: https://www.infoflot.com/news/new5434/?_ga=2.19774896.925979252.1627382815- 1280026565.162584973 (дата обращения: 20.04.2024).
29.Программа развития круизного туризма в Азово-Черноморском регионе на условиях государственно-частного партнерства // КонсультантПлюс. – 2019. – 27.03. – URL: https://rulaws.ru/acts/Programma-razvitiya-kruiznogo-turizma-v-Azovo-Chernomorskomregione-na-usloviyah-gosudarstvenno-chastnog/ (дата обращения: 08.05.2024).
30.Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.» // ГАРАНТ. РУ. – 2019. – 27.09. – URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 10.05.2024).
31.Реальные доходы россиян выросли максимально за 8 лет // РБК. – 2022. – 09.02. – URL: https://www.rbc.ru/economics/09/02/2022/6203d6ea9a794707737026bc?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 10.05.2024).
32.Речные круизные компании // 1001 ТУР. – 2023. – URL: https://kruiz.1001tur.ru/river/ companies/#:~:text=%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0 %BA%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA% D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8.%20%D0%92%20%D0 %A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8,4%2 D%D1%85%20%D0%B8%205 %2 D%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB (дата обращения: 02.04.2024).
33.Ростуризм займется развитием арктических круизов // АТОР. – 2019. – 09.04. – URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/46613.html (дата обращения: 03.05.2024).
34.Соломонюк Д.В., Сытник Т.В. Проблемы и перспективы развития морского круизного туризма в Приморском крае // Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. – 2020. – URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2020-10/solomonyuk_d.v._sytnik_t.v.pdf (дата обращения: 03.05.2024).
35.Стоимость контракта на строительство двух пассажирских судов для Енисея составит 5 млрд рублей // Media Палуба. – 2021. – 14.04. – URL: https://paluba.media/news/5907 (дата обращения: 03.05.2024).
36.Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года // ГАРАНТ. РУ. – 2016. – 02.03. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71240936/ (дата обращения: 10.05.2024).
37.Трубилина М. Определена самая перспективная акватория России для круизного туризма // Российская газета. – 2021. – 30.10.
38.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ. Электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 12.05.2024).
39.Чейз Дж., Алон И. Оценка экономического воздействия круизного туризма. Международный журнал туризма и гостиничного бизнеса 13, 1, 5-18 (2002) DOI: 10.1080/13032917.2002.9687011 (дата обращения 12.05.2024).
40.Черноморские круизы // bscruises. – 2022. – URL: http://bscruises.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
41.Яковенко И.М., Лазицкая Н.Ф. Географические тенденции развития морского круизного туризма // Ученые записки Крымского фед. ун-та им. В.И. Вернадского. 2014. Т.27(66). № 2. С. 238-248.
42.Buckley J. The truth about cruise ships in Venice // CNN travel. – 2021. – 05.06. – URL: https://edition.cnn.com/travel/article/venice-cruise-ships-ban-2021/index.html (дата обращения: 15.04.2024).
43.Crockett Z. The economics of cruise ships // Hustle. – 2020. – 15.03. – URL: https:// thehustle.co/the-economics-of-cruise-ships/ (дата обращения: 11.04.2024).
44.Dwyer L., Alison G. Obalni i pomorski turizam: o ozbiljnim problemima // Acta Turistica. – 2019. – Vol. 31(2). – P. 213–242.
45.Lukin Yu.F. Arctic tourism in Russia // Arctic and North. 2016. Vol. 25. Iss.4. Pp. 211-216.
46.One corporation to pollute them all. Luxury cruise air emissions in Europe // Transport & Environment. – 2019. – June. – URL: https://www.transportenvironment.org/wp-content/ uploads/2021/07/One%20Corporation%20to%20Pollute%20Them%20All_English.pdf (дата обращения: 11.04.2024).
47.Pecsvary I. Industrija kružnih putovanja – nagli uspon, gospodarski značaj i profit // Acta Economica Et Turistica. – 2019. – Vol. 5(2). – P. 185–205.
48.State of the cruise industry outlook // cruising.org. – 2021. – URL: https://cruising.org/-/ media/research-updates/research/2021-state-of-the-cruise-industry_optimized.ashx (дата обращения: 11.04.2024).
49.Street F. Is the cruise industry responsible for overtourism? // CNN. – 2019. – 16.08. – URL: https://edition.cnn.com/travel/article/overtourism-cruise-industry/index.html (дата обращения: 11.04.2024).