Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности определяется несколькими факторами:
- потребностью новых подходов, соответствующих тенденциям развития российского общества;
- потребностью системы дополнительного образования детей, выступающей значимым механизмом формирования и развития социально значимых качеств личности;
- социальным заказом со стороны работодателей, социальных партнеров.
Государственный заказ на развитие дополнительного образования детей, устанавливаемый нормативными актами федерального уровня, выделяет социально-гуманитарную направленность в качестве одного из основных приоритетов[ Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» Поручение Президента Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № Пр-2254 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Протокол заседания комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 29.09. 2021 г. № 24.]. Ее основная цель заключается в развитии таких навыков, способностей, умений и компетенций, которые являются востребованными в современном обществе, особенно в условиях опережающего развития инноваций, социально-экономического и технологического прогресса.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года определяет организацию воспитательной деятельности на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей российского общества и государства[ Приказ Минпросвещения России № 678-р от 31.03. 2022 г. «Концепция развития дополнительного образований детей до 2030 г.».]. Она также ставит перед собой задачу формирования у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности. Однако данная цель не может быть достигнута без реализации программ социально-гуманитарной направленности.
Вопрос организации досуга для подростков всегда был актуальным. Множество исследователей, таких как Ш.А. Амонашвили, Ю.В. Василькова, А.И. Вишняк, И.Н. Ерошенков, А.С. Макаренко, В.В. Полукаров, В.И. Тарасенко и др., занимались его изучением. В конце концов, свободное время является сферой, в которой формируется личность, гуманистические идеалы и ценности, а также повышаются культурные возможности молодежи. Однако несовершенство в организации досуга для подрастающего поколения не только не способствует развитию творческих способностей и ожидаемому восстановлению энергии после учебного процесса, но и становится криминогенным фактором общества.
Дети и подростки, при недостаточно развитой культуре организации их досуга, являются наиболее уязвимыми в отношении негативного влияния уличной среды (негативные привычки, «плохая компания» и т.д.), что способствует асоциальному поведению.
Несмотря на наличие достаточного количества исследований в данной области, в современном обществе все еще существуют некоторые противоречия, которые подтверждают актуальность нашего исследования:
- Существует большое количество различных методик и пособий для организации образовательно-досуговой деятельности, в том числе для подростков, однако они не используются в полной мере на практике;
- Образовательные учреждения проводят мероприятия образовательно-досугового характера для подростков, но они являются несистематическими, недостаточно содержательными и однообразными;
- Досуговые мероприятия для подростков, организуемые в рамках дополнительного образования, часто проводятся педагогами без участия родителей и используют малоинтересные и устаревшие формы образовательно-досуговой деятельности.
Объектом исследования является социально-гуманитарная направленность дополнительного образования.
Предметом исследования является организация и проведение образовательно-досуговых мероприятий социально-гуманитарной направленности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка сценария образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социально-гуманитарной направленности в дополнительном образовании.
2. Определить основные принципы организации и проведении образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности.
3. Описать основные подходы к разработке сценария образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности
4. Подготовить анкеты и опросники для педагогов и детей, провести исследование потребностей и особенностей проведения образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности.
5. Разработать и реализовать с последующей рефлексией сценарий образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности.
Основой данного исследования служат следующие теоретико-методологические принципы:
- Одной из основных теорий, которая лежит в основе данного исследования, является теория деятельности, которая разработана С. Л. Рубинштейном и дальше развита А. Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.
- В трудах ученых, изучающих проблемы организации досуговой и социально-культурной деятельности (М. И. Долженкова, Ю. Д. Красильников, Е. И. Григорьева, В. С. Садовская, Н. Н. Ярошенко и других), также находятся важные исследования и дополнительные данные, которые способствуют более глубокому пониманию данной темы.
- Основные идеи социализации детей в сфере досуга, представленные в работах Б. А. Титовой, В. Г. Байковой, Г. И. Фроловой и других ученых, также являются неотъемлемой частью данного исследования.
- Также следует принимать во внимание труды, посвященные дополнительному образованию (Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. М. Михайлова и др.), которые способствуют расширению наших знаний в данной области.
- Подходы к научно-педагогическим основам организации свободного времени подростков (О. Ю. Мацукевич, Ф. С. Махов, С. А. Шмаков, В. К. Крючек и др.) также оказывают важное влияние на наше исследование.
В нашем исследовании мы использовали следующие методы:
- Теоретические методы, включающие анализ и синтез литературы.
- Описательные методы, основанные на наблюдении.
- Эмпирические методы, такие как анкетирование и моделирование.
Новизна данного исследования в разработке образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности заключается в приоритетности достижения личностных результатов через развитие социальной активности обучающихся, общей культуры, мировоззрения и ценностно-смысловых установок. Мы также уделили особое внимание формированию социально значимых знаний, отношений и опыта в разнообразных видах воспитывающей деятельности.
Практическая значимость заключается в моделировании образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности и использовании разработки образовательно-досугового мероприятия социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования любого региона, образовательного учреждения.
База проведения исследования: дополнительное образование МБОУ «СОШ №12» г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, 20 подростков, средний возраст которых - 15, 6 лет, 55 % девочек и 45% мальчиков.
Структура данной работы представлена введением, двумя главами, выводами к ним, заключением и списком литературы, куда включены 32 источника.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
1.1 Сущность социально-гуманитарной направленности в дополнительном образовании
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью их индивидуального развития. В данной области осуществляется одновременно обучение, воспитание и формирование личности, и каждый ребенок имеет возможность выбирать направление развития в соответствии со своими потребностями и желаниями.
Дополнительное образование неразрывно связано с любой деятельностью, в которую вовлечен ребенок. Оно служит своего рода «мостом» между различными формами обучения и позволяет осуществлять переходы из одной сферы обучения в другую. Дополнительное образование может предшествовать стандартизированным видам деятельности или следовать за ними, открывая дополнительные возможности для развития ребенка.
Оно является неотъемлемой частью общего и профессионального образования, а также сферы досуга[ Буданова, Г.П. Дополнительное образование детей: (вопросы и ответы) / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. - М., 2008.]. Дополнительное образование объединяет и дополняет эти сферы, пересекаясь с предметными областями общего и профессионального образования, например, в математике или физкультуре. Оно способно расширять предметные знания и обогащать личность новыми компонентами, а также усиливать мотивацию образовательной деятельности, побуждая личность проявить себя в полной мере.
Учреждение дополнительного образования для детей призвано развивать мотивацию ребенка к познанию и творчеству, а также реализовывать разнообразные образовательные программы и услуги в интересах личности, общества и государства.
Социально-гуманитарная направленность этого типа учреждений направлена на овладение гуманитарными знаниями, формирование готовности к самореализации ребенка в социальных отношениях, развитие социальной компетентности и выявление социального таланта.
Программы социально-гуманитарной направленности в системе дополнительного образования выполняют несколько основных задач. Во-первых, они направлены на расширение представлений и знаний в области гуманитарных наук. Во-вторых, такие программы способствуют развитию социальной одаренности и социальной компетентности у воспитанников. Это означает, что они приобретают способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и быстро адаптироваться к изменениям в мире, основываясь на принятых ценностях, нормах, правилах и обязанностях.
Кроме того, подобные программы также направлены на развитие «универсальных» навыков и компетенций. Они включают в себя критическое мышление, креативность, умение работать в команде, коммуникативные навыки, разрешение конфликтов, принятие решений, умение создавать социальные проекты и другие навыки[ Кашникова, О. Б. Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования / О. Б. Кашникова, Ю. В. Сечная, Е. В. Агафонова // Современные УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в НАУКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 10 ноября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 140-142. – EDN SIVROO.]. Они также стремятся развить «современную грамотность», то есть базовые умения действовать в различных ситуациях в изменяющихся социально-экономических условиях (финансовых, правовых, информационных и т. д.).
Еще одним важным аспектом таких программ является развитие личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта у воспитанников. Они учатся быть ответственными, инициативными, стремиться к саморазвитию и самоосознанию, уметь регулировать свое поведение, обладать эмпатией, быть мотивированными к достижению целей и т.д. Программы также направлены на развитие личностного и профессионального самоопределения, так как они помогают детям определиться с выбором профессии и найти свое место в обществе[ Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учеб. пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. – 419 с.].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1.Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» Поручение Президента Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № Пр-2254 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Протокол заседания комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 29.09. 2021 г. № 24. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://admirk.ru/authority/documents/element/105305/
2.Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
3.Приказ Минпросвещения России № 678-р от 31.03. 2022 г. «Концепция развития дополнительного образований детей до 2030 г.». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=830684#C8e06FUvRHzeS9WB
4.Приказ Минпросвещения России № 629 от 27.07. 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=VCcpQ&base=LAW&n=427531&dst=100015&field=134#4jx06FUMfet504qE1
Литература
1.Ариарский, М. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: монография / М. А. Ариарский, И. А. Ивлиева; Российская акад. образования, Ин-т педагогики и психологии профессионального образования. - Казань: Изд-во «Данис», 2007. - 155 с.: табл.; 20 см.; [Электронный ресурс]. –ISBN 978-5-89917-102-4
2.Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А. Г. Асмолов // ВНЕшкольник. – 1997. – № 9. – С. 6-8. – [Электронный ресурс]. — EDN THSQKC.
3.Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
4.Буданова, Г.П. Дополнительное образование детей: (вопросы и ответы) / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. Москва: Про-Пресс, 2008. – 72 с.
5.Буйлова, Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации/ Л.Н. Буйлова // МНКО. 2011. №6-2. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.04.2024).
6.Ватолкина, А. Н. Православные праздники в учреждениях дополнительного образования / А. Н. Ватолкина // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 6(29). – С. 1216-1221. – [Электронный ресурс]. — EDN VSYPJW.
7.Гагач, М. Г. Современные направления социально-культурной работы с молодёжью/ М.Г. Гагач // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 150–154.
8.Герасимова, И. А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ/ И.А. Герасимова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 128–133.
9.Дополнительное образование детей: векторы развития: Учебно-методическое пособие / Л. Б. Малыхина, А. А. Богданова, Ю. Е. Гусева [и др.]; Под общей редакцией Л.Б. Малыхиной. – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2018. – 488 с. – [Электронный ресурс]. – ISBN 978-5-91143-742-8. – EDN GDDGIR.
10.Дукачева, Л. В. Планирование клубных мероприятий. Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов/ Л.В. Дукачева // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - N 7. - С. 79-86.
11.Евстигнеева, М. В. Формирование социально-успешной личности школьника через проведение культурно-досуговых мероприятий в условиях организации лагерей дневного пребывания в системе дополнительного образования детей / М. В. Евстигнеева // Наука, образование и культура: Сборник научных статей по итогам XII Международной научно-практической конференции, Шуя, 05 ноября 2021 года / Отв. редактор А.А. Михайлов. – Шуя: Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ивановский государственный университет", 2022. – С. 100-103. – [Электронный ресурс]. — EDN FDVOQC.
12.Елгонова, С. Д. Технология организации массовых форм культурно досуговых мероприятий / С. Д. Елгонова, Г. Ж. Назанова // Интернаука. – 2021. – № 18-1(194). – С. 49-50. – [Электронный ресурс]. — EDN LNXXPD.
13.Емельянова, Г. И. Эффективные формы организации воспитательной работы в сфере дополнительного образования детей / Г. И. Емельянова // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 17 августа 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 164-166. – [Электронный ресурс]. — EDN OQXUOB.
14.Иванов, А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр/ А.В. Иванов // Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.
15.Кашникова, О. Б. Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования / О. Б. Кашникова, Ю. В. Сечная, Е. В. Агафонова // Современные условия интеграционных процессов в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции, Ижевск, 10 ноября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2020. – С. 140-142. – [Электронный ресурс]. — EDN SIVROO.
16.Кондаурова, И. К. Литературно-математическая гостиная как инновационная форма дополнительного образования младших подростков / И. К. Кондаурова, Л. С. Федорова // Научный вектор Балкан. – 2019. – Т. 3, № 3(5). – С. 27-29. – [Электронный ресурс]. – DOI 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0006. – EDN GEUFJQ.
17.Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование / А. В. Золотарева [и др.]; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского". - Ярославль: ЯГПУ, 2014. - 419 с.: ил.; 21 см. – [Электронный ресурс]. – (Серия "Подготовка кадров для сферы дополнительного образования детей").; ISBN 978-5-87555-998-3 ISBN
18.Малыхина, Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений/ Л.Б. Малыхина // Детский досуг. - 2012. - № 3. - С. 14-23.
19.Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 239, [1] с.; 22 см. – [Электронный ресурс]. – (Педагогическое образование). - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Учебник).; ISBN 978-5-7695-8842-6
20.Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А.В. Мудрик. — М., 2001. — 319 с. – [Электронный ресурс]. – ISBN 5-93134-141-2
21. Обидина, Е. В. Организация деятельности летних оздоровительных досуговых групп для несовершеннолетних на базе комплексного центра социального обслуживания/ Е.В. Обидина // Работник социальной службы. - 2012. - № 5. - С. 54-61.
22.Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.В. Куприянов, О.В.Миновская, А. Е. Подобин и др. ; под ред. Б. В. Куприянова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 288 с. – [Электронный ресурс]. – ISBN 978-5-4468-0380-4
23.Федоров, В.К. Социальная организация досуга молодежи / В.К. Федоров // Экономика и социум. - 2016. - № 10. - С. 625-629.
24.Филатова, М. Н. Теоретические основы модели социокультурного развития учащихся в учреждении дополнительного образования/ М.Н. Филатова // МНКО. 2011. №5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-modeli-sotsiokulturnogo-razvitiya-uchaschihsya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.04.2024).
25.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. 349 с. – [Электронный ресурс]. – ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)
26.Шарковская, Н.В. Педагогический потенциал современных методов организации досуга/ Н.В. Шарковская // Вестник МГУКИ. 2016. №5 (73). – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-sovremennyh-metodov-organizatsii-dosuga (дата обращения: 15.04.2024).
27.Щепеткова, И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению / И.О. Щепеткова // Дискуссия. - 2015. - № 6. - С. 121-129.
Интернет-ресурсы
28.Приоритетные направления по обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей для разработки краткосрочных профориентационных программ и проведения профориентационных смен в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утв. Экспертным советом Министерства просвещения РФ по вопросам дополнительного образования детей и взрослых // ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий». Текст : электронный. – URL: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/400680814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/