Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С момента вступления в силу постановлений Правительства РФ от 9.03.2022 № 311, 312, 313 федеральными органами исполнительной власти, включая Федеральную таможенную службу, ведется постоянная работа по внесению в них изменений с учетом предложений бизнеса. В целом за прошедший период было принято восемь пакетов изменений, которыми сокращен перечень контролируемых товаров и существенно расширен перечень изъятий.
Таким образом, в современных условиях в России, существуют определенные проблемы в сфере государственного контроля и надзора, которые приобретают важную как теоретическую, так и практическую значимость. Разумное и избирательное применение необходимых форм таможенного контроля, сводящее к минимуму вероятность нарушения таможенного законодательства представляют собой одну из главных задач таможенных органов.
Исследование порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, а также действий таможенных органов в данной области, приобретает особую актуальность на сегодняшний день.
Цель исследования: Изучить международные аспекты таможенного контроля внешнеторговых операций Российской Федерации.
Объектом исследования выступает механизм международного таможенного сотрудничества.
Предмет исследования международный таможенный контроль внешнеторговых операций Российской Федерации.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач.
1.Рассмотреть концептуализацию и актуальность таможенного контроля.
2.Выделить принципы и инструменты таможенного контроля.
3.Рассмотреть роль международных организаций в регулировании таможенного контроля.
4.Проанализировать двусторонние и многосторонние договоренности в сфере таможенного контроля.
5.Изучить организационные и функциональные аспекты таможенного контроля в России.
6.Рассмотреть проблемы и перспективы совершенствования таможенного контроля в России.
Теоретико-методологическими основами исследования стали научные труды российских и зарубежных экономистов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. В частности, выдающимися работами в области теории и практики управления являются исследования C. B. Барамзина, М. В. Долгова, В. Ю. Дианова, А. Д. Ершова, Э. П. Купринова, В. В. Макрусева, Л. В. Момсикова, В. А. Черных, и др.
Основу проведения исследования составил системный подход, включающий использование научных методов логического анализа, синтеза, индукции, дедукции, статистической обработки количественных показателей. В качестве эмпирической базы дипломного исследования использовались документы международного законодательства; нормативные.
Научно-практическая значимость материал, представленный в дипломном исследовании и его выводы могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов для студентов специальности «Таможенное дело».
Структура дипломного исследования обусловлена ее целью, задачами и включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы таможенного контроля
1.1. Концептуализация и актуальность таможенного контроля
1.1.1. Развитие теории и практики таможенного контроля
Суть таможенного контроля после выпуска товаров заключается в обеспечении соответствия проводимых операций и действий участников ВЭД таможенному законодательству. Также таможенный контроль после выпуска товаров направлен на поддержание баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях цифровизации.
Таможенный контроль после выпуска товаров играет важную роль в устранении разного рода упущений от предыдущих видов таможенного контроля.
Одной из основных функций таможенных органов является взимание таможенных платежей в связи с ввозом или вывозом товаров, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством. Для корректного исчисления таможенных пошлин и налогов, декларант должен определить таможенную стоимость, а именно выбрать метод определения, сформировать структуру и определить величину таможенной стоимости, а также документально подтвердить все ее элементы.[ Козловский, А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. - М.: Российская таможенная академия, 2022. – 210 с.
]
Целью контроля таможенной стоимости является осуществление объективной и точной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу, для обеспечения поступления в федеральный бюджет полных сумм, причитающихся таможенных пошлин и налогов, исчисляемых на основе таможенной стоимости, применения мер нетарифного регулирования, базирующихся на стоимости товаров (например, антидемпинговые пошлины), ведения таможенной статистики, а также создания равных конкурентных условий в части налогообложения в связи с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов.
Исходя из этого основными векторами проведения таможенного контроля после выпуска товаров являются:
– обеспечение мер по защите национальной безопасности государства;
– выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и выявление признаков преступлений по уголовным делам; – обеспечение защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности; – обеспечение принятия мер, направленных на довзыскание и уплату таможенных платежей в случаях выявления неуплаты или неполной уплаты по результатам таможенной проверки.
1.1.2. Сущность и значимость таможенного контроля для эффективного управления внешнеторговыми потоками
Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка. Однако при применении такой формы контроля могут использоваться и другие формы таможенного контроля, за исключением личного таможенного досмотра. Смысл проведения таможенных проверок состоит в том, что таможенный орган в регионе деятельности участника ВЭД, проверяет все данные (документы и сведения), который ранее были подана декларантом и соотносит их с непосредственными данными, полученными при проверке.
Таможенная проверка может быть камеральной (то есть без выезда) или выездной. В основе любой организации таможенной проверки лежит принцип категорирования, который подразумевает выбор объектов. От данного принципа зависит результативность и эффективность проверочных мероприятий. Для проведения категорирования участников ВЭД используется система управления рисками (далее – СУР) . [ Обеспечение экономической безопасности государства в условиях цифровизации общественных отношений: теоретико-методологические аспекты/ Головин А.А., Коварда В.В., Кузьмина В.М., Пархомчук М.А., Припадчева И.В., Солодухина О.И., Старых С.А., Шевякин А.С., Минакова И.В.// Курск, 2020.
]
Так, исходя их Стратегии развития таможенной службы Российский Федерации до 2030 года, основополагающими целями к формированию новых подходов к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров на основе цифровых технологий являются:
- совершенствование проведения таможенного контроля после выпуска товаров с использованием автоматизированных технологий для ускоренного выбора объектов и реализации электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД;
- введение такого инструмента как таможенный мониторинг, который позволит всецело оценить деятельность участников ВЭД;
- полноценное обеспечение функционирования системы прослеживаемости движения товаров, пересекающих таможенную границу; - развитие института таможенного аудита как дополнительного инструмента таможенного контроля.
1.2. Принципы и инструменты таможенного контроля
Принципы таможенного контроля представляют собой базовые положения, определяющие порядок и процедуры проведения таможенного контроля как вида государственного контроля, закрепляющие характер и направленность данной формы управленческой деятельности таможенных органов и отраженные в административном и таможенном законодательстве. Контрольно-надзорное направление является одним из основных в административной деятельности таможенных органов. В связи с этим принципы таможенного контроля близки закрепленным в законодательстве принципам деятельности таможенных органов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ № 311) деятельность таможенных органов основана на принципах:
1) законности;
2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;
3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;
4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;
5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления ВЭД, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;
6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;
7) недопущения возложения на участников ВЭД, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;
8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах – торговых партнерах РФ[ Тургунбекова К.Т. Необходимость таможенного контроля для экономики страны // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 10. – С. 517-521.
].
Б. Н. Габричидзе, характеризуя данный принцип, называл его «выборочностью форм таможенного контроля». Выборочность и достаточность как принципы таможенного контроля были отражены и в Таможенном кодексе РФ.
В Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) отсутствует четко сформулированный перечень принципов таможенного контроля, однако многие его положения, посвященные регламентации таможенного контроля, косвенно определяют основные начала контрольной деятельности таможенных органов. Подобная форма использована в ряде нормативных правовых актов.
Глава 2. Международно-правовые основы таможенного контроля
2.1. Роль международных организаций в регулировании таможенного контроля
2.1.1. Особенности влияния нормативных актов ВТО на национальную практику таможенного контроля
Сосредоточивая основные усилия на обеспечении безопасности в сфере борьбы против международного терроризма, наркоторговли, трансграничного оборота товаров и капиталов в нелегальных целях, на выявление контрафакта и подделок, Всемирная таможенная организация в то же время стремится проводить в жизнь политику полной открытости в работе с институтами международной торговли, и, прежде всего, с участниками внешнеэкономической деятельности. При этом ВТО придерживается принципиальной позиции, что таможня — это, прежде всего, контроль, контроль жесткий, но не мешающий, а наоборот, содействующий торговле.
Такая политика ВТО нашла свое отражение и в Рамочных стандартах безопасности, которые объединяют две стратегии. С одной стороны, стратегия предпринимательского сообщества (облегчение торговли) и с другой — стратегия таможенных служб мира (повышение безопасности) сливаются в общую стратегию ВТО по повышению безопасности и облегчения мировой торговли.
Реализуя Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли на территории своей страны, таможенные органы способствуют обеспечению экономической безопасности государства, защиты национальных границ и суверенитета страны.
Несмотря на то, что подобные документы носят рекомендательный характер, и каждое правительство само решает, в какой степени следовать им, таможенные администрации мира, и, прежде всего, страны — члены ВТО стали активно реализовывать элементы Рамочных стандартов безопасности в законодательных и нормативных документах своих стран. Подобный интерес, на наш взгляд, вызван следующими причинами:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращеия: 28.04.2024).
2.Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования : решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 // СПС «Кон- сультантПлюс» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293595/?ysclid= lh6c38vnj1459380649 (дата обращеия: 28.04.2024).
3.О мерах нетарифного регулирования : решение Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 // СПС «КонсультантПлюс» – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_178556/?ysclid=lh6c5nb3tk429189679 (дата обращеия: 28.04.2024).
4.О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/?ysclid=lh6h5ovhpb674460094 (дата обращеия: 29.04.2024).
5.О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе : решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102177/a96c7defda588 417804b2aa64047b2b5eff530e6/?ysclid=lh6hemkbmp47819671 (дата обращеия: 29.04.2024).
6.О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров : постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 // СПС «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_348846/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/?ysclid=lh6h8maosj404891208 (дата обращеия: 29.04.2024)
7.Абдылдаева У.М. Роль финансовых инструментов в финансовой системе / А.Ж. Искендерова, А. Абдыкадырова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 1. – С. 34-38.
8.Анализ развития кластеров с помощью модели четырех линз/ Плохих Е.А., Минакова И.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 77-83.
9.Вагин, В.Д. Таможенные органы и их роль в обеспечении экономической безопасности в сфере ВЭД: учебное пособие. - СПб.: Интермедия, 2023. – 120 с.
10.Внешнеэкономическая деятельность регионов/ Минакова И.В., Добринова Т.В., Головин А.А., Болычева Е.А., Спицына А.О.// Курск, 2021.
11.История трансформации рынка корпоративного контроля США/ Романенко О.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 153-160
12.Козловский, А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Теоретические, правовые и организационные аспекты: монография. - М.: Российская таможенная академия, 2022. – 210 с.
13.Кудрявцев М.К. Особенности таможенного регулирования в современных экономических условиях // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2024. - № 4. - С. 28 - 36;
14.Минакова И.В., Деркач Н.Е., Солодухина О.И. Таможенный контроль после выпуска как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: монография. – Курск, 2022.
15.Минакова И.В., Солодухина О.И. Эффективное взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти как условие обеспечения экономической безопасности: монография. – Курск, 2023.
16.Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского союза: интеграция и наднационализм // Международное правосудие. - 2024. - № 2. - С. 57 – 70;
17.Обеспечение экономической безопасности государства в условиях цифровизации общественных отношений: теоретико-методологические аспекты/ Головин А.А., Коварда В.В., Кузьмина В.М., Пархомчук М.А., Припадчева И.В., Солодухина О.И., Старых С.А., Шевякин А.С., Минакова И.В.// Курск, 2020.
18.Пермянинов Д.В., Серов С.И. Международные договоры и конвенции как источники таможенного права в Российской Федерации // Таможенное дело. - 2024. - № 2. - С. 16 – 20
19.Петрик А.С. Особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в государствах – членах Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2024. - № 4. - С. 12 – 19;
20.Петрик А.С. Понятие и международные стандарты таможенной стоимости // Реформы и право. - 2022. - № 4. - С. 24 – 33;
21.Принципы построения информационной логистической системы на предприятии/ Хайбуллина А.Н., Барсегян Н.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 180-185
22.Пути совершенствования мотивационной системы организации/ Кротенко Т.Ю. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 121-126
23.Светская теология на современном рынке труда: проблемы и перспективы/ Грязнова Е.В., Березкин К.С., Колесников Д.В. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 1 (67) . с. 52-57
24.Современные тенденции государственно-управленческой практики/ Минакова И.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 58-64.
25.Таможенный контроль после выпуска как фактор обеспечения экономической безопасности Российской федерации/ Минакова И.В., Деркач Н.Е., Солодухина О.И.// урск, 2022.
26. Трошкина Т.Н. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2024. - № 4. - С. 21 – 26;
27.Трошкина Т.Н. Формы контроля за трансграничным перемещением товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Финансовое право. - 2023. - № 11. - С. 9 – 12;
28.Турбин И.В., Цидилина И.А. Правовое регулирование таможенного администрирования в условиях глобализации // Таможенное дело. - 2024. - № 3. - С. 13 – 16
29.Тургунбекова К.Т. Анализ функционирования системы таможенных органов Кыргызстана в условиях членства страны в евразийском экономическом союзе // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. – 2022. – Т. 3. № 2 (76). – С. 1024-1033.
30.Тургунбекова К.Т. Анализ функционирования системы таможенных органов Кыргызстана в условиях членства страны в евразийском экономическом союзе // Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова. - 2022. - Т. 3. № 2 (76). - С. 1024-1033
31.Тургунбекова К.Т. Необходимость таможенного контроля для экономики страны // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 10. – С. 517-521.
32.Тургунбекова К.Т. Необходимость таможенного контроля для экономики страны // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 10. - С. 517-521.
33. Хошимов Х. Х. Механизм таможенно-тарифного регулирования и особенности его функционирования в Республике Таджикистан // Молодой ученый. – 2023. – № 6. – С. 171 – 183
34.Цифровые технологии как основа инновационнного развития экономики/ Минакова И.В., Быковская Е.И., Бароян А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 6 (40). С. 109-114.
35.Шахмаметьев А.А. Международно-правовые источники в системе правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Гражданское право. - 2021. - № 2. - С. 50 – 62;