Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Среди преступлений, которые посягают на конституционные основы и безопасность государства, следует отметить государственную измену и шпионаж, получившие актуальность в условиях усложнившейся политической обстановки.
В 2022 году статья 275 Уголовного кодекса РФ подверглась изменениям. Теперь государственной изменой помимо шпионажа и выдачи государственной тайны считается «переход на сторону противника либо оказание иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». В примечании пояснено, что понимается под переходом на сторону противника.
Также новый закон ввел статью 275.1 УК РФ - за «сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», которая содержит уголовную ответственность за установление и поддержание гражданином РФ отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации.
В измененной ст. 276 УК РФ к шпионажу дополнено: «либо передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием России». В примечании раскрывается понятие противника.
Данные поправки имеют некоторые пробелы, рассматривая примечание к ст. 275 УК РФ возникает необходимость закрепления в законе вопроса о разграничении перехода на сторону противника от добровольной сдачи в плен ст. 352.1 УК РФ, который характеризуется отсутствием признаков преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ.
Предусматривающие уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж статьи на территории РФ требуют постоянной доработки, так как наказание и вовсе можно обойти. Согласно нашему закону уголовной ответственности подлежат только те, кто выдает секретную информацию иностранным гражданам и организациям, в диспозицию статей 275 и 276 УК РФ, нужно дополнить, что «к ответственности привлекаются все лица, которые были причастны к государственной измене и шпионажу, в том числе и третьи лица, которые узнали секретную информацию не по работе и не по службе, потому что, заполучив эту информацию, они также может быть заинтересованы в ее разглашении, привлекать к ответственности не только за разглашение, но и за любую помощь иностранному государству или иностранной организации, если их деятельность направлена против целостности Российской Федерации».
В ст. 275 УК РФ указывается специальный субъект, которым является только гражданин РФ, что приводит к рассогласованности диспозиции ст. 275 УК РФ, куда шпионаж включен как одна из форм государственной измены, и положениями ст. 276 УК РФ, где шпионаж выступает как самостоятельный состав преступления, поскольку в диспозиции статьи 276 указан субъект - только иностранный гражданин, то раскрытие понятия шпионажа как формы измены с помощью дефиниции, приведенной в статье 276, невозможно. Возникшую проблему возможно разрешить путем включения дополнительного пункта примечания, в котором бы раскрывалась формулировка шпионажа, но без упоминания субъекта, чтобы определение было применимо и к ст. 275 УК РФ, но и могло распространять свое действие на диспозицию ст. 276 УК РФ, которую следует сделать простой.
Таким образом, изменения, внесенные в данные статьи, имеют важное значение поскольку они адаптированы под условия изменившейся политической обстановки. Общее количество таких деяний, как государственная измена и шпионаж, кажется незначительным. Однако даже одно такое преступление может вызвать мировой резонанс, так как сегодня достаточно сильно накалена обстановка среди мировых держав, сегодня информационные технологии значительно упростили задачу для совершения преступлений против государства, если данной информацией завладеет иностранное государство и она будет использована против интересов Российской Федерации, то это может нанести колоссальную проблему всей стране, могут появиться осложнения в отношениях между государствами, вплоть до их разрыва.
Таким образом, более тщательный анализ проблем квалификации государственной измены и шпионажа позволит эффективно выявить пробелы правового регулирования и устранить их.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования государственной измены и шпионажа.
В качестве предмета исследования определены правовые нормы, которые призваны регламентировать исследуемые правовые отношения, а помимо этого научные, в том числе монографические литературные источники, научно-практические и теоретические разработки, которые связаны с правовым регулированием государственной измены и шпионажа.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности квалификации государственной измены и шпионажа.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть ответственность за государственную измену и шпионаж в дореволюционный период.
2. Изучить ответственность за государственную измену и шпионаж в Советский период.
3. Проанализировать объективные признаки государственной измены и шпионажа.
4. Раскрыть субъективные признаки государственной измены и шпионажа.
5. Выявить проблемы квалификации государственной измены и шпионажа.
В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых-правоведов по вопросам, которые являются предметом данного исследования.
В качестве нормативной базы были определены: Конституция РФ , Уголовный кодекс РФ, а помимо этого другие нормативные правовые акты в области правового регулирования исследуемых правовых отношений.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам квалификации государственной измены и шпионажа в соответствии с российским законодательством. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Данная работа базируется на действующем законодательстве Российской Федерации, которое регулирует квалификацию государственной измены и шпионажа, выявлении пробелов и противоречий, выработке путей практического решения обозначенных проблем.
На основании цели, задач и при учете особенностей темы исследование содержит введение, три главы, подразделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
1. История развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
1.1. Ответственность за государственную измену и шпионаж в дореволюционный период
В качестве одного из первых источников права Древней Руси считается «Русская правда», однако, в данном историческом правовом документе о государственной измене речь не шла.
Как отмечается исследователями, несмотря на отсутствие нормативной регламентации в нормах «Русской правды», категория «измена государству» в XI–XII веках стало формироваться в правоприменительной практике. В ряде работ указывается: «Наиболее распространенным было понятие так называемой земской измены, тайного перевета, то есть разного рода сношений с врагами своего государства».
Соборное уложение 1649 года более детально регламентирует ответственность за государственные преступления.
В Соборном уложении решающим для существа измены условием являлось не только фактическое совершение соответствующего противоправного посягательства, но и само обнаружение умысла против государя. «Если кто начнет рать собирать» или «с недруги учнет дружитеся» и «советными грамотами ссылатися» и «помочь им всячески чинити».
Именно в Соборном уложении 1649 года сформулирована достаточно полная система государственных преступлений, а также установлены обстоятельства, устраняющие наказуемость данных деяний.
Дальнейшее развитие уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за государственную измену и шпионаж произошло при Петре I.
В законодательстве Петра I начинает складываться понятие «преступлений государственных» в отличие от «преступлений партикулярных» (частных) и «преступлений уголовных», как отмечают некоторые авторы .
По своей тяжести государственные преступления занимали второе место после религиозных преступлений. Получили развитие такие составы преступлений как измена, бунт, возмущение.
Систематизация российского законодательства, проведенная при Николае I, в области уголовного права пошла дальше, чем в других отраслях права, и завершилась изданием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных11, которое было утверждено 15 августа 1845 года, а введено в действие с 1 мая 1846 года.
В рамках регламентации ответственности за измену рассматриваемый нормативный документ впервые оперирует термином «государственная измена». Данная категория включает в себя весьма обширный круг деяний: «намерение («умысел») предать государство или его часть другому государю или правительству; склонение иностранной державы к неприязненным действиям против России, в том числе путем сообщения государственной тайны зарубежному правительству; содействие во время войны неприятелю в проведении враждебных действий против Отечества или его союзников путем дачи советов, открытия тайн и т.п.; военная измена; дипломатическая измена» .
Последующее уголовное законодательство, регламентирующее ответственность за государственную измену, получило в нормах Уголовного уложении 1903 года.
Данный правовой акт, как пишут специалисты, к сожалению, не был введён в полном объеме в действие на территории страны, но некоторые его главы были введены в действие, включая главу, содержащую нормы, предусматривающие ответственность за государственную измену.
На основании проведенного исследования приходим к выводам о том, что российские нормативно-правовые акты предусматривающие уголовное наказание в результате государственной измены появлялись довольно последовательно, предусматривая при этом специальные варианты совершения такого преступления. Так, если первоначально под государственной изменой определяли только оказание помощи военному недругу, то спустя время были сделаны выводы относительно того, что враждебная деятельность происходит и в спокойное время и как результат оказание помощи в данной деятельности также определили, как преступление. При этом в качестве измены определили оказание прямой помощи в вопросах враждебной деятельности зарубежным странам против России, при этом некоторые юридические варианты такой измены в нормативно-правовых актах были представлены в качестве особого варианта способствования.
1.2. Ответственность за государственную измену и шпионаж в Советский период
Закономерно, что после революции 1917 года уголовное законодательство царской России утратило свою силу и по общему правилу не применялось. Не стали исключением в этом смысле и правовые нормы, которыми предусматривалась уголовная ответственность за государственную измену. Тем не менее, данного рода противоправные деяния продолжали иметь место.
Более того, в свете революционных преобразований и столкновений, враждующих внутри государства классов, эти деяния стали более распространёнными, что обусловило формирование обновленного законодательства в виде новых правовых норм, направленных на борьбу с государственной изменой средствами и мерами уголовно-правового воздействия.
Характерно, что, стремясь противодействовать данным противоправным деяниям эффективно, Советское государство стало устанавливать весьма суровые наказание за их осуществление.
Впервые в нормативном регулировании советского периода категория «измена» применяется, но содержательно не раскрывается в декрете ВЦИК «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении от 20.06.1919 г.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года16 впервые в ст. 57 сформулировал состав «контрреволюционного» деяния. В рамках обозначенной нормы не только запрещалась деятельность, связанная с оказанием поддержки внешнеполитическим субъектам, реализующим враждебные намерения в отношение советского государства, но и указывались всевозможные иные формы в виде интервенции, блокады, шпионажа, создавая тем самым открытый перечень форм такого рода преступной деятельности.
В дальнейшем в обновлённой редакции ст. 57 УК РСФСР произошло уточнение дефиниции «контрреволюционного» преступления, в связи с чем в качестве такового считались, наряду с действиями, направленными на свержение Советской власти, деяния, имеющие свою направленность на её подрыв или ослабление, что давало возможность правоприменителю толковать круг таких преступлений шире. «Контрреволюционными» стали признаваться и действия, которые были совершены с косвенным «контрреволюционным» умыслом .
Этот аспект обусловил появление в правовой науке идеи о том, что государственная измена и шпионаж с субъективной стороны могут совершаться не только с прямым, но и с косвенным умыслом.
Дальнейшее развитие советское уголовное законодательство о «контрреволюционных» преступлениях получило в 1927 году, с утверждением Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления).
Уголовный кодекс РСФСР был принят 27 октября 1960 года. Ответственность за измену Родине предусматривалась ст. 64, а за шпионаж – ст. 65 данного законодательного акта.
Следует обратить внимание на то, что 7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР25, в ч. 3 ст. 62 которой было обозначено: «Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом».
Аналогичное положение было отражено и в ч. 3 ст. 60 Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года.
Однако в ныне действующей демократической по своему содержанию Конституции Российской Федерации упоминаний об измене Родине или государственной измене уже не содержится, что представляется правильным.
В числе формы осуществления государственной измены в законодательстве советского периода упоминались бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы в СССР.
Следовательно, приходим к выводам о том, что во времена начиная с появления СССР и до момента выхода в свет УК РСФСР 1922 г. наблюдалась нестабильная обстановка относительно уголовного наказания за государственную измену. Так, изначально в результате совершения государственной измены предусмотрели довольно много разнообразных составов и довольно суровые санкции. Но уже во времена «перестройки» происходили противоположные изменения. Некоторые составы преступных деяний ликвидировали, изменяли, предусматривали совершенно новые и как результат уголовное наказание в результате совершения государственной измены становились все мягче и мягче.
2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
2.1. Объективные признаки государственной измены и шпионажа
На сегодняшний день в нормах УК РФ все преступные деяния представлены в качестве глав на основании определенных общественных отношений подверженных преступному воздействию. В гл. 29 УК РФ содержатся составы преступных деяний, которые нацелены на несоблюдение норм конституционного строя, а также общественной безопасности. Данная глава обладает двадцати тремя составами, причисленными к сфере особенно тяжких, а также средний тяжести преступных деяний.
Основании подразделения указывают на объект преступных деяний, а значит на такие общественные отношения относительно которых происходит незаконное воздействие. Чаще всего название раздела УК РФ говорит о родовом объекте, а также о видовом объекте на основании названия самой главы.
Относительно исследуемой группы преступных деяний можно сказать то, что в данном случае родовым объектом являются общественные отношения в сфере установления стабильности, а также правильного развития системы государственной власти включенные в каждую ветвь власти.
В это же время в теории уголовного права не существует единого представления по поводу определения такого объекта. Например, С.В. Дьяков делает выводы о том, что это безопасность страны в качестве стабильного состояния, высокий уровень защиты индивида, социума, а также конституционного строя от тех угроз, которые существуют в современном мире. Ученый на основании источников угроз выделяет череду компонентов, а именно внутреннюю, а также экономическую безопасность являющиеся объектами некоторых преступных деяний, предопределенных в статьях гл. 29 УК РФ. Указанные преступные деяния причислены к преступным деяниям направленным против государственной безопасности .
A.С. Ржевский говорит об основах безопасности страны в череде которых выделяет охрану конституционного строя, а также суверенитет и помимо всего прочего территориальную неприкосновенность и так далее .
Видовым объектом является конституционный строй, а также безопасность самой страны.
В качестве непосредственного объекта рассматриваемых преступных деяний определили общественные отношения, которые являются гарантом внешней безопасности государства в качестве безопасности отечественного конституционного строя, а также независимости и помимо всего прочего целостности страны от всевозможных сторонних угроз.
При этом в качестве основных сторонних угроз С.В. Борисов, А.А. Чугунов, выделяют комплекс условий, а также факторов, которые являются опасными для самых главных интересов страны .
Стоит сказать о том, что в уголовном праве бытует мнение о том, что госизмена, а также шпионаж оказывают негативное воздействие как на внешнюю безопасность страны, так и на внутреннюю. На основании ст. 275 УК РФ предопределена направленность работы субъектов госизмены вопреки безопасности России, не определяя при этом внешние, а также внутренние компоненты что дает возможность не применять суженного определения указанной юридической конструкции.
Следовательно определим сам термин государственной безопасности в качестве охраны конституционного строя, системы государственной власти, территориальной безопасности страны и само собой защищенность от всевозможных угроз.
Стоит сказать о том, что данное определение «государственной безопасности» является довольно развернутым, очень емким и полностью определяет данное юридическое явление, что оказывает положительное влияние на верное определение и использование в правоприменительном процессе.
Помимо всего прочего нужно помнить про то, что предмет преступных деяний предопределяющий уголовное наказание в результате госизмены а также шпионажа, обладает индивидуальной спецификой, которая отражается в данных, которые предопределяют гостайну, а также другие данные которые применяются против отечественной безопасности.
На основании ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» , гостайна, это:
- информация относительно военной сферы;
- данные в сфере отечественной экономики, а также науки и кроме этого техники;
- данные в сфере внешней политики;
- данные в сфере разведки, а также контрразведки и так далее.
На основании Указа Президента РФ от 30.11.1995 года N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» представлены определяющие законодательные нормы относительно информации которая составляет гостайну.
Чаще всего в качестве рассматриваемых преступных деяний определяют сведения ограниченного доступа, а также носители данных сведений, которые определяют гостайну, а также секретную информацию. Помимо всего прочего общедоступные, а также конфиденциальные сведения - это предмет госизмены, а также шпионажа как вариант прочих данных, которые применяют против безопасности страны.
Со слов В.Н. Рябчука, в череде прочих данных выделяют даже вымышленные данные, когда их предоставляют другой стране, иностранной организации либо направляют для проведения пропагандистских акций против Российской Федерации, с целью «обоснования» всевозможных требований к России и так далее .
Объективные данные данных составов преступных деяний состоят в исполнении определенных альтернативных шагов:
1. Шпионаж, в результате которого измена как вариант шпионажа на основании объективных данных не будет обладать особенностями в сравнении со шпионажем в качестве индивидуального преступного деяния, предопределенного в нормах ст. 276 УК РФ.
Например, Запорожским областным судебным органом был вынесен приговор относительно жителя Украины Д. Евсельева которого обвиняли в шпионаже на основании норм ст. 276 УК РФ.
Судебными органами было определено то, что на протяжении трех месяцев 2023 г. Евсельев, был в Запорожье и собирал информацию относительно вариантов дислокации военнослужащих российской армии,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) "О государственной тайне" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) // "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.
4. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 11.04.2024) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" // "Собрание законодательства РФ", 04.12.1995, N 49, ст. 4775.
5. Приговор Московского городского суда от 14 апреля 2021 года.
6. Боровкова Е. И. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 275, 276 УК РФ // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. – 2022. – С. 108.
7. Веркошанская В. Ю. Уголовно-правовая характеристика государственной измены // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. – 2020. – С. 35-39.
8. Государственная измена как угроза национальной безопасности России / К. М. Лобзов, А. В. Богданов, И. И. Ильинский [и др.]. – Новосибирск, 2022. – 252 с.
9. Набиев М. А. Государственная преступность: сравнительно-правовой анализ регламентации террористического акта и посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - № 1. - С. 130.
10. Никитина А. В. Становление ответственности за посягательство на интересы государства в советский период // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 242.
11. Пономаренко Е. В., Копшева К.О. Обоснованность изменений уголовного законодательства, касающихся отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Правовая политика и правовая жизнь. – 2023. – №1. – С. 121–126.
12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Р.О. Долотов и др.; под ред. Г.А. Есакова. 9-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2021. 514 с.
13. Кудратов Н.А., Курбонова А.А. Особенности субъекта измены государства // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. – 2020. – С. 102-104.
14. Кузнецов А.П. Понятие, общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Социально-политические науки. – 2019. – №. 4. – С. 86-90.
15. Рясов А.И., Рясов Д.А. Уголовно-правовая регламентация ответственности за государственную измену // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – №. 3. – С. 27-32.
16. Судебная статистика РФ. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК РФ. 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17?ysclid=l529d40xvz218998188 (дата обращения: 25.04.2024).
17. Середа И. М., Ступина С. А. Уголовная ответственность за государственную измену через призму законодательных новелл // Проблемы современного законодательства России и зарубежных стран. – Иркутск, 2022. – 331 с.
18. Степанов П. П. Современные военные преступления: их причины и меры противодействия: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. – Москва, 2018. – 276 с.
19. Ступина С. А. Некоторые вопросы квалификации публичных призывов к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ) // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 7 (170). – С. 250–252.
20. Устинов А. А. Уголовная ответственность за государственную измену: совершенствование правовой регламентации // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1(94). С. 95–100.
21. Уголовное право. Особенная часть: Преступления против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества: учебник для вузов / Под общ. ред. Гладких В. И., Есаяна А. К. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 309 с.
22. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / В. В. Сверчков. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 707 с.
23. Уголовное право России. Общая часть: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / О. С. Капинус и др.; под редакцией О. С. Капинус. 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 287 с.
24. Фисун, А. В. Развитие системы категоризации преступлений в уголовном праве России // Концепт. - 2019. - № 11. - С. 1.
25. Яковлев Н.А. Государственная измена и шпионаж: проблемы правоприменения// Вестник Чувашского государственного университета. 2020. № 4. С. 95-100.