Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В отличие от стандартов, действующих в рамках «знаниевой» парадигмы образования и ориентированных на результативность предметного обучения, формирования высокого уровня знаний, умений и навыков, стандарты нынешнего поколения, действующие уже в рамках нового образовательного парадигмального концепта, всецело направлены на развитие личности обучающегося, ее самореализацию через личностный опыт и самоактуализацию в окружающем мире.
В связи с этим стандарты нового поколения выдвигают на первый план компетентностно-ориентированные образовательные технологии и подчеркивают эскалацию роли операционных компетенций обучающихся.
Таким образом, базовой проблемой в развитии современного образования стала разработка и внедрение новых технологий обучения. Эта идея положена в основу модернизации образования в России. Компетентностный «акцент» в реформе современного образования не случаен. Работа с огромным объемом информации влечет за собой увеличение требований прикладного, практического, эвристического характера к личности обучаемого.
В настоящее время инновационные технологии, основанные на самоактуализации личностного опыта и самореализации личности в окружающем социокультурном пространстве, общепризнаны в отечественной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные книги, статьи, диссертации.
Одним из важнейших принципов новых образовательных технологий, основанных на компетентностно-ориентированном, творческом и других подходах, является преемственность обучения на разных его этапах. Ключевые компетенции относятся к реальной и личностно-значимой деятельности обучающихся. Структурной единицей деятельности являются действия. Данные технологии и подходы актуальны и разумны: обучать деятельности через универсальные действия: поиск информации, сравнение, синтез, планирование, контроль и т.д.
Вместе с тем, современные образовательные технологии направлены на продуцирование обучающимися нестандартных решений поставленных задач, своей творческой продукции. «Именно генерация, продуцирование образовательного результата становиться ценностью не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества».
Изучение иностранного языка - достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий максимальной концентрации усилий учащихся. К сожалению, по многим причинам учащимся трудно поддерживать достаточно интенсивный ритм работы, связанный с постоянным запоминанием информации, говорением, письмом, чтением, аудированием. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и приёмов изучения иностранного языка, среди которых информационные технологии, по праву, занимает лидирующее положение.
Квесты и игра является традиционным и общепризнанным методом обучения и воспитания, применяющимся в работе со школьниками на всех этапах обучения. Посредством игровых моментов создаётся заинтересованность учащихся в преподносимом педагогом материале, что позволяет на более высоком уровне развивать память, мышление, смекалку, а также интерес к английскому языку как таковому.
Вопросы применения игровых квестов на уроках иностранного языка неоднократно попадали в центр внимания исследователей. Так, существуют многочисленные работы, посвященные особенностям применения игр на уроке английского языка, среди них как труды педагогов теоретиков (А.А. Деркач, Н.Е. Кузовлева, Т.Н. Максимова, Е.И. Пассов, М.Ф. Стронин, С.Ф. Щербак и др.), так и педагогов-практиков (С.В. Белякова, Н. Василишин, Т.Н. Копытина, Павлова Е.А. и др.).
Однако имеется постоянная необходимость обогащения педагогической копилки новыми оригинальными приёмами.
Всё вышесказанное обусловило выбор в качестве объекта исследования процесс обучения английскому языку в начальной школе, предмета - обучающий потенциал квестов и информационных технологий как современного метода обучения английскому языку.
Целью данной работы является изучение возможности применения информационных технологий для работы со школьниками на уроках английского языка.
Цель работы определяет ее задачи:
рассмотреть особенности использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения английскому языку;
проанализировать дидактический потенциал веб-квеста;
изучить веб-квест как эффективное средство обучения английского языка;
исследовать психолог-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
провести экспериментальное исследование использование веб-квеста как средства обучения английского языка.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что обучение иностранному языку в начальной школе будет более успешным, если:
в организации процесса обучения будут учитываться возрастные особенности школьников начальной школы;
в процессе обучения будут использоваться информационные технологии и веб-квесты.
Теоретико-методологической базой исследования стали работы - В. И. Байденко, М. Е. Бершадский, Н. М. Борытко, А. Н. Дахин, И. А. 3имняя, М. В. Ильина В. А. Кальней, Н. А. Селезнева, Л. М. Спенсер, Л. И. Фишман, С. Е. Шишов и др.), обоснована сущность технологий (С. Г. Воровщиков, Н. Ф. Ефремова, Е. П. Ильин, А. К. Маркова, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Г. А. Цукерман и др.), осуществлена их принадлежность к сферам деятельности (А. В. Дорофеев, В. С. Ефремов, Э. Ф. Зеер, И. А. 3имняя, М. А. Лямзин, И. М. Осмоловская, И. Д. Фрумин, И. А. Ханыков, А. В. Хуторской и др.)
В работе использованы такие методы исследования, как наблюдение, опрос, беседа, эксперимент (моделирование педагогического процесса), анкетирование, изучение нормативных документов и законодательных актов, научной литературы; методы абстракции и конкретизации, анализа, синтеза, классификации, оценки.
Теоретическая значимость заключается в систематизации изученных точек зрения на рассматриваемую проблему, расширении и углублении знаний о разнообразии форм и методов применения Интернет в обучении английскому языку в начальной школе.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в учебно-методической деятельности учителя начальной школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения английскому языку
Вопрос повышения эффективности обучения иностранному языку становится сейчас все более актуальным. Современный мир характеризуется стремительно протекающими процессами обновления во всех областях общественных отношений, а значит, и в сфере образования. На протяжении уже нескольких десятков лет, наблюдаются, среди прочих, две общемировые тенденции: информатизация и глобализация.
Как отмечает А.В. Стяблина, информатизация - переход от индустриального общества к информационному, где информация становится основным стратегическим ресурсом в политике, экономике, образовании и культуре, является важным фактором научно-технического развития стран [Стяблина, 2011, с.207-211]. В процессе информатизации бумажные носители информации в больших масштабах заменяются цифровыми, вследствие чего наблюдаются автоматизация всех отраслей науки, техники и технологий, изменение профессиональной структуры общества, взглядов человека на труд, информационная интеграция образования в мировую систем.
По мнению К.С. Чернова, Е.А. Косенко, В.В. Ермолаевой информатизация образования направлена на повышение качества содержания образования путём замены традиционных технологий обучения на более эффективные, информационные технологии. Важность внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс осознается и государством [Чернов, Косенко, Ермолаева, 2018, с.358-360]. В развитие идей модернизации образования были утверждены такие основополагающие документы, как «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года». Благодаря реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)», все учебные заведения системы общего образования России в той или иной мере были оснащены компьютерной техникой с выходом в Интернет.
Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, приоритетной задачей является разработка и внедрение новых информационных технологий, электронных образовательных ресурсов нового поколения [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2011].
Согласно ФГОС, информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной учебной деятельности;
обеспечения доступа к информационным ресурсам Интернет;
коммуникации в Интернет;
редактирования текста средствами текстового редактора; переноса информации в цифровую среду, печати, записи и обработки изображения и звука;
вещания (подкастинга), групповой работы над сообщениями (вики);
включения обучающихся в исследовательскую деятельность, с использованием виртуальных коллекций, лабораторий.
Что касается самих учителей, многие осознают важность усовершенствования системы обучения, ведутся разработки новых подходов к обучению, применяются новые педагогические технологии.
Сейчас невозможно представить специалиста в любой профессиональной деятельности без знания ИКТ. Можно также с уверенностью свидетельствовать, что качество современных бытовых условий и досуг современного человека в достаточной мере зависит от его вероятностей пользоваться средствами ИКТ [Кукушина, 2012, с. 43].
Это говорит об информатизации общества - глобальном социальном процессе, особенность которого заключается в том, что преобладающим типом деятельности в области общественного производства является сбор, продуцирование, накопление, хранение, обработка, использование и передача информации, что осуществляется на базе современных средств вычислительной и микропроцессорной техники, а также на основе различных средств информационного обмена.
Информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, которое описывает разные механизмы, устройства, способы, алгоритмы обработки информационных данных. Наиболее важными современными устройствами ИКТ являются компьютер, который снабжен соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенными на них данными.
Итоги обучения должны демонстрировать развитие и формирование ИКТ - компетентности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. В словаре Ушакова компетентность – это авторитетность и осведомленность. На основании двух определений можно отметить, что ИКТ - компетенция представляет собой осведомленность, которая позволяет с помощью информационно-коммуникационных технологий находить самостоятельно, анализировать и отбирать необходимые данные, а также передавать и хранить их.
Такая компетенция подразумевает, что, человек, который ей владеет, может принимать решение, какая информация ему необходима, как и где ее можно получить, «откуда и с помощью каких средств ее можно получить, какая коммуникативная среда и как должна быть задействована…, при помощи каких информационных средств будет решаться задача и как будет использован итог».
В современных системах образования получили обширное распространение универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: электронные таблицы, текстовые процессоры, системы управления базами данных, программы подготовки презентаций, графические пакеты, органайзеры и т.п.
Согласно П.В. Сысоеву с появлением компьютерных сетей и иных, подобных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, которое, прежде всего, связано с возможностью оперативного получения информационных данных из любой точки земного шара. Через сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (базам данных, электронным библиотекам, хранилищам файлов, и т.д.). В сети Интернет опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов [Сысоев, 2012, с. 12-21].
Средства коммуникационных и информационных технологий в образовании классифицируются по следующим категориям:
Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая нужный уровень обучения);
Тренажеры – предназначаются для отработки различного рода навыков и умений, закрепления или повторения пройденного материала, тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то вопросы, знания и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и тренирует снова необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учитывать алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только тех сведений, которые слабо усвоены с возможным уточнением такой информации;
Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают данные, формируют навыки и знания по систематизации информации;
Демонстрационные средства ИКТ визуализируют исследуемые явления, объекты, процессы в целях их изучения и исследования;
Имитационные средства ИКТ представляют собой определенный аспект реальности для исследования его функциональных или структурных показателей;
Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;
Моделирующие средства позволяют моделировать явления, объекты, процессы с целью их изучения и исследования;
Расчетные средства ИКТ автоматизируют разные расчеты и иные рутинные операции;
Учебно-игровые средства ИКТ предназначаются для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме.
В.И. Деменцова говорит о том, что на сегодняшний день одним из важных моментов реформы образования в РФ является формирование у учащихся навыков работы с информационными технологиями, в том числе Интернет [Деменцова, 2012, с. 159-161]. Следовательно, нет необходимости обосновывать целесообразность внедрения таких технологий в процесс обучения, в том числе иностранным языкам. Но для многих учителей остается открытым вопрос способов использования таких ресурсов, их поиска и отбора в соответствии с интересами, уровнем учащихся, а также с требованиями стандартов.
В отличие от многих УМК интернет-ресурсы дают большой объем аутентичного материала, который нужен для полноценной жизни и существования человека в современном социуме.
Обратимся к трактовке Н.Д. Гальсковой о том, что современное занятие не представляется без использования информационных технологий. При этом учитель может их применить на различных стадиях урока любого вида. Любую лекцию, объяснение можно оживить использованием и введением интернет-ресурсов [Гальскова, 2004, с. 3].
Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.
Процесс информатизации образования заставил по-новому взглянуть на применения ИКТ для представления информации и для процесса образования в целом.
С.В. Титова дает следующие определение, телекоммуникация – передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. п.) [Титова, 2013, с. 27].
Современные средства приема и передачи информации практически снимают ограничения по объему транслируемой информации, при этом вид информации не имеет особого значения. Так же современные средства информационного взаимодействия позволяют устанавливать контакты с самыми удаленными уголками планеты и специалистами.
Всемирная мультимедийная среда позволяет образовательным учреждениям не только получать информацию из Всемирной сети, но и распространять собственную информацию. Это позволяет образовательному учреждению продемонстрировать свой научный, практический и социальный потенциал.
При реализации возможностей технологии телекоммуникации в системе образования происходит изменение структуры и формы информационного взаимодействия участников процесса обучения. Таки образом, происходит изменение самого процесса обучения. Это происходит потому, что технологии телекоммуникации позволяют повысить доступность информации, хотя доступность информации не означает автоматического повышения уровня образования.
Также при использовании технологии телекоммуникации позволяет вовлечь огромное количество специалистов в процесс обучения, что позволит повысить качество образования. Так же повысится скорости и объемы обработки, сбора, передачи различной информации в том числе: учебной, научной, методической литературы, различных проектов, информации о практической деятельности преподавателей.
Основным средством распространения цифровой информации и обмена ей является сеть Интернет. Глобализация, в свою очередь, характеризуется расширением возможностей обмена информацией, в том числе и на международном уровне. Происходит интеграция России в мировое информационное пространство. В связи с этим приобретают наибольшую значимость обмен опытом, систематическое межкультурное взаимодействие.
А.Г, Гюлджян в своей статье утверждает, что одной из основных площадок для установления международных связей (в удаленном режиме) становится Интернет среда. Всё это объясняет возрастание роли Интернет-технологий в обществе, а значит, и в системе образования [Гюлджян, 2017, с.12-15], где под влиянием общественных тенденций также происходят процессы информатизации, наблюдается стремление к глобальной интеграции образовательных систем. В связи с этим, предъявляются новые требования к результатам освоения учебных программ учащимися.
Согласно ФГОС, выпускник современной школы, должен быть активным участником межкультурного общения, владея, по крайней мере, одним иностранным языком и современными информационно-телекоммуникационными технологиями. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельное критическое мышление, умение искать
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. — 448 с
2. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи// Иностранные языки в школе. – 2012. – №3 – с. 20.
3. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособ. для инж.-пед. специальностей. – Екатеринбург, 1993. – 296с.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М., 1989. – 192с.
5. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды. – М., 2010. – 208с
6. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб., 2013. – 432с
7. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2009. №9
8. Воробьёв Г.А.. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции : Английский язык, лингвистический вуз : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Пятигорск, 2004.- 220 с
9. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3-8.
10. Гладкова, О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку / О. К. Гладкова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 93-95.
11. Гюлджян А. Г. Информатизация общества как одна из важнейших составляющих социального прогресса // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 12-15.
12. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 159-161.
13. Дюжакова М. В. Современные реформы высшего педагогического образования США // Известия ВГПУ. – 2008. – 171с
14. Жумагулова С. К., Абилдаева Г. Б., Шакирова Ю. К. Влияние развития информационных технологий на процесс обучения // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 50-53
15. Завьялова О.А. Формирование элементов информационной компетентности учащихся на уроках с использованием интернет-ресурсов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.
16. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. К 57 Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений - М : Издательский центр «Академия», 2001 – 256 с
17. Мещеряков А.С., Дмитриев Д.В. Внедрение в учебный процесс мультимедийных обучающих программ с интегрированным видеопрактикумом // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11. - С. 51–53.
18. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // иностранные языки в школе. – 2010. - № 5. –С. 9-15.
19. Миронова, П. В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-1147.
20. Морозова О.Н. Из опыта работы с компьютерной программой на уроках иностранного языка // Мир лингвистики и коммуникации. Электронный научный журнал. - 2007. - № 6. - С. 23–25.
21. Напалков С. В. Тематические образовательные веб-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. 52 наук: 13.00.02: теория и методика обучения и воспитания Саранск, 2013. – 166с.
22. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012. – 336 с.
23. Петрова, О. Н. Роль факультативного курса по иностранному языку в формировании подъязыка специальности / О. Н. Петрова, Н. П. Староверова // Гуманитарные науки, 2012. – № 3(7). С. 71-75.
24. Подласый М. П. Педагогика. – М.: Высшее образ-е, 2013. – 540 с.
25. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка //ИЯШ. – 2015. – №2,3. – с. 27-34.
26. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.-метод. пособие. - М. : Академия, 2004. - С. 123.
27. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика. - М.: Ком. Книга, 2005. - С. 38.
28. Русинова Л. П. Педагогический словарь по темам: учеб. пособие. – Сарапул, 2010. – 143с.
29. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий. – М.: Просвещение, 2005. – 371с.
30. Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123
31. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 361 с.
32. Стяблина А.В. Электронные технологии в формировании информационной среды // Вестник ТГУ. 2011. - №11.
33. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 12–21.
34. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. - № 1(17). - С. 120–133.
35. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис Вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2014, №5.
36. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. – М.: Издательство Московского университета, 2013. - 267 с.
37. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: В 11 т. - Т.2 - М.-Л., 1988. - С. 160
38. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Текст]: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 №46]: офиц. текст/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. 2011. – 25с.
39. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2014. – 519 с.
40. Ходакова, А.Г., Ульянова Н.В., Щукина И.В. Интернет в обучении французскому языку: Новые возможности и перспективы. / А.Г. Ходакова, Н.В.Ульянова, И.В. Щукина. – Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2013. – 100 с.
41. Цатурова И.А., Петухова А.А. Информационные технологии в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.
42. Чернов К. С., Косенко Е. А., Ермолаева В. В. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 358-360
43. Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии всб-квестов: дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.02: теория и методика обучения и воспитания. – Томск, 2014.
44. Штурба Я.Ю. Преподавание иностранного языка посредством новых информационных технологий // Филологические науки. - 2012. - № 7 (18). - С. 222–225.
45. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 2014. – 184 с.
46. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.
47. Эльконин Д. Б. Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951
48. Ястребцева Е.Н. Особенности образовательного Интернета // Педагогика. – 2016. – №9. – с. 28-33.
49. Hockly N. What is a WebQuest? // Entrе Lеnguas. – 2008. – 117p.