Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Аллергические заболевания стали серьезной проблемой для человечества, и, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, в XXI веке заболеваемость аллергическими болезнями будет лидировать в структуре общей заболеваемости. Ежегодно около 35% населения планеты обращается за медицинской помощью в связи с клиническими симптомами аллергии. Аллергические заболевания – это реальная проблема общественного здравоохранения, которая в последнее десятилетие привлекает все большее внимание медицинского сообщества.
За последние три-четыре десятилетия во всем мире отмечается рост аллергических заболеваний, таких как атопический дерматит, аллергический ринит и бронхиальная астма, как среди взрослых, так и среди детей. В настоящее время каждый третий ребенок страдает от аллергии, а каждый десятый – от астмы. Самое тревожное, что начало аллергических заболеваний приходится на младенческий возраст.
По данным многолетних клинико-эпидемиологических исследований, проведенных за последние несколько десятилетий, распространенность аллергических заболеваний в различных регионах России составляет 15-35%, а бронхиальной астмы - 5-15%. Особое значение среди факторов, провоцирующих аллергические заболевания, имеет стремительное ухудшение состояния окружающей среды, особенно в результате глобальных экологических катастроф, острых и хронических стрессов, интенсивное развитие всех видов производства без должного соблюдения мер по охране окружающей среды, применение антибиотиков, особенно тех, которые могут депонироваться в организме. Неконтролируемое и повсеместное использование веществ; широкое применение косметики и синтетических смол; тщательное применение мер дезинфекции и стерилизации в повседневной жизни.
В связи с широкой распространенностью аллергических заболеваний все большее значение приобретает вопрос профилактики аллергических заболеваний, в которой важная роль отводится медицинским сестрам.
Цель: изучить значение сестринской педагогики в вопросах ухода за пациентами с аллергическими реакциями.
Задачи:
1.Рассмотреть этиологию, патогенез и классификацию аллергических заболеваний;
2.Изучить клиническую картину и лечебно-диагностическую тактику при аллергических заболеваниях;
3.Проанализировать статистические данные встречаемости аллергических заболеваний за 3 года в Надымском районе;
4.Изучить сестринский уход при аллергических заболеваниях;
5.Ознакомиться с медицинской педагогикой при аллергических заболеваниях.
Объект: пациенты с аллергическими реакциями.
Предмет: сестринская педагогика при аллергических заболеваниях.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Анализ статистических данных;
3.Математические методы обработки информации.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Этиология, патогенез, классификация аллергических заболеваний
Аллергия - типичная патологическая форма иммунологической реактивности, характеризующаяся нарушенным гиперергическим иммунным ответом, что сопровождается повреждением структуры и функции собственных клеток, тканей и органов при повторном столкновении сенсибилизированного организма с антигенными веществами. В отличие от других патологических процессов аллергические реакции не играют защитной роли, так как развиваются как на биологически опасные агенты, так и на безопасные.
Этиология
Аллергены – антигены, контакт с которыми приводит к развитию аллергических реакций.
Классификация аллергенов по происхождению:
1. Экзоаллергены:
бытовые (в данному виду аллергенов относят домашнюю пыль, моющие и косметические средства и др .);
эпидермальные (шерсть животных, перья птиц и др.);
лекарственные препараты (антибактериальные препараты, сыворотки, вакцины);
пищевые (мясо, яйца, орехи, рыба, цитрусовые и т.д.);
пыльцевые (пыльца цветов, трав, деревьев);
профессиональные (краска, лаки, латекс и т.д.).
2. Эндоаллергены:
первичные (естественные) – ткани хрусталика, щитовидной железы, серое вещество мозга, яички;
вторичные (приобретенные).
В развитии аллергических реакций выделяют три стадии:
1. Стадия иммунных реакций (иммунологическая). Она начинается с первого контакта организма с аллергеном и заключается в развитии иммунного ответа с образованием в организме аллергических антител и их накоплением. Высокий уровень (титр) антител вырабатывается в среднем на 5-12 день. В результате организм становится сенсибилизированным или гиперчувствительным к определенному аллергену. При повторном попадании специфического аллергена в организм образуются Aг-Aт-комплексы, что вызывает следующую стадию аллергической реакции.
2. Стадия биохимических реакций (патохимическая). Ее суть заключается в высвобождении готовых и образовании новых биологически активных веществ (медиаторов аллергии) в результате сложных биохимических процессов, запускаемых Aг-Aт-комплексами. Для каждого типа реакции существуют свои виды биологически активных веществ в зависимости от клеток, участвующих в реакции.
3.Стадия клинических проявлений (патофизиологическая). Это ответ клеток, органов и тканей организма на повреждение, вызванное медиаторами, образовавшимися на предыдущем этапе, с появлением изменений в органах-мишенях (аллергическое воспаление), что и определяет клинические проявления аллергии.
1.2. Клиническая картина аллергических заболеваний
Нами были рассмотрены наиболее распространенные формы аллергических реакций:
Атопический дерматит (эндогенная экзема) – это хронически рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, которое сопровождается мучительным зудом и появлением экзематозных и лихеноидных высыпаний. Атопический дерматит является самым ранним и наиболее распространенным проявлением гиперчувствительности к аллергенам окружающей среды и составляет 80-85% случаев аллергии у детей младшего возраста. Как правило, атопический дерматит у детей появляется на первом году жизни, с периодическими обострениями и временной ремиссией кожных симптомов до подросткового возраста, и может сохраняться во взрослом возрасте. Распространенность атопического дерматита у детей неуклонно растет, составляя от 10-15% у детей до 5 лет до 15-20% у детей школьного возраста.
Атопический дерматит проявляется сухостью, усилением раздражения кожи и сильным зудом. Протекает периодами обострений и ремиссий. Острая стадия проявляется эритемой, папулами, шелушением и отеком кожи, образованием участков эрозий, мокнутием и корками. Появление вторичной инфекции приводит к развитию гнойничковых поражений. Хроническая стадия атопического дерматита характеризуется утолщением кожи (лихенизацией), выраженностью кожного рисунка, трещинами на подошвах стоп и ладонях, расчесами, повышенной пигментацией кожи век. В хронической стадии развиваются типичные симптомы атопического дерматита: множественные глубокие морщины на нижних веках, ослабление и истончение волос на затылке, блестящие ногти с острыми краями из-за постоянного расчесывания кожи, отечность и гиперемия подошв стоп, трещины, шелушение.
Бронхиальная астма – это хронический аллергический (инфекционно-аллергический) воспалительный процесс в бронхах, приводящий к обратимому нарушению бронхиальной проходимости. Это одно из самых распространенных хронических заболеваний, которым страдают все, независимо от пола и возраста. Тот факт, что за последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой неуклонно растет, делает бронхиальную астму не только болезнью, но и социальной проблемой, на борьбу с которой направлены максимальные усилия.
К сенсибилизирующим факторам окружающей среды относятся ингаляционные аллергены, пищевые аллергены, бактериальные и вирусные инфекции, химические вещества и лекарственные препараты. К ингаляционным аллергенам, способным вызвать бронхиальную астму, относятся домашняя пыль, шерсть животных, пыльца цветущих растений и др. В 4-6% случаев пищевая аллергия приводит к развитию бронхиальной астмы. Пищевая аллергия обычно возникает на фоне непереносимости белка животного происхождения или заболеваний желудочно-кишечного тракта (например, гастрита, энтерита, панкреатита).
Триггерами бронхиальной астмы являются вирусы, вызывающие грипп, парагрипп и ОРВИ, бактериальные инфекции (стрептококки, стафилококки, пневмококки, клебсиеллы, хламидии, микоплазмы и другие микроорганизмы, колонизирующие слизистую оболочку бронхов). Бронхиальная астма проявляется симптомами экспираторной одышки, хрипов, приступообразного кашля, эпизодами удушья.
Синдром Гейнера возникает у детей первых месяцев жизни и характеризуется не-IgE-опосредованным иммунным ответом на белки коровьего молока. Клинически это проявляется хрипами, одышкой, кашлем, рецидивирующими инфильтратами в легких, гемосидерозом легких, анемией, рецидивирующей пневмонией, задержкой роста. Возможны ринит, легочное сердце, рецидивирующий отит, а также различные симптомы поражения желудочно-кишечного тракта.
К не-IgE-опосредованным аллергиям относят сывороточную болезнь, связанную с продукцией определенных изотипов IgG, а также аллергический альвеолит, развивающийся при хроническом вдыхании пыли, содержащей высокие концентрации антигенов некоторых грибов и белка птичьего помета.
Анафилактический шок является серьезным, опасным для жизни заболеванием, которое развивается при контакте организма с определенными чужеродными веществами (антигенами). Анафилактический шок относится к аллергическим реакциям немедленного типа, при которых сочетание антигена с антителами вызывает выброс в кровоток ряда биологически активных веществ (гистамина, серотонина, брадикинина). Эти вещества вызывают повышение проницаемости сосудов, нарушение кровообращения в мелких сосудах, спазмы мышц внутренних органов и ряд других нарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверин А.В. Качество и безопасность медицинской деятельности. Роль медицинской сестры [Текст] / А. В. Аверин, Г. М. Подопригора, Е. В. Полякова // Сестринское дело. - 2020. - №1. - С. 16-20
2.Аллергозы. Роль медицинского работника в профилактике аллергозов: методическое пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное/составители Н. Ю. Крючкова, Е. А.Филиппова, Т. Н. Белоусова, Н. П. Девяткина – Омск: БУ ДПО ОО ЦПК РЗ, 2016. – 48 с.
3.Аллергология и иммунология: клинические рекомендации / под редакцией акад. РАН Р. М. Хаитова, проф. Н. И. Ильиной. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 352 с.
4.Аллергология-иммунология: Клинические протоколы лечения / Составители: Д.С. Фомина, В.А. Рявкина, И.В. Данилычева и соавт. – М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021. – 110 с.
5.Аллергология и иммунология: национальное руководство / под. ред. Р. М. Хаитов, Н. И. Ильина; АСМОК. - крат. изд. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 640 с.
6.Аликин С.В. Анафилактический шок // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-3. – С. 16-19.
7.Аненков, Ю.А. Анафилактический шок. / Ю.А. Аненков. – СПб.-М.: ОАО «Типография Внешторгиздат», 2016. – 315 с.
8.Березувская, М.А. Анафилактический шок у больных с лекарственной аллергией / М.А. Березувская. Врачебное дело. – 2017. – №3. – С. 4-8.
9.Бродска, О. Н. Легкая бронхиальная астма: клинические рекомендации и реальная клиническая практика / Бродская О. Н. // Мед. совет. - 2021. - № 18. - С. 95-101.
10.Верткин, А.Л. Острые аллергические заболевания: диагностика и лечение на догоспитальном этапе / А.Л. Верткин, М.И. Лукашов. – Медицинская помощь. – 2015. – № 1. – С. 38-41.
11.Верткин, А.Л. Острые аллергические заболевания / А.Л. Верткин, А. Дадыкина, М. Лукашев, Р. Гамбаров. 2016. – № 2. – С. 66-70.
12.Гущин, И.С. Аллергическое воспаление и его фармакологический контроль [Текст] / И.С. Гущин. – М.: Фармарус Принт, 2018. – 256 с.
13.Гинтер, Е. К. Медицинская генетика: национальное руководство / под ред. Е. К. Гинтера, В. П. Пузырева, С. И. Куцева. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 896 с.
14.Горячкина Л.А., Терехова Е.П. Принципы диагностики аллергических заболеваний: Учебное пособие для врачей. – М.: РМАПО. – 2019. – 50 с.
15.Демидова Т.В. Сестринская служба в современном мире: проблемы и перспективы [Текст] / Т. В. Демидова // Медицинская сестра. - 2020. - № 4. - С. 7-9
16.Елисеева Т.И., Балаболкин И.И. Аллергические реакции на лекарственные средства: современные представления (обзор) // Современные технологии в медицине. – 2016. – № 1. – С. 159-172.
17.Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии. Учебник / Л.В. Ковальчук, Л.В. Ганковская, Р.Я. Мешкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 640 c.
18.Кошкин, С. В. Атопический дерматит / С. В. Кошкин, М. Б. Дрождина. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 112 с.
19.Коган, Б. Б. Бронхиальная астма / Б.Б. Коган. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2019. - 354 c.
20.Лазарева, Г.Ю. Диагностический справочник аллерголога / Г.Ю. Лазарева. - М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2016. - 384 c.
21.Мельников, В. Л. Аллергические заболевания: учеб. пособие / В. Л. Мельников, Н. Н. Митрофанова, Л. В. Мельников. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. – 88 с.
22.Мачарадзе, Д. Ш. Пищевая аллергия у детей и взрослых. Клиника, диагностика, лечение / Д. Ш. Мачарадзе. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 392 с. — 392 с.
23.Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела [Текст] / С.А. Мухина, И.И. Тарновская // ГЭОТАР-Медиа, 2015. – С. 17-33.
24.Невская, Л. В. Сравнительный анализ современных методов диагностики аллергических реакций немедленного типа / Л. В. Невская, В. К. Капитанова, Н. Э. Петрова // Иммунология. - 2020. - № 4. - С. 363-369.
25.Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма. Современный взгляд на проблему / Ненашева Н.М. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 304 с.
26.Николаева И.А. Коммуникация в профессиональной деятельности медсестры / И. А. Николаева, А. С. Кулабухов, Л. Н. Шульгина // Медицинская сестра. - 2020. - №1. - С. 37-39
27.Новиков, Д.К. Аллергические болезни: пособие / Новиков Д.К., Новиков П.Д., Выхристенко Л.Р., Титова Н.Д.- Витебск: ВГМУ, 2012. - 204 с.
28.Новиков, Д.К. Анафилаксия. Анафилактический шок. Клиническая картина, диагностика, лечение: пособие / Д.К. Новиков, Л.Р. Выхристенко, П.Д. Новиков, Н.Д. Титова, О.В. Ищенко, И.В. Семенова, В.В. Янченко. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 103 с.
29.Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2016. - 768 c.
30.Обуховец, Т.П Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие / Т.П Обуховец. - М.: КноРус, 2016. - 403 c.
31.Основы патологии: учебник / Н.В.Исакова, Н.И.Лясковская, П.А.Сухачев, Т.А.Федорина; под ред. Т.А.Федориной. – Москва: КНОРУС, 2019. – 278с. – (Среднее профессиональное образование).
32.Патофизиология: учебник: в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. - Т. 1. - 848 с.; Т. 2. - 640 с.
33.Профессиональные заболевания органов дыхания: национальное руководство / под ред. Н. Ф. Измерова, А. Г. Чучалина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 792 с.
34.Паттерсон, Р. Аллергические болезни. Диагностика и лечение [Текст] / Р. Паттерсон, Л.К. Грэммер, П.А. Гринбергер. М.: ГЭОТАР Медицина, 2019. – 485 с.
35.Прасмыцкий, О. Т. П70 Анафилактический шок: учеб.-метод. пособие / О. Т. Прасмыцкий, И. З. Ялонецкий. – Минск: БГМУ, 2015. – 32 с.
36.Самсыгина, Г.А. Аллергические болезни у детей / Самсыгина Г.А. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 272 с
37.Семенченко Л.П. Сестринский процесс при аллергических заболеваниях кожи: учебное пособие /Л.П. Семенченко; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. – Иркутск: ИГМУ, 2011г. – 30с.
38.Сестринское дело в терапии – ООО «Медицинское информационное агенство», 2020. – 549 с.
39.Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И.Г. Гордеевой, С.М. Отаровой, З.З. Балкизова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 – 576 с.
40.Смолева, Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст] / Э.В. Смолева // Феникс, 2016. – С. 17-33.
41.Сумин, С.А. Неотложные состояния [Текст] / С.А. Сумин. М.: Медицинское информационное агентство, 2016. – 800 с.
42.Собченко, С. А. Роль обучения больных бронхиальной астмой в их долгосрочном лечении / С. А. Собченко, С. Н. Евтюшкина, Р. Н. Богданов // Новые Санкт-Петерб. врачеб. ведомости. – 2019. – № 3. – С. 41-49.
43.Туркина, Н.В. Общий уход за больными [Текст] / Н.В. Туркина, А.Б. Филенко. 2015. – С. 17-33.
44.Фадеев, П.А. Бронхиальная астма / Фадеев П.А. - М.: Мир и Образование, 2019. - 361 c.
45.Хабибуллаева Р.Р., Бочкарева А.В. Профилактика бронхиальной астмы / Р.Р. Хабибуллаева., А.В. Бочкарева // Вестник современных исследований. - 2019. - № 6-1 (9). - С.45-47
46.Хаитов, Р. М. Иммунотерапия / под ред. Хаитова Р.М., Атауллаханова Р.И., Шульженко А. Е. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 768 с.
47.Хаитов, Р. М. Иммунология. Атлас / Хаитов Р.М., Гариб Ф.Ю. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 416 с.
48.Хаитова, Р.М. Тактика диагностики и лечения аллергических заболеваний и иммунодефицитов: практическое руководство/ под ред. Р.М. Хаитова — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 152 с.
49.Хаитова, Р.М. Аллергология и клиническая иммунология / под ред. Р. М. Хаитова, Н.И. Ильиной — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 336 с.
50.Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: учеб. для мед. колледжей / А.А. Швырев. – 3-е.- изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 411с.