Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена активизацией в последнее десятилетие вопросов, связанных с повышением качества уровня жизни и качества предоставляемых социальных услуг населению. Социальная защита и социальное обеспечение - это одни из факторов, обеспечивающих развитие общества и уровень благосостояния жизни населения. Это способы поддержки граждан со стороны государства в решении трудных жизненных обстоятельств.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область переплетения жизненно важных интересов граждан, имущественных и распределительных отношений, правовых методов и методов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, нравственные основы общества.
Социальная защита государства, как Российской Федерации, так и любого другого государства – огромная система исследования, ведь она включает в себя большое количество элементов социального обеспечения, такие как: обязательное социальное страхование, негосударственное пенсионное страхование, финансирование социального обеспечения, медицинского страхования, выплаты для малоимущих, безработным семьям с детьми и многое другое. Каждая из этих перечисленных подсистем также отдельно изучается и находит свое практическое применение в жизни, подкрепленное нормативно-правовыми актами.
Социальное обеспечение можно определить, как систему социально-экономических мероприятий, организованная государством форма помощи для определенного круга лиц, оказываемая при наступлении конкретных юридических фактов, в закрепленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения всех граждан. Она гарантирует то право, которое закреплено Конституцией Российской Федерацией на финансовое обеспечение и помощи в старости, а также в случае болезни, потери кормильца, несчастных случаев, полной или частичной утраты трудоспособности и других ситуациях.
Степень разработанности. В исследовании были использованы монографии, учебные пособия, материалы периодической печати и интернет-ресурсы по теме исследования, среди которых работы Аракчеева В.С., Агашева Д.В., Гречук Л.А., Буянова М.О., Гусова Г.Н. и др.
Учебное пособие Аракчеева В.С., Агашева Д.В. и Гречук Л.А. «Право социального обеспечения России» посвящено изложению основных положений науки, права и законодательства о деятельности органов, осуществляющих социальную защиту населения.
Янитова А.А. в своей статье «Совершенствование социальной защиты населения в России» раскрывает актуальную проблему совершенствования управления системой социальной защиты населения. Автор, следуя пути от общего к частному, рассмотрел понятие системы социальной защиты населения, проблемы и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения. В частности, предложены направления совершенствования в рамках программно-целевого подхода.
Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана объективными потребностями общества. На современном этапе развития сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать: нарастающей динамикой старения населения, наличием социально – экономической дифференциации населения, недоработками в сфере защиты семей, появлением новых незащищенных групп населения. Все это приводит к повышению требований не только относительно социальной политики проводимой государством, но и к системе социальной защиты на всех уровнях.
Несмотря на большое количество работ, посвящённых деятельности органов, осуществляющих социальную защиту населения, многие вопросы данной проблемы требуют более детального изучения.
Объект исследования – органы, осуществляющие социальную защиту населения.
Предмет исследования - правовое положение органов, осуществляющих социальную защиту населения.
Цель исследования – выявить правовое положение органов, осуществляющих социальную защиту населения.
Задачи:
1. Рассмотреть социальную защиту как важнейшее направление политики РФ.
2. Изучить сущность, цели и значение социальной защиты населения.
3. Проанализировать современные технологии социальной защиты в деятельности ОСЗН.
4. Раскрыть качество социальной защиты населения в ОСЗН и представить анализ динамики.
5. Проанализировать основные направления совершенствования системы социальной защиты населения в ОСЗН.
Методы исследования: анализ источников и научной литературы опросные методы, анализ результатов деятельности.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных выводов и результатов работы в практике деятельности органов, осуществляющих социальную защиту населения.
ВКР содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Социальная защита как важнейшее направление политики РФ
Социальная сфера, как один из самых активных элементов всех социальных процессов, является частью экономической системы, функциональным назначением которой является предоставление социальных услуг .
К социальной сфере относится все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Традиционно, и не только в России, но и в других странах, основное социальное назначение местного самоуправления, прежде всего, связывают с такими базовыми составляющими социальной сферы, как: здравоохранение, образование, культура и организацию досуга, занятия физической культурой и спортом, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, сюда же можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные компоненты социальной сферы
Современная государственная система социальной защиты населения, основанная на обязательности обеспечения граждан социально-значимыми услугами, сложилась в экономически развитых странах в первой половине XX в. Её основой выступает социальная деятельность государства, направленная на удовлетворение базовых человеческих потребностей.
Рассматривая составляющие социальной сферы, необходимо дополнение ее структуры такой составляющей, как социальное обеспечение. В условиях рынка, особенно остро встает вопрос социального обеспечения населения страны. Следует подчеркнуть, что для защиты определенного населения от возможных финансовых проблем только государство может гарантировать социальное обеспечение в существующих рыночных условиях. Она дает населению гарантированный минимум ресурсов, необходимых для существования и обеспечения достойного уровня жизни.
Социальная защита граждан является основополагающим направлением политики страны в результате того что реализация данного права способствует становлению личности, а также развитию самого государства. При этом само государство, воплощая в реальность социальную политику, предоставляет гражданам такие права как приобретение образования, получение медицинской помощи и так далее. Всевозможные программы направленные на улучшение жизни граждан чаще всего находят одобрение. Различные категории граждан, которым доступна социальная защита, довольно активно используют данное право. При этом само государство имеет определенный интерес в предоставлении социальной защиты гражданам в результате того что гарантия прав, а также свобод россиян это обязанность Российской Федерации.
Государство, разрешая основные задачи, а также проблемы в области социальной защиты россиян при помощи социальной политики, является гарантом предоставления социальной защиты, призвано поддерживать самые результативные отношения в вопросах доходов трудовой части россиян, а также нетрудоспособных граждан, разрабатывает комплекс условий, направленных на обеспечение здоровья граждан, на получение образования, а также разрешения проблем в жилищной сфере и так далее.
Социальная политика - это определенное направление единой политики Российской Федерации, относительно существующих отношений между всевозможными социальными категориями граждан, а также между социумом и гражданами, которые возникают в результате трансформации социальной структуры, увеличением благосостояния россиян, развитием качества жизнедеятельности, удовлетворением всевозможных потребностей, развитие образа жизнедеятельности граждан.
В литературных источниках можно найти несколько обоснований необходимости социальной защиты. И прежде всего это то, что социальная защита является основополагающим правом каждого человека. А также то, что именно социальной защите отводят определяющее значение в вопросах достижения самого объемного количества целей в сфере государственного развития и это прежде всего снижение объемов нищеты, развитие системы образования, а также здравоохранения, развитие вариантов жилищного строительства и так далее .
Социальная политика - это область практического воплощения в жизнь всевозможных функции Российской Федерации в области формирования условий, при помощи которых у всех граждан страны появляется возможность воплотить в жизнь их потребности при учете поддерживаемых в социуме ценностей и как результат в основании социальной политики в любом случае будет человек в качестве главной цели, а также предмета и кроме этого субъекта. Нынешнее определение компонентов социальной защиты основано на том, что отечественную социальную политику нужно развивать исходя из создания наиболее комфортных условий, направленных на беспрепятственное развитие граждан страны .
Обязательное условие развития социального государства — это наличие социальной защиты граждан, которая нужна с целью воплощения в жизнь финансового благополучия каждого гражданина страны. Перед всеми развитыми государствами поставлена первоочередная задача, состоящая во внедрении такого комплекса социальной защиты, который бы гарантировал достойную жизнедеятельность всех граждан данной страны, максимально быстро и наиболее качественно усовершенствовать качество жизнедеятельности отдельных категорий граждан, при этом негативно не воздействуя на развитие самого государства.
Таким образом можно сделать выводы о том, что социальная защита в объемном понимании является системой социально-материальных мер, которые разрабатываются в стране и кроме этого в обществе для предоставления наиболее комфортных условий жизнедеятельности граждан, удовлетворения возникающих у граждан потребностей, стабилизации системы жизнеобеспечения граждан и так далее.
Социальная защита возникает как результат потребностей со стороны социума относительно возмещения пробелов, существующих в социальной организации, а также в производственной системе. И как итог можно сказать о том, что социальные гарантии — это комплекс обязательств, взятых на себя государством, которые нацелены на разрешение социальных проблем граждан и которые помогают устранить самые значимые проблемы неравенства, возникающие в обществе. При этом главная цель состоит в обеспечение достойного существования граждан.
Установление показателей качества жизнедеятельности является главным относительно определения основополагающих принципов, которые нацелены на развитие социальной политики государства и тут стоит обозначить:
- здоровье и продолжительность жизни населения;
- состояние сохранения семейных ценностей, уровень брачности и разводимости;
- общественно – культурная жизнь и приоритетная система ценностей;
- уровень материального благополучия населения и потребительская способность;
- политическая стабильность и безопасность;
- географическая среда;
- занятость и безработица;
- уровень политической свободы и система государственного устройства;
- гендерное равенство и дискриминация.
Основной вариант воплощения в жизнь социального обслуживания это государственная социальная политика. Нацеленность социальной политики основана на всевозможных демографических процессах, а также характерных особенностях определенной социальной группы граждан.
Государственная социальная политика со слов отечественных авторов является значимым социальным вариантом развития отечественного общества . В качестве основных субъектов в данном случае можно назвать: государство, а также общество и всевозможные организации, которые функционируют в области профилактической, а также компенсационной поддержки граждан страны .
Структура социальной защиты населения представлена на рис.2.
Рисунок 2 - Структура социальной защиты населения
Следовательно, социальная защита населения в широком смысле – это комплекс социально-финансовых мероприятий, проводимых государством, а также обществом, который обеспечивает оказание оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, стабилизацию жизнеобеспечения и активного существования разным социальным категориям и группам.
Целью социального обеспечения является предотвращение, смягчение или устранение неблагоприятных последствий при наступлении страховых и нестраховых случаев. Чтобы достичь, данную цель государством созданы специальные финансовые источники, которые формируются на всех уровнях бюджета, либо за счет средств отдельных юридических, либо физических лиц.
Если рассматривать социальное обеспечение, то оно может быть двух типов на основании источников перечисления выплат:
- государственное которое выплачивается из средств бюджетов всевозможных уровней, а кроме этого из всевозможных внебюджетных фондов;
- негосударственное, которое производится за счет определенных организаций.
На основании правил формирования доходов его можно производить во всевозможных формах таких как:
- социальное страхование, которое производится при помощи определенных взносов, в суммах и по правилам, которые указаны в нормативно-правовых актах;
- социальное обеспечение, которое происходит при помощи бюджетных перечислений.
Рассматривая особенности охраны социальных прав нужно сказать о том, что существуют определенные особенности относительно содержания данных прав. Например, объем прожиточного минимума на данный момент времени имеет частичную направленность на устранение необходимых базовых потребностей россиян, что в последующем обуславливает надобность разработки новых вариантов, направленных на поднятие показателя жизнедеятельности граждан страны до должного. Помимо всего прочего нужно сказать о том, что воплощение прав относительно объема имеет догоняющую направленность за показателями инфляции что в последующем тоже способствует отстаиванию и последующей охране прав россиян в вопросах социального обеспечения.
В настоящее время относительно охраны прав россиян можно выделить определенные непроработанные аспекты, которые нуждаются в определенном уточнении и последующем изменении. При этом главное направление заключается в развитии отечественных нормативно-правовых актов на соответствие единым международным подходам в области социального обеспечения и помимо всего прочего в разработке самых современных правил, направленных на развитие института социального обеспечения в Российской Федерации.
Тем не менее, с учетом изложенного можно сделать вывод, о том, что российское государство является социальным государством, соблюдает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // «Собрание законодательства РФ», 16.01.1995, № 3, ст. 168.
6. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // «Собрание законодательства РФ», 13.11.2000, № 46, ст. 4538.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2007, № 50, ст. 6242.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
11. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // «Собрание законодательства РФ», 25.12.1995, № 52, ст. 5110.
12. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991, № 21, ст. 699.
13. Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2000, № 7, ст. 795.
14. Адриановская Т.Л., Карданова И.В. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат. Учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» Москва, 2019. С. 43.
15. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2019. №3. С. 21.
16. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России. Учеб. пособие. - Томск, 2019. С. 291.
17. Алексенцева Ю.А., Петрова С.А. Аналитические подходы к оценке качества условий оказания услуг организациями социальной сферы // Экономика и предпринимательство. 2020. № 11 (124). С. 1018-1024.
18. Алексенцева Ю.А., Петрова С.А., Ясинская И.А. Независимая оценка качества условий оказания услуг социальной сферы в условиях пандемии // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 1392-1397.
19. Блинова М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: Проблемы и решения /// Современные научные исследования и разработки. 2019. № 3 (3). С. 167.
20. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид.наук. М., 2020. С.36.
21. Басов Н.Ф Технологии социальной работы с пожилыми людьми. – М.: Кнорус, 2018. С. 119.
22. Быкова Т. А. Социальная политика в отношении граждан: опыт и перспективы развития // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (7-8 декабря 2019 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2019. – С. 3.
23. Бегидов М.В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - С.16.
24. Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» // Вестник МГТУ Станкин. 2018. № 2. С. 26–30.
25. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.,2020. С.15.
26. Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста // Наука и Мир. 2019. № 3 (43). С. 14-15.
27. Владимирова В.В. Актуальные проблемы федерализма: вопросы теории и практики. Учебное пособие. ГУУ М. 2019. №5. 346 с.
28. Глобализация и социальная политика развитых стран. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2018. - 423 c.
29. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия». 2019. С. 35.
30. Гончарова Н. Л. Атрибуты рынка услуг лицам старше трудоспособного возраста // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 32 (6). С. 117-125.
31. Горбунова О.С., Лялина Т.М. Социальные условия формирования человеческого капитала сельского населения / Аграрное образование и наука. 2019. № 2. С. 21.
32. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. - М.: ГУ ВШЭ, 2018. - 464 c.
33. Горбунова О.С., Лялина Т.М. Социальные условия формирования человеческого капитала сельского населения / Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 21.
34. Григорьянц Г.Н. Информационное сопровождение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы: опыт регионов Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). – С. 637-642.
35. Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации / Н. Ф. Дементьева, Модестов А. А. – М.: Изд-во Москва, 2018. – С.59.
36. Делегеоз Е.Г. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов: учебное пособие / Е.Г. Делегеоз, В.В. Джура, Е.Н. Тарасова. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2019. С. 30.
37. Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2019. №5. С. 699-702.
38. Жбанова Е.А. Социальная политика и развитие социального государства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2019. 122 с.
39. Зарубина Е.В. Развитие предпринимательства в России // Аграрное образование и наука. 2018. № 4. С. 14-22
40. Зябликов Д.В. Социальная политика РФ и ее роль в повышении уровня жизни населения // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. №1. С. 141-150.
41. Исанова М.Н. Факторы, влияющие на социальное развитие общества // Экономический вестник. 2020. №1. С. 19-22.
42. Карпова Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации // Наука и современность. 2020. № 35. С. 228.
43. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. - 2022. - №11. - С. 225.
44. Капустина О.В. К вопросу об обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны спецтранспортом // История государства и права. М., 2020. № 18. С. 44–65.
45. Международная организация труда. Россия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/moscow/countries/russia(дата обращения 16.01.2024).
46. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2020. - №49. - С. 146.
47. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2019. № 1 (13). С.362.
48. Пашкова Г. Г. К вопросу о социальном обслуживании граждан // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. Ч. 64. С. 46.
49. Орлова И. С., Цинченко Г. М. Аутсорсинг государственных услуг в системе социального обслуживания населения // Управленческое консультирование. 2020. № 12. С. 346-351.
50. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. - М., 2019. С. 51.
51. Тулузакова М.В. Стратегии преодоления социального неравенства как поиск социальной справедливости // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 3 (20). С. 26-29.
52. Холостова Е. И., Шайдукова Л. Д. Социальная работа с пожилыми людьми. Новаторский Российский и зарубежный подход // Инновационная наука. 2019. № 9(21). С. 355.
53. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник Пермского университета, 2019. №4(30), С.100.