Фрагмент для ознакомления
2
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, при пребывании в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" (далее - добровольческие формирования), в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию;
2.Стаж государственной гражданской службы - суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
3.Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
4.Среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж.
СОКРАЩЕНИЯ
1.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" – далее ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
2.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" – далее ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
3.Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" – далее Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1;
4.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" – далее ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
5.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" – далее ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
6.Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" – далее ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ;
7.Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" – далее ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ.
ВВЕДЕНИЕ
РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на пенсионное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина.
Актуальность темы исследования. Пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, является важнейшей социальной гарантией любого общества.
По данным Росстата РФ на 01 января 2024 года количество пенсионеров на учете в Социальном фонде России (далее – СФР) составляло 41,075 млн. человек, снизившись на 1,7%. За 2023 год темпы сокращения численности пенсионеров ускорились в три раза по сравнению с 2022 годом, но не превысили показатель 2021 года, когда число пенсионеров сократилось на 970 тыс. человек. Перед государством стоит множество новых задач и целей по дальнейшей реализации реформ в области пенсионного страхования. Хорошо отлаженная система обязательного пенсионного страхования, которая затрагивает интересы практически всего трудоспособного населения, где она финансирует содержание граждан при наступлении старости и нетрудоспособности, и посредством ее деятельности обеспечивается их финансовая поддержка, является ключом к социальной стабильности и согласию.
Таким образом, на сегодняшний день в социальной науке накоплен огромный теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми. Для социально-экономической сферы регионов России характерна нестабильность, сопровождающаяся различными негативными последствиями и проявлениями социальной изоляции для большинства категорий населения, в большей степени затрагивающими лиц пожилого возраста. Она выражается в отсутствии у них возможности для полноценной реализации своих социальных потребностей, интересов и прав. Несмотря на происходящие изменения в отношении общества к пожилому возрасту, в настоящее время продолжает наблюдаться социальная изоляция пожилых людей, связанная с наличием информационного неравенства и обусловленная существующими трудностями доступа к источникам информации, в том числе по вопросам реализации их конституционных прав. Кроме того, в системе социальной защиты населения отмечается правовая неграмотность пожилых людей и отсутствие возможности получения ими индивидуальных консультаций при возникновении социальных проблем.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие правовые проблемы пенсионного обеспечения в России на современном этапе.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие пенсионную систему России, практика их применения, теоретические разработки по теме исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – правовой анализ проблемы пенсионного обеспечения в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы пенсионного обеспечения;
2.Охарактеризовать понятие и рассмотреть структуру пенсионной системы;
3. Исследовать пенсии по обязательному пенсионному страхованию;
4. Проанализировать пенсии по государственному пенсионному обеспечению и негосударственное пенсионное обеспечение
5. Определить актуальные проблемы судебной практики развития отдельных элементов пенсионной системы;
6. Предложить пути решения проблем развития отдельных элементов пенсионной системы.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ, Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, иные нормативные акты по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Необходимая глубина анализа и достоверность теоретических выводов достигается за счет применения общенаучных методов и специальных методов - научной абстракции, системного анализа, сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем пенсионной системы России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании пенсионной системы России.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Теоретические основы пенсионного обеспечения
Первые основы пенсионного обеспечения появились в период феодальных отношений. Уже в это время появляется первое постановление, в котором упоминаются пенсии. Этим положением является судебный акт 1589 г., в котором указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение приданого и пенсии обратно - "две гривны в год". Таким образом, можно сделать вывод, что правовой акт 1589 г. впервые закрепил на законодательном уровне пенсионное обеспечение в случае потери кормильца.
В последующие годы Россию охватили беспорядки. Борьба за власть не позволила новоизбранному царю приступить к реформированию всех слоев общества, в том числе и социальной сферы. И только спустя полвека, в 1649 г., Земский собор принимает новый свод законов - Соборный, в котором уже содержится гораздо большее количество статей, касающихся пенсионного обеспечения. На Соборе было введено новое понятие - "прожиток". Это означало следующее: дворяне, находившиеся в царской армии или состоявшие на службе, имели право на питание в размере их полного жалованья в случае их отставки или ранения, нанесенного службой[ Мажара, Е.Н. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. - Москва. : ИНФРА-М, 2020. – С.101.].
В случае смерти дворянина его семья (вдова и дети) имела право на получение пропитания в виде части имущества. Размер этих средств к существованию напрямую зависел от должности дворянина, его заслуг и т.д. Позже, при великом реформаторе Петре I, было внесено изменение в пенсионное обеспечение: после прихода к власти начал реформировать многие сферы жизни российского государства. В частности, он не обошел стороной такой институт, как пенсионное страхование.
Морской Устав 1720 г. ввел нормы, закрепляющие право " служащего военно-морского ведомства" на социальное обеспечение, включая пенсионные выплаты.
В отличие от положения собора 1649 г., Петр ввел новую норму в Морской устав, согласно которой морские старшины, получившие ранения, но способные служить, определялись в гарнизоны для продолжения службы или отправлялись на гражданскую службу. Морские офицеры, получившие травмы, несовместимые с последующей службой, были уволены. При этом за ними ухаживали в больницах, где они содержались до самой смерти или, если они отказывались от содержания, им выплачивали ежегодную пенсию и выдавали загранпаспорта. В морской хартии также проводилось различие между видами пенсионных выплат вдовам и детям "убитых" и "погибших или умерших при исполнении служебных обязанностей". Относительно убитых в бою ("убитых в строю") Морской Устав содержал следующую норму: "Вдовам и детям, убитым в бою, будет отдано то же, что принадлежало убитым". То есть семья убитого имела выплату в том размере, в котором они рассчитывали получить от умершего. Для "убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей" предусматривалась выплата заработной платы: "Вдовам и детям убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей: их заработная плата выплачивается в соответствии с этим основанием: жене 8, дети каждому по 12 долей"[ Супрун, Н.Г., Якуничева, Н.В. Социальное обслуживание пожилых граждан: современный социальный опыт и перспективы развития: монография. Магнитогорск: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"; Москва.: ФГУП НТЦ "Информрегистр", 2020. - С.141.].
В отличие от старого законодательства, Морской устав также предусматривал пенсионное обеспечение иностранных офицеров, проходивших службу в ВМФ России. Позже при Елизавете Петровне было утверждено Положение, закрепляющее в Морском уставе аналогичные нормы (в том числе пенсионного обеспечения), но предназначенные для чинов Сухопутных войск. Стоит отметить, что нормы, закрепляющие пенсионное право в Соборном и Морском уставе и постановлении, были предусмотрены только для лиц, проходящих военную службу, и их семей, соответственно, другие права были лишены, что только усилило дифференциацию слоев населения и недовольство гражданских служащих. Екатерина II, пришедшая к власти, прекрасно это понимала, уже в 1765 году она распространила действие норм и на гражданских служащих, которым назначались выплаты из государственной казны за годы службы. Неясность и неоднозначность норм пенсионного обеспечения привели к необходимости в едином стандарте, который включал бы в себя все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
Разработка такого акта началась в 1820 г. Специальный комитет, состоявший из министров различных ведомств - военного, морского, финансового и др., был составлен по указанию Александра I. разработка этого устава заняла семь лет, и только 6 декабря 1827 года Николай I принял "Положение о пенсиях и единовременном пособии". Этот устав состоял из следующих трех частей: правила назначения пенсий и пособий; о пенсиях и пособиях вдовам и детям представителей класса; об установлении пенсий и пособий. В 1853 году Николай I издал указ "О внесении поправок в "Положение о пенсиях и единовременном пособии" 1827 г.".
Указом были изменены сроки выслуги лет. Теперь стаж службы составлял двадцать пять и тридцать пять лет. В этом случае стаж работы в двадцать пять лет давал только половину зарплаты, а в тридцать пять лет - полную зарплату. Нововведения также коснулись ведомств[ Арутюнова, А.Е., Горлова, Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.].
Пенсии работающим ученым и образовательным учреждениям сверх заработной платы и выплаты пенсий за выслугу лет были отменены, а также за выслугу лет во всех других ведомствах были отменены пенсии за выслугу лет. Указ также изменил систему выплат самим сотрудникам в зависимости от категории. Теперь размер пенсии гражданского служащего определялся категорией его последней должности, которую он занимал не менее пяти лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
3.ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
4.ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
5.ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4832
Учебники, монографии, научные статьи
6.Адриановская, Т.Л. Право социального обеспечения: социального обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция": учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - Москва : Юнити- Дана : Закон и право, 2020. - 161 с.
7.Арутюнова, А.Е., Горлова, Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
8.Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
9.Афтахова, А.В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
10.Бирюков, А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
11.Глотова, В.Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
12.Гордеева, Н.В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации / Н.В. Гордеева, А.Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
13.Как оформить страховую пенсию по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
14.Как получить накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
15.Как рассчитать накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
16.Как назначить пенсию за выслугу лет госслужащим // СПС КонсультантПлюс. 2024.
17.Как госслужащему оформить пенсию за выслугу лет? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
18.Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
19.Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
20.Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
21.Кто имеет право на накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
22.Кто и как управляет накопительной пенсией? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
23.Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
24.Лазарова, Л.Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
25.Лубсанова, Ю.Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
26.Новокшонова, Е.Н. Обоснование целесообразности инвестирования средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд / Е. Н. Новокшонова, Т. А. Найденова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 9(122). – С. 1196-1202.
27.Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
28.Обзор: "Чего ждать от налогов в 2023 году: факты и прогнозы" // КонсультантПлюс, 2022. - С.4.
29.Орещенкова, Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. № 4. С. 43 - 46.
30.Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
31.Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
32.Роик, В.Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В.Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
33.Сапунов, А.В., Козлов, Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
34.Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
35.Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
36.Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. - Москва.: Проспект, 2020. 480 с.
37.Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
38.Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
39.Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
40.Шермухамедова, Ш.А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, Москва. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.
41.Юдина, Е.В. Негосударственный пенсионный фонд как юридическое лицо / Е. В. Юдина // Юрист. – 2020. – № 2. – С. 39-44.