Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование подготовки спортсменов. Для этого необходимо разрабатывать новые методики обучения спортсменов, искать новые формы обучения, которые будут являться эффективными.
Процесс подготовки скейтбордистов является сложным, многогранным и длительным процессом. Постоянный поиск наиболее действенных средств тренировочного действия на скейтбордистов 7-9 лет определен тем, что собственно на данном возрастном этапе формирования детского организма залаживаются основы почти всех характеристик физической подготовки человека.
К тому же следует отметить, что в младший школьный возраст является более сенситивным периодом формирования культуры здоровья и осознанного ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Как известно, рассматриваемый возраст является возрастом поступления в школу. Процесс обучения в школе способствует увеличению нагрузки на неокрепший детский организм. Дети младшего школьного возраста становятся менее подвижными, еще больше засиживаются за компьютером, вследствие чего, возникает дефицит мышечной деятельности и увеличивается статическое напряжение.
В связи с вышеизложенным, в современном глобализирующемся мире ведется деятельный поиск более действенных методик по укреплению здоровья и развития физических качеств детей младшего школьного возраста средствами физической культуры, в частности – скейтбордом.
Под координационными способностями (ловкостью) следует понимать способность скейтбордиста точно, целесообразно и экономно решать двигательные задачи и быстро овладевать новыми движениями.
Большой объем двигательных навыков позволяет быстро и эффективно решать задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивая при этом необходимую вариативность движений.
Специфика координационных способностей скейтбордиста во многом заключаются в способности поддержания равновесия в условиях нестабильной опоры.
Поэтому, в подготовке юного скейтбордиста следует использовать дополнительные, специфические средства развития равновесия: упражнения на нестабильной опоре (баланс-борды, балансировочные подушки, механизированные подвижные платформы).
Гипотеза: развитие координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет будет более эффективное при условии последовательного применения опытно-экспериментальной программы развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет, если в единстве соблюдаются следующие условия:
- возрастные особенности скейтбордистов 7-9 лет;
- применение опытно-экспериментальной программы развития координационных способностей скейтбордистов.
Объект исследования: координационные способности.
Предмет исследования: координационные способности скейтбордистов в возрасте 7-9 лет.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие координационных способностей, формы проявления.
2. Изучить психофизиологические особенности детей 7-9 лет.
3. Проанализировать особенности развития координационных способностей скейтбордистов.
4. Определить уровень физической подготовленности перед началом эксперимента.
5. Разработать опытно-экспериментальную программу развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет.
6. Проверить эффективность опытно-экспериментальной программы развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет.
Теоретическая новизна разработана опытно-экспериментальная программа развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет, обеспечивающая эффективность развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет.
Практическая значимость: внедрена опытно-экспериментальная программа развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет в работу спортивной группы.
Материалы настоящего исследования могут использоваться следующими категориями лиц:
- тренерами в процессе составления и разработки программного материала по учебным тренировкам для спортсменов;
- студентами в ходе подготовки к практическим и семинарским занятиям;
- учеными, которые занимаются разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения материала.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ развития координационных способностей скейтбордистов в возрасте 7-9 лет
1.1 Понятие координационных способностей, формы проявления
Развитие координационных способностей направлено на подготовку человека к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу современной жизни.
Исходя из этого, рассмотрение особенностей развития координационных способностей является очень актуальным научно-методическим явлением.
Природная основа координационных способностей – это свойства нервной системы (различных нервных процессов), индивидуальное для каждого человека строение коры головного мозга, а также степень зрелости его отдельных областей. Большое значение имеет уровень развития и сохранность сенсорных систем: зрительный анализатор, слуховой и другие, продуктивность таких психических процессов как ощущение, мышление, уровень развития памяти. Также на развитие координации и ловкости влияет темперамент, характер человека, способность управлять своими эмоциями и поведением. Можно сделать вывод, что нарушение любого нервного процесса будет тормозить развитие координационных способностей.
Координационные способности способствуют человеку в достижении лучших результатов в спорте и занятиях физической культурой:
- моментально и чутко реагировать на внешние сигналы и на происходящие вокруг перемены;
- максимально точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- правильно определять пространственные, временные и силовые параметры движения;
- быстро приспосабливаться к изменяющимся ситуациям;
- безошибочно ориентироваться во времени.
Координированность – основное двигательное качество, которое необходимо для успешного усвоения техник и методик для различных видов спорта и занятий физической культурой.
Координационные способности человека очень разнообразны и многогранны, а по своим характеристикам специфичны. Они зависят не только от уровня развития, а также и от природной предрасположенности человека. Зная классификацию способностей, а также учитывая возрастные особенности, соматическое состояние и факторы, влияющие на их развитие, можно успешно подбирать средства для воспитания координационных способностей.
Проявления координационных способностей разнообразны, как и виды предметно-практической деятельности человека. Это наглядно отражено на рисунке 1.
Рисунок 1. Отдельные проявления координацинных способностей
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим требованиям меняющихся условий.
По мнению других авторов, координационные способности – это высшие формы проявления движения, включающие четыре основные составляющие: правильность (адекватность и точность), своевременность, рациональность (целесообразность, экономичность) и находчивость (стабильность, инициативность).
Так, О.А. Двейрина определяют координационные способности как способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи [23].
Л.П. Матвеев координационные способности определяет, как, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий, а также как способность перестраивать координацию движении при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий [31].
Курамшин Ю.Ф. координационные способности определяет, как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус¬пешность управления двигательными действиями и их регуляции [18].
Исследования последних лет показали, что разные виды координационных способностей человека в спорте, физическом воспитании, военной, трудовой жизнедеятельности и быту, довольно своеобразны. Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной тео¬рии и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близ¬ки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В.И. Лях выделяет такие виды координации, как: чувство ритма, способность к сохранению равновесия, способность к ориентированию в пространстве, способность к произвольному расслаблению мышц, согласованность движений, способность к оценке и регуляции динамических, пространственно-временных параметров движений. Все эти виды проявляются у теннисистов в различных игровых ситуациях [31].
Между учеными существуют разногласия по поводу соотношения понятий «ловкость» и «координационные способности» Более того, разногласия не только существуют, но и углубляются. Одни авторы отказались от понятия «ловкость» и изучают дифференциации и уточнения понятия «координационные способности»; другие выделили понятие «координационных способностей» из общего понятия «ловкость»; третьи не признают понятия «координационных способностей» и придерживаются неизменных представлений о ловкости как о самостоятельном, но комплексном физическом качестве, и, наконец, четвертые, опираясь на достижения физиологии движений и двигательной активности, психофизиологии и психологии спорта, считают, что ловкость – это комплексное психомоторное качество, входящее в совокупность координационных способностей.
До сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения среди ученых. Высказываются разные и весьма противоречи¬вые точки зрения. В одних случаях ловкость отождествляется с координированностью, координационными способностями; в других – ее рассмат¬ривают как производную характеристику координационных способностей; в-третьих – связывают с психомоторными свойствами человека, лимити¬рующими проявление координационных способностей. При этом в каче¬стве измерителей ловкости приводятся разные признаки.
Авторы определяли ловкость, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ю.Ф. Курамшин указывает на то, что ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей [6].
По Бернштейну Н.А. развитие координационных способностей является основой для развития ловкости. Координационные способности и ловкость представляют собой комплексные качества, различаются в зависимости от целей. Координация – упражняемое качество, а ловкость – сложная, комплексная деятельность. В тренировочном процессе, когда целью является само двигательное действие и работа идет над его качественными и количественными характеристиками: правильность, точность, быстрота, приспособительные качества по выработке ритма и темпа двигательного действия мы говорим о развитии координационных способностей. Если же целью является решение двигательной задачи с получением результата (выигрыш текущего очка в настольном теннисе в тренировочной игре), то данное двигательное действие развивает комплексное физическое качество игрока как ловкость [10].
Появились предложения рассматривать ловкость или координационные способности не в традиционной системе физических качеств, а выделить в специальный раздел координационной подготовки спортсменов. Но при этом сторонники такой точки зрения не пришли к единому мнению о количестве разновидностей координационных способностей и называют от семи до восемнадцати.
Различие между координационными способностями и лов¬костью состоит в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и сораз¬мерностью движений и с утверждением позы, а ловкость – в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапно¬сти, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движе¬ний. Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Ловкость – это сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способнос¬тей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для реше¬ния этих задач человек должен быть готов и физически, и психически. Хо¬рошо развитое качество ловкости – одна из высших форм управления движениями. Не случайно Н.А. Бернштейн подчеркивал, что двигатель¬ная ловкость – царица управления движениями [13].
Ученые утверждаются во мнении, что показатели быстроты и точности реагирования являются критериями оценки КС (П. Хиртц, В.И.Лях и др.), между простыми и сложными реакциями связи незначительные.
Способность сохранить устойчивость позы в тех либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение. В одних случаях нужно сохранять его в статических положениях (статическое равновесие); в других – по ходу выполнения движения (динамическое равновесие). Различают третью форму равновесия – балансирование предметами и на предметах.
Способность к переключению и сочетанию движений – это умение быстро преобразовывать двигательные действия или перестраивать их в соответствии с меняющимися условиями.
Под чувством ритма понимается способность точно воспроизводить заданный ритм движений или варьировать им в соответствии с изменившимися условиями.
Чувство ритма выражается в воспроизведении частоты, скорости, ускорения, направления и других характеристик движения.
При выполнении непривычных двигательных действий непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях. Излишнее мышечное напряжение и недостаточное расслабление приводит к скованности. В связи с этим способность к произвольному мышечному расслаблению играет большую роль в развитии координационных способностей [27].
Рисунок 2. Классификация координационных способностей
Способность к воспроизведению, отмериванию, оценке и дифференцированию пространственных, временных, пространственно-временных и силовых параметров движения основана преимущественно на точность двигательных ощущений и восприятий, выступающих нередко в сочетании со зрительными и слуховыми.
При развитии координационных способностей решают две группы задач:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиев С.А. Особенности основных антропометрических и физиологических показателей детей 7-9 лет // Современный футбол. Казань. 2018. С. 138-143.
2. Артемьева Н.К. Биологические и педагогические основы подготовки скейтбордистов / Н.К. Артемьева, В.В. Лавриченко, В.Н. Середа - Краснодар: КГУФКСТ, 2019. - 68 с.
3. Богданов Н.В., Рудов В.М. Методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочного процесса. – Белгород, 2015. - 156 с.
4. Беликов Е.Н. Влияние силовых упражнений на развитие двигательно-координационных способностей // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2019. - № 4. - С. 11-13.
5. Барчукова Г.В. Проявление координационных способностей в скейтборде // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2018. № 1. С. 35-38.
6. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. – Ростов-н/Д: Феникс, 2018. – 381 с.
7. Варюшин В.В. Тренировка скейтбордистов // Спорт в школе. – 2021. – № 12. – С. 9–16.
8. Волик П.И. Влияние занятий спортом на организм подростка // Материалы международного молодежного научного форума. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянов, 2018. – С. 230–233.
9. Григорович И.Н., Гришко А.В. Особенности развития скоростно-силовых способностей на секционных занятиях с начинающими скейтбордистами // ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 256-262.
10. Губа В.П. Современные подходы к комплексной психолого-педагогической оценке эффективности деятельности тренера в профессиональном спорте // Спортивный психолог, 2015. - № 1(36). - С. 32-36.
11. Гордеева Т.Е. Физическая подготовка юных спортсменов // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 908-910.
12. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 431 с.
13. Денисенко Д.С. Особенности развития физических качеств спортсменов // Современный футбол. Казань. 2018. С. 24-27.
14. Дмитренко Л.А. Особенности проявления и развития выносливости у спортсменов // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. Т. 48. С. 32-34.
15. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления. // Учёные записи ун-та им.П.Ф.Лесгафта. – 2018. - №8. – С. 35.
16. Жаворонков С.С. Исследование особенностей и динамики развития скоростных способностей юных спортсменов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2020. Т. 13. № 1. С. 41-47.
17. Загревский В.И. Биомеханические аспекты технической подготовки спортсмена // Физическая культура и спорт. 2018. С. 222-227.
18. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №1. - С. 89-93.
19. Золотарев, А.П. Подготовки спортивного резерва / А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 3. – 12 с.
20. Иванов Н.В., Ларин О.С. Повышение технической подготовленности спортсменов групп начальной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №1 (131). С.95-97
21. Иванов Н.В. Динамика корреляционных связей двигательных способностей скейтбордистов 11-13 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 83-86.
22. Каныгин С.В. Методика развития отстающих физических качеств у юных спортсменов 5-6 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 58.
23. Кольвах Ю.В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности скейтбордистов в подготовительном периоде. Краснодар, 2020. - 186 с.
24. Криличевский, В.И., Семенова А.Г., Бекасова С.Н. Педагогика физической культуры: Учебник. – М.: КНОРУС, 2019. – С. 189
25. Лукин Ю.К., Корзун Д.Л. Проблемы быстрой адаптации к начальной профессиональной деятельности тренеров в детско-юношеском спорте // Современные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке Сборник материалов XI международной научно-практической и учебно-методической конференции. 2018. С. 199-202.
26. Леонтьева М.С., Суслов С.И. Организационно-методические условия повышения качества технической подготовленности скейтбордистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2015. №4. С. 92-99.
27. Максименко И.Г., Самер М.Д. Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся скейтбордом // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2020. № 5. С. 50-54.
28. Маринич В.В. Сравнительный анализ влияния индивидуально-психологических качеств юных спортсменов различных квалификаций на уровень их технической и физической подготовленности // Спортивный психолог. 2020. № 1(19). С. 28-32.
29. Матяш В. В., Митова Е. А. Анализ последовательности обучения техническим приемам юных скейтбордистов // ППМБПФВС. 2021. №11. С.72-76.
30. Огай Е.Е. Методика развития координационных способностей у детей 12-15 лет // Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 173-176.
31. Пасеко Ю.Д. Методические основы развития координационных способностей // Материалы XXI Студенческой научно-практической конференции, 2019. С. 90-94.
32. Петров А.И. Развитие координационных способностей у школьников 12-14 лет // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. – Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 423-425.
33. Полишкис М.М., Шагин Н.И. Интегральная подготовка юных скейтбордистов 5-6 лет на спортивно-оздоровительном этапе тренировки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 5. С. 66.
34. Скрыгин С.В. Структурные элементы программы подготовки скейтбордистов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Жуковой О.В. 2018. С. 346-350.
35. Теория и методика избранного вида спорта: Курс лекций / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г.Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талай. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2018. – 198 с.
36. Татаринова Е.Д. Оценка темпов прироста физической и координационной подготовленности школьников 11-12 лет, занимающихся скейтбордом // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. 2018. № 1. С. 147-151.
37. Фаттахов Р.В. Сенсативные периоды развития физических качеств в скейтборде // Современный футбол. Казань. 2018. С. 315-319.
38. Шагин Н.И. Интегральные компоненты начальной подготовки детей в скейтборде // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2018. № 3. С. 15-18.
39. Шагин Н.И. Оценка эффективности методики формирования двигательных умений начинающих спортсменов // Вестник спортивной науки. 2018. № 6. С. 28-30.
40. Шагин Н.И. Педагогические аспекты технологии успешной подготовки юных спортсменов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Жуковой О.В. 2018. С. 422-425.
41. Шагин Н.И. Педагогические аспекты технологии успешной подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 40. Шагин Н.И. Взаимосвязь интегральной оценки физической и технической подготовленности начинающих спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 100.
42. Шагин Н.И. Оценка двигательной подготовленности начинающих спортсменов различных возрастных групп // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 61.
43. Шенделев Д.Е. Использование современных средств и методов развития физических качеств у скейтбордистов // Инновационные технологии в технике и образовании. - 2021. - С. 198-202.