Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В художественной гимнастике, где акцент делается на грациозности, точности и координации движений, техническая подготовка спортсменов имеет решающее значение для достижения высоких спортивных результатов. Одним из инновационных и эффективных средств технической подготовки является использование скакалки, которое способствует развитию не только физических качеств, таких как выносливость, скорость и координация, но и улучшает ритмичность и музыкальность, крайне важные в этом виде спорта [6]. Несмотря на широкое применение скакалки в многих видах спорта, в художественной гимнастике оно еще недостаточно изучено, особенно в контексте комплексного воздействия на техническую подготовку атлеток. В связи с этим возникает необходимость систематизированного изучения и анализа эффективности использования скакалки как тренировочного инструмента, а также разработки методических рекомендаций по его внедрению в тренировочный процесс спортсменок художественной гимнастики [13]. Эта потребность определила выбор темы дипломной работы: «Техническая подготовка в упражнениях со скакалкой спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой».
Цель работы: исследовать влияние упражнений со скакалкой на техническую подготовку спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, и разработать методические рекомендации по их применению в тренировочном процессе.
Объект исследования: процесс технической подготовки спортсменов в художественной гимнастике.
Предмет исследования: влияние упражнений со скакалкой на техническую подготовку спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза исследования: регулярное включение упражнений со скакалкой в тренировочный процесс спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой, способствует значительному улучшению координации, выносливости и технического мастерства, что в целом положительно сказывается на спортивных достижениях и уровне спортивного мастерства.
Задачи работы:
1.Анализ научной и методической литературы по вопросам использования скакалки в спортивной подготовке, с особым акцентом на художественную гимнастику, для выявления основных тенденций и подходов в технической подготовке спортсменов.
2.Экспериментальное исследование эффективности упражнений со скакалкой на выборке спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, включая оценку их влияния на развитие координации, выносливости и других физических качеств.
3.Разработка и обоснование методических рекомендаций по интеграции упражнений со скакалкой в тренировочный процесс спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, на основе анализа полученных данных и лучших практик.
Исследование проводилось на базе секции художественной гимнастики "Стань чемпионом" города Краснодара.
Исследование было разделено на несколько этапов:
Первый этап включал в себя теоретическую подготовку: работу с литературой по использованию скакалки в спортивной подготовке, определение круга авторов и составление предварительного списка литературы. На этом этапе были сформулированы тема и основные структурные элементы работы, включая цель, объект, предмет исследования, задачи, гипотезу, а также подготовлена теоретическая глава работы.
Второй этап заключался в подборе и адаптации тестов и методик для оценки эффективности упражнений со скакалкой в тренировочном процессе художественной гимнастики. На этом этапе также было определено содержание методических рекомендаций для тренеров и спортсменок секции.
Третий этап предполагал проведение опытно-экспериментальной работы в форме педагогического эксперимента. Целью эксперимента была оценка эффективности внедрения упражнений со скакалкой в тренировочный процесс и их влияние на улучшение технических навыков гимнасток. В рамках этого этапа проводилась сбор и математическая обработка данных, формулировка выводов, а также оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с принятыми академическими требованиями.
В процессе работы нами были использованы методы анализа, синтеза, педагогического эксперимента, тестирования, математической статистики.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты можно использовать для повышения эффективности тренировочного процесса в художественной гимнастике, особенно в аспектах улучшения координации, выносливости и технического мастерства спортсменов с помощью упражнений со скакалкой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАКАЛКИ В ТРЕНИРОВКАХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
1.1 Общие принципы технической подготовки в художественной гимнастике
Художественная гимнастика — это вид спорта, который требует от атлетов не только выдающихся физических данных, но и высокого уровня артистизма, точности и координации движений. Техническая подготовка в художественной гимнастике играет ключевую роль в формировании способности спортсмена исполнять сложные элементы с высокой степенью изящества и технической чистоты. Это требует постоянного усовершенствования навыков, что возможно только при систематической и целенаправленной тренировке [2].
Техническая подготовка способствует развитию необходимых физических качеств, таких как гибкость, сила, выносливость, скорость, а также моторных способностей — координации, равновесия и ритма. Особое внимание в художественной гимнастике уделяется контролю над телом и способности управлять его движениями в пространстве, что необходимо для выполнения сложных акробатических элементов и гармоничной работы с предметами. Кроме того, техническая подготовка напрямую влияет на безопасность спортсмена во время выступлений и тренировок. Точность выполнения технических элементов снижает риск травматизма, что крайне важно, учитывая высокую сложность и динамику выступлений в художественной гимнастике. Правильное техническое исполнение уменьшает физическую нагрузку на определённые группы мышц и суставы, распределяя её более равномерно по всему телу.
Техническая подготовка в художественной гимнастике включает в себя несколько ключевых элементов, каждый из которых направлен на развитие определённых аспектов мастерства спортсмена. Эти элементы охватывают широкий спектр умений и навыков, необходимых для успешных выступлений [21].
Гибкость — одно из базовых качеств, необходимых гимнасткам. Работа над гибкостью включает в себя регулярные упражнения на растяжку, которые помогают улучшить амплитуду движений и способствуют профилактике травм. Эффективность выполнения элементов, таких как шпагаты и мосты, напрямую зависит от уровня гибкости спортсменки.
Сила — фундаментальный компонент, который поддерживает выполнение всех технических элементов. Тренировки на развитие силы фокусируются на укреплении мышц кора, ног, рук и спины, что необходимо для поддержания правильной осанки и выполнения силовых элементов.
Координация — ключ к успешной работе с предметами (скакалка, лента, мяч и т.д.) и безошибочному выполнению сложных комбинаций движений. Тренировки на координацию включают в себя упражнения, направленные на синхронизацию движений рук и ног, а также развитие способности к контролю над предметами при выполнении акробатических элементов.
Выносливость — важный аспект технической подготовки, позволяющий спортсменам поддерживать высокий уровень энергии в течение всего выступления. Упражнения на развитие кардиореспираторной выносливости и мышечной стойкости помогают увеличить общую работоспособность атлетов и способность восстанавливаться между тренировками.
Ритмичность и музыкальность — эти качества требуют от гимнасток умения чувствовать музыку и точно подстраивать свои движения под ритм, что необходимо для создания эстетически привлекательного и технически правильного выступления. Работа над ритмичностью часто включает использование различных музыкальных произведений и ритмических упражнений. Систематическая работа над каждым из этих элементов формирует основу технической подготовки в художественной гимнастике, что позволяет спортсменам достигать высоких результатов и развивать свои артистические способности на максимальном уровне [18].
Помимо прочего, технические навыки играют решающую роль в выступлениях спортсменов в художественной гимнастике, определяя уровень профессионализма и эффективность выступлений. Влияние технических навыков на результаты выступлений гимнастов может быть рассмотрено с различных точек зрения [30]. Во-первых, технические навыки определяют качество исполнения каждого элемента программы. Четкость движений, правильная амплитуда, гармоничное сочетание с музыкой, а также эстетическое впечатление, создаваемое исполнением — все эти аспекты тесно связаны с уровнем технической подготовки гимнаста. Отлично выполненные технические элементы могут значительно повысить оценку спортсмена со стороны судей и зрителей.
Во-вторых, технические навыки определяют возможности спортсменов в различных состязаниях. Гимнасты с более высоким уровнем технической подготовки имеют больше шансов на успешное выступление на международных соревнованиях и олимпийских играх. Их способность выполнять сложные элементы программы с высокой точностью и грацией делает их конкурентоспособными в мировом масштабе. В-третьих, технические навыки оказывают влияние на психологический аспект выступлений спортсменов [23]. Уверенность в своих силах, умение контролировать исполнение даже в стрессовых ситуациях и способность проявить высокую концентрацию во время выступления неразрывно связаны с уровнем технического мастерства.
Говоря о роли технической подготовки в достижении спортивных результатов, следует упомянуть о ее ключевой роли в этом процессе. Так, она представляет собой систему упражнений и тренировок, направленных на совершенствование техники выполнения гимнастических элементов, движений и композиций [9; 15].
Основная задача технической подготовки - обеспечить гимнасткам уверенное и мастерское исполнение разнообразных элементов и упражнений в художественной гимнастике. Это включает в себя не только технику выполнения акробатических и гимнастических элементов, но и работу с предметами (мяч, обруч, лента и др.), а также выработку правильной координации движений и гармоничного взаимодействия тела с музыкальным сопровождением. Одним из основных аспектов технической подготовки является достижение высокого уровня мастерства в выполнении сложных гимнастических элементов. Это включает в себя работу над техникой прыжков, вращений, гибкости, а также овладение различными акробатическими элементами, требующими высокой степени координации и контроля над телом [4].
Техническая подготовка также направлена на развитие силы, гибкости, выносливости и координации, что является необходимым условием для успешного выступления на соревнованиях. Кроме того, правильно организованная техническая подготовка способствует профилактике травм, улучшению физической формы и общего здоровья гимнасток. В целом, техническая подготовка играет решающую роль в формировании спортивных результатов в художественной гимнастике, поскольку определяет уровень мастерства, техническую исполнительность и эстетическое впечатление от выступлений. Она требует систематического и целенаправленного подхода, постоянного совершенствования и контроля за техническими навыками гимнасток [20].
В художественной гимнастике техническая подготовка опирается на ряд ключевых принципов, которые определяют эффективность и результативность тренировочного процесса [16].
- Принцип систематичности. Техническая подготовка в художественной гимнастике требует регулярных и систематических тренировок. Постоянное повторение упражнений и элементов позволяет закрепить навыки и развить высокую техническую мастерство.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адрова, Е. В., Фомина, Н. А., Седых, Н. В. Музыкально-двигательная подготовка на начальном этапе тренировки в художественной гимнастике на основе интегрированного подхода. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2016. — 180 с.
2.Беклемишева Е.В., Дубовицкая И.А., Хамед Е.Д. Развитие координационных способностей девочек 8-10 лет с использованием предметов в художественной гимнастике // ФК: ВОТ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-devochek-8-10-let-s-ispolzovaniem-predmetov-v-hudozhestvennoy-gimnastike (дата обращения: 01.05.2024).
3.Вишнякова, С. В., Чертихина, Н. А. История развития художественной гимнастики. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. — 42 с.
4.Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 14-15 ноября 2017 г. — 148 с.
5.Гаевская, О. В., Григорьева, И. П. Технология преподавания сложнокоординационных видов упражнений (на примере гимнастики): учебное пособие для студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), направленность (профиль) «Теория физической культуры и технология физического воспитания». Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. — 232 с.
6.Горская И.Ю., Котлякова А.В., Кузнецова И.А., Непомнящих Т.А. Совершенствование методики координационной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике // Современные вопросы биомедицины. 2022. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-koordinatsionnoy-podgotovki-yunyh-sportsmenok-v-hudozhestvennoy-gimnastike (дата обращения: 01.05.2024).
7.Горячева, Е. Н., Конеева, Е. В., Малахова, А. И., Морозова, Л. П. Инновационные технологии воспитания и развития детей от 6 месяцев до 7 лет. Москва: Издательство "Прометей", 2012. — 230 с.
8.Григорьева, И. П., Гаевская, О. В. Теория и методика музыкально-ритмического воспитания. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. — 156 с.
9.Гусева, Е. В., Загревский, О. И., Шилько, В. Г., Сосуновский, В. С. Модельные характеристики физической подготовленности спортсменок 6–10 лет в художественной гимнастике. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. — 112 с.
10.Дисько, Е. Н., Якуш, Е. М. Основы теории и методики спортивной тренировки. Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2018. — 250 с.
11.Ериков, В. М., Никулин, А. А. Краткий словарь терминов по адаптивной физической культуре. Санкт-Петербург: Издательство "Лань" (СПО), 2023. — 200 с.
12.Коновалова Лилия Александровна, Кияненко-Чет Елена Валентиновна Многоуровневая система художественной гимнастики в США // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogourovnevaya-sistema-hudozhestvennoy-gimnastiki-v-ssha (дата обращения: 01.05.2024).
13.Коновалова, Л. А. Теория и методика избранного вида спорта: художественная гимнастика. Учебное пособие. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. (2017). — 184 с.
14.Лифанов, А. Д., Гейко, Г. Д., Хайруллин, А. Г. Физическая культура и спорт как основа здорового образа жизни студента. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2019. — 152 с.
15.Магомедов, Р. Р., Агеев, А. В., Дауров, А. М., Кульчицкий, В. Е., Литвина, Г. А., Махновская, Н. В., Моргун, И. Н., Мхце, Б. А., Стрельников, Р. В., & Хагай, В. С. Современные дидактические средства обучения физической культуре и спорту по направлениям педагогической подготовки. Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт. (2020). — 349 с.
16.Махов, С. Ю. Штурмовой бой ГРОМ. Метод сокрушительных ударов. Москва: МАБИВ, 2014. — 185 с.
17.Межина М.В., Хмельков А.Н. Модель прыжковой подготовки в художественной гимнастике на этапе спортивной специализации // Вестник науки. 2024. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-pryzhkovoy-podgotovki-v-hudozhestvennoy-gimnastike-na-etape-sportivnoy-spetsializatsii (дата обращения: 01.05.2024).
18.Межина М.В., Хмельков А.Н. Модель прыжковой подготовки в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Вестник науки. 2024. №1 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-pryzhkovoy-podgotovki-v-hudozhestvennoy-gimnastike-na-etape-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 01.05.2024).
19.Научные и организационно-методические основы физического воспитания: материалы республиканской научно-методической конференции. Донецк: Донецкий национальный университет, 19 апреля 2023 г. — 151 с.
20.Одинцова, М. А., Баранова, Д. М. Методические аспекты начального отбора в художественной гимнастике по техническим показателям освоения действий со скакалкой и обручем девочками 5-6 лет // Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 14–15 ноября 2019 г. 422 С.
21.Петрова Алиса Валерьевна, Дружкова Дарья Олеговна Комплекс упражнений для развития прыгучести у девочек 7-8 лет занимающихся художественной гимнастикой // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №1 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleks-uprazhneniy-dlya-razvitiya-pryguchesti-u-devochek-7-8-let-zanimayuschihsya-hudozhestvennoy-gimnastikoy (дата обращения: 01.05.2024).
22.Пилюк Н.Н., Тихонова И.В., Барчо О.Ф., Иванова А.И., Суркова С.Э. Содержание технической подготовки девочек 6-7 лет в эстетической гимнастике // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-tehnicheskoy-podgotovki-devochek-6-7-let-v-esteticheskoy-gimnastike (дата обращения: 01.05.2024).
23.Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики: материалы III очно-заочной научной конференции молодых ученых. Москва: Московский педагогический государственный университет, 19 декабря 2018 г. — 294 с.
24.Прописнова, Е. П. Использование детских танцев в процессе занятий технико-эстетическими видами спорта на этапе начальной подготовки. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. — 89 с.
25.Терехина, Р. Н., Винер-Усманова, И. А., Медведева, Е. Н. Теория и методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва. Москва: Издательство "Спорт-Человек", 2018. — 360 с.
26.Титова Анна Владимировна Специальная выносливость гимнасток, выступающих в групповых упражнениях // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-vynoslivost-gimnastok-vystupayuschih-v-gruppovyh-uprazhneniyah (дата обращения: 01.05.2024).
27.Удалова Маргарита Александровна Результаты применения технологии совмещения предметной и физической подготовок в тренировочном процессе гимнасток // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-primeneniya-tehnologii-sovmescheniya-predmetnoy-i-fizicheskoy-podgotovok-v-trenirovochnom-protsesse-gimnastok (дата обращения: 01.05.2024).
28.Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: материалы Х Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых. Екатеринбург: Уральский государственный университет физической культуры, 22 апреля 2022 г. — 468 с.
29.Фурманов, А. Г., & Акулич, Л. И. Гимнастика: учебник. Минск: Белорусский государственный университет физической культуры. (2022). — 379 с.
30.Шарифуллина С.Р., Жесткова Ю.К., Разживин О.А., Чернышова С.Ш. Игровой стретчинг как средство развития гибкости у юных спортсменок в художественной гимнастике // ТиПФК. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-stretching-kak-sredstvo-razvitiya-gibkosti-u-yunyh-sportsmenok-v-hudozhestvennoy-gimnastike (дата обращения: 01.05.2024).