Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях между различными странами активно применяется временный ввоз товаров и транспортных средств для личного пользования, и Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) не является в данном направлении исключением из правил. С момента вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС прошло пять лет и за это время были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в регулировании, связанных с пересечением таможенной границы территории ЕАЭС. Временный ввоз товаров и транспортных средств обладает своей спецификой и имеет ряд проблемных моментов, которые могут привести как к неосторожным, так и умышленным нарушениям физическими лицами норм права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в нынешних условиях можно говорить о значимости таможенного контроля временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС, так как от эффективности его проведения зависит беспрепятственность перемещения товаров и транспортных средств. В практике таможенных органов периодически возникают различные случаи, когда физические лица временно перемещающие транспортные средства для личного пользования, сталкиваются с необходимостью разъяснения отдельный норм таможенного законодательства Российской Федерации и ЕАЭС. У физических лиц проблемы возникают как с правильностью оформления пассажирской таможенной декларации при подачи ее таможенным органам, со роками временного ввоза транспортного средства для личного пользования (далее – ТСЛП), так и с исполнением обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов.
Степень разработанности темы исследования. Характеризуя в целом уровень изученности темы настоящей работы, можно определить его как достаточно глубокий, в связи с чем, представляется возможным обратить внимание на труды таких специалистов в рассматриваемой сфере, как: Е.Ю. Кузьмичёнка, Д.А. Курчавовой, Д.П. Лунева, А.С. Никишанова, А.С. Ратова, А.Ю. Райковой, Е.А. Степанова, А.Е. Смекалина, А.А. Торопцева, которые проводили детальные исследования в области регулирования и применения временного ввоза товаров и транспортных средств. Специфику проведения таможенного контроля временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования, а также особенности декларирования автомобилей изучали также А.А. Костин, А.С. Логинова, Н.А. Назаренко и др.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является разработка предложений по устранению проблем, связанных с временным ввозом на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования.
Задачи исследования:
- проанализировать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС;
- проанализировать практику временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования;
- исследовать статистику правоприменительной и судебной практики по теме исследования;
- определить проблемы, связанные с временным ввозом физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования на таможенную территорию ЕАЭС.
Объектом исследования является порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств для личного пользования.
Предметом исследования выступает порядок временного ввоза физическими лицами товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования,
автором были использованы общенаучные методы познания: диалектический, метод системного анализа и обобщения, теоретических, нормативных и практических материалов, предполагающие объективность и всесторонность познания. Применялись также частные научные методы исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, комплексный (технико- юридический, статистический), системно-структурный анализ. Все указанные методы научного познания использовались автором для всестороннего изучения исследуемых проблем.
Информационной базой выступили: международные правовые и акты, составляющие право ЕАЭС, договора и соглашения между государствам-членами ЕАЭС, Конституция РФ, федеральные законы, учебная и научная литература, периодическая печать и другие материалы в рамках исследования.
Теоретическая значимость исследования обусловлена выводами и
рекомендациями, сформированными в настоящей работе.
Приведенные выводы и рекомендации составили теоретическую основу
проведения в вопросах исследования особенностей проведения временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования между сторонами ЕАЭС.
Практическую значимость проведенного исследования можно определить, что его результаты будут способствовать более глубокой научной разработке проблемы применения временного ввоза товаров и транспортных средств для личного пользования физическими лицами между сторонами ЕАЭС.
Научная новизна работы заключается в том, что данная работа представляет собой комплексное исследование, в котором осуществлена теоретическая и практическая разработка таможенных положений, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.
Структура работы полностью соответствует указанным выше целям и задачам, включая: введение, базовую часть, структурированную по главам, заключение и библиографического списка.
1. Содержание и особенности применения процедуры временного ввоза, проблемы правовых аспектов и возможные пути их устранения
1.1 Сущность таможенной процедуры временный ввоз и область применения
Основным правовым документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор о ЕАЭС).
Раздел VIII Договора о ЕАЭС предусматривает единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), а также другими международными договорами и актами. Таможенный кодекс является кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правила взаимодействия органов в сфере таможенного обращения в рамках Союза. ТК ТС (договор был заключён во время действия ТК ТС) обеспечивал упрощение и ускорение процедур таможенного декларирования и поставок товаров в пределах Союза.
Новый Таможенный кодекс вступил в силу с 1 января 2018 года. ТК ЕАЭС предусматривает ряд изменений: упрощение таможенных операций; введение электронного документооборота; приоритет электронного таможенного декларирования - декларирование на бумажных носителях будет разрешено в исключительных случаях; новый подход к регулированию статуса уполномоченного экономического оператора.
Временный ввоз - это таможенная процедура, при которой товары ЕАЭС ввозятся и используются в течение установленного срока в пределах таможенной территории ЕАЭС с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Суть этой таможенной процедуры предполагает ее применение обычно для организации выставочных, спортивных и других зрелищных мероприятий.
Значение временного ввоза как самостоятельной таможенной процедуры определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества. Статус товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру, а, следовательно, и содержание самой процедуры, прежде всего определяется временным характером нахождения и использования таких товаров вне таможенной территории. Немаловажным является также и то, что пользование временно вывезенными товарами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Это закономерно порождает необходимость установления определенных границ применения таможенной процедуры, за пределами которых его использование может привести к негативным последствиям для российской экономики.
И.Г. Макарова и А. Д. Положенцева рассмотрели актуальные вопросы, связанные с процедурой таможенного ввоза в таможенном союзе ЕАЭС. По мнению этих авторов. на современном этапе развития международных отношений и геополитической ситуации, несомненно важным представляется присоединение всех стран Евразийского союза к единой нормативно законодательной системе, посвященной временному ввозу, в связи с тем что на сегодняшний день урегулирование порядка проведения данной таможенной процедуры имеет сложности[ Макарова И. Г., Положенцева А. Д. Особенности применения таможенной процедуры временного ввоза в Таможенном союзе // Журн. Интеллектуальный потенциал ХХІ: Ступени познания. Новосибирск, 2016. 167-171.].
Преэксущества применения процедуры временного ввоза по сравнению с иными таможенными процедурами привела Д. А. Курчавова[ Курчавова Д. А. Правовое регулирование таможенной процедуры временного вывоза (временного ввоза): сборник / под общей редакцией В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. 2016. С. 373-376.].
В Н. Ионичева рассмотрела возможности совершенствования механизмов ввоза на таможенную территорию ЕАЭС оборудования по договорам международного финансового лизинга, которое заключается в упрощении порядка определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей при изменении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) на таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления[ Ионичева В. Н. Международный лизинг: ввоз оборудования // Журн. Лизинг. Москва, 2013. С. 48-55.].
Особое внимание таможенному контролю уделили также А. Е. Смекалин и Е. А. Степанов[ Степанов Е. А., Смекалин А. Е. Особенности взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. 116 с.].
Одной из наиболее востребованных таможенных процедур является процедура временного ввоза, при которой иностранные товары используются в течение определенного времени (срока временного ввоза) на таможенной территории ЕАЭС, с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ввозимым товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Контроль со стороны отдела таможенных процедур предполагает проведение проверок таможенных постов в составе рабочих групп, утвержденных приказом по таможне, периодический анализ электронной базы данных грузовых таможенных деклараций, заполненных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, выезды совместно с должностными лицами таможенных постов по мере необходимости в места нахождения временно ввезенных товаров и проведение иных мероприятий.
Применение процедуры временного ввоза позволяет путем предоставления определенных льгот снять необоснованные препятствия для развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами.
В то же время соображения защиты национальной экономики, обеспечение безопасности страны требует установления четких правовых рамок использования данной таможенной процедуры.
Примером применения процедуры временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных налогов может служить временный вывоз профессионального оборудования, товаров для демонстрации на выставках, учебных материалов и т.д.
Таможенный контроль над товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза, осуществляется таможенным органом оформления в течение всего срока нахождения товаров под таможенной процедурой.
При временном ввозе товаров, относимых к технологиям двойного назначения, порядок выдачи лицензий ФСТЭК России определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль». Необходимые документы, сроки и порядок рассмотрения документов указаны в Приказе ФСТЭК России от 04.05.2012 № 51.
Комиссия по экспортному контролю является межведомственным координационным органом, в который входят представители различных министерств и ведомств. Состав комиссии утверждается Указом Президента Российской Федерации.
Получение разрешения Комиссии необходимо в двух случаях:
на ввоз контролируемой продукции и технологий в форме технических данных без их передачи иностранному лицу с последующим возвратом на территорию России;
на внешнеэкономические операции с продукцией/услугами, не подпадающими под действие контрольных списков/перечней, в случаях, если российские участники ВЭД имеют основания полагать, что указанные продукция/услуги могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники (в Аналитический конъюнктурный центр соответствии со статьей 20 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с изм., внес. Федеральными конституционными законами от 04.10.2022 №5-ФКЗ, №6-ФКЗ, №7-ФКЗ, №8-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1 - Ст. 1.
4.Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ
6.Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2020 № 47 (ред. от 11.09.2020) «Об изменении некоторых сроков ввоза товаров для личного пользования»
7.Приказ Федеральной таможенной службы от 1 декабря 2014 г. № 2330 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА»
8.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
9.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Научная и учебная литература
10.Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран ЕАЭС и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
11.Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
12.Бакаева О. Ю. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе //Вестник Российской таможенной академии. - 2012.№ - 1. - С. 73-77.
13.Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
14.Канищев Д. Декларируем товары для личного пользования // ЭЖ Юрист. - 2013. - № 5.- С.4-7
15.Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС // Таможенное дело. - 2011. - № 1. – С.38-42
16.Сальников К.А. Декларирование товаров и транспортных средств. - СПб., 2016 – 288 с..
17.Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
18.Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
19.Ионичева В. Н. Международный лизинг: ввоз оборудования // Журн. Лизинг. Москва, 2013. С. 48-55.
20.Козырин А. Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия// Журн. Право: журнал высшей школы экономики. Москва, 2016. С. 130-148.
21.Курчавова Д. А. Правовое регулирование таможенной процедуры временного ввоза: сборник / под общей редакцией В. Бехер, Н. Н. Лайченковой. 2016. С. 373-376.
22.Макарова И. Г., Положенцева А. Д. Особенности применения таможенной процедуры временного ввоза в Таможенном союзе // Журн. Интеллектуальный потенциал ХХІ: Ступени познания. Новосибирск, 2016. 167-171.
23.Райкова А. Ю. Международно-правовые аспекты упрощения таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Современное право. Москва, 2014. С. 10-15.
24.Смирнова И. А. К вопросу о применении таможенной процедуры временного ввоза // Журн. Актуальные проблемы права и экономики. Саратов, 2016. С. 84-89.
25.Степанов Е. А., Смекалин А. Е. Особенности взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. 116 с.
26.Истомин С.И. Таможенное право: учебник для бакалавров / С.И. Истомин. - М.: Софт Издат., 2018. - 189 с.
27.Беляшов Б.А. Таможенные процедуры: / учебно-практическое пособие Б.А. Беляшов - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2019. - 411 с.
28.Петров А.В. Законодательное отделение судов и прокуратуры от системы правоохранительных органов как элемент государственной стратегии ее реформирования // Грамота. 2012. № 10, ч. 1.
29.Правоохранительные органы / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М., 2019 – 279 с..
30.Чермянинов Д. В., Курмаев А. Э. О вопросах производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Российский юридический журнал. 2016. № 4. С. 139-145.
31.Чернявский А.Г. Правоохранительные органы. М., 2020 – 225 с..
32.Штофель Я.Ю., Васильев А.М. Организационные основы противодействия организованной преступной деятельности // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы / сборник статей Международной научно - практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 165 - 169.
Интернет-источники
33.Судебная статистика РФ Административные правонарушения. Показатели по отдельным правонарушениям https://stat.апи-пресс.рф/stats/adm/t/31/s/1?ysclid=lf88wmge1f1103290
34.Данные ЕМИСС https://www.fedstat.ru/indicator/36227