Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обоснована необходимостью международных морских перевозок в связи со следующими факторами. Некоторые грузы не могут транспортироваться другими способами, так как это связано с их спецификой, а также трудностями других методов перевозки, обусловленных политической обстановкой, сложившийся в современном мире.
Всего существует пять видов: автомобильные перевозки, морские перевозки, авиаперевозки, железнодорожные перевозки, мультимодальные (использование нескольких видов транспорта).
Трудность автомобильных перевозок заключается в малой грузоподъемности, риском хищения груза, а также возникновения дорожно-транспортных происшествий, высокой себестоимости данного метода. Авиа- и железнодорожные перевозки ограничены привязанностью к инфраструктуре. Мультимодальные связаны с большой себестоимостью и подходят для перевозок внутри страны.
Транспорт груза морским путем наиболее оптимален, так как имеет ряд преимуществ, в отличие от других способов. Возможность доставлять сырье на большие расстояния и в больших объемах, сравнительно низкая стоимость перевозок. Морские перевозки позволяют эффективно и безопасно доставлять грузы по всему миру.
Одним из основных преимуществ морских перевозок является их относительная недороговизна по сравнению с другими видами транспорта, такими как авиаперевозки. Это позволяет снизить затраты на доставку, что особенно важно для компаний с ограниченным бюджетом.
Кроме того, морские перевозки обеспечивают относительно высокий уровень безопасности для перевозки грузов. Грузы тщательно упаковываются и защищаются от воздействия внешних факторов, таких как вибрации и температурные изменения, что помогает сохранить целостность и работоспособность.
Но необходимо иметь ввиду и недостатки морских перевозок. Для транспортировки некоторых грузов, например, таких как медицинское оборудования лекарственных средств нужно принимать во внимание множество факторов.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с международной морской перевозкой грузов.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие порядок международной морской перевозки грузов.
Целью исследования является проведение комплексного анализа международной морской перевозки грузов. Комплексный анализ будет проводиться путем сравнительного анализа национальных и международных норм, а также анализа доктринальных положений.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, виды международной морской перевозки грузов.
2. Изучить нормы международного права в сфере международной морской перевозки грузов.
3. Проанализировать правовое регулирование международной морской перевозки грузов в Российской Федерации.
4. Раскрыть предмет и условия договора международной морской перевозки грузов.
5. Рассмотреть права и обязанности сторон международной морской перевозки грузов.
6. Исследовать пределы ответственности по договору международной морской перевозки грузов.
7. Раскрыть проблемы международных морских перевозок грузов.
8. Представить направления развития международных морских перевозок грузов.
Методы исследования: общенаучные методы - анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничивается решением определенных познавательных задач; специальные методы правовой науки - статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы; частные методы правовой науки.
Для исследования использовались работы авторов, таких как: Аксенов А. Г., С. В. Алешина, Н. А. Бутакова, И. В. Гетьман-Павлова, А. С. Касаткина, К. А. Малюков, Н. Г. Маркалова, Д. А. Оселедец, А. Р. Пурге, Д. П. Стригунова, Н. Е. Чарцева и др., а нормативную базу исследования составили международные конвенции и соглашения, а также отечественное и зарубежное законодательство в области регулирования применимого права в договоре международной морской перевозки грузов.
Теоретическое и практическое значение исследования заключается в том, что представленные в работе теоретические выводы дают возможность более полно раскрыть суть и особенности международной морской перевозкой грузов. Помимо этого, основные положения исследования послужат последующим исследованиям проблематики международной морской перевозкой грузов, и станут полезными во время дальнейшего исследования отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика международных морских перевозок грузов
1.1 Понятие, виды международной морской перевозки грузов
Перевозка сама по себе рассматривается как вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.
Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Уже в XIX веке термин «перевозка» раскрывается в связи с перемещением пассажиров, грузов (клади) и известий. Следовательно, перевозка грузов, определяемая началами свободы соглашения между контрагентами и свободы конкуренции между предпринимателями и возчиками (обыкновенная извозная перевозка, подрядная, морская и по водным внутренним сообщениям). Здесь по свободно заключенному договору, словесному или письменному (формой последнего признается обыкновенно накладная в сухопутной перевозке и коносамент в морской) возчик обязывается за условленную плату перевезти в возах, санях или судах переданную ему кладь (вещи) в указанное место и передать ее там третьему лицу (адресату, получателю).
Однако объект правового регулирования (общественные отношения в сфере перевозки грузов), зафиксированный в XIX веке, таковым сформировался за многие предыдущие столетия. Усложнение отношений по перевозке и совершенствование механизмов правового регулирования проходили постепенно. Последовательно изложенной истории развития института морской перевозки в русскоязычной юридической литературе нет. Сведения из источников носят отрывочный характер. В целом описание развития данного института можно проследить по шеститомнику Пардессю.
В античном мире хозяин судна («навклер») характеризуется как владелец корабля; владелец хотя бы части товара, перевозимого на этом корабле; также «навклер» лично присутствует на корабле во время плавания.
Таким образом, хозяин судна, владелец и торговец товара – это одно лицо.
Хозяин судна мог взять в плавание кроме своего и другой товар вместе с его владельцем, который становился членом экипажа.
В таких отношениях договор перевозки отсутствовал, как и другие письменные свидетельства регулирования отношений между участниками морского предприятия.
Если обратиться к смысловому значению термина «перевозка» (либо синониму - «перевоз»), то, например, в Толковом словаре Д.Н. Ушакова - это слово определяется, как действие, производное от глагола «перевозить»: перевоз товаров; перевоз мебели; перевоз грузов через реку. Аналогичная дефиниция содержится и в Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой. Что касается договора перевозки, то согласно Большой советской энциклопедии, это «один из видов гражданско-правовых договоров». Примерно в таком же ключе данное определение раскрывается и в Финансовом словаре. В свою очередь А.Я. Рыженков с коллегами определяет перевозку как деятельность по перемещению различных объектов, осуществляемую специальными предпринимателями на основе договора[ Анисимов А.П., Козлова М.Ю., Рыженков А.Я., Чаркин С.А. Гражданское право. Особенная часть в 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования / под общей редакцией А.Я. Рыженкова. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – С. 155.].
Важно отметить, что современное отечественное законодательство в рассматриваемой сфере, активно оперируя понятиями «перевозка» и «договор перевозки», не раскрывает, в сущности, ни одно ни другое. Из норм ст. 785 и ст. 786 Гражданского кодекса РФ можно вывести основные характерные особенности договора перевозки груза и договора перевозки пассажира и багажа соответственно. Заметим, что, исходя из анализа норм ГК РФ, перевозка является разновидностью транспортных услуг. Наряду с ней к последним относятся транспортно-экспедиционные услуги.
При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что категория «транспортировка» шире, чем «перевозка», и перевозку определяют в качестве основного вида транспортировки. В целом исследователи дают несколько различные, но по своей сути схожие классификации. Так, по мнению А.Я. Рыженкова, в зависимости от характера транспортировки перемещение объектов может быть наземным, воздушным, надводным. Наземная транспортировка включает в себя железнодорожную, трубопроводную, автотранспортную, воздушная – авиатранспортную, а надводная – морскую и речную транспортировку. Автор отмечает, что транспортировка является более широким понятием, нежели перевозка, поскольку не включает в себя трубопроводную транспортировку. В остальном эти понятия употребляются как синонимы[ Там же. С. 155.].
Перевозка отличается техникой своего осуществления – перемещением предмета транспортировки во внутреннем объеме (внутренней вместимости) транспортного средства (ТС), на его внешней поверхности или на внешней к нему подвеске. Другими видами транспортировки являются:
- буксировка, то есть перемещение индивидуально-определенной вещи (буксируемого объекта) посредством его тяги или толкания морским судном или судном внутреннего плавания (то есть перемещения вещи вне ТС);
- передача через присоединенную сеть;
- сплав по рекам и другим водным путям, имеющим течение, а также проводка морских судов и судов внутреннего плавания (ледовая и лоцманская)[ Белов В.А. Гражданское право в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник для вузов - М.: Юрайт, 2020. - С. 296.].
Перевозки классифицируются по критерию объекта как пассажирские и грузовые. Эта классификация является самой распространенной и взята за основу в гражданском законодательстве, а также широко используется на практике. Нормы гл. 40 ГК РФ выделяют три типа предметов перевозки: груз; пассажир и багаж. Грузом называются любые материальные предметы (вещи), сданные их отправителем перевозчику и принятые последним для транспортировки в режиме перевозки. Пассажиром считается физическое лицо, имеющее билет, либо находящееся на территории пассажирского транспортного терминала, либо совершившее посадку в ТС, следующее по определенному маршруту (независимо от наличия билета). Багажом считаются вещи, сданные пассажиром перевозчику для перевозки под контролем последнего тем же ТС (рейсом), которым следует данный пассажир, и подлежащие выдаче именно этому (сдавшему их к перевозке) пассажиру. Законодательство выделяет также такие предметы перевозки, как ручная кладь – малогабаритные легкие вещи, перевозимые пассажиром при себе; грузобагаж – багаж, перевозимый в почтово-багажных поездах либо в специальных вагонах пассажирских поездов; и почту – груз в виде почтовых отправлений, сданных к перевозке предприятиями связи.
Ни в одном из действующих нормативных актов не дается определения предпринимательской деятельности в сфере перевозок. Именно поэтому полагаем необходимым раскрыть основные признаки предпринимательской деятельности, осуществляемой в сфере перевозок на транспорте. Для начала обратимся к определению: предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Из этого определения следует, что любая такая деятельность должна соответствовать четырем признакам: самостоятельности, предпринимательскому риску, систематичности получения прибыли и государственной регистрации.
Исходя из сказанного, под предпринимательской деятельностью в сфере перевозок следует понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию транспортно-перевозочных услуг с использованием необходимой инфраструктуры, транспортных средств и иного требуемого для осуществления транспортно-перевозочного процесса имущества лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.
Целью такой деятельности является получение прибыли, которую предприниматели получают в результате реализации продукции (товаров, работ, услуг). В экономической литературе под реализацией продукции понимается продажа товара, превращение его в деньги или в другой вид товара. Реализация продукции предполагает смену собственника продукции, то есть возникновение права собственности у покупателя, заказчика, инвестора.
В настоящее время перевозка груза включает принятие разнообразных сопровождающих документов, выработанных в процессе развития системы ее правового регулирования.
Возвращаясь к вопросу об определении понятия международной морской перевозки груза следует указать на то, что:
- транспортным средством, с помощью которого морская перевозка реализуется, является морское судно. В соответствии со статьей 1 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) (заключена в Брюсселе, 25 августа 1924 года)[ Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (вместе с "Протоколом подписания") (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) (с изм. от 21.12.1979) // Документ опубликован не был.], судном признается любое судно, используемое для морской перевозки грузов;
- пунктами отправления и назначения при грузовых морских перевозках выступают морские порты. В силу п. 1 ст. 9 КТМ РФ[ Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 19.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.] «под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг».
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (вместе с "Протоколом подписания") (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) (с изм. от 21.12.1979) // Документ опубликован не был.
2.Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) // "Закон", N 6, 2000.
3.Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов ("Роттердамские правила") (Заключена в г. Нью-Йорке 11.12.2008) // Документ опубликован не был.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5.Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 19.10.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
6.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.04.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
7.Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4162.
8.Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2019, N 30, ст. 4099.
9.ГОСТ 26653-2015. Межгосударственный стандарт. Подготовка генеральных грузов к транспортированию. Общие требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 17.05.2016 N 325-ст) // М.: Стандартинформ, 2016.
Научная и учебная литература
10.Алиева М.Х. К вопросу о понятии международной морской перевозки груза // Бизнес и общество. – 2023. – N 4 (40). С. 115-121.
11.Анохина Е.Т. Особенности перевозки грузов морским видом транспорта в России на примере двух компаний / Е. Т. Анохина, А. М. Климова // Перспективы формирования онкурентоспособной научной модели Российской Федерации: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 28 августа 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2023. – С. 55-59.
12.Бразовская Я.Е., Цветкова Ю.С. Правовое регулирование морских транспортных операций. – СПб.: Academus, 2020. – 98 с.
13.Бутакова Н.А. Международная унификация ограничения ответственности судовладельцев // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. 2020. № 3 (1). С. 42.
14.Бутакова Н.А. Проблемы правового регулирования договора морской перевозки грузов // Тамбов: Грамота. 2019. № 6 (56): в 2-х ч. Ч. II. С. 37-39.
15.Глинщикова, Т.В. Компенсация как правовое основание национализации иностранных инвестиций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 89-91.
16.Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). – М., 2020. – 448 с.
17.Гончар С.Д. Вопросы применения коносамента и морской накладной в международной морской перевозке грузов // Актуальные проблемы развития цивилистической науки 2020: Сборник докладов XV Международной научно-практической онлайн-конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, Ростов-на-Дону, 25 ноября 2020 года. – М.: Издательство «Знание-М», 2020. – С. 31-35.
18.Глинщикова Т.В., Виноградов Д. А. Развитие международно-правового регулирования ответственности морского перевозчика // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17. - № 3. - С. 141-145.
19.Ганюшкина Е.Б. Морские суда без экипажа и действующий режим морских пространств // Сборник научных докладов / под редакцией В. Н. Гуцуляка. М.: Юридический институт РУТ (МИИТ), 2020. - 41 с.
20.Гречуха В. Н. Морское право: учебник для магистратуры. - М.: Прометей, 2019. - 226 с.
21.Гуцуляк В.Н. О правовых и социальных проблемах использования морских судов без экипажей // Сборник научных докладов / под редакцией В. Н. Гуцуляка. М.: Юридический институт РУТ (МИИТ), 2020. - 41 с.
22.Джавадова А.С. Международно-правовые проблемы ареста и задержания морских судов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2020. - № 2 (66). - С. 83-86.
23.Зинченко К.Д. К вопросу о понятии международной перевозки грузов // ColloquiumJournal. 2020. № 15-4(67). – С. 35-38
24.Скворцова Т.А. Понятие перевозки грузов в международном сообщении // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13, № 6. – С. 30-35.
25.Скворцова Т.А. Понятие и виды международной морской перевозки груза // Оригинальные исследования. – 2022. – Т. 12, № 10. – С. 181-186.
26.Иванова Т.А. Международные морские перевозки грузов: правовое регулирование // Международное публичное и частное право. 2019. № 5. – С. 14 – 16.
27.Иванова Т.Н. Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации: монография. – М.: Научный журнал «Бизнес и общество» Юстицинформ, 2019. - 160 с.
28.Иванова Т. А. Процесс унификации в международном частном праве: общая характеристика, правовое регулирование // Вестник СГЮА. - 2019. - № 4 (129). С. 163-169.
29.Караваев Н.В., Караваева Я.Н. К вопросу о свидетельствовании обычаев (на примере обычаев морского порта) // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 10 (26). - С. 773.
30.Карцхия А.А. Режим санкций: правовой аспект публичного и частноправового регулирования // Мониторинг правоприменения. - 2022. - № 2 (43). С. 91-98.
31.Кутузов И.М. Обеспечительные меры по договорным денежным обязательствам в морских частноправовых отношениях // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 3 (7). С. 312-326.
32.Кириленко В.П., Фотопулу А. Правовое регулирование морской логистики в условиях появления новых ИТ-технологий в цифровую эпоху // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2019. –№ 2(24) – С. 69-78.
33.Коваль В. Н. Частноправовой договор как один из способов регулирования в международном морском праве // Lex russica. 2023. Т. 76. № 5. С. 24.
34.Маслов К.А., Беляков В.Г. К вопросу правовой квалификации морских перевозок в Антарктику // Транспортное право. - 2021. - № 1. – С. 22 – 24.
35.Митривелли Е.П. Пределы ответственности перевозчика грузов морским транспортом: история и перспективы развития правового регулирования в цифровую эпоху // Цифровые технологии в науке, бизнесе, образовании: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 сентября 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), – 2020. – С. 38-41.
36.Наумова Е.А., Карасева Е.А. Использование посреднических договоров при морской перевозке. Ученые записки Российской академии предпринимательства. - 2023. - Т. 22. - № 3. - С. 76–82.
37.Попов Е.А. Административно-правовая характеристика транспортной инфраструктуры в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 1. – С. 98-100.
38.Пирцхалава Х. Д. О некоторых аспектах правового регулирования трансграничных частноправовых отношений в условиях развития сетевого общества // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. - 2019. - № 2. С. 203-209.
39.Протас Е. В. Особенности ответственности перевозчика по договору морской перевозки груза // Транспортное право и безопасность. - 2021. - № 3 (39). - С. 87.
40.Пучинкин Д. А. Ответственность перевозчика по договору международной морской перевозки груза // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год, Краснодар, 02-16 марта 2020 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. - 2020. - С. 1300.
41.Скаридов А. С. Морское право: учебник для магистров. - 2‑е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2020. - 647 с.
42.Стригунова Д. П. К вопросу об источниках международного частного права Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 8. С. 352-356.
43.Шматов М.А. Грузополучатель - третье лицо в договоре перевозки груза // Российская юстиция. - 2020. - № 2. - С. 19-21.
Материалы судебной и иной практики
44.Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" // "Экономика и жизнь" (Бухгалтерское приложение), N 30, 01.08.2014.
45.Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 № 13АП-11638/2019, 3АП-11940/2019 по делу № А56-25031/2018.
46.Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.03.2022 по делу № А73-15352/2021.