Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация российского общества сопровождалась серьезными дисфункциональными изменениями в социальной системе. Наиболее серьезной проблемой, которая приобретает все большее значение в современных условиях, является помещение детей в специализированные учреждения. Нестабильность этого учреждения сопровождается ростом негативных процессов, таких как сиротство. Сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей, являются чрезвычайно уязвимой социальной группой. Эта группа занимает особое положение в структуре незащищенной категории населения в обществе, главным образом потому, что до достижения совершеннолетия им временно присваивается незащищенный социальный статус, и такие социальные проблемы, как бедность, недостаточная социализация и недостаточная принадлежность к этой группе, мешают им жить дольше. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях не позволяет им в полной мере реализовать свои интересы и права. Негативный социальный опыт, эмоциональная и духовная отсталость, нереализованные потребности детей в родительской любви и привязанности, а следовательно, искажение самосознания и деформация личности - все это влияет на будущую жизнь детей. Дети, лишенные родительской опеки, находятся под опекой государства. Государство обеспечивает альтернативный уход за такими детьми. Существующая система работы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от многих объективных и субъективных факторов и не всегда способствует успешной адаптации человека в любом возрасте.
С этой целью на практике государственные учреждения используют методы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Существует несколько основных социальных технологий, которые активно используются для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: диагностика, социальная адаптация и коррекция. Весьма специфический опыт различных учреждений социального обслуживания не позволяет разработать четко определенные планы деятельности, поэтому технология адаптируется к условиям учреждений, которые должны использовать эти технологии. В то же время существующий опыт конкретных учреждений позволяет обогатить практику использования методов социальной работы и оптимизировать их для более широкого спектра условий реализации.
Цель исследования: анализ системы правового регулирования социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и проблемные аспекты их социального обеспечения.
Для раскрытия цели в исследовании поставлены задачи:
рассмотреть законодательство Российской Федерации о социальном обеспечении детей оставшихся без попечения родителей;
описать правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей;
проанализировать направления реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Свердловской области
провести обзор судебной практики по делам о социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования – социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Предмет исследования – нормы права, регулирующие социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ, систематизация и обобщение.
Научное значение исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при изучении курса «социальная работа», в частности, в процессе исследования особенностей социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Практическая значимость исследования заключается в том, что по результатам проведенного анализа был разработан комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственной семейной политики в Российской Федерации на современном этапе.
Теоретическая основа исследования включает нормативно-правовые источники, а также научную и учебную литературы, используемую автором в процессе написания работы.
По мере решения исследовательских задач выстроилась структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Во введении представлено обоснование темы, ее актуальность; степень разработанности в литературе; обозначена проблема исследования, цель, гипотеза и задачи исследования; сформулированы объект и предмет работы. представлена характеристика методологии и методов исследования, а также обоснована научная и практическая новизна работы. Введение завершается кратной характеристикой структурных элементов выпускной квалификационной работы.
Основная часть исследования структурирована на основе сформированных задач и отражает их логическое содержание. В заключении представлен обобщающий вывод, сделанный по результатам проведенного в выпускной квалификационной работе исследования. Список использованных источников представлен перечнем нормативно-правовых, учебных, научных и иных материалов, используемых автором в процессе написания исследования.
1 Особенности правового регулирования социального обеспечения детей оставшихся без попечения родителей
1.1 Законодательство Российской Федерации о социальном обеспечении детей оставшихся без попечения родителей
Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций 12 октября 1948 года, впервые было заявлено, что дети являются объектом особой защиты и заботы. Позже, в 1959 году, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла специальную декларацию, направленную на социальную защиту детей, - декларацию о правах ребенка.
Федеральный закон от 12 ноября 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) является важной мерой государственной поддержки, оказываемой Российской Федерацией детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам в возрасте до 23 лет. На этом основании этим гражданам Российской Федерации предоставляются льготы для обеспечения реализации их прав: на образование, здравоохранение, собственность и жилье, а также на работу.
Согласно Федеральному закону № 159-ФЗ, объектом социальной защиты являются дети-сироты - лица, не достигшие 18-летнего возраста, у которых оба родителя или только родители скончались; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица, не достигшие 18-летнего возраста в связи с лишением родительских прав, ограничением родительских прав, признанием родительской исчезновение, недееспособность (ограниченная дееспособность), объявленная смертью, суд устанавливает факт того, что лицо лишилось родительской опеки, наказание родителями в учреждениях, наказуемых в виде тюремного заключения, задержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, родители уклоняются от воспитания своих детей или защиты прав и интересов своих детей, родители отказываются в образовательные учреждения, медицинские учреждения и организации, предоставляющие социальные услуги, забирают детей, а если единственный родитель или оба родителя не установлены, то в других случаях в установленном законом порядке ребенок считается оставшимся без родительской опеки.
Государственные и местные органы власти предоставляют дополнительные гарантии социальной защиты прав детей на образование, медицинское обслуживание, жилье.
Законодательство содержит определение понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей». В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ими являются несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения из-за обстоятельств, перечисленных в законе: лишение их родителей родительских прав, отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, объявление умершими, и в иных случаях, когда ребёнок лишается попечения родителей.
Исследователи предлагают иные формулировки исследуемого понятия. Так, В.С. Егорова считает, что под детьми, оставшимися без попечения родителей, следует понимать несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, поскольку последние считаются недееспособными, пропавшими без вести или лишенными родительских прав. Иными словами, исследователи разделили возможные причины лишения детей родительской опеки на три основные группы[ Егорова В.С. К вопросу о понятии и правовом регулировании детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации. Сборник статей. М., 2018. С. 66.].
Законодательство выделяет детей, оставшихся без попечения родителей, в отдельную категорию, чтобы наделить их особыми правами. Иными словами, речь идет о придании им особого правового статуса. Следует отметить, что в юридической науке правовой статус - это положение конкретного субъекта в обществе, которое проявляется в наличии ряда определенных прав и обязанностей и закреплено в правовых нормах[ Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: «Дело» РАНХиГС, 2020. С.182. ].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдуганиев К.А. Правовой статус несовершеннолетнего в свете конституционных реформ // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. № 12. С. 67.
2.Авдеенкова М., Дмитриев Ю. Понятие основ правового статуса человека и гражданина [Электонный ресурс] // URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n66.aspx (дата обращения: 27.05.2024).
3.Волчёк В.И. Административно-правовой статус несовершеннолетних: теоретико-правовые проблемы определения // В сборнике: Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно - практической конференции. 2017. С. 284.
4.Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
5.Гиндуллина Р.А. Особенности правового статуса несовершеннолетнего как участника гражданского процесса в Российской Федерации // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 11 (38). С. 743.
6.Егорова В.С. К вопросу о понятии и правовом регулировании детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Актуальные проблемы современного законодательства Российской Федерации. Сборник статей. М., 2018. С. 66-75.
7.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 04 июля.
8.Концепция ювенального права современной России: монография / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2011. С. 125.
9.Летова Н.В. О правовой природе правового статуса несовершеннолетних // Государство и право. 2016. № 2. С. 42.
10.Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006. С.32.
11.Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: «Дело» РАНХиГС, 2020. С.182.
12.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 182.
13.Мухаметгалиева С.Х., Чернов Д.В., Подносков С.Ю. Элементы правового статуса несовершеннолетних // В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы XX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Уварина. 2019. С. 100.
14.Савина И.В. О Сочетании частноправовых и публично-правовых средств в формировании гражданско-правового статуса несовершеннолетних // В сборнике: Научные труды Белорусского государственного экономического университета Белорусский государственный экономический университет. Минск, 2019. С. 549
15.Паршичева И.Е., Кравцова А.А. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации // В книге: актуальные проблемы сравнительного правоведения сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2017. С. 141-145.
16.Борисова Н.Е. Правовое государство и правовой статус несовершеннолетних: аспекты взаимодействия // Право и общество. 2016. № 4 (20). С. 17
17.Глумова А.Ю. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства регламентирующего правовой статус несовершеннолетних // Студенческий вестник. 2019. № 22-2 (72). С. 85.
18.Лехнер В.И. Дискуссионные аспекты гражданско-правового статуса несовершеннолетних // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2019. № 5 (28). С. 94.
19.Устимова А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ // В сборнике: Инновационные процессы в научной среде сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 75-77.
20.Шигабутдинова А.Л. Понятие и структура правового статуса личности: системный подход к проблеме // Проблемы права. 2015. № 2 (50). С. 76.
21.Юрчук В.С. Правовой статус несовершеннолетнего ребёнка и его реализация в российском законодательстве // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2019. № 1 (19). С. 68.