Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальное обслуживание на дому является актуальной и важной темой в современном обществе. В условиях быстрого темпа жизни, увеличения числа стареющего населения и возрастающей потребности в качественном уходе за людьми, находящимися в ситуации ограничений или с ограниченными возможностями, социальное обслуживание на дому играет высокую роль.
Одной из основных задач социального обслуживания на дому является обеспечение гармоничного развития и поддержания качества жизни людей, которые нуждаются в постоянном внимании и опеке. В рамках данного вида помощи, люди получают комплексную социальную поддержку, которая включает в себя не только непосредственно физический уход и медицинскую помощь, но и помощь в организации бытовых вопросов, закупке товаров первой необходимости, а также психологическую поддержку.
Основными преимуществами социального обслуживания на дому являются сохранение комфортных условий проживания для людей, а также сохранение чувства достоинства и независимости. Благодаря услугам социального обслуживания на дому, люди имеют возможность оставаться в своем привычном окружении, среди семьи и друзей, что оказывает положительное влияние на их физическое и психологическое состояние.
Социальное обслуживание на дому позволяет сократить количество людей, нуждающихся в длительном пребывании в больницах и специализированных учреждениях. Таким образом, оно способствует экономии средств здравоохранения и обеспечивает оптимизацию использования медицинских ресурсов.
Однако, вопросы социального обслуживания на дому стоят перед обществом вызовы, так как требуют высокой квалификации кадров, доступности и организационной работы, особенно в случае нехватки государственных средств. Решение данных проблем включает в себя адекватное финансирование социальных программ и развитие системы обучения и подготовки кадров, чтобы гарантировать качественное оказание услуг.
Социальное обслуживание на дому имеет высокую актуальность в нашем обществе. Оно играет важную роль в поддержании качества жизни людей с ограниченными возможностями, их вовлечении в общественную жизнь и полноценном функционировании. Однако для успешного осуществления данного вида помощи необходимо проведение системных мер по оптимизации и развитию социальных программ и обеспечению качественного обучения профессиональных кадров.
Целью выпускной квалификационной работы разработка рекомендаций по организации социального обслуживания на дому на примере МКУ Центра обеспечения мер социальной поддержки населения.
Задачи:
Изучить теоретические аспекты организации социального обслуживания на дому;
Дать характеристику целевой аудитории;
Проанализировать нормативно-правовое обеспечение;
Провести анализ деятельности МКУ Центр обеспечения мер социальной поддержки населения;
Выявить проблемы и разработать рекомендации развития социального обслуживания МКУ Центр обеспечения мер социальной поддержки населения.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступает МКУ Центра обеспечения мер социальной поддержки населения.
Предметом данной выпускной квалификационной работы выступает «Разработка рекомендаций по организации социального обслуживания на дому на примере МКУ Центра обеспечения мер социальной поддержки населения».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Теоретические аспекты организации социального обслуживания на дому
Федеральный закон от 28.12.2013г. №442-фз "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" применим к гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, а также к беженцам. Помимо этого, закон распространяется на юридические лица независимо от их формы организации и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан [1].
Гражданин считается нуждающимся в социальном обслуживании, если у него есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить его условия жизнедеятельности. Такие обстоятельства включают:
1) Полная или частичная потеря возможности самообслуживания, самостоятельного передвижения и обеспечения основных жизненных потребностей в связи с болезнью, травмой, возрастом или инвалидностью.
2) Наличие инвалида или инвалидов в семье, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, требующих постоянного постороннего ухода.
3) Сложности в социальной адаптации ребенка или детей в семье (включая находящихся под опекой или попечительством).
4) Невозможность обеспечения ухода (включая временный) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие опеки над ними.
5) Внутрисемейный конфликт, включая присутствие лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, лиц, злоупотребляющих азартными играми, лиц с психическими расстройствами, а также случаи насилия в семье.
6) Отсутствие постоянного места жительства, включая лиц, не достигших возраста 23 лет, и завершивших пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
7) Неимение работы и средств к существованию.
8) Присутствие иных обстоятельств, которые субъектом Российской Федерации признаны нормативными правовыми актами, ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан [1].
Услуги социального обслуживания на дому:
1. Социально-бытовые услуги:
а) Осуществление покупок продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, а также книг, газет и журналов постоянным получателям социальных услуг с возможностью доставки на дом. Оплата осуществляется за счет средств получателя услуг.
б) Помощь в приготовлении пищи.
в) Оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи за счет средств получателя социальных услуг.
г) Сдача вещей на стирку, химчистку, ремонт с обратной доставкой за счет средств получателя социальных услуг.
д) Покупка топлива и осуществление топки печей, обеспечение водой в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения за счет средств получателя социальных услуг.
е) Организация помощи в проведении ремонта жилых помещений.
ж) Предоставление кратковременного присмотра за детьми.
з) Уборка жилых помещений.
и) Содействие в организации ритуальных услуг.
Во всех формах социального обслуживания:
а) Предоставление гигиенических услуг лицам, не способным самостоятельно осуществлять уход за собой в связи со своим состоянием здоровья.
б) Отправка почтовой корреспонденции за счет средств получателя социальных услуг.
в) Помощь в приеме пищи (кормление).
2. Социально-медицинские услуги представляют собой комплекс мер, направленных на оказание помощи гражданам в сфере здравоохранения. Они включают в себя следующие виды услуг [1]:
1) Помощь в получении медицинской помощи в объеме, предусмотренном территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год. Таким образом, предоставляется содействие в получении необходимого лечения и медикаментов.
2) Выполнение процедур, связанных с организацией ухода, а также наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг. В рамках этого пункта осуществляется измерение температуры тела, контроль артериального давления, а также учет и контроль приема препаратов.
3) Содействие в проведении медико-социальной экспертизы, направленной на определение инвалидности и необходимости социальной поддержки.
4) Проведение реабилитационных мероприятий, включающих медицинские и социальные методы. Это важно, как для инвалидов, так и для других категорий граждан, в зависимости от индивидуальных программ реабилитации или абилитации.
5) Оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи. Эта услуга включает в себя предоставление медицинской помощи в случаях неотложности, а также выполнение профилактических мероприятий и осмотров.
6) Организация диспансеризации, направленной на раннее выявление и профилактику заболеваний. В рамках данной услуги проводится систематическое обследование и осмотр получателей социальных услуг.
7) Госпитализация нуждающихся в медицинские организации и содействие в направлении по заключению врача на санаторно-курортное лечение на льготных условиях. То есть, организуется госпитализация и направление на лечение в санатории и курорты.
8) Оказание содействия в обеспечении получателей социальных услуг лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на основании заключения врача.
9) Помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, включая льготные путевки.
10) Поддержка в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
11) Проведение оздоровительных мероприятий и содействие в их проведении для улучшения физического состояния и общего благополучия.
12) Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья.
13) Консультирование по вопросам сохранения здоровья и проведения оздоровительных мероприятий для получателей социальных услуг, а также выявление отклонений в их здоровье.
14) Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, включая информационно-просветительскую работу и обучающие программы.
15) Проведение занятий по адаптивной физической культуре для развития физической активности и поддержания здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последние изм. 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.
2. Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н (ред. от 16.12.2020) Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35394) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2021)
3. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н // СПС «Консультант Плюс».
4. О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан: Закон Республики Адыгея от 30.07.2014 № 332 (ред. от 29.05.2018) // Собрание законодательства Республики Адыгея. 2014. № 7.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
6. О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 05.11.2014 № 3051-КЗ (ред. от 25.12.2017 г.) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2014. № 23.
7. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
8. Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания: Приказ Минтруда России от 28.11.2014 № 954н // СПС «Консультант Плюс».
9. Указ Президента РФ от 21.09.2022г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в РФ»
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 августа 2023 г. n 648н «Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»
11. Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому: Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 939н // СПС «Консультант Плюс».
12. Ситникова Виктория Владимировна, Васильева Елена Владимировна Организационные основы надомного социального обслуживания граждан пожилого возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-osnovy-nadomnogo-sotsialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-pozhilogo-vozrasta (дата обращения: 14.05.2024).
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. n 720н «О признании утратившим силу приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. n 954н "Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания»
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г. N 934н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания"
15. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Правовой анализ права социального обеспечения в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 114. С. 313-325.
16. Аверьянова М. И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 35-49.
17. Свищева, И. К. Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому / И. К. Свищева, А. А. Горяйнов. - Москва: Директ-Медиа, 2020. - 241 с. - ISBN 978-5-4499-1194-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1990153 (дата обращения: 14.05.2024). – Режим доступа: по подписке.
18. Коротеева, С. Б. Повышение эффективности предоставления социально-бытовых услуг на дому лицам пожилого возраста / С. Б. Коротеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104557/ (дата обращения: 14.05.2024).
19. Малофеев, Иван Вячеславович. Система надомного социального обслуживания населения в век информационных технологий / И. В. Малофеев. - (Теоретические и научно-методические основы социальной работы и социального обслуживания). - Текст: непосредственный // Отечественный журнал социальной работы. - 2021. - № 1. - С. 44-49. - Библиогр.: с. 48-49 (7 назв.). - ISSN 2307-1125.
20. Воронцова, М. В. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров; под редакцией М. В. Воронцовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 332 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18534-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535292 (дата обращения: 14.05.2024).