Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Реальность развития настоящего общества нельзя представить без современного программного обеспечения IT-технологии, которая собрала в себе различные прогрессирующие информационные технологии. IT-технологии сейчас используются во всех направлениях человеческой деятельности начиная с космоса, оборонной индустрии и медицины и заканчивая бытом.
Использование IT-технологий в различных отраслях и сфера деятельности являются частью единого процесса цифровизации экономики. До недавнего времени процессы цифровизации экономики шли параллельно с постоянным санкционным давлением, однако ужесточение санкций снова напомнило о проблемах, все еще имеющих место в развитии экономики и инфраструктурных объектов.
Цифровая структура имеет огромное значение не только в масштабах всей национальной экономики, но и для каждого отдельно взятого предприятия, так как развитие цифровизации должно идти именно «снизу вверх» от каждого хозяйствующего субъекта к экономике государства целом.
Цифровая трансформация стала инструментом повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности. Руководство предприятий отмечают не просто эффективность цифровизации отдельных бизнес-процессов, а выделяют синергетический эффект цифровизации всех сквозных бизнес-процессов в комплексе, системно, выделяя необходимость управления портфелями проектов цифровой трансформации в условиях изменений.
Обширное применение IT-технологий наблюдается и в сфере товарного обращения, т.е. оптовой и розничной торговле. Автоматизация торгового бизнеса предлагает, как удобные инструменты для ввода и обработки информации, так и современные механизмы управления процессами деятельности предприятия, что существенно сокращает ошибки, при этом уменьшается себестоимость продукции и увеличивается производительность всего предприятия в целом. Информационные системы сегодня являются одним из главных инструментов для ведения качественного торгового бизнеса. Их применение дает возможность торговым предприятиям получать огромные преимущества среди конкурентов на рынке.
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – разработать рекомендации по совершенствованию использования цифровых технологий в деятельности торгового предприятия на примере ООО «Мармеладный рай».
Задачи работы:
– рассмотреть торгово-сбытовую деятельность предприятий торговли как сферу применения IT-технологий;
– изучить сущность и назначение IT-технологий на предприятиях торговли;
– оценить современное развитие программных решений в сфере управления торгово-сбытовой деятельностью предприятий торговли;
– дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия;
– провести диагностику эффективности использования IT-технологий в управлении торгово-сбытовой деятельностью ООО «Мармеладный рай»;
– разработать направления совершенствования использования IT-технологий в управлении торгово-сбытовой деятельностью ООО «Мармеладный рай».
Объект исследования – торгово-сбытовая деятельность ООО «Мармеладный рай».
Предмет исследования – использование цифровых технологий в торгово-сбытовой деятельности ООО «Мармеладный рай».
При написании ВКР были использованы специальная литература и периодические издания. Эмпирическую базу исследования составили данные отчётности ООО «Мармеладный рай».
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении определена актуальность выпускной квалификационной работы, представлена цель, расписаны задачи, объект и предмет исследования, а также практическая значимость работы и ее структура.
В первой главе раскрывается теоретические основы использования IT-технологий в управлении торгово-сбытовой деятельностью розничного торгового предприятия, а именно рассматривается понятие «информационные технологии» в контексте управления торгово-технологическими процессами, направления цифровизация торгового бизнеса, а также программное обеспечение, которое может быть использовано торговыми предприятиями.
Во второй главе анализируется использование IT-технологий в управлении торгово-сбытовой деятельностью предприятия розничной торговли ООО «Мармеладный рай», на основе чего предлагаются рекомендации по повышению эффективности использования информационных технологий в управлении розничным торговым предприятием.
В заключении сформулированы выводы и предложения по результатам исследования.
1. Теоретические и методические аспекты использования IT-технологий в управлении торгово-сбытовой деятельностью предприятий торговли
1.1 Торгово-сбытовая деятельность предприятий торговли как сфера применения IT-технологий
В России управление предприятиями имеет много специфических особенностей в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, степени вовлечения их во внешнеэкономическую деятельность, обеспеченности их современной электронно-вычислительной техникой, характера выпускаемой продукции [18]. Однако, определяющим фактором является формирование и развитие рынка, товарно-денежных отношений, которые получат полное развитие лишь в условиях широкого применения оптовой торговли средствами производства, введения конвертируемости рубля, стабилизации рыночных цен, эффективного использования инструментов финансово-кредитного механизма [6].
Управление торгово-сбытовой деятельностью предприятия розничной торговли – это сложный и многоплановый процесс, включающий в себя бизнес-процессы, связанные с закупкой товаров и их непосредственной реализацией (рисунок 1.1.1).
Специфика услуг в торговле состоит в том, что они производятся и потребляются в основном одновременно, и не подлежат хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от товаров, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения. Услуги торговли – это производство таких потребительных стоимостей, которые в процессе деятельности предприятий торговли не приобретают овеществленной формы и удовлетворяют материально-бытовые потребности общества [14].
Рисунок 1.1.1 – Система управления торгово-сбытовой деятельностью предприятия торговли
Кроме непосредственного оказания услуг по продаже товаров предприятия торговли должны оказывать и качественные дополнительные услуги. К таким услугам относят:
– консультирование по приобретаемым товарам, упаковка, доставка до места и т.д.;
– услуги, которые оказываются после приобретения покупателем товара. Например, установка сигнализации на автомобиль, подгонка одежды под необходимый размер и т.д.;
– услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров. Например, высокая культура обслуживания, организация удобных подъездных путей и стоянок для автомобиле и т.д. Стоит отметить, что услуги могут оказываться как платно, так и бесплатно.
Основными целями и задачами торгового обслуживания являются:
– профессиональное консультирование покупателей в процессе выбора и покупки товара;
– организация эффективной презентации товаров, подчеркивающей их уникальное коммерческое предложение, дизайн, функциональные характеристики;
– передача необходимой технической документации, позволяющей торговым предприятиям должным образом выполнять свои функции по гарантиям качества товаров;
– предпродажная подготовка изделий с целью придания им надлежащего товарного вида;
– обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации или потреблению в течение всего гарантийного срока;
– сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется или потребляется продукция, а также подробный учет рекламаций со стороны покупателей;
– организация послепродажного сервиса и предоставление коммерческих гарантий покупателям товаров;
– знание нужд и потребностей клиентов и максимальное их удовлетворение;
– организация оптимальной выкладки товаров с учетом максимальных удобств для покупателей в процессе отбора товаров; обеспечение надлежащего качества оформления покупки, включая скорость обслуживания, профессиональную грамотность [11].
В соответствии со спецификой деятельности объекта исследования выпускной квалификационной работы изучим особенности управления торгово-сбытовой деятельностью розничного магазина малого формата.
Направления развития небольших и маленьких предприятий розничной торговли будут различными, поскольку их финансовые и технологические возможности значительно отличаются. Все острее ощущается необходимость управление маркетингом, персоналом, финансами, а также формирование и поддержание благоприятного имиджа, способствующего повышению лояльности потребителей [23].
Торговая деятельность, несмотря на большую конкуренцию, должна работать с соблюдением принципов хозяйственного расчета для получения прибыли и постоянно развиваться по различным направлениям совершенствования ассортимента наиболее доходных товаров, пользующих спросом у населения.
Традиционно розничные магазины малого формата располагаются в спальных районах, в зоне обширных жилых массивов, вблизи транспортных или пешеходных потоков. У таких магазинов всегда есть категория «постоянных покупателей», которые заходят в них практически ежедневно. В России часто подобные магазины организовывают на первых этажах жилых многоквартирных домов [22].
В структуре розничного рынка указанный формат занимает промежуточное положение между супермаркетами и дискаунтерами.
Небольшой магазин формирует ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса (не более 5 тыс. наименований), но по уровню сервиса должен соответствовать принципам работы супермаркета. Отдельный вопрос в этом случае ценовая политика – цены на товары в магазинах малых форматов должны и могут быть выше, чем в супермаркете или дискаунтере. Отличительной согбенностью малых магазинов является своеобразный микроклимат, определяемый как «домашняя атмосфера», когда покупателя знают в лицо [21].
Фрагмент для ознакомления
3
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/#100412.
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023). URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
3. 1С Предприятие: преимущества и недостатки. URL: https://www.cataloxy.ru/node11_vysokie-tehnologiiit_10188/1s-predpriyatie-preimuschestva-i-nedostatki.htm
4. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли [Текст]: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
5. Атанепесова, А. Инфраструктура и развитие цифровых технологий [Текст] / А. Атанепесова, А. Кулиев // Ceteris Paribus. – 2022. – № 11. – С. 34-36.
6. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность[Текст]: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2023. – 286 с.
7. Базилевич, С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] / С.В. Базилевич // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 473-489.
8. Белецкий, М. Д. Повышение конкурентоспособности продукта-mix, как Основное направление в развитии субъектов розничной торговли [Текст] / М. Д. Белецкий // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 699-708.
9. Вартанян, А. А. Особенности цифровой информационной безопасности на предприятиях сферы торговли [Текст] / А. А. Вартанян, А. Д. Кузин // Горизонты экономики. – 2021. – № 6(65). – С. 41-45.
10. Веремеенко, О. С. Методы исследования качества обслуживания покупателей в сфере розничной торговли [Текст] / О. С. Веремеенко, А. М. Лютерович // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 11. – С. 100-110.
11. Глазов, М.М. Предпосылки формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов [Текст] / М.М. Глазов // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 2 (116). – С. 110-112.
12. Грязнова Н. Л. [и др.] Возможности метода SERVQUAL для анализа сервиса в розничной торговле [Текст] / Грязнова Н. Л. [и др.] // Техника и технология пищевых производств. – 2020. – № 2. – С. 343-350.
13. Гутникова, О. Н. Методика оценки техничности и технологичности торговых услуг [Текст] / О. Н. Гутникова // Международная торговля и торговая политика. – 2023. – Т. 9, № 3(35). – С. 51-65.
14. Гутникова, О. Н. Факторы, оказывающие влияние на качество торговых услуг [Текст] / О. Н. Гутникова // Экономика и управление. – 2022. – Т. 28, № 2. – С. 176-184.
15. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли [Текст]: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
16. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью [Текст]: учебник / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2023. – 398 с.
17. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст]: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
18. Денисова, Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли [Текст]: учебное пособие / Н.И. Денисова. – М.: Издательство «Магистр», 2022. – 480 с.
19. Жокабине, Н. Ф. Инновационная финансовая инфраструктура в условиях развертывания цифровой экономики [Текст]/ Н. Ф. Жокабине // Инновационная наука. – 2023. – № 5-2. – С. 64-67.
20. Жулидов, С. И. Организация торговли [Текст]: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
21. Иванов, Г. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / Г.Г. Иванов. – М.: ФОРУМ, 2021. – 384 с.
22. Ильин, Д. Ю. О росте конкурентоспособности сети предприятий розничной торговли [Текст] / Д. Ю. Ильин // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2022. – № 2(39). – С. 87-93.
23. Индикаторы цифровой экономики 2022 [Текст]: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 332 с.
24. Информационные технологии в М. Видео-Эльдорадо. TAdviser. 2022. [Текст]. URL: https://www.tadviser. ru/index.php/Статья:Информационные_ технологии_в_М.Видео_-_Эльдорадо.
25. Казакевич, Т.А. Организация и планирование деятельности предприятий торговли [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.А. Казакевич. – СПб.: Интермедия, 2013. – 186с.
26. Конкуренция: сущность, роль в экономике и виды [Текст]/ С. Хемзаева, М. Шукуров, Б. Нурыев, М. Отузов // A Posteriori. – 2023. – № 1. – С. 98-100.
27. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие для вузов [Текст] / Г.Д. Костина. - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 175с.
28. Кочиева, А. К. Факторы развития цифровой инфраструктуры в России [Текст] / А. К. Кочиева // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3(71). – С. 40-45.
29. Куприянова М.В. Методологические подходы к оценке уровня цифровизации промышленного производства [Текст] / М.В. Куприянова, И.П. Симикова // Право, экономика и управление: актуальные вопросы: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 13 дек. 2019 г.) / редкол.: К.Г. Яковлев [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 28-34.
30. Лифшиц, А. С. О сопоставлении конкурентных преимуществ и конкурентных ограничений организации розничной торговли [Текст] / А. С. Лифшиц, Д. Ю. Ильин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2(56). – С. 14-22.
31. Мезенцева, Е. В. Информационная инфраструктура как ключевой элемент развития цифровой экономики [Текст] / Е. В. Мезенцева, Е. В. Королюк // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 1(35). – С. 300–310.
32. Меньшиков, Е. И. Оценка влияния инновационных инструментов на конкурентоспособность в сетевом ритейле [Текст] / Е. И. Меньшиков, А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 211-220.
33. Обоснование сущности информационной инфраструктуры цифровой экономики [Текст] / Л. В. Кочетова, Е. В. Дехтярь, В. В. Слиж, И. А. Желтобрюх // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – С. 174-178.
34. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли [Текст]: учебное пособие / Т.Н. Парамонова. – М.: КноРус, 2022. – 396 c.
35. Решение для торговой сети. [Текст]. URL: https://consulting.1c.ru/solutions/19691.html
36. Рзун, И. Г. Клиентоориентированность как новый фактор формирования прибыли ритейлеров [Текст] / И. Г. Рзун, О. С. Хлусова, Я. А. Гриневич // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – С. 230-234.
37. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2022668317 Российская Федерация. KS.ERP. Управление розничной сетью [Текст]/ Д. Н. Рыбаков; заявитель и правообладатель Общество с ограниченной ответственностью «Квер». – № 2022667611; заявл. 29.09.2022; опубл. 05.10.2022. – 1 с.
38. Семин, Д. С. Потенциал цифровых ресурсов и цифровой инфраструктуры [Текст] / Д. С. Семин // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3(152). – С. 1326-1329.
39. Синяева, И. М. Маркетинг в торговле [Текст]: учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 7-е изд. – М.: Дашков и К°, 2022. – 396 с.
40. Сумманен, К.Т. Национальная цифровая инфраструктура. Выбор оптимальной модели управления [Текст] / К.Т. Сумманен // Цифровая экономика. –2021. – № 2 (14). –С. 50–57.
41. Токарев, М.Н. Импортозамещение программного обеспечения [Текст] / М.Н. Токарев, А.Н. Вершинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. – № 6–3 (81). – С. 156–162.
42. Токарь, Е. В. Трансформация потребительского поведения населения России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды [Текст] / Е. В. Токарь, А. А. Фирсова, М. Н. Вербицких // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 45-54.
43. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли [Текст] / И. В. Ткаченко, О. С. Анисимова, В. А. Коломыца, Н. А. Бородина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 53-60.
44. Хайруллина, А.Р. Цифровая инфраструктура как среда принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве [Текст] / А.Р. Хайруллина // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11. – № 5. – С. 1151—1166.
45. Цебренко, К. Н. Совершенствование системы оперативного контроля состояния цифровой инфраструктуры организаций [Текст] / К. Н. Цебренко // Вестник ИМСИТ. – 2023. – № 3(95). – С. 27-31.
46. Цифровая экономика: 2023. URL: https:// issek.hse.ru/mirror/pubs/share/802513326.pdf. 11. Эксперты оценили опасность хакеров в 2023 году словами «под угрозой все». [Текст]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2023/63c00ba79470b934fc8d2.
47. Чернухина, Г. Н. Основы товародвижения в торговле: для студентов, обучающихся по образовательным программам по специальности «Коммерция (по отраслям)» [Текст]: учебник / Г. Н. Чернухина, Н. Ю. Курганова. – М.: Университет Синергия, 2023. – 170 с.
48. Щукин, Д. С. Методы оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли [Текст] / Д. С. Щукин, В. А. Жеваго, С. Л. Блау // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 47-58.
49. A Policymaker’s Guide to Digital Infrastructure. [Текст]. URL: https://www2.itif.org/2016-policymakers-guide-digital-infrastructure.pdf. 13. DIGITAL 2023: THE RUSSIAN FEDERATION. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-russian-federation.
50. IT-отрасль в России и в мире: как растет рынок информационных технологий. [Текст]. URL: https://delprof.ru/presscenter/open-analytics/it-otrasl-v-rossii-i-v-mire-kak-rastet-rynok-informatsionnykh-tekhnologiy/