Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровье населения определяет будущее нашей страны и является основой национальной безопасности России. Охрана здоровья матери и ребенка относится к приоритетным направлениям развития отечественного здравоохранения. Важным звеном этого направления является одна из наиболее актуальных медико-социальных проблем – сохранение зрения у детей, предупреждение и лечение заболеваний и травм глаза, профилактика слепоты и слабовидения, снижение уровня инвалидности.
Глава 1. Современное состояние проблемы аномалий рефракции у детей и подростков
1.1 Основные понятия аномалий рефракций
Аномалии рефракций у детей и подростков представляют собой важную область исследования в педиатрической офтальмологии, так как они могут значительно влиять на зрительное восприятие и качество жизни этой категории пациентов. Рефракционные аномалии включают такие состояния, как миопия (близорукость), гиперметропия (далекозоркость), астигматизм и анизометропия, каждое из которых имеет свои особенности в детском возрасте[1.].
Миопия, представляет собой рефракционную аномалию, при которой изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего далекие объекты воспринимаются как размытые. Миопия чаще всего обусловлена увеличением антеропостериорного размера глазного яблока, что приводит к несоответствию между фокусным расстоянием системы глаза и его физической длиной [17.].
У детей и подростков миопия может прогрессировать с возрастом, что связано с ростом и развитием организма. Интенсивный зрительный стресс, такой как продолжительное чтение или работа на близком расстоянии, особенно в условиях недостаточного освещения, может усугублять этот процесс. Важным фактором является генетическая предрасположенность, так как наследственные факторы играют значительную роль в развитии миопии [17.].
1.2 Анизометропия. Причины, патогенез, классификация, симптомы, факторы риска, осложнения, диагностика и лечение, прогноз и профилактика
Анизометропия — это нейроофтальмологическое состояние, характеризующееся значительным различием в рефракционной силе между правым и левым глазами, чаще всего превышающим один диоптрий. Разница в рефракции может проявляться в форме миопии, гиперметропии или астигматизма, причём степень аномалии может значительно различаться между двумя глазами [1.].
Патогенез анизометропии у детей и подростков включает несколько нейроразвивающихся факторов, способствующих неравномерному рефракционному развитию глаз. Анизометропия может возникать из-за различий в росте глазных яблок, при этом один глаз развивает больше миопии или гиперметропии, чем другой. Дифференциальное развитие может быть обусловлено генетическими факторами, а также внешними условиями, такими как визуальные привычки или здоровье глаз в критические периоды развития зрения[1., 2.].
Недавние исследования подчеркивают важность раннего обнаружения и вмешательства в управлении анизометропией у молодых популяций, учитывая ее потенциал нарушать нормальное бинокулярное зрение и приводить к развитию амблиопии ("ленивого глаза"). Ранние корректирующие меры, такие как очки или контактные линзы, имеют решающее значение для стимулирования нормального развития зрения и предотвращения вторичных состояний, таких как амблиопия или страбизм (косоглазие) [6., 11., 18.].
1.3 Основные способы корректировки анизометропии
Коррекция анизометропии у детей и подростков включает ряд специализированных подходов, направленных на уравнивание рефракционной силы обоих глаз для предотвращения или лечения амблиопии и восстановления нормальной бинокулярной функции. Адекватная коррекция критически важна для обеспечения эффективного зрительного развития и профилактики долгосрочных нарушений зрения [6.].
Основными методами коррекции являются оптические и хирургические. Оптическая коррекция обычно включает использование очков или контактных линз. Очковые линзы могут быть оснащены различной оптической силой для каждого глаза, что помогает сбалансировать рефракцию и улучшить фокусировку. Контактные линзы также могут предоставлять более естественное зрение и лучшую пространственную ориентацию, так как они минимизируют преломление на краях линзы, характерное для очков[7., 8., 9., 10., 14.].
Очковые линзы являются традиционным и широко используемым методом коррекции анизометропии. Их применение позволяет улучшить зрительные функции у пациентов с различной степенью разницы рефракции между глазами.
Очки могут вызывать призматические эффекты при движении глаз, что особенно заметно при значительной анизометропии. Эти эффекты могут привести к искажению изображения и дискомфорту у пациента. Также очковые линзы могут вызывать уменьшение или увеличение изображения, что зависит от того, является ли рефракционная ошибка гиперметропической или миопической.
1.4 Общие правила оптической коррекции
Общие правила оптической коррекции в офтальмологии подчеркивают важность индивидуального подхода к каждому пациенту, учитывая их уникальные рефракционные нарушения и связанные с ними потребности в коррекции зрения. Основные момоенты включают правильное определение оптической силы корректирующих линз и оценку влияния этой коррекции на качество жизни пациентов [19.].
Исследования показывают, что коррекция зрения с помощью очков значительно улучшает качество жизни у людей с миопией и гиперметропией по сравнению с людьми без рефракционных нарушений, что указывает на значимость правильной оптической коррекции для улучшения как визуальных функций, так и социоэмоционального благополучия.
Также исследования подчеркивают, что ношение полностью скорректированных очков для коррекции миопии и гиперметропии положительно влияет на постуральную стабильность, что подчеркивает важность правильной коррекции рефракционных ошибок не только для зрения, но и для общей физической стабильности.
М. Л. Митронина и соавт. [15.] провели исследование офтальмологической коррекции у детей и подростков с гиперметропической анизометропией, показало значительные функциональные нарушения у тех, кто не использовал оптическую коррекцию. Из 33 пациентов в возрасте от 7 до 16 лет, у 13 (39,3%) никогда не было очковой коррекции. У этих пациентов без очков острота зрения была ниже, как вдаль, так и вблизи, по сравнению с теми, кто использовал очки. Было выявлено увеличение разрыва между расчетной и клинической рефракцией как на худшем, так и на лучшем глазу, что свидетельствует о нарушениях аккомодации. Контактная коррекция, применяемая в случае непереносимости очков, привела к улучшению не только остроты зрения, но и бинокулярных функций, уменьшению астенопических жалоб и исчезновению стресса аккомодации на лучшем глазу. Эти результаты подчеркивают важность оптической коррекции анизометропии у детей и подростков для формирования полноценного зрительного восприятия.
1.5 Общие правила подбора и ухода за контактными линзами
Контактные линзы определяются как небольшие, прозрачные, биосовместимые и газопроницаемые изделия, которые фиксируются непосредственно на роговице глаза. Они предназначены для временной коррекции зрения, терапевтических целей, декоративного изменения внешности глаз или для других специфических задач [3.].
Классификация контактных линз включает несколько критериев [3]:
1. По целевому назначению:
• КЛ для коррекции зрения;
• Терапевтические КЛ;
• Косметические КЛ (для коррекции дефектов зрачка);
• Декоративные КЛ (изменяющие оттенок или цвет глаз);
• КЛ специального назначения (например, торические линзы для коррекции астигматизма).
2. По физико-химической природе материала:
• Жесткие контактные линзы (из минеральных или органических стекол);
• Газопроницаемые;
• Газонепроницаемые.
• Мягкие контактные линзы (из композиционных полимерных материалов);
• Гидрогелевые КЛ;
• Силикон-гидрогелевые КЛ.
3. По технологии производства:
• Изготавливаемые способом точения (твердые контактные линзы);
• Изготавливаемые центробежным формованием (мягкие контактные линзы);
• Изготавливаемые заливкой в форму-матрицу (мягкие контактные линзы);
• Комбинированный метод производства.
4. По диаметру:
• Роговичные (9–11 мм);
• Склеральные (15–21 мм);
• Корнеосклеральные (12–15 мм).
5. По срокам использования:
• Традиционные КЛ (длительного ношения);
• КЛ плановой замены (ежемесячные, 1–2-недельные, одноразовые).
6. По цветности материала линз:
• Оптически прозрачные КЛ;
• Окрашенные КЛ.
Глава 2. Практичекая часть.Организация и методы подбора очковой и контактной коррекции у детей и подростков с гиперметропической анизометропией
2.1 Правила коррекции зрения у детей и подростков с гиперметропической анизометропией
Для детей и подростков с гиперметропической анизометропией регулярный мониторинг и коррекция зрения важны для предотвращения амблиопии и поддержания нормального зрительного развития. Оптическая коррекция может включать очки или контактные линзы, а также бифокальные линзы для исправления аккомодативных проблем. Визуальная терапия также рекомендуется для улучшения координации глаз и аккомодации.
Далее рассмотрим клинические случаи гиперметропической анизометропии у детей, которые корректировались очковой и контактной коррекцией.
Первый клинический случай пациент с очковой коррекцией гиперметропической анизометропией.
Пациент, 10-летний ребенок, обратился с жалобами на прогрессирующее снижение остроты зрения левого глаза, что значительно затрудняло чтение с доски. В ходе первичного обследования проведен сбор анамнеза, в том числе данных о наследственных заболеваниях глаз и визуальной нагрузке. Определение остроты зрения с использованием таблицы Снеллена показало величину 0.3 для левого глаза по сравнению с 1.0 для правого.
Автоматическая рефрактометрия выявила отклонения в рефракции: для левого глаза фиксирована гиперметропия +3.5 диоптрий, в то время как для правого глаза показатели находились в норме. Дополнительно применена скиаскопия, подтвердившая начальные данные и уточнившая рефракционные аномалии. Офтальмоскопия не выявила патологий сетчатки или кровеносных сосудов, что исключило органическую природу снижения зрения. В ходе биомикроскопии также не было обнаружено аномалий передних структур глаза.
2.2 Организация процесса наблюдения за детьми и подростками с гиперметропической анизометропией
При разработке индивидуального плана наблюдения за первым пациентом 10 лет с диагностированной анизометропией и гиперметропией левого глаза, было предусмотрено несколько этапов. Первоначально, после подбора и выдачи очков, рекомендовано совершить повторный визит через 2-3 недели для оценки адаптации пациента к коррекции зрения. Во время этого визита следует проверить, как пациент привыкает к ношению очков, а также исключить возможное появление дискомфорта или зрительного напряжения.
Следующий этап включает регулярные осмотры каждые 6 месяцев, что позволит отслеживать стабильность рефракции и состояние зрительных функций. В ходе этих визитов проводятся стандартные процедуры оптической коррекции, включая рефрактометрию и оценку остроты зрения. Также необходимо обращать внимание на возможные изменения в бинокулярном взаимодействии глаз, что важно для профилактики развития амблиопии и других бинокулярных нарушений.
Важной составляющей плана является ежегодное проведение комплексного офтальмологического обследования, включая офтальмоскопию и исследование глазного дна. Указанные меры необходимы для выявления возможных патологических изменений, которые могут развиться на фоне основного заболевания.
Кроме того, рекомендуется информационная поддержка родителей ребенка, включая консультации по вопросам оптимального распределения зрительных нагрузок, использования источников света и профилактики зрительного утомления. Это поможет снизить риск развития дополнительных зрительных нарушений и способствовать успешной адаптации к очкам.
Таким образом, разработанный план наблюдения позволит систематически контролировать состояние зрения пациента и вовремя корректировать методы оптической коррекции в зависимости от динамики рефракционных показателей, обеспечивая тем самым наилучшие условия для сохранения и улучшения зрительных функций ребенка.
После двух недель использования очков для коррекции гиперметропической анизометропии левого глаза, ребенок вернулся на повторный визит. Оптическая коррекция была хорошо принята, и пациент отметил улучшение остроты зрения при чтении и наблюдении за объектами на дальнем расстоянии. При повторной оценке с использованием таблицы Снеллена острота зрения левого глаза улучшилась и составила 0.8, что значительно выше начального показателя 0.3. Острота зрения правого глаза осталась стабильной на уровне 1.0.
Заключение
На основании анализа исследований и практического применения методов коррекции гиперметропической анизометропии у детей и подростков были выявлены следующие ключевые выводы и разработаны соответствующие рекомендации.
Гиперметропическая анизометропия у детей и подростков оказывает значительное воздействие на функциональное состояние зрительной системы, создавая предпосылки для развития амблиопии, особенно в отсутствие адекватной коррекции зрительных аномалий. Наличие различной степени дальнозоркости на разных глазах требует тщательного подбора корректирующих оптических средств, при этом контактные линзы демонстрируют значительно большую эффективность по сравнению с очковыми линзами. Контактные линзы способствуют более точной коррекции рефракционных ошибок, что важно для предотвращения развития бинокулярных нарушений, таких как снижение стереозрения и дисбинокулярная амблиопия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 2008. – 496 с.
2. Банзал А. С. и др. Детская офтальмология. Цветной атлас и краткое руководство по клинической офтальмологии. – 2021.
3. Бондаренко П.И., Цветкова Е.А., Пинчук Л.С., Замараева А.В. Контактные линзы: классификация, материалы, бренды // Медицинские новости. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontaktnye-linzy-klassifikatsiya-materialy-brendy
4. Жигальская Т. А. Оптическая система глаза, рефракция и аккомодация: учебное пособие / Т.А. Жигальская, А.А. Крылова, О.И. Кривошеина. – Томск: Изд-во СибГМУ, 2023. – 88 с
5. Коваленко В.В. Практическая оптометрия для офтальмологов. – Библиотека практического врача, 2015. – 124 с
6. Куликова И. Л., Александрова К. А. Изменение нарушений аккомодации у детей с анизометропической амблиопией и гиперметропией //Acta Biomedica Scientifica. – 2024. – Т. 9. – №. 1. – С. 129-135.
7. Куликова И. Л., Александрова К. А. Мониторинг состояния аккомодационного аппарата глаза у детей с гиперметропической анизометропией и амблиопией с помощью оптической когерентной томографии //Современные технологии в медицине. – 2023. – Т. 15. – №. 5. – С. 24-32.
8. Куликова И. Л., Александрова К. А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АККОМОДАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ ГЛАЗА У ДЕТЕЙ С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ, АМБЛИОПИЕЙ И АНИЗОМЕТРОПИЕЙ ПОСЛЕ ФЕМТОЛАЗИК И ДЕТЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ КОНСЕРВАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ //Современные проблемы науки и образования. – 2021. – №. 3. – С. 107-107.
9. Куликова И. Л., Пикусова С. М., Авершина Л. А. ИЗМЕНЕНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РОГОВИЦЫ ПОСЛЕ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРМЕТРОПИИ МЕТОДАМИ LASIK И FS-LASIK //Современные проблемы науки и образования. – 2021. – №. 2. – С. 196-196.
10. Лещенко И.А., Лобанова И.В., Рыбакова Е.Г. Показания к подбору контактных линз у детей и подростков // Российская детская офтальмология № 3 2016. https://eyepress.ru/article/pokazaniya-k-podboru-kontaktnykh-linz-u-detey-i-podrostkov
11. Маркова Е. Ю., Перфильева Е. А. Применение контактных линз в детской офтальмологической практике. Обзор //Офтальмология. – 2020. – Т. 17. – №. 1. – С. 32-41.
12. Маркова Е.Ю., Безмельницына Л.Ю., Курганова О.В., Пронько Н.А., Венедиктова Л.В. Проблема аметропий у детей в Российской Федерации. Офтальмология. 2018;15(2S):40–44. https://doi.org/10.18008/1816-5095-2018- 2S-40-44
13. Матросова Ю. В. Ортокератология: методическое пособие [Электронный ресурс] / Ю.В. Матросова, Е.Ю. Кутимова, О.Л. Фабрикантов, Л.Н. Товмач.– М.: Издательство «Офтальмология», 2022 – 38 с. ил.
14. Милаш С.В., Епишина М.В., Толорая Р.Р. Современные оптические методы коррекции периферического дефокуса. Российский офтальмологический журнал. 2019;12(4):92-98. https://doi.org/10.21516/2072-0076-2019-12-4-92-98
15. Митронина М. Л., Агафонова В. В., Потапова Л. С., Дзиранова Л. Н., Никитина И. В. Подбор очковой и контактной коррекции зрения у детей и подростков с гиперметропической анизометропией // Вестник ОГУ. 2013. №4 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podbor-ochkovoy-i-kontaktnoy-korrektsii-zreniya-u-detey-i-podrostkov-s-gipermetropicheskoy-anizometropiey
16. Национальный проект "Здравоохранение" 2019. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie
17. Нероев В.В., Тарутта Е.П., Ходжабекян Н.В., Ханджян А.Т., Арутюнян С.Г. Анатомо-оптические параметры и аберрации оптической системы глаза при анизометропической миопии. Российский офтальмологический журнал. 2023;16(2):47-53. https://doi.org/10.21516/2072-0076-2023-16-2-47-53
18. Никитиных И. В., Карпова Д. А. Актуальность применения мягких контактных линз у детей и подростков //Неделя молодежной науки-2021. – 2021. – С. 270-270.
19. Орлова Н.С., Осипов Г.И. Коррекция зрения: учеб. Пособие. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2014. – 232 с. https://library.ngmu.ru/search/view?mfn=112704&irbisBase=MAIN
20. Рожко, Ю.И. Клиническая оптика в коррекции зрения: практическое пособие для офтальмолога и оптометриста / Ю.И. Рожко, Е.А. Тарасюк, А.А. Рожко. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМ и ЭЧ», 2017. – 96 с.
21. Салиев И. Ф., Назарова Г. К., Урманова Ф. М. РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ РЕФРАКЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СКРИНИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ //Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. – Т. 2. – №. 2. – С. 87-92.
22. Сомов Е. Е. и др. Гиперметропия у детей и ее клинические особенности //Российская Детская Офтальмология. – 2024. – Т. 45. – №. 1. – С. 21-26.
23. Султонова Ф. А. НОВЫЙ ПОДХОД К ЛЕЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С АНОМАЛИЯМИ РЕФРАКЦИИ //Advanced Ophthalmology. – 2023. – Т. 6. – №. 6. – С. 30-33.
24. Шарова Ю. С., Карандаева Т. А. Исследование особенностей зрительного восприятия у детей с миопией и астигматизмом //ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. – 2021. – С. 327-330.