Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время торговля занимает одно из лидирующих положений в российской экономике, занимая первое место по доле занятых – 18,7 % и валовой добавленной стоимости – 17,4 % и опережая по данным показателям отрасли промышленности [36].
В торговле решаются стратегически значимые социально-экономические задачи – повышение уровня жизни населения путем удовлетворения основных жизненных потребностей людей в качественных товарах и услугах по доступным ценам, увеличение числа хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих продукцию народного потребления, способствующее формированию динамичной конкурентной среды и росту количества доступных для любых категорий экономически активного населения рабочих мест, а также реализация программы импортозамещения потребительских товаров зарубежного производства.
Развитие и функционирование предпринимательства в торговой сфере как социально-экономический феномен идет уже на протяжении нескольких десятков лет. Тем не менее, при наличии отдельных положительных результатов оно еще находится не на должном уровне. Это заставляет более тщательно проанализировать процесс его становления и выявить причины и факторы, затрудняющие формирование этого важного сектора экономики, что позволит определить пути снижения или полного устранения их негативного влияния, выработать меры по улучшению условий предпринимательской среды и сделать в целом процесс управления развитием предпринимательства более результативным.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие предпринимательства в торговле происходит в условиях нестабильной внешней среды, санкционного давления и поиска новых механизмов адаптации торгового предпринимательства в современных условиях ведения коммерческой деятельности.
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Самолет Плюс».
Задачи работы:
– рассмотреть понятие торговли и специфику предпринимательства в торговле;
– изучить специфику организации коммерческой деятельности в торговле и её направления;
– провести анализ коммерческой деятельности ООО «Самолет Плюс»;
– разработать направления совершенствования коммерческой деятельности ООО «Самолет Плюс».
Объект исследования – коммерческая деятельность ООО «Самолет Плюс».
Предмет исследования – совершенствование коммерческой деятельности ООО «Самолет Плюс».
При написании ВКР были использованы специальная литература и периодические издания. Эмпирическую базу исследования составили данные отчётности ООО «Самолет Плюс».
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе раскрывается теоретические основы организации коммерческой деятельности предпринимательских структур в торговле.
Во второй главе анализируется коммерческая деятельность ООО «Самолет Плюс» и предложены рекомендации по её совершенствованию.
1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предпринимательских структур в торговле
1.1 Понятие торговли и специфика предпринимательства в торговле
Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющего спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.
Наиболее подробно проблему предпринимательства разработал американский экономист Й. Шумпетер. Он рассматривал предпринимательство как новаторскую деятельность, а предпринимателя – как целеустремленного хозяйствующего субъекта, отличающегося настойчивостью, стремлением к поиску нового, способного вести выгодное дело, умением использовать нововведения в процессе экономической конкурентности.
По своей природе предпринимательство имеет двойственную сущностную основу. С одной стороны, оно выступает как вид трудовой деятельности, с другой – как особый тип поведения хозяйствующего субъекта.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как [21, c. 56]:
– деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;
– прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
– процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;
– специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом. В этой связи предпринимательство в сфере торговли более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства [14].
В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.
Предпринимательская деятельность – это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода.
Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена.
Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее «угадывает», на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. В результате он получает больше прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому же предприниматель постоянно рискует. Он не избегает риска, как это обычно делается, а идет на него сознательно, чтобы получить большой доход, чем другие – своеобразную компенсацию за этот риск. Учитывая, что предпринимательская деятельность связана с осуществлением определенных функций, такую деятельность можно охарактеризовать как процесс планирования, организации и осуществления.
Предпринимательская деятельность в торговле может осуществляться либо в индивидуальной, либо в коллективных формах.
Главным образом, к предпринимателям относятся владельцы организаций, менеджеры, работающие на хозяина, а также организаторы бизнеса, которые сочетают в себе и владельцев, и управляющих (индивидуальные предприниматели).
Индивидуальное предпринимательство – это деятельность субъектов рыночной экономики, направленная на получение прибыли, основанная на имуществе учредителей, организованная на собственную ответственность под свой страх риск.
К индивидуальным предпринимателям отняться физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического, а также не имеющие признаков юридического лица.
Основное преимущество индивидуального предпринимательства во многом заключается не в экономической, а, что не менее важно, в социальной ценности. Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства, наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами [17].
Занятие бизнесом дает гражданам – индивидуальным предпринимателям возможность изменить свое отношение к труду, ощутить прямую взаимосвязь между своими трудовыми затратами и получаемыми от них доходами, творчески реализоваться. В дальнейшем именно эти люди, получив опыт и почувствовав уверенность и потребность в росте, становятся собственниками успешных компаний, их руководителями.
Если рассматривать правовое регулирование индивидуального предпринимательства, то стоит отметить, что до настоящего времени отсутствует общепризнанная целостная концепция гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей.
Наиболее распространенными формами коллективной предпринимательской деятельности являются хозяйственные товарищества и общества, в которых может осуществиться любая деятельность: производственная, торговая, посредническая, страховая и т.д. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере торговли заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках организации и выступающих с инициативой по выпуску нового товара, реализации новых решений, новых подходов и т.п.
Торговли как экономическая категория выполняет следующие функции [12]:
1) реализация стоимости товаров и возмещение на этой основе затрат труда на их производство. Прибыль получает предприятие лишь после реализации товара, смены формы стоимости из товарной на денежную;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Н. И. Формирование комплекса услуг предприятий розничной торговли / Н. И. Алексеева // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2023. – № 12. – С. 206-212.
2. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
3. Абащева, И. Н. Особенности управления коммерческой деятельностью торговой организации / И. Н. Абащева // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2022. – № 1(27). – С. 1-3.
4. Атанепесова, А. Инфраструктура и развитие цифровых техногий / А. Атанепесова, А. Кулиев // Ceteris Paribus. – 2022. – № 11. – С. 34-36.
5. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2023. – 286 с.
6. Базилевич, С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / С.В. Базилевич // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 473-489.
7. Белецкий, М. Д. Повышение конкурентоспособности продукта-mix, как Основное направление в развитии субъектов розничной торговли / М. Д. Белецкий // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 699-708.
8. Вартанян, А. А. Особенности цифровой информационной безопасности на предприятиях сферы торговли / А. А. Вартанян, А. Д. Кузин // Горизонты экономики. – 2021. – № 6(65). – С. 41-45.
9. Вашурин, А. В. Перспективы применения цифровых технологий в обеспечении финансовой устойчивости деятельности организаций торговли / А. В. Вашурин // Modern Economy Success. – 2023. – № 4. – С. 261-266.
10. Глазов, М.М. Предпосылки формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов / М.М. Глазов // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 2 (116). – С. 110-112.
11. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
12. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2023. – 398 с.
13. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
14. Денисова, Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли : учебное пособие / Н.И. Денисова. – М.: Издательство «Магистр», 2022. – 480 с.
15. Жокабине, Н. Ф. Инновационная финансовая инфраструктура в условиях развертывания цифровой экономики / Н. Ф. Жокабине // Инновационная наука. – 2023. – № 5-2. – С. 64-67.
16. Жулидов, С. И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
17. Зиеда, Р. Н. Историко-философские основы предпринимательства и коммерческой деятельности / Р. Н. Зиеда // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2024. – № 1(49). – С. 16-22.
18. Иванов, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Г.Г. Иванов. – М.: ФОРУМ, 2021. – 384 с.
19. Ильин, Д. Ю. О росте конкурентоспособности сети предприятий розничной торговли / Д. Ю. Ильин // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2022. – № 2(39). – С. 87-93.
20. Казакевич, Т.А. Организация и планирование деятельности предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Т.А. Казакевич. – СПб.: Интермедия, 2013. – 186с.
21. Конкуренция: сущность, роль в экономике и виды / С. Хемзаева, М. Шукуров, Б. Нурыев, М. Отузов // A Posteriori. – 2023. – № 1. – С. 98-100.
22. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие для вузов / Г.Д. Костина. - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 175с.
23. Кочиева, А. К. Факторы развития цифровой инфраструктуры в России / А. К. Кочиева // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3(71). – С. 40-45.
24. Куприянова М.В. Методологические подходы к оценке уровня цифровизации промышленного производства / М.В. Куприянова, И.П. Симикова // Право, экономика и управление: актуальные вопросы : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 13 дек. 2019 г.) / редкол.: К.Г. Яковлев [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 28-34.
25. Лифшиц, А. С. О сопоставлении конкурентных преимуществ и конкурентных ограничений организации розничной торговли / А. С. Лифшиц, Д. Ю. Ильин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2(56). – С. 14-22.
26. Мархайчук, М. М. Факторы маркетингового управления коммерческой деятельностью торговой организации / М. М. Мархайчук // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 8(157). – С. 769-772.
27. Мезенцева, Е. В. Информационная инфраструктура как ключевой элемент развития цифровой экономики / Е. В. Мезенцева, Е. В. Королюк // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 1(35). – С. 300–310.
28. Меньшиков, Е. И. Оценка влияния инновационных инструментов на конкурентоспособность в сетевом ритейле / Е. И. Меньшиков, А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 211-220.
29. Обоснование сущности информационной инфраструктуры цифровой экономики / Л. В. Кочетова, Е. В. Дехтярь, В. В. Слиж, И. А. Желтобрюх // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – С. 174-178.
30. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. Пособие / Т.Н. Парамонова. – М.: КноРус, 2022. – 396 c.
31. Рзун, И. Г. Клиентоориентированность как новый фактор формирования прибыли ритейлеров / И. Г. Рзун, О. С. Хлусова, Я. А. Гриневич // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – С. 230-234.
32. Семин, Д. С. Потенциал цифровых ресурсов и цифровой инфраструктуры / Д. С. Семин // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 3(152). – С. 1326-1329.
33. Синяева, И. М. Маркетинг в торговле : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 7-е изд. – М.: Дашков и К°, 2022. – 396 с.
34. Сумманен, К.Т. Национальная цифровая инфраструктура. Выбор оптимальной модели управления / К.Т. Сумманен // Цифровая экономика. –2021. – № 2 (14). –С. 50–57.
35. Токарев, М.Н. Импортозамещение программного обеспечения / М.Н. Токарев, А.Н. Вершинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. – № 6–3 (81). – С. 156–162.
36. Токарь, Е. В. Трансформация потребительского поведения населения России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды / Е. В. Токарь, А. А. Фирсова, М. Н. Вербицких // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 45-54.
37. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли / И. В. Ткаченко, О. С. Анисимова, В. А. Коломыца, Н. А. Бородина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 53-60.
38. Хайруллина, А.Р. Цифровая инфраструктура как среда принятия управленческих решений в малом и среднем предпринимательстве / А.Р. Хайруллина // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Т. 11. – № 5. – С. 1151—1166.
39. Цебренко, К. Н. Совершенствование системы оперативного контроля состояния цифровой инфраструктуры организаций / К. Н. Цебренко // Вестник ИМСИТ. – 2023. – № 3(95). – С. 27-31.
40. Чернухина, Г. Н. Основы товародвижения в торговле: для студентов, обучающихся по образовательным программам по специальности «Коммерция (по отраслям)»: учебник / Г. Н. Чернухина, Н. Ю. Курганова. – М.: Университет Синергия, 2023. – 170 с.
41. Щукин, Д. С. Методы оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли / Д. С. Щукин, В. А. Жеваго, С. Л. Блау // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 47-58.