Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, изменились подходы к организации образовательного процесса, что означает необходимость отказа от учебной модели. Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности воспитателя, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения. Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.
Образовательный процесс должен идти непрерывно, в течение всего дня, поэтому мы стараемся использовать новые формы работы с детьми, позволяющие обучать воспитанников так, чтобы они об этом не догадывались, используя для этого режимные моменты, где решаются задачи формирования общей культуры детей дошкольного возраста и развития их физических, интеллектуальных, личностных качеств.
Но, проблема в том, что многие педагоги по-прежнему основное внимание уделяют организованной образовательной деятельности, как раньше занятиям, и недооценивают образовательный потенциал режимных моментов.
В соответствии ФГОС ДО изменились подходы к организации образовательного процесса, что означает необходимость отказа от учебно-дисциплинарной модели с четко регламентированной структурой деятельности. Занятие перестает быть основной структурной единицей образовательной деятельности, но это не означает, что «занятия» отменяются. Сегодня в понятие «занятие» вкладывается иной смысл: занятие как занимательное дело.
В дошкольных учреждениях время, отведённое на занятия, ограничено возрастными критериями детей. Например: образовательная нагрузка детей среднего возраста составляет 20 мин., а этого не всегда достаточно для решения поставленных задач. Поэтому целесообразно осуществлять образовательную деятельность и в ходе режимных моментов. Исходя из актуальности проблемы, перед собой я поставила следующую цель и определили задачи исследования.
Цель: изучить специфику организации образовательной деятельности в режимных моментах детей 4-5 лет.
Объектом исследования являются режимные моменты в ДОУ.
Предметом исследования является образовательная деятельность в режимных моментах у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить понятие образовательной деятельности в детском саду.
2. Рассмотреть понятие и характеристику режимных моментов.
3. Выявить психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать пример образовательной деятельности в ходе режимных моментов в группе детей 4-5 лет.
Цель и задачи исследования определили структуру работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Методология и методы исследования. В ходе осуществления работы по написанию ВКР применялись различные общенаучные методы познания, отбор которых объясняется спецификой объекта и предмета исследования, а также установленными целью и задачами. Среди них: системный анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического уровня.
Практическая значимость работы состоит в разработке образовательной деятельности в ходе режимных моментов в группе детей 4-5 лет. Эта работа может быть полезна воспитателям средней группы детских садов для использования в практической деятельности.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Образовательная деятельность в детском саду
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) кардинально изменило организацию воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Одно из таких нововведений – это замена традиционного занятия на непосредственно образовательную деятельность (НОД). Правда это изменение было уже зафиксировано в Федеральных государственных требованиях (ФГТ) в 2010 году и лишь было подтверждено в Стандарте (2014 год) .
В моем исследовании рассмотрим наиболее полный спектр определений понятия «деятельность». Начнем с тех, которые характеризуют деятельность как философскую категорию, отражающую ее как организующее, упорядочивающее начало социальной реальности. Ряд авторов определяют понятие «деятельность» через философскую категорию «форма». Так в Российской педагогической энциклопедии (РПЭ) под деятельностью понимается «специфическая форма человеческого бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности» . В данном определении фактически представлены две характеристики понятия «деятельность», разделенные запятой. Во-первых, деятельность — это «специфическая форма общественно-исторического бытия людей». В данной части определения конкретизировано и содержательно наполнено понятие «человеческое бытие». Оно представлено как «общественно-историческое», что предполагает движение человеческого общества во времени на протяжении всего временного периода существования социального вида материи. В более конкретном виде его можно представить как постоянное и непрерывное развитие общества, преемственность в жизни и деятельности людей, непрерывная и непрекращающаяся смена поколений и т. д. Вторая часть формулировки, если ее рассматривать как конкретизацию первой части (чему способствует запятая между ними), не согласуется по смыслу с первой частью. При более обстоятельном анализе можно обнаружить, что вторая часть формулировки имеет самостоятельное значение, отличное от смыслового наполнения первой части. И соотносятся они между собой как «внешнее» по отношению к бытию людей и «внутреннее». (В контексте анализа деятельности вторая часть данного определения может быть привлечена к обсуждаемой проблеме при изучении внутреннего строения социальной реальности.) Следует также добавить, что разноуровневые (в данном определении) формулировки понятия «деятельность» свидетельствуют о неоднозначном его понимании одними и теми же авторами, что связано с «узким» и одновременно «широким» смыслом, вкладываемым в трактовку понятия.
В Педагогическом словаре деятельность определяется как «важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности» . В данном определении деятельность выступает как «форма» (также, как и в предыдущем случае), только «проявления жизни человека». Если сравнивать с предыдущим определением, то здесь «бытие» расшифровывается как «проявление жизни человека». А последнее, в свою очередь, в этом же определении уточняется и звучит как «активное отношение к окружающей действительности». Таким образом, деятельность определяется здесь как форма активного отношения человека к окружающей действительности.
По аналогии со второй частью предыдущей формулировки дается определение деятельности в Большой советской энциклопедии: «Деятельность — специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» . В данной формулировке дается определение деятельности как формы не просто объекта (активного отношения к окружающему миру), а объекта, имеющего определенное содержание (целесообразное изменение и преобразование мира). Таким образом, в данном определении имеет место объект — активное отношение человека к окружающему миру. Его формой является деятельность, а содержанием — целесообразное изменение и преобразование мира. Именно характеристика содержания объекта, формой которого является деятельность, отличает данное определение от предыдущего. Общим же моментом последних двух определений является объект (относительно которого в первом случае определяется форма, а во втором — форма и содержание). Этот объект — активное отношение человека к окружающему миру.
Весьма близкое к предыдущему определение деятельности дает Э. Г. Юдин. «Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» . Данное определение отличается от предыдущего тем, что здесь не только сформулировано содержание деятельности, но и представлено средство его реализации — «освоение и развитие наличных форм культуры».
Приведенные определения понятия «деятельность» характеризуют ее как форму некоторого объекта. В качестве объекта в данном случае выступают (по степени конкретизации от общего — к частному) «бытие людей», «проявление жизни человека», «активное отношение человека к окружающему миру».
Образовательная деятельность включает в себя …. действия по организации образовательного процесса или процесса образования.
Можно выстроить следующую взаимосвязь понятий:
Следовательно, образовательная деятельность более широкое понятием, чем образование (процесс обучения и воспитания), в ходе реализации образовательной деятельности оказываются основные и дополнительные услуги. То есть это деятельность по организации и осуществлению процесса образования.
С.И. Поздеевой образовательная деятельность рассматривается как «продуктивная деятельность обучающихся, которая обеспечивает не только интеллектуальное развитие учащихся, развитие творческих способностей, но и приобретение социальных навыков, в которой происходят актуализация, обогащение, накопление и порождение опыта разных видов деятельности учащихся, развивается личная образовательная инициатива .
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
У НОД есть качественные отличия от занятия: изменение позиции воспитателя-педагога по отношению к детям; форма организации = игра + другие виды детской деятельности; структура НОД.
Исключается не процесс обучения, а меняется форма занятий. Мы обучаем дошкольников так, чтобы они об этом не догадываются. В основе организации НОД лежит технология системно-деятельностного подхода, в котором позиция педагога заключается в управлении деятельностью детей. Управленческая «пятерня» или пять функций управления должны быть задействованы постоянно: планирование, организация, мотивация, организация и контроль. Воспитатель-педагог обладает необходимым набором компетенций в технологии системно-деятельностного подхода .
Для этого надо использовать: игровые приемы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. НОД невозможна без интеграции образовательных областей.
Основная цель НОД – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – это побочный эффект, который по сути есть сформированные компетентности дошкольника. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.
Основные формы работы с детьми при организации НОД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и его интересы. Нельзя обязать ребенка понять что-либо, его нужно заинтересовать.
В рамках нашего исследования становится важным рассмотреть понятие режимных моментов. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф первой главы.
1.2. Понятие и характеристика режимных моментов
В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.
Режим дня в дошкольных группах имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении, в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 №28564 от 15.05.2013.
Именно постоянная замена труда и отдыха, разных видов деятельности дает организму возможность восстановиться как в физическом, так и психологическом плане. Правильно организованный режим дня позволяет распределить время таким образом, чтобы его хватило на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой. Режим способствует развитию организованности, направленности действий, вырабатывает навык самодисциплины. Правильное распределение элементов режима повышает продуктивность работы человека и увеличивает возможности его здоровья. Поддержанию высокого уровня работоспособности способствует смена труда и отдыха.
Выделяют 6 основных компонентов режима: сон; пребывание на открытом воздухе (прогулки): образовательная деятельность; игровая деятельность и отдых; приемы пищи; личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, определяется возрастом и индивидуальными особенностями индивида.
Сон - это отдых, способствующий восстановлению всех функциональных систем организма, в первоочередно функций клеток коры головного мозга. Физиологическая потребность в отдыхе детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их ЦНС.
Так, у новорожденных продолжительность сна составляет около 16,5 ч. Эта потребность во сне обусловлена тем, что даже небольшие по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вызывая охранительное торможение. Вот почему сон является основным физиологическим состоянием новорожденного.
В 1-й месяц жизни ребенок спит без порядка, со 2-го месяца устанавливается суточный ритм сна: ночной (10-11 ч) и дневной (6-6,5 ч). В первые 3 года жизни продолжительность сна ночью практически не изменяется, а суточная продолжительность сна снижается за счет снижения числа периодов дневного сна: с 4 до 1.
Одноразовый дневной сон формируется к 1,5-2 годам и сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. К 7-8 летнему возрасту развивается непрерывный процесс сна в течении всей ночи . Однако не стоит забывать, что как правило в данном возрасте повышаются умственные и физические нагрузки.
Чтобы недопустить снижение работоспособности детей, нужно организовать необходимое количество времени на сон. Так же не стоит забывать о том, что дети с ослабленной ЦНС, нуждаются в более длительном сне по сравнению со здоровыми.
Прогулки на открытом воздухе – наиболее благоприятный вид отдыха, способствующий восстановлению функционального состояние организма и работоспособности. Эффективность нахождения на открытом воздухе связана с повышенной оксигенацией (снабжением кислородом) крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на кору головного мозга. Присутствие на воздухе – является одним из способов закаливания организма, профилактики ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.
В зависимости от возраста ребенка прогулки имеют свою специфику. Пребывание на воздухе ребенка до 1,5 лет является, как правило, дневным сон. С 1,5 лет, когда ребенок освоил ходьбу, в режим появляются прогулки, постепенно заменяющие сон на воздухе. Для детей 2-3лет в режиме дня дошкольного учреждения установлено наличие двух прогулок, а третью родителям рекомендуется проводить совместно с ребенком в вечернее время, гуляя с ребенком перед сном. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 4,5-5 ч.
Учебные занятия постепенно занимают все более значительную часть времени. В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят характер игры, очень непродолжительны (не более 10 мин), проводятся сначала индивидуально, а затем по подгруппам. Усложнить процесс обучения можно лишь в дошкольном возрасте, что связанно с повышением работоспособности и выносливости организма ребенка в целом..
В режиме отводится больше времени на занятия (20-30 мин), способствующие развитию речи, устного счета, т. е. на способность оперировать отвлеченными понятиями.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору создают у детей положительные эмоции, что связано с повышением возбудимости коры головного мозга и сглаживании различных изменений в организме, спровоцированных отрицательными эмоциями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богина Т. П. , Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М. , 1987. с. 74 - 77.
2. Большая советская энциклопедия [Текст] : в 30 т. — М. : Сов. энцикл., 1972. — Т. 8..
3. Буре Р. С. Воспитатель и дети: пособие для воспитания детского сада / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. . - М. : Просвещение. , 1987. – 322 с.
4. Грохольский Г. Г Двигательная активность детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Г. Г. Грохольский. - Минск: Высшая школа, 2007. - 44с.
5. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
6. Запорожец А. В. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Т. А Маркова. - М. :Просвещение, 1980-48с.
7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2007. - 80с.
8. Змоновский Ю.Ф. Режим -важнейший фактор укрепления здоровья ребенка//Дошкольное воспитание. -1978. -№7. -С. 56-63.
9. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов Игра в развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 2000. – 217 с.
10. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст]/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 176 с.
11. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие[Текст]/. – М.: Просвещение, 2008 - 432 с.
12. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада [Текст]/ А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
13. Мардахаев Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст]/ Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С. 7–10.
14. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
15. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений [Текст]/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: ВЛАДОС, 2008 - 264 с.
16. Милованова Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения [Текст]/ Н. Г. Милованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. – СПб. : Экспресс, 2013. – 365 с.
17. Михайленко И.Я. Как играть с ребенком? [Текст]/ И. Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
18. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
19. Педагогика детства: Петербургская научная школа [Текст]/. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2015. – 297 с.
20. Педагогический словарь [Текст]: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. — М.: Изд-во АПН, 1960. - Т. 1.
21. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ [Текст]/ В.А. Петровский. – М.: Просвещение. – 2010. - 209 с.
22. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе / С. И. Поздеева. – Томск: Дельтаплан, 2004.
23. Полякова М. Н. Создание моделей предметно развивающей - среды в ДОУ: Методические рекомендации [Текст]/ М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 209 с.
24. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий // Журнал российского права. 2009. № 3 (147). С. 139 – 150
25. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 208 с.
26. Радионова Н.Ф. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования [Текст]/ А. П. Тряпицына, Н. Ф. Радионова // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: коллективн. моногр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. –188 с.
27. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. — М., 1999. — Т. 2.
28. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика: Курс лекций [Текст]/ Н. П. Сазонова. - СПб.: Питер, 2010. – 308 с.
29. Самобытность детства. Новые ценности образования [Текст]/ Под ред. Н. Б. Крыловой. - М.: АСТ, 2007. – 188 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный.
31. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012
32. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст]: методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1978