Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в довольно быстром внедрении инновационных процессов в различных отраслях жизнедеятельности, которые выставляют требования о надобности изменения привычных направлений обучения и развития школьников.
В результате развития системы образования, в рамках такой дисциплины как «физическая культура» зачастую определяют надобность развития познавательной, а также двигательной активности детей, познании теоретических основ физической культуры, определяющего значения в становлении ЗОЖ школьников, надобности самостоятельным физкультурных занятий.
Существуют мнения ученых о том, что привычный подход физической подготовки является не эффективным и как результат школьники могут только повторить те знания которые передает педагог, а применять их на практике они не могут[ Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие. - Шуя: Ивановский государственный университет, 2019. Сю 52.]. В настоящее время перед системой образования поставлена задача по подготовке школьников к индивидуальной, продуктивной деятельности.
На основании ФГОС СОО под проектной деятельностью можно определить непременный компонент присущей отечественной системе образования. В рамках Примерной ООП СОО выставляется акцент на познание такого направления как проектная деятельность в качестве варианта деятельности при которой в качестве материала будут выступать школьные предметы[ Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // "Российская газета", N 139, 21.06.2012.].
Метод проектов получил довольно быстрое развитие в вопросах физической подготовки школьников. При помощи данного метода можно исполнять требования, предъявляемые ООП, которая предопределяет развитие индивидуальных, а также метапредметных и помимо всего прочего предметных познаний у детей. Метод проектов, это специальное направление обучения при помощи которого происходит реализация определенных педагогических принципов, в череде которых развитие индивидуального потенциала, самостоятельность, результативности и так далее.
Метод проектов можно использовать с детьми разного школьного возраста у которых проявляется интерес к исследовательской деятельности. Познания и навыки нужные в процессе воплощения проекта в дальнейшем выступят в качестве основы использования школьниками данной деятельности в учебном и трудовом процессе после завершения школьного обучения.
Применение метода проектов в физическом воспитании дает возможность выстраивать процесс подготовки школьников активным образом, при помощи целенаправленной работы самих школьников и учета их собственных интересов. Осуществляя разработку личного проекта, дети трансформируются из объектов обучения в субъекты и как результат можно наблюдать процесс самостоятельного обучения, что оказывает положительное воздействие на процесс образования.
При помощи данной деятельности можно лично понять то, что физкультура способствует как физическому, так и интеллектуальному развитию.
Проблемой проектов по физической культуре для детей старшего школьного возраста, как средства формирования физической культуры личности в разное время занимались многие исследователи. Так применению проектов по физической культуре, как средству активизации физических качеств посвящены труды П.И. Истомина, В.Г. Цыганкова, И.Л. Беккера, С.А. Сергеевой и др. Системы активизации двигательного режима в условиях проектной деятельности представлены в работах: Г. В. Шалыгина, Е.Н.Вавилова, Т.И.Осокина и др. Применение проектов направленных на физическое развития и двигательную подготовленность рассматривали М.А. Рунова, Г.В. Шалыгина, Н.И. Бочарова.
Все вышеназванные обстоятельства делают актуальным исследование практико-ориентированных проектов по физической культуре для детей старшего школьного возраста, как средство формирования физической культуры личности.
Объект исследования – практико-ориентированные проекты.
Предмет исследования – практико-ориентированные проекты по физической культуре для детей старшего школьного возраста.
Цель исследования состоит разработка и проверка эффективности проекта практико-ориентированного проекта по физической культуре для детей старшего школьного возраста, как средства формирования физической культуры личности.
Исходя из цели в работе были определены следующие задачи:
1. Провести обзор литературы по проблеме практико-ориентированных проектов по физической культуре для детей старшего школьного возраста, как средство формирования физической культуры личности.
2. Разработать практико-ориентированный проект по физической культуре для детей старшего школьного возраста и определить эффективность проекта.
3. Определить уровень физической подготовленности детей старшего школьного возраста после разработки практико-ориентированного проекта по физической культуре.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников; тестирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в обобщении актуальных данных о применении практико-ориентированных проектов по физической культуре для детей старшего школьного возраста, как средства формирования физической культуры личности.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, основной части, которая поделена на три главы, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1.1. Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста, проблема мотивации
Возраст индивида – это автономный период человеческого развития, который отличается своеобразием. Возрастные периоды развития человека выделяются на основании особенностей онтогенеза, специфики социальных процессов или культурных представлений. Подростковый возраст – пример скорее онтогенетического выделения возраста, т.к. связан с началом полового созревания (пубертатом). В связи с этим к подростковому периоду относится период от 11-12 до 15-17 лет. При этом в подростковом возрасте, в виду его важности и противоречивости, учеными также выделяются отдельные стадии. Так, к младшему подростковому возрасту относится период от 11-12 до 13 лет; к среднему – от 13 до 15 лет; к старшему – от 15 до 17 лет. Соответственно, младший подростковый возраст соответствует докритической стадии, средний подростковый – критической стадии, старший подростковый – посткритической стадии развития[ Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Карякина Е.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Академия, 2018. – С. 83.].
Подростковый возраст выступает одним из переломных на пути к биологической зрелости организма, что обусловлено развертыванием процесса полового созревания, морфологической и физиологической перестройкой организма.
Основными физическими особенностями подростка выступают:
1. ускорение роста, приводящее к временной потере координации, неуклюжести, нескладности, неумению владеть своим телом;
2. увеличение мышечной массы и мышечной силы при низкой способности к длительным физическим нагрузкам и концентрации, быстрой утомляемости, что требует строгого дозирования нагрузки;
3. диспропорция сердечно-сосудистой системы, обусловленная тем, что увеличение размера сердца идет более быстрыми темпами, чем рост соответствующих сосудов, что приводит к ряду функциональных нарушений: учащенному сердцебиению, повышению артериального давления, головным болям, головокружению, повышенной утомляемости, потемнению в глазах при резких движениях и пр.;
4. перестройка эндокринной и нервной систем, в рамках которой увеличение секреции половых и иных внутренних желез приводит к преобладанию процессов возбуждения над процессами торможения, что приводит к раздражительности, вспыльчивости, неуравновешенности подростков[ Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. – С. 31.].
Половое созревание и бурное физическое развитие предопределяют психологические особенности подростков.
Одной из важных проблем физического воспитания, требующих инновационных подходов является развитие силовых способностей школьников. Возрастной период 15-17 лет является благоприятным периодом для развития силовых способностей, а сила является определяющим результативности и эффективности двигательной деятельности человека.
Возраст 15-17 лет – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Под этим возрастом мы понимаем период между 15 и 17 годами, примерно. Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни[ Муллер А.Б. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2018. – С. 56.].
Ранняя юность (15-17 лет) – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости.
В возрасте 15-17 лет типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм[ Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки старшеклассников. - М.: ФиС, 2021. – С. 163.].
В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. В возрасте 15-17 лет эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков[ Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. – С. 105.].
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции, подростки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие юноши получают определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
В отечественной возрастной периодизации основной теорией используется теория Л.С. Выготского. Согласно его теории, процесс развития состоит в присвоении индивидом социально-исторического опыта в результате взаимодействия с окружающим миром и другими людьми[ Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. – С. 63.].
Ведущими критериями выделения того или иного возраста нужно считать такие критерии как:
1. социальная ситуация развития;
2. ведущий тип деятельности;
3. основные новообразования возраста.
Подростковый возраст в своей социальной ситуации развития отличается:
1. смещением сферы влияния с семьи на круг ровесников;
2. ведущим типом деятельности для подростка становится общение;
3. а основными новообразованиями возраста можно считать чувство взрослости, стремление к самоопределению, формирование Я-концепции.
Между возрастными периодами человек переживает возрастные кризисы перехода из одного периода в другой.
Подростковый кризис характеризуется следующими ведущими признаками:
1. негативизм, т.е. устойчивая негативная установка по отношению ко всему окружающему;
2. склонность к анализу и самоанализу;
3. подростковая депрессия, которая выражается в возникновении безразличия к окружающему миру, чувства пустоты, одиночества, непонятности.
При этом кризис подросткового возраста может протекать по двум разным сценариям:
1. сценарий «кризис независимости» выражается через развитый негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление поступать по-своему, противостоянии авторитетам, ревностном отношении к личному пространству;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агеевц, В. У. Движение, здоровье, жизнь // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1. - С. 13-16.
2.Антипов, А.В. Педагогический контроль и самоконтроль физического состояния молодежи в процессе физической активности // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8. - С. 61- 63.
3.Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие. - Могилев: МГУ им. А. А. Кушелова, 2020. - 284 с.
4.Ашмарин Б.Л. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2019. – 280 с.
5.Богатырев, В.С. Методика развития физических качеств юношей: учебное пособие. - Киров, 2018. С.107.
6.Барчуков Е.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ССУЗов. Для всех специальностей. - М.: КноРус, 2020. - 368 с.
7.Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: учеб.пособ. – М.: Академия, 2022. – 415 с.
8.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки старшеклассников. - М.: ФиС, 2021. - 310 с.
9.Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности школьников. – М.: ЗНАНИЯ, 2017. 183 с.
10.Григорович Е. Физическая культура. - М.: Высшая школа, 2019. - 352 с.
11.Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. - 448 с.
12.Железняк Ю.Д., Кулишенко И.В., Карякина Е.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Академия, 2018. - 256 с.
13.Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Железняк Ю.Д., Петров П.К. - М.: Издат. центр «Академия», 2019. - 264 с.
14.Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 350 с.
15.Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие. - Шуя: Ивановский государственный университет, 2019. - 283 с.
16.Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л. Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. - СПб.: КАРО, 2019 – 104 с.
17.Иванченко, Е. И. Теория и практика спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений обучающихся по специальности «Физ. воспитание и спорт»: в 3 ч. – Минск: Четыре четверти, 2019. – Ч. 2. – 296 с.
18.Кадыров Р.М. Теория и методика физической культуры. Для бакалавров. Учебное пособие. ФГОС / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - М.: КноРус, 2020. - 132 с.
19.Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): учебное пособие. - СПб.: Питер, 2020. - 464 с.
20.Кудрявцева О.В. Комплексный подход в формировании представлений о двигательных навыках, обучающихся на уроках физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». 2020. № 4. С. 65-88.
21.Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Коротаева. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.
22.Кислякова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции.; Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – С. 416.
23.Ланда Б. Х. Диагностика физического состояния: обучающие методика и технология: учеб. пособие. - Москва: Спорт, 2017. - 129 с.
24.Лубышева Л.И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2018. № 2. С. 2-6.
25.Муллер А.Б. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2018. - 432 с.
26.Михалкина Е. В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016 – 146 с.
27.Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 12.08.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // "Российская газета", N 139, 21.06.2012.
28.Никитушкин В.Г. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 246 с.
29.Оркина, Н. Б. Формирование мотивации к занятиям спортом у обучающихся через использование маркетинговых технологий / Н. Б. Оркина // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2019. Т. 1, № 1. С. 186.
30.Платонов В.Н. Теория спорта. - М.: ФиС, 2019. - 648 с.
31.Румянцева, Н.В. Особенности мотивов спортивной деятельности спортсменов-любителей / Н. В. Румянцева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5, № 4. С. 107-112.
32.Стародубцев, М.П. Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников / М.П. Стародубцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3(121). С. 239.
33.Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2020 – 80 с.
34.Уткина Т. В., Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018 – 60 с.
35.Федоренко, Л. П. Методика физического развития детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 2018. – 239 с.
36.Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сб. материалов национальной науч.-практ. конф., 13 мая 2020 г., Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2020. – 283 с.
37.Федькин, Д.И. Здоровьесберегающие технологии / Д. И. Федькин, С. Ю. Махов // Наука-2020. - 2016. - № 4. - С. 230-242.
38.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa, 2016. - С.102.
39.Щербак А. П., Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»: методические рекомендации / А. П. Щербак. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019 - 64 с.
40.Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019 – 144с.