Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования подчеркивается следующим. В условиях современных рыночных отношений происходит перемещение всего центра деятельности в экономической сфере к важнейшему звену всей экономики - компании. Как раз на данном уровне происходит создание нужной обществу продукции, оказание необходимых услуг. В компаниях сосредоточенными являются самые высококвалифицированные кадры. Здесь происходит реше-ние вопросов экономности расходования ресурсов, а также применения тех-ники и технологии высокопроизводительного характера.
В компании обычно добиваются сокращения до минимума сумм производ-ственных затрат, при этом разрабатывают бизнес-планы. Это все требует до-статочно глубокого характера знаний в сфере экономики. В условиях совре-менных рыночных отношений выжить сможет только ты компания, которая самым грамотным и компетентным образом установит рыночные требова-ния, создаст и организует выпуск нужной продукции, которая пользуется высоким уровнем спросы, обеспечит высокими суммами дохода работников, обладающих высоким квалификационным уровнем.
В компаниях в качестве основного обобщающего показателя финансовых ре-зультатов выступает грамотное планирование. С целью того, чтобы эффек-тивным образом развиваться в условиях острого уровня конкуренции, руко-водитель должен увидеть, предчувствовать результаты осуществления всех видов финансово-хозяйственной деятельности, из этого следует, что является необходимым формирование всей системы показателей взаимосвязанного характера, которые отражают степень достижения целей, а вместе с тем пе-риод и тип организации.
В значимой степени успех или неуспех усилий, которые были уже предпри-няты, находится в зависимости от степени совершенствования организации процесса управления и его самой важной функции – планирования. В усло-виях современной экономической действительности не представляется воз-можным добиться результатов положительного характера, не составляя пла-на собственных действий и прогнозов их последствий. На современном этапе развития экономики компании являются вынужденными изыскивать новые формы и модели составления планов, которые могли бы обеспечивать мак-симальный уровень эффективности всех принимаемых решений. В качестве оптимального варианта достижения такого рода решений выступает новая прогрессивного характера форма плана, которую называют бизнес-планом. Успешность компании в мире бизнеса решающим образом находится в зави-симости от 3-х составляющих:
1) от понимания общего состояния дел в текущий момент времени;
2) от представления того уровня, который компания собирается достичь;
3) от планирования процесса перехода от одного состояния в иное.
Только бизнес-план предоставляет возможность решить указанные выше за-дачи. В него включается разработка цели и задач, которые ставят перед ком-панией на самую дальнюю и близкую перспективу, оценку текущего эконо-мического состояния, сильных и слабых сторон процесса производства, ана-лиз рынка, информационных сведений по поводу клиентов. В нем представ-ляется оценка ресурсов, которые необходимы для достижения намеченных целей в конкурентных условиях. Бизнес-план способствует предупреждению и достойным образом встрече многих неизбежных проблем в развитии биз-неса компании. Но при этом бизнес-план не исключает ошибок, он предо-ставляет возможность продумать все собственные действия. Он является ин-струментом, при помощи которого можно осуществлять управление и кон-троль собственной деятельности.
Объект исследования – ООО «АЛЬФА-ЛЕГИОН».
Предмет исследования – формирование показателей деятельности предприя-тия при разработке бизнес-плана.
Цель работы – разработать бизнес-план по производству новой продукции конкретного предприятия.
Задачи работы:
- рассмотреть необходимость планирования на предприятии;
- представить понятие и роль бизнес-планов в развитии предприятия;
- раскрыть структуру бизнес-плана;
- проанализировать показатели деятельности предприятия;
- дать оценку плана развития предприятия;
- разработать организационный и финансовый план предприятия.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются труды таких авторов, как: М.С. Алиева, В.А. Бадертдинова, И.О. Богданова, Л.А. Гаджимуратова, В.Д. Грибов, И.А. Дубровин, Л.В. Костылева и др.
Методы исследования: анализ экономической литературы, метод сравнения, методы горизонтального и вертикального анализа, метод элиминирования (факторного анализа), коэффициентный способ, расчетно-аналитический ме-тод определения показателей финансового плана.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возмож-ности внедрения их в дальнейшей деятельности объекта исследования и дру-гих субъектов хозяйствования.
Период исследования – 2016-2018 гг. При этом показатели за 2018 год взяты в предварительной оценке по составленным контрактам.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введе-ния, заключения, трех глав, списка литературных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятии в современных условиях.
Во второй главе работы на материалах ООО «АЛЬФА-ЛЕГИОН» рассмот-рены результаты деятельности предприятия и проведена оценка среды его функционирования.
В третьей главе работы представлены направления совершенствования дея-тельности предприятия путем разработки бизнес-плана для диверсификации видов деятельности.
1 Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1 Необходимость планирования предпринимательской
деятельности
В условиях современных рыночных отношений компаниям является необхо-димым четко знать все свои возможные проблемы, с какими они могут столкнуться, и сделать попытку заранее разрешить их еще, так сказать, «на бумаге». Если выполнять несколько условий, все выше изложенное будет возможным:
- АУП и инвесторы имеют некую точность представления по ресурсам фи-нансового характера и месте, которое сегодня занимает компания во всей си-стеме рынка;
- есть достаточно четким образом намеченные задачи, на исполнение кото-рых идет ориентация всего бизнеса;
- поэтапным образом идет исполнение всех условий для решения указанных задач.
У администрации компании и ее инвесторов имеется достаточно четкого ха-рактера представление по этапам исполнения всех намеченных компанией задач и развитии отношений непосредственным образом самой компании со всем рынком.
Может быть названо одно из положений, для каких происходит составление плана функционирования компании, это - привлечение разного рода инве-сторов в компанию, однако помимо всего этого она имеет еще больше свойств полезного характера, которые могут быть использованы и сегодня в компании.
В процесс составления плана для осуществления целей внешнего характера включается привлечение нужной степени внимания инвесторов потенциаль-ного характера, убеждения в получении нужной величины прибыли от вло-жений и показа высокой степени организации труда в субъекте экономики, а вместе с тем и происходит раскрытие перед инвесторами всех возможностей компании [17, с.81].
Применение плана является необходимым для того, что объяснить цели и за-дачи компании всем сотрудникам, является необходимым с целью разъясне-ния и установления оптимальной стратегии для тех, кто являются инвестора-ми и руководством компании, а вместе с тем с целью применения и несколько более лучшего использования составляемого проекта в условиях меняющих-ся рыночных условиях.
В представленной ситуации, имея достаточно хорошим образом разрабо-танный план, можно с достаточно четким уровнем уверенности составлять прогнозы эффективного развития компании, сделать его несколько более легким в процессах управления и развития.
Планирование в основе своей способствует получению рынком достаточно качественных, высоколиквидных товаров и услуг, которые пользуются спро-сом. Рынок является сложившемся сообществом с собственными правилами, которое поддерживает равновесие между спросом и предложением, а вместе с тем ценой и качеством. Иметь успех будут только те проекты, которые при-несут самый большой финансовый результат и принесет самую большую пользу обществу. Такого рода проекты будут получать самое большое фи-нансовое обеспечение и поддержку по кредитным линиям [20, с.122].
Качественно составленный план, который соответствует новому проекту, не только обеспечивает и поддерживает производство, но и приводит к макси-мально лучшим производственным показателям, которые оказываются на рынке услуг, реализации товара, как на зарубежном рынке, так и на внут-реннем. При всем этом план - это определенного рода товар, который при продвижении его в банковскую и инвестиционную сферу принесет собствен-ным разработчикам очень хорошие дивиденды.
Совершенно очевидным является то, что оптимальный план представляет со-бой инструмент в любой сфере хозяйствования. Каждый новый проект дол-жен иметь собственный бизнес-план, где четким образом прослеживается ли-ния развития субъекта хозяйствования, представлены его ориентиры на по-строение избранной модели. В него должны включаться все технические и экономические показатели, возможные связи по доставке сырья и сбыта ко-нечной продукции или оказываемых услуг.
План можно применять и с целью решения не только комплексных мер по развитию, но и в отдельно взятых локальных проектах. План является необ-ходимым не только для решения проблем глобального характера, но и для использования во всех видах деятельности и, безусловно, он является необ-ходимым как начинающим предпринимателям, так и крупным установив-шимся фирмам.
В качестве основной цели планирования выступает планирование деятельно-сти на ближайший и отдаленные периоды согласно потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Планирование помогает предпринимателю в решении следующих основных задач [32, с.1205]:
- установить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на данных рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Установить лиц, которые ответственны за реализа-цию избранной стратегии;
- выбрать состав и установить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Провести оценку производственных и торговых издержек по их созданию и реализации;
- определить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей и др.
Авторы приводят различные классификации плана.
Так, согласно Темирбековой Л.А., Сандуакасовой М.Б. и Бердиходжаевой М.С., в России выделяют четыре типа планов [44, с.164]:
- внутренний план фирмы (составляется руководством предпринимательской фирмы для того, чтобы лучше уяснить перспективность возникшей идеи);
- план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств (коммерческого кредита);
- инвестиционный бизнес-план;
- план финансового оздоровления.
Каждый отдельно взятый вид плана деятельности организации разрабаты-вают под четко установленные цели, при этом предполагается собственная норма трудовых затрат. При всем этом полученный результат планирования будет находиться в зависимости не только от уровня проработки всей стра-тегии организации в общем, но и от соответствия данного вида ее бизнес-плана цели проведения его разработки. Если говорить иначе, не принимая во внимание назначение указанного прогноза, нельзя однозначным образом де-лать утверждение по поводу того, какой из некоторых применяемых подхо-дов будет более рационален. Планирование как функция менеджмента в со-временных условиях проявляет себя в форме бизнес-планирования. В каче-стве предмета бизнес-планирования выступает деятельность предприятия, которая состоит в стремлении к достижению важнейших ее целей, которые соответствуют ее миссии [39, с.101].
В современных рыночных условиях в среде экономистов достаточно часто стало мнение, что планирование деятельности предприятия обязательно ста-нет заменителем внутрихозяйственного процесса составления планов. Но при этом практикой подтверждается и, как говорилось выше, они должны взаи-модействовать и дополнять друг друга. В планирование в условиях совре-менной рыночной экономики включается экономическое обоснование при-быльных видов деятельности, расходная часть, разработка разного рода ме-роприятий, которые направлены на улучшение производственного процесса, уровня качества товаров и услуг. Вместе с тем является необходимым уста-новление показателей уровня эффективности и доходности организаций в условиях рыночных отношений [46, с.152]. В современных условиях рыноч-ных отношений задачи каждой организации сведены к разрешению некото-рых вопросов при выполнении планирования деятельности организации:
- Какой конкретно вид хозяйственной деятельности в дальнейшем будет осу-ществляться организацией, какого рода продукция или работы (услуги) бу-дут являться востребованными на рынках, которые могут быть внешним и внутренним.
- В дальнейшем будет ли существовать спрос на выпущенные товары (рабо-ты, услуги) организации, и в каких масштабах будет изменение спроса.
- Какого рода и в каком объеме средства и ресурсы могут быть необходи-мым для осуществления данного проекта.
- Какова величина стоимости ресурсов для претворения данного проекта и каковы надежные партнеры, которые могут поставить данные ресурсы и пр.
При начальном составлении плана деятельности организации необходимыми являются расчеты эффективных экономистов-менеджеров, которые были вы-полнены на базе приблизительной информации, и выполнены в расчетах укрупненным образом. По мере того, как продвигается бизнес дальше, могут быть востребованы более детального характера расчеты с учетом важней-ших показателей, закладывают которые в план. Это находится в зависимости от объема производимой продукции, уровня спроса и предложения, каковой является степень производственного развития.
Процесс планирования происходит, как правило, в разного рода масштабах и формах согласно тем критериям, которые являются необходимыми опре-деленной компании. Важным является заметить, что неправильным образом заданные критерии могут повлечь за собой некорректным образом сложен-ную систему составления планов, и, как следствие, информационные сведе-ния, которые предоставляются от такого рода планирования, будет в недо-статочной степени качественным и очень часто несвоевременными.
Процесс планирования выступает, в первую очередь, в качестве части управ-ленческой системы компании, им выполняется информационная функция, а, следовательно, к ней могут быть применимы те требования, которые предъ-являют к функции, которая называется [49, с.126]:
– функцией своевременности;
– функцией обширности;
– функцией качества;
– функцией достоверности;
– функцией точности;
– функцией полезности;
– формой предоставления.
Необходимым является рассмотреть важнейшие виды планирования соглас-но заданным критериям на рис. 1.
Рисунок 1 – Виды планирования, определяемые системой критериев [51, с.119]
Несмотря на разнообразие критериев планирования, виды планирования также могут быть связаны между собой причинно-следственной связью. К примеру, краткосрочное планирование, рассчитанное на короткий промежу-ток времени, отвечает параметрам оперативно-календарного плана, основ-ной задачей которого является конкретизация показателей тактического пла-на с целью организации планомерной, повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений, соответственно оператив-ность данной информации будет стоять на первом месте (рис. 2).
Рисунок 2 – Связь между видами планирования согласно сроку
и содержанию плана [49, с.126]
Весь срок среднесрочного планирования может достигать до 5-ти лет, это вызвано тактическим видом планирования организации, который использу-ется как с целью реализации новейших возможностей, так и с целью усовер-шенствования уже исполняемых ею задач. Но при этом тактическим плани-рованием может быть охвачен как краткосрочный период, так и среднесроч-ный, то есть имеется связь с планированием, которое является текущим.
Расчет долгосрочного плана производят на перспективу, им охватывается период свыше 5-ти лет, это очень часто применяется при стратегическом планировании и составлении бизнес-плана организации. Это можно объяс-нить необходимостью определения долговременной стратегии организации, в том числе развитие социального, экономического и научно-технологического характера, а бизнес-планирование способствует проведе-нию оценки целесообразности внедрения любого рода мероприятия.
Говоря о видах планирования, нельзя не сказать и о методах, предполагаю-щих конкретные способы и приемы расчетов финансовых показателей орга-низации. Зачастую к основным методам планирования относят балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.
Каждый из указанных методов включает большое количество разновидно-стей, приемов и способов расчета. Необходимость каждого метода зависит от его характеристики [48, с.200]:
– балансовый метод проверяет обоснованность расчетов, взаимоувязку раз-делов и показателей на различных этапах планирования;
– опытно-статистический метод составления планов выступает в качестве до-статочно простого, его очень широким образом используют в расчетах пока-зателей плана, но при этом есть определенного рода недостаток – показатель плана отражает уже сложившийся уровень деятельности с погрешностями в предшествующих периодах;
– использование нормативного метода происходит, как правило, с целью обоснования количественной меры заданий плана или расчетов технико-экономического характера;
– экономико-математический метод способствует объективному отражению показателей, а вместе с тем делает выше степень научного обоснования пла-на, однако указанный метод требует точности математического описания за-дачи экономического характера и зачастую экспертной оценки рассчитанных показателей.
Весь процесс составления плана выступает в качестве первоначального этапа в системе управленческого учета организации, на его основе происходит формирование целей и задач ее развития, а исполнение плана может нести в себе физический показатель – то есть это то, что уже было осуществлено, то есть свершившийся факт. В практической деятельности организациями ис-пользуются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (по состоянию на 2018 год) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 15.07.2018 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: в 2-х ч. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 26.10.2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н «О фор-мах бухгалтерской отчетности организаций» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Алиева, М.С. Бизнес-план как элемент стратегического планирования / М.С. Алиева, М.К. Ильясова // Инструменты современной научной деятель-ности: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С.5-7.
8. Антипова, А.М. Бизнес-план как залог успешной предпринимательской деятельности / А.М. Антипова, А.А. Ахматалиева, С.К. Демченко // Образо-вание и наука в современных условиях. 2016. №4. С.189-190.
9. Ашурзода, Л.М. Бизнес-план в системе стратегического планирования / Л.М. Ашурзода // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. №11. С.30-35.
10. Бадалян, В.В. Технологические схемы разработка бизнес-планов на со-временных предприятиях / В.В. Бадалян, Т.А. Салтанова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №2-6. С.30-34.
11. Бадертдинова, В.А. Сущность и специфика бизнес-планирования на предприятии / В.А. Бадертдинова // Совершенствование методологии позна-ния в целях развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С.16-18.
12. Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности (для бакалавров) / В.И. Бариленко. М.: КноРус, 2016. 367с.
13. Белозеров, В.С. Роль бизнес-плана в современных условиях / В.С. Бе-лозеров // Экономика и социум. 2016. №5-1. С.285-289.
14. Бережная Е.В. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной, О.Б. Би-гдай. М.: Инфра-М, 2014. 284с.
15. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. М.: Омега-Л, 2015. 371с.
16. Бобылева, А.З. Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты / А.З. Бобылева. М.: Изда-тельство Московского Университета, 2015. 401с.
17. Богданова, И.О. Бизнес-планирование как способ выхода предприятия из состояния кризиса / И.О. Богданова // Новая наука: Теоретический и прак-тический взгляд. 2017. №2-1. С.80-84.
18. Вицелярова К.Н. Бизнес-планирование: Учебное пособие / К.Н. Вице-лярова, Ю.Н. Захарова, М.Н. Попов. – Майкоп: Издательство «Магарин О.Г.», 2018. 132с.
19. Гаджимуратова, Л.А. Важность бизнес-планирования для создания своего дела / Л.А. Гаджимуратова // Инновации, технологии, наука: сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С.55-57.
20. Грибов, В.Д. Экономика организации (предприятия) / В.Д. грибов. М.: КноРус, 2017. 196с.
21. Гунько, А.Ю. Бизнес-планирование как инструмент эффективной дея-тельности предпринимательства / А.Ю. Гунькова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С.153-157.
22. Дмитриева Т.И. Бизнес-план – один из методов стратегического плани-рования / Т.И. Дмитриева // Вестник современных исследований. 2018. №3.2. С.162-164.
23. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебное посо-бие. М.: Дашков и К, 2017. 432с.
24. Дудин М.Н. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников, Н.В. Высоцкая, В.Н. Сидоренко, И.В. Никишина, Т.А. Пантелеева. М.: ЭЛИТ, 2018. 416с.
25. Ендовицкий, Д.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Д.А. Ендовиц-кий, Н.Ф. Щербакова, А.Н. Исаенко. М.: Рид Групп, 2016. 801с.
26. Жалнина Е.А. Бизнес-планирование как важнейший аспект деятельно-сти строительной фирмы / Е.А. Жалнина // Аллея науки. 2018. Т. 2. №5. С.21-23.
27. Заклевная, К.И. Роль и значение бизнес-плана в инвестиционной дея-тельности / К.И. Заклевная // Вестник института мировых цивилизаций. 2016. №12. С.20-24.
28. Качурина Е.А. Планирование выпуска новой продукции на предприя-тии / Е.А. Качурина // Теория и практика современной науки. 2018. №5. С.374-377.
29. Корнева, Ю.П. Виды и функции бизнес-планов / Ю.П. Корнева // Тео-рия и практика современной науки. 2016. №5. С.501-504.
30. Костылева, Л.В. Бизнес-планирование: Курс лекций. Вологда: ВГУ, 2017. 80с.
31. Кузьмина, Е.Е. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. М.: Юрайт, 2017. 508с.
32. Маркова, Г.И. Роль бизнес-плана в планировании развития предприя-тия / Г.И. Маркова, Х.Ю. Куулар, Т. Ооржак // Экономика и социум. 2016. №4-1. С.1205-1208.
33. Марушкина, В.А. Роль бизнес-плана в деятельности компании / В.А. Марушкина // Журнал прикладных и научных исследований. 017. №3. С.21-22.
34. Маяцкая, И.Н. Бизнес-план / И.Н. Маяцкая // Российская энциклопедия социальной работы. М. 2016. С.92-93.
35. Мустафин, Н.Ш. Стратегия и модель бизнес-плана. Схема процесса бизнес-планирования / Н.Ш. Мустафин, И.В. Лагута // Региональное разви-тие. 2017. №6. С.10.
36. Нафикова Г.Р. Проблемы бизнес-планирования / Г.Р. Нафикова // Фо-рум молодых ученых. 2018. №6-2. С.916-919.
37. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. М.: Омега-Л, 2016. 172с.
38. Парушина, Н.В. Теория и практика анализа финансовой отчетности организаций / Н.В. Парушина. М.: Форум, 2015. 237с.
39. Пастухова, О.Н. Бизнес-план как инструмент эффективного функцио-нирования предприятия / О.Н. Пастухова // Экономика и управление бизне-сом: сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. 2016. С.100-105.
40. Сафронова, А.В. Бизнес-план и его место в системе управления пред-приятием / А.В. Сафронова // Инфраструктурные отрасли экономики: про-блемы и перспективы развития. 2016. №12. С.110-114.
41. Сергеев А.А. Бизнес-планирование: Учебник и практику / А.А. Сергеев. М.: Юрайт, 2018. 450с.
42. Степанов, А.А. Бизнес-планирование: Учебник и практикум / А.А. Сте-панов, Е.В. Купцова. М.: Юрайт, 2017. 392с.
43. Татаров, К.В. Роль и место бизнес-плана в деятельности современных организаций / К.В. Татаров // Новая наука: Теоретические и практический взгляд. 2016. №4-1. С.176-178.
44. Темирбекова, Л.А. Составление бизнес-плана и его значение для хозяй-ственной деятельности предприятия / Л.А. Темирбекова, М.Б. Сандуакасова, М.С. Бердиходжаева // Научный альманах. 2016. №9-1. С.162-167.
45. Федорович, В.О. Экономика организации / В.О. Федорович, Н.В. Кон-ципко. М.: Проспект, 2017. 240с.
46. Фролова, А.В. Бизнес-план как основа эффективной деятельности предприятии / А.В. Фролова // Инновационные процессы в экономике и биз-несе: научный взгляд: материалы международной научно-практической кон-ференции. 2016. С.152-156.
47. Шальнева, В.В. Оценка эффективности бизнес-плана на предприятии / В.В. Шальнева, А.И. Кириенкова // Научный вестник: финансы, банки, инве-стиции. 2016. №2. С.67-71.
48. Шидова, Е.А. Анализ существующих методик по разработке бизнес-плана / Е.А. Шидова // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. №4-1. С.199-201.
49. Язовских, Е.В. Бизнес-план как основной фактор функционирования компании / Е.В. Язовских // Модернизация общественных наук в эпоху гло-бальных перемен: экономические. Социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. 2017. С.125-127.
50. Ярошинский, В.В. Бизнес-план в реализации предпринимательского проекта / В.В. Ярошинский// Инновационно-инвестиционное развитие реги-она. 2017. С.286-291.
51. Ясакова, А.В. Планирование и проектирование бизнес-плана в совре-менном мире / А.В. Ясакова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. №3. С.118-120.