Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Снабжение материальными ресурсами в деятельности любого хозяйствующего субъекта является ключевым фактором экономического благополучия и поступательного развития. Резервы роста в условиях постоянного обострения конкуренции заложены в стремлении поиска новых рынков сбыта, а также недорогих источников сырья, трудовых и технических ресурсов. Эффективное планирование закупок, взаимодействие с поставщиками в данном случае играет ключевую роль. В общем случае созданию логистических каналов закупок материальных ресурсов и снабжения способствуют многие факторы. Для хозяйствующих субъектов нашей страны данная проблема стала особенно актуальной в связи с принятой Правительством РФ программы импортозамещения многих товаров. Логистическая система управления закупками в производстве и торговле подразумевает тесное взаимодействие отдела снабжения предприятия с другими структурными подразделениями организации (отдел сбыта, складская службы, транспортный отдел и др.).
Темпы развития экономики нашей страны в настоящее время нуждаются в качественном совершенствовании управления перевозками материальных ресурсов и готовой продукции от места производства до конечного потребителя. Данный аспект характерен не только для транспортных перевозок внутри страны, но и на внешнем контуре хозяйственно-экономической деятельности.
В настоящее время предприятия сталкиваются с целым рядом проблем (как экономических, так и организационных). Решение этих проблем является насущной необходимостью, в противном случае предприятие может закончить свое существование на рынке. Этим обусловлена актуальность темы исследования данной работы. Необходимо отметить, что помимо этого российские компании столкнулись и с дополнительным санкционным давлением со стороны стран Запада. Наличие данного аспекта заставляет российские компании в большей части ориентироваться на эффективное использование своих внутренних резервов.
Наблюдается тенденция к тому, что функция закупок увязает в бумажной работе, что связано с чрезмерным использованием процедур торгов и выдачей заказов на поставку. Функцию можно упростить, заменив торги договоренностями из единственного источника для большинства закупок. Кроме того, более дешевые покупки теперь осуществляются с помощью карт закупок, что позволяет избежать использования заказов на покупку. Этот уровень оптимизации фокусирует внимание отдела закупок только на самых дорогих и сложных расходах.
Отдел закупок может использовать отдельный программный пакет для закупок, хотя система более эффективна, если она интегрирована в программное обеспечение функций получения и расчетов с кредиторами. Система планирования ресурсов предприятия будет включать модуль закупок.
От рационально разработанных маршрутов и схем зависит общий доход компании. Поэтому повышение эффективности взаимодействия закупочной и транспортной логистики также является фактором влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности производственного предприятия.
Логистическая система управления взаимодействием с поставщиками в производстве и торговле подразумевает тесное взаимодействие отдела снабжения предприятия с другими структурными подразделениями организации (отдел сбыта, складская службы, транспортный отдел и др.). С учетом вышеизложенного, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Условия современной экономики предполагают стремление предприятий и организаций к постоянному совершенствованию, развитию и повышению уровня конкурентоспособности в своем сегменте рынка. Ключевую роль в успешной экономической деятельности предприятия играют надежность и качество работы поставщиков.
Необходимо отметить, что на конечные результаты экономической деятельности того или иного хозяйствующего субъекта оказывает влияние достаточно большое количество факторов, как положительных, так и отрицательных.
Объект исследования данной работы – хозяйственно-экономическая деятельность АО «Тандер».
Предмет исследования данной работы – процесс управления закупочной деятельностью в логистике рассматриваемого предприятия.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию закупочной деятельности АО «Тандер».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить анализ важнейших аспектов организации закупочной деятельности.
2. Охарактеризовать экономические операции в АО «Тандер».
3. Изучить закупочную деятельность АО «Тандер» и выявить недостатки.
4. Разработать предложения по повышению эффективности закупок материальных ресурсов в АО«Тандер».
5. Оценить эффективность разработанных рекомендаций.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких российских ученых, как И.Д. Афанасенко, М.Н. Григорьев, Б.А. Аникин, В.И. Сергеев, С.А. Уваров, М.Ю. Григорак и др., которые внесли весомый вклад в науку по данной тематике работы.
Основные методы работы - опрос, наблюдение, анализ документов, анализ научной литературы по проблеме исследования, статистический метод.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации, предложенные в работе можно использовать как в деятельности АО «Тандер», так и в деятельности других организаций при совершенствовании закупочной деятельности.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ КОМПАНИИ
1.1 Роль закупочной логистики в деятельности компании
Закупочная деятельность и логистика – связана с работой с поставщиками: поиск, оценка надежности, анализ рынка, налаживание взаимоотношений, а также доставка и размещение товар а на складе компании.
Цели бизнес-процесса закупки материальных ценностей:
- организация оптимального вида закупки, обеспечивающего достижение максимальной экономической эффективности, требуемого качества, соблюдения сроков доставки до склада;
- обеспечение прозрачности всех процессов закупочной деятельности;
- повышение эффективности взаимодействия участников процесса закупки.
Все грузы покупаются с доставкой. Однако есть исключения, или поставщик монополист и не хочет заниматься доставкой, или поставщик уже произвёл продукцию и потом отказался или не смог организовать доставку, или сроки доставки, которые предлагает поставщик, не устраивают заказчика. В таком случае доставка организовывается силами самой фокусной компании.
Данный процесс (доставка своими силами) выглядит следующим образом:
• Эксперт дирекции по Материально Техническому Обеспечению обращается в дирекцию ТЛ (Транспортной Логистики) с запросом, возможно или нет самостоятельно доставить груз;
• Специалисты из ДТЛ (Дирекции Транспортной Логистики) во всех случаях отвечают, что смогут доставить, но нужны точные данные для расчета стоимости и сроков доставки;
• Эксперт МТО (Материально-Технического Обеспечения) идет к поставщику и узнает точные габариты и адрес забора груза;
• Эксперт МТО возвращается с информацией о грузе в дирекцию ДТЛ;
• Как правило, данной информации не достаточно и еще идет ряд уточнений;
• После уточнения всех деталей происходит расчет стоимости перевозки в нескольких транспортных компаниях;
• Из полученных предложений - выбирается оптимальное;
• После получения стоимости, начинаются разбирательства- из какого бюджета данная перевозка, ведь груз уже куплен с доставкой и нужно менять договор или подписывать дополнительное соглашение;
• После решения вопроса финансирования- происходит заявка в транспортную компанию на перевозку.
Весь процесс от решения о самостоятельной доставки до заказа в транспортную компанию может занимать от недели до двух.
Главной задачей логистики в управлении взаимодействием с контрагентами в цепях поставок, является обмен информации между всеми участниками в товаропроводящей цепи. Для того чтобы деятельность фирмы эффективно функционировала, необходимо уделить особое внимание выбору поставщика и стараться к организации такой системы закупок, которая позволила бы поставлять продукцию бесперебойно. Для привлечения большего числа потенциальных потребителей, необходимо разработать эффективную систему управления взаимодействием с контрагентами в цепях поставок, позволяющую иметь нужный объем товара в нужном месте и в нужное время .
Некоторые крупные фирмы обладают ресурсами, навыками и опытом для самостоятельного выполнения всех видов деятельности по цепочке поставок,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 №223-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
5. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».
6. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
7. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
8. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
9. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
10. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
11. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
12. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
14. Герасимов Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов В.В. Жариков В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
15. Голубчик А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
16. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
17. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2019. - 734 с.
18. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
19. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.
20. Иванов Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
21. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
22. Курочкин Д. В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2019. – 268 с.
23. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2020. – 220 с.
24. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2019. – 522 с.
25. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2019. – 442 с.
26. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 359 с.
27. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2019. – 507 с.
28. Мельников В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2019. - 288 с.
29. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
30. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. "Высшая школа экономики"; -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2020.-634 с.
31. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / А. Н. Стерлигова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 430 с.
32. Щербаков В. Логистика и управление цепями поставок. Учебник. М.: Юрайт, 2019. - 592 с.
33. Антонов Г.Д., Бодренков А.В. Оценка эффективности организации снабженческой деятельности промышленного холдинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2020 – С. 120-124
34. Грищенко О. Определение условий сотрудничества с поставщиком по лизинговой сделке // Логистика. 2020. № 4. С. 54–56
35. Кузнецова М.Н. Методика анализа и оценки поставщиков ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2019. № 43. С. 57–61
36. Куликова Л.И. Особенности учета финансового результата хозяйственной деятельности // Бухгалтерский учет. – 2020. - № 9. С.20-25
37. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2020. №75, январь – февраль. С. 24-25
38. Осадченко А.М. Современная концепция управления цепями поставок. Журнал Economics. № 1 (2) / 2020. – С.6-8
39. Рыбалко М.А. Современные классификации поставщиков логистических услуг // Перспективы науки. 2019. № 18. С. 138–141
40. Рыкалина О. Вопросы определения понятия интегрированной логистической деятельности в региональном масштабе / О. Рыкалина // Логистика. – 2020. – №11. – С. 42–45
41. Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2019/04/2445 (дата обращения: 11.04.2022)