Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что управление финансовыми ресурсами оказывает прямое влияние на эффективность деятельности любого предприятия. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов является целью деятельностью любого предприятия, так как достаточное наличие финансовых ресурсов позволит предприятию осуществить эффективное стратегическое развитие и продвижение на рынке. Конкурентоспособность предприятия и возможности коммерческого сотрудничества определяются количеством и составом его финансовых ресурсов. Степень обеспечения экономических интересов предприятия в финансовых и иных коммерческих отношениях может быть установлена исходя из величины его финансовых ресурсов. Следует подчеркнуть, что экономическая эффективность предприятия определяется своевременной и полной активизацией, распределением и использованием его финансовых ресурсов.
При некомпетентном управлении финансовыми ресурсами снижается способность предприятия привлекать капитал, может ухудшаться его финансовое положение, а предпринимательский риск повышается. Потеря платежеспособности и финансовой устойчивости компании может произойти в результате неэффективного управления финансовыми ресурсами.
Процесс надзора за существующим бизнесом известен как бизнес-планирование. Более того, он может служить основой для создания нового бизнеса.
Без планирования целей, планов и методов роста организации трудно добиться успеха в современной рыночной экономике.
Планирование — это процесс постоянного сбора данных о перспективах, возможностях и состоянии развития целевых секторов рынка, а также о перспективах и позициях конкурентов на рынке. Он предполагает постоянное изучение внутренней и внешней бизнес-среды, а также создание планов, которые помогут достичь целей с учетом особенностей среды.
Основная цель любого бизнеса – увеличить прибыль при одновременном снижении себестоимости добычи. Планирование бизнеса облегчает разумное распределение денег и определение наилучшего источника финансирования. Однако следует помнить, что бизнес-планирование не гарантирует успех организации.
Планирование, однако, позволяет организации создать стратегию, которая будет способствовать ее успеху в результатах экономической деятельности, позволяя составить план и оценить все потенциальные опасности.
Стратегия компании состоит из двух основных компонентов. Оценка компании на рынке является первым шагом в процессе бизнес-планирования. Второй фактор является важнейшим инструментом планирования инвестиций в деятельность компании.
Бизнес-план облегчает анализ потенциальных препятствий на пути к достижению целей; он также предлагает ответы и экономическую оценку этих альтернатив.
Таким образом, бизнес-план служит важной исследовательской основой для деятельности компании и принятия решений. Он выступает в качестве краеугольного камня управления организацией.
Внутри организации процесс бизнес-планирования может быть мобилизованным или постоянным. Создание стратегии компании включает в себя поиск ответов на организационные, финансовые и экономические проблемы. Цель состоит в том, чтобы создать бизнес-план, который со временем может быть изменен в соответствии с требованиями компании.
В бизнес-плане изложены общие и частные аспекты функционирования проекта в рыночной среде. В бизнес-плане оцениваются трудовые, материальные и финансовые затраты, необходимые для получения прибыли.
По сути, цель бизнес-плана — объяснить потенциал проекта. В нем описывается, как будет продаваться продукция, как будет происходить производство в дальнейшем, как будут зарабатываться деньги, какие риски неизбежно будут иметь проект и как их снизить.
Есть несколько способов взглянуть на идею бизнес-планирования с экономической точки зрения.
Экономический анализ обычно определяет рынок и окружающие его стороны. И управленческий, и конкурентный: он прогнозирует результаты бизнеса и выполняет функции управления.
Подводя итог, можно сказать, что тщательное изучение всех вовлеченных сторон поможет разработать идеальный бизнес-план, который позволит компании достичь намеченных целей и результатов. Стратегические цели и задачи, изложенные в бизнес-стратегии организации, составляют бизнес-модель. В рыночной системе действует закон спроса и предложения. Поскольку ценообразование является основным фактором на рынке, все участники бизнеса должны соблюдать систему цен. Закон рынка не может быть изменен, отменен или контролироваться одним игроком. Таким образом, любой бизнес, работающий на рынке, является лишь небольшой частью более широкой системы рыночных связей.
Система управления рисками представляет собой продвинутый инструмент, позволяющий субъекту управления воздействовать на управляемый объект для достижения желаемых результатов.
Субъект, отвечающий за управление риском, в контексте управления рисками называется «субъектом управления» (или «субъектом управления»), тогда как субъект или объект, которым осуществляется управление, называется «управляемым объектом» (или «объектом управления»). объект управления»).
Для представления управляемого объекта используются риск, капитальные вложения и экономические отношения между хозяйствующими субъектами.
Социальная группа людей, таких как менеджеры, финансовые менеджеры, риск-менеджеры или другие соответствующие специалисты, является предметом системы управления рисками. Эти люди влияют на предмет по-разному.
Существует мнение, что термин «система управления рисками» с точки зрения исследований лишено смысла, так как невозможно управлять неопределенностью.
Согласно системному подходу, успех отдельных компонентов не определяет качество системы управления рисками; скорее, оценивается общая эффективность системы.
Принимая во внимание вышеописанные факторы, систему управления рисками можно рассматривать как сложную систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих разделов и аспектов, основной целью которой является минимизация рисков.
Совокупность процедур и подходов, которые поддерживают прогнозирование ожидаемых рисков и создание стратегий их смягчения, можно охарактеризовать как систему управления рисками.
Основные принципы и закономерности роста внутри большой системы включены в теорию управления рисками. Вмешательство государства ограничивается целью снижения неблагоприятного воздействия на рынок.
Теория управления рисками представляет собой обширную и междисциплинарную совокупность знаний, которая охватывает рациональную взаимосвязь (в пределах заранее определенных параметров риска) между прибылью и финансовой стабильностью и помогает экономическим субъектам достигать своих целей.
Основной целью управления рисками является оценка риска и прогнозирование его потенциального возникновения путем использования методов качественной и количественной оценки риска. Также крайне важна разработка и реализация стратегий по уменьшению негативных последствий и потерь, связанных с этим риском.
В рамках тотального управления рисками, где область допустимых значений определена в теории управления рисками, все уровни риска идентифицируются с использованием экёономико-математической модели.
Указанная область принятия решений теории управления рисками показывает, что ожидаются низкие затраты на разработку, эксплуатацию и реализацию, что гарантирует финансовую устойчивость проекта.
Затраты экономического субъекта должны быть приняты во внимание при принятии решения о том, что представляет собой разумный вариант оценки риска.
Фундаментальная непредсказуемость результатов является основным препятствием в управлении рисками. Это означает, что при прогнозировании, планировании производства, разработке планов компании и оценке ожидаемых денежных потоков необходимо учитывать некоторую степень неточности.
Избежание риска является основным приоритетом для экономического игрока. Участники должны осознавать потенциальные пути потерь, чтобы защитить свои инвестиции. В результате субъект ожидает получить больший ожидаемый доход с более высокой вероятностью наступления события.
Экономический субъект сталкивается с проблемой принятия обоснованных решений в условиях неопределенности относительно исхода той или иной ситуации. Эти решения должны учитывать различные факторы, такие как потенциальные первоначальные сценарии, реализация проекта, факторы риска и предположение о вариантах перехода для потенциального будущего развития каждой ситуации. В большинстве случаев эти суждения определяются предыдущим опытом и знаниями.
Эта тактика характеризуется сбором свежих данных и созданием ситуационной модели, которая в идеале снижает неопределенность и повышает предсказуемость результатов действий. Экономические игроки также должны осознавать, что выбранный успешный метод позволяет уменьшить сопротивление, тем самым снижая степень риска.
Риск, связанный с анализом и оценкой объекта исследования, не может быть полностью устранен. Кроме того, существует неопределенность из-за недостатков используемых инструментов, ошибок в анализе и построенной математической и экономической модели, а также отсутствия вычислительных мощностей, которые могли бы удовлетворять многим современным критериям, но функционирование которых не гарантировано.
В прогнозах, даже самых тщательно составленных, всегда присутствует некоторая степень неопределенности, и это, естественно, добавляет уровень риска. Таким образом, возможность неопределенности и риска должна учитываться во всех анализах, оценках и моделировании сценария.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в современных условиях жесткой конкуренции на рынке эффективность управления финансовыми ресурсами оказывает прямое влияние на положение предприятия на рынке, на стратегическое развитие и функционирование. Актуальным при этом является оценка эффективности управления финансовыми ресурсами, что требует и разработка таких мероприятий, которые повышали бы эффективность управления.
Необходимо выявление и применение не просто показателей оценки эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия, но выявление резервов для повышения эффективности управления, что является сложной задачей для предприятия.
Целью исследования является анализ управления финансовыми ресурсами в ООО «Мастерфуд» и разработка мероприятий по совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды финансовых ресурсов, классификации и принципы эффективного управления финансовыми ресурсами.
2. Изучить особенности эффективности управления финансовыми ресурсами предприятия и методы оценки.
3. Провести анализ основных финансово-экономических показателей ООО «Мастерфуд».
4. Провести анализ управления финансовыми ресурсами в ООО «Мастерфуд».
5. Провести оценку эффективности управления финансовыми ресурсами в ООО «Мастерфуд».
6. Осуществить разработку мероприятий по совершенствованию управления финансовыми ресурсами в ООО «Мастерфуд» и оценить эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Мастерфуд».
Предметом исследования являются финансовые ресурсы и пути совершенствования управления финансовыми ресурсами ООО «Мастерфуд».
ВКР включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды финансовых ресурсов предприятия
В контексте финансового менеджмента термин «финансовые ресурсы» до сих пор не определен. Виды финансовых ресурсов, которые выделяют ученые, различаются, как и предлагаемые ими определения финансовых ресурсов. В результате предлагаемые ими стратегии и инструменты управления финансовыми ресурсами также различаются. «Финансовые ресурсы» — это фраза, которая используется в самых разных ситуациях. Финансовые ресурсы описываются как денежные средства, которые организация имеет в своем распоряжении для погашения своих долгов, покрытия расходов на воспроизводство и обеспечения экономического стимулирования своего персонала.
Подчеркивается, что реальный денежный оборот предприятия, или прямой денежный поток, выражается его финансовыми ресурсами. Определенные способы определяют финансовые ресурсы как совокупность наличных денег, доступных бизнесу, генерируемых в процессе распределения и перераспределения общего объема общественного продукта и национального дохода.
Согласно некоторым концепциям, совокупность капитала, активов и других денежных средств, выраженных в денежном выражении, которые доступны организации и которые она может использовать для осуществления своих операций, называется финансовыми ресурсами.
По мнению И.М. Анохиной, финансовые ресурсы организации состоят как из собственных денежных доходов (собственного капитала, выручки и прибыли) в денежной и безналичной форме, так и из внешних поступлений (заемных и заемных средств), которые организация накопила и использует. для погашения долга и финансирования текущих расходов, связанных с расширением производства.
В.Г. Артеменко особо отмечает, что фирма имеет доступ ко всем денежным средствам в качестве своих финансовых ресурсов. Развитие производственно-торгового процесса является целью финансовых ресурсов, к которым относится приобретение рабочей силы, инструментов, сырья и другой продукции, связанной с производством. Согласно этому методу финансовые ресурсы предприятия считаются отражением его капитала в денежном выражении.
По мнению О.В. Баскакова, капитал организации представлен ее финансовыми ресурсами. Этот капитал постоянно инвестируется в экономическую деятельность и проходит через весь производственно-коммерческий цикл (также известный как оборот капитала).
Также важно помнить, что финансовые ресурсы предприятия – это только те, которые приносят доход.
По определению, предложенному В.В. Бочаров, финансовые ресурсы предприятия – это весь дополнительный капитал, который предприятие привлекло и реинвестировал в денежные средства с целью финансирования роста предприятия на этапе планирования. Согласно этому методу, финансовые ресурсы – это капитал, который создается и используется самостоятельно с учетом риска для желаемой цели.
Содержание и корреляционные проблемы, связанные с понятиями «финансовые ресурсы», «капитал», «доход», «денежные потоки» и «баланс денежных потоков», в целом остаются нерешенными. Кроме того, неясно, сколько классификационных характеристик будет иметь компания, как будут организованы все ее финансовые ресурсы и что составляет каждый вид ресурсов. Более того, многие теоретические позиции и концептуальные основы по-разному отражают структуру финансовых ресурсов. Некоторые учёные смешивают источники финансирования с источниками финансирования.
По мнению некоторых ученых, для правильной оценки анализа необходимо различать финансовые ресурсы предприятия и их источники [8].
Каждый учёный различает три категории финансовых ресурсов, которые может использовать бизнес: собственные, заёмные и привлеченные. Принципиально важно различать финансовые ресурсы и источники финансовых ресурсов предприятия, как предлагает А. Н. Дубоносова. Согласно этой стратегии собственные финансовые ресурсы предприятия поступают из следующих категорий источников [9]:
уставный капитал;
добавочный капитал;
выручка от реализации.
Собственными финансовыми ресурсами являются:
прибыль от финансово-хозяйственной деятельности;
амортизационные отчисления.
Особенности финансовых ресурсов характеризуются различными видами (рисунок 1)
Рисунок1 – Виды финансовых ресурсов
При этом в отношении к заемным и привлеченным финансовым ресурсам не применяется разделение на сами ресурсы и источники:
кредиты и займы;
кредиторская задолженность;
продажа ценных бумаг предприятия;
дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов;
бюджетные субсидии и другие виды ресурсов.
Таким образом, собственные финансовые ресурсы разграничиваются на сами ресурсы и источники, заемные и привлеченные финансовые ресурсы являются финансовыми ресурсами и источниками формирования ресурсов [10]. В рамках эффективного управления финансовыми ресурсами необходимо выделять в целом три вида финансовых ресурсов предприятия:
1. Собственные средства (уставной капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и др.).
2. Заемные средства (кредиты банков, кредитных организацией, заимствованные средства от размещения акций и др.).
3. Привлеченные средства (полученные авансы, кредиторская задолженность, задолженность по векселям и др.).
Поскольку решение этого вопроса оказывает существенное влияние на финансовые показатели компании, распределение финансовых ресурсов является важнейшей обязанностью руководителя. По стандартной процедуре эту задачу можно разделить на две независимые подзадачи:
Государство регулирует порядок распоряжения финансовыми средствами, предназначенными для отчуждения, включая платежи в бюджет (пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.п.) и расчеты с контрагентами. В результате руководитель не может повлиять на этот процесс. Финансовые ресурсы, которые полностью находятся в распоряжении предприятия, составляют вторую группу.
Первую подзадачу необходимо решить, выяснив, когда должны происходить отчисления и взаиморасчеты с контрагентами, а также внедрив политику, гарантирующую соблюдение требований и предотвращающую штрафы. Это задание не требует широкого выбора управленческих решений, оригинальной стратегии или тщательного анализа законодательства. Управленческий выбор в этой ситуации ограничивается внедрением шаблона налоговой оптимизации по выбору и созданием единых протоколов для регулирования точности и своевременности отчислений.
Аутсорсинг можно использовать в качестве стратегии решения проблем оптимизации налогообложения. Это позволит направить интеллектуальные ресурсы на решение более актуальных задач, например второй подзадачи распределения финансовых ресурсов. Это требует более тщательной стратегии, включающей финансовый анализ компании, а также ее внешней среды. Это управленческая часть процесса, которая имеет решающее значение для определения финансовых показателей предприятия и над которой финансовый менеджер имеет существенный контроль.
Финансовые ресурсы организации преследуют несколько целей. Целью финансовых ресурсов является поощрение дисперсии. При правильной реализации это может стимулировать интересы работников и повысить производительность труда. Одним из важнейших драйверов трудовой деятельности является финансовая заинтересованность. Однако для успешного финансового стимулирования крайне важно провести комплексное исследование индивидуальных убеждений и отношений сотрудников к деньгам. В таких обстоятельствах хорошей идеей было бы создание гибкой структуры финансовых стимулов. Однако этот подход жизнеспособен только в ситуациях, когда специализированное или коллективное разделение труда на предприятии относительно невелико.
Крупным предприятиям, таким как MASTERFUD., рекомендуется внедрять стандартизированные программы стимулирования. Крайне важно, чтобы работник знал, что именно его собственные усилия привели к получению премии в случае отсутствия соглашения между администрацией и работником о поощрительных вознаграждениях. В этом случае деньги, поступающие в счет бонуса, окажут стимулирующее воздействие и улучшат общую экономическую активность бизнеса.
Наказания также могут быть наложены, но не рекомендуется делать это слишком часто или в целях, отличных от тех, которые указаны в первом дисциплинарном взыскании. Штрафы негативно повлияют на эмоции сотрудников, что отрицательно скажется на производственном процессе.
Финансирование производственных затрат и реализация продукции (товаров и услуг) занимают большую часть финансовых ресурсов коммерческого предприятия. Эта цель важна для функционирования любого экономического органа, будь то компания или организация другого типа. Если эта цель не будет достигнута, организация не сможет функционировать.
В современном мире бизнеса с жесткой конкуренцией реклама должна занимать значительную часть денежного потока компании. В результате доля денег, направляемых на производство, снижается. Требуются более низкие затраты на сырье, что повлияет на конечный продукт. Необходимость достижения баланса между расходами на производство и сбыт является одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются менеджеры по корпоративным финансам.
Инвестирование — еще один аспект управления денежными потоками. Инвестиционные инициативы должны создаваться после тщательного изучения внешней рыночной среды. Внешняя бизнес-среда нуждается в большем изучении, а не влиянии на нее, даже несмотря на то, что на внутреннюю проблему или общее положение бизнеса все же можно каким-то образом повлиять.
Хотя на конкурентов все еще могут в некоторой степени влиять такие факторы, как реклама и качество продукции, изменить глобальные, региональные и национальные тенденции почти сложно. Рекомендуется учитывать эти тенденции при создании инвестиционных предприятий. Компания может принять решение о реализации единовременного плана реорганизации. В таких обстоятельствах происходит очевидное увеличение риска и временное падение прибыли. Тем не менее, применение этих корректировок на практике имеет множество преимуществ.
Можно пойти менее смелым путем и постепенно вводить улучшения. Даже если эта тактика кажется более психологически безопасной, она все равно требует проверки экономического анализа и расчетов. Финансовые и материальные инвестиции – это не то, что бизнес-организации должны делать для этого; скорее, это важно для экономического роста. Хотя не каждый бизнес инвестирует, в рыночной экономике это, пожалуй, одна из наиболее важных целей для достижения эффективности.
В частности, ООО «МАСТЕРФУД», оцениваемая фирма, жестко конкурирует в своей отрасли, что затрудняет ее процветание без роста. Таким образом, корпорация продолжает открывать дополнительные точки. Это особенно полезно в недавно созданных районах больших городов без крупных магазинов и с недостаточной инфраструктурой. План ООО «МАСТЕРФУД» — создать плотную сеть, используя в качестве розничных магазинов небольшие локации. Этот подход весьма эффективен с точки зрения логистики, поскольку позволяет бизнесу охватить каждого человека, в то время как огромные супермаркеты используют стратегию небольшой площади и могут обслуживать только местных потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указание Банка России от 3 апреля 2017 г. №4336-У «Об оценке экономического положения банков» // Вестник Банка России от 1 июня 2017 г. №48.
2. Положение Банка России от 4июля 2021 г. №646-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)».
3. Анализ деятельности банков: учебное пособие [Текст] / И.К. Козлова, Т.А. Купрюшина, О.А. Богданкевич, Т.В. Немаева / Под. общ. ред. И.К. Козловой. –М.: Статут, 2023. –240 с.
4. Анюхина И.М. Оценка оптимальной структуры капитала компаний[Текст] / И.М. Анюхина, И.О. Иванинский, Е.В. Катаев // Корпоративные финансы, 2021, №4(8). С. 88-105.
5. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов [Текст] / В.Г. Артеменко. –2-е изд. –М..: Омега-Л; 2023. –234 с.
6Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник [Текст] / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко –М.: Дашков и К, 2023. –372 с.
7. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ [Текст] / В.В. Бочаров. –М.: СПб: Питер, 2020. –432 с.
8. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: учебник [Текст] / В.Д. Грибов. –М.: Инфра-М, 2023. –448 с.
9. Дубоносова А.Н. Финансовые показатели и методики анализа в стратегическом менеджменте [Текст] / А.Н. Дубоносова // Справочник экономиста, 2021, №3. С.17-23.
10. Жулидова В.Ю. Управление денежными потоками коммерческого банка [Текст] / В.Ю. Жулидова // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2024, №4. С.103-106.
11. Загребельная Н.С., Ефимова Н.В., Шевелева А.В. Основы экономики фирмы: учебное пособие [Текст] –М.: МГИМО (У) МИД России, 2022. –480 с.
12. Ильин А.И., Волков В.П. Экономика предприятия: учебное пособие [Текст] / А.И. Ильин, В.П. Волков. –М.: Изд-во «Новое знание», 2023. –677 с.
13. Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка: учебное пособие [Текст] / Е.В. Иода, И.Р. Унанян. –Тамбов: ТГТУ, 2022. –196 с.
14. Коновалова А.В.Анализ денежных потоков: учебное пособие [Текст] / А.В. Коновалова. –Ярославль, 2022. –188 с.
15. Криничанский К.В. Финансовые рынки и институты: научное издание [Текст] / К.В. Криничанский. –Миасс: Геотур, 2022. –345 с.
16. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие [Текст] / А.М. Литовских. –М.: Статут, 2023. –135 с.
17. Магомедов А.М. Экономика организации: учебник[Текст] / А.М. Магомедов. –М.: Юрайт. 2022. –324 с.
18. Мокий М.С., Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика организации: учебник и практикум [Текст] / М.С. Мокий. –М.: Юрайт, 2021. –284 с.
19. Новашина Т.С., Карпунин В.И., Косорукова И.В. Экономика и финансы предприятия: учебник. –2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Т.С. Новашина, В.И. Карпунин, И.В. Косорукова. –М.: Статут, 2023. –336 с.
20. Пласкова Н.C. Экономический анализ: учебник [Текст] / Н.С. Пласкова. –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Эксмо, 2023. –704 с.
21. Самарина В. П., Черезов Г. В., Карпов Э. А. Экономика организации: учебное пособие [Текст] / В.П. Самарина. –М.: КноРус. 2023. –320 с.
22. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум [Текст] / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. –6-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2023. –511 с.
23. Слуцкий А.А. Алгоритмы расчета денежных потоков коммерческого банка для оценки рыночной стоимости [Текст] // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2024, №10. С.18-25.
24. Тертышник М. И. Экономика организации: учебник и практикум [Текст] / М.И. Тертышник. –М.: Юрайт, 2023. –632 с.
25. Титов В.И. Экономика предприятия: Деятельность и структура предприятия. Управление и планирование: учебное пособие [Текст] / В.И. Титов–М.: Эксмо, 2024. –525 с.
26. Трошин В. А. Оценка эффективности деятельности коммерческого банка [Текст] / В.А. Трошин // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. –Казань: Бук, 2022. С. 69-72.
27. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник [Текст] / Под ред. Л.И. Юзович, М.С. Марамыгина, Е.Г. Князевой. –Екатеринбург, 2022. –355 с.
28. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие [Текст] / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., Ивановой Н.Г. –М.: Юрайт, 2022. –523 с.
29. Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие [Текст] / Л.Н. Чечевицына. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. –382 с.
30. Шершнева Е.Г. Диагностика финансового состояния коммерческого банка: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Г. Шершнева. –Екатеринбург, 2022. –212 с.
31. Экономика организации (предприятия): учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т.К. Руткаускас. –2-е изд., перераб. и доп. –Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2022. –260 с.
32. Экономика предприятия (организации, фирмы): учебник [Текст] / Подред. О.В. Девяткина и А.В. Быстрова. –5-е изд., перераб. и доп. –М.: Инфра-м, 2023. –777 с.
33. Яркина Н.Н. Экономика предприятия (организации): учебник [Текст] / Н.Н. Яркина. –Керчь: ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2023. –445 с.