Фрагмент для ознакомления
2
Спрос на косметическую продукцию во всем мире с каждым годом увеличивается, что приводит к расширению номенклатуры косметических препаратов, а также появлению новых косметических компаний. С ростом конкуренции на рынке компании-разработчики стараются сделать свой продукт конкурентоспособным путем увеличения значений эстетических показателей качества или срока годности. Создание продукции с данными параметрами возможно реализовать только при использовании различных добавок (красителей, ароматизаторов, антиокислителей, стабилизаторов). Поэтому вопрос контроля состава косметических препаратов становится особо актуальным, поскольку качество и безопасность косметики, а в особенности косметики ежедневного ухода, сказывается прямым образом на здоровье человека.
Например, уже на протяжении многих лет ведется дискуссия о влиянии парабенов на жизнедеятельность организма. Отсюда следует необходимость строгого контроля как готовой косметической продукции, так и степени очистки исходного сырья, чистоты применяемой тары, стабильности продукции (возможное образование побочных продуктов), условий хранения.
Целью работы является анализ качества косметических товаров, представленных в конкретном торговом предприятии.
Для достижения поставленной в работе цели, я ставлю следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние и тенденции развития отечественного рынка косметических товаров.
2. Изучить классификацию косметических товаров.
3. Выделить потребительские свойства косметических товаров.
4. Изучить факторы, формирующие и сохраняющие качество косметических товаров.
5. Провести анализ структуры ассортимента средств косметических товаров, реализуемых в торговом предприятии.
6. Рассмотреть правила маркировки, транспортирования и хранения косметических товаров.
7. Предложить мероприятия по совершенствованию экспертизы качества косметических товаров в магазине.
Объектом исследования является косметические товары, реализуемые в конкретном торговом предприятии. Предмет исследования – качество и ассортимент косметических товаров.
Для написания работы были использованы следующие материалы: товароведение и экспертиза товаров Антинескул Е.А., Буркова Е.В., Ясырева А.А, основы управления ассортиментом непродовольственных товаров, Моисеенко Нина Степановна, товароведение непродовольственных товаров Аксенова Людмила Ивановна., Сариева Надежда Анатольевна., Герлиц Галина Васильевна и другие, а также документация конкретного предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, и заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов. Во второй главе проведен анализ ассортимента и качества товаров в конкретной торговой организации. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования
Последнюю четверть века отечественный рынок косметических и парфюмерных товаров показывал активный и стабильный рост. Спрос потребителей, любящих новинки и научившихся ценить товары высокого качества, был удовлетворен в полном объеме. Однако ряд санкций и уход с рынка большого количества зарубежных, привычных потребителю брендов заставили принять вызов в борьбе с новыми условиями торговли.
При расчете показателя «Экспорт косметических средств» учитывается количество всех перевозимых через границу России грузов в течение года. В период с 2018 по 2021 год наблюдался постоянный рост показателя, который 1 Научный руководитель – Жуковская И.Ф., к.э.н., доцент 482 достиг отметки в 801,5 млн. долл., в процентах к предыдущему году данный показателю увеличился на 13,7 %. В натуральном выражении к 2021 году экспорт косметических товаров составил 657,7 млн. шт., что больше на 5,4 %, чем в 2020 году, когда экспорт товаров составил 525,1 млн. шт. В 2022 году сложилась противоположная ситуация. Выручка, получаемая от экспорта косметических товаров, составила всего 686,9 млн. долл. и сократилась на 14,3 %. В натуральном выражении данные показатели равны 6430,4 млн. шт. в 2022 году, что на 34,6 % меньше, чем в аналогичном периоде 2021 года. На снижение показателей, при составлении статистики на конец 2022 года, повлиял тогда еще восьмой пакет санкций, направленных против российских производителей.
Данные меры ограничили поставку в страны, входящие в Европейский Союз. Великобритания же ввела на российскую косметику ввозные пошлины в размере 35 %. Также, по сей день наблюдается снижение показателей импорта товаров, ввозимых в Россию. Это в первую очередь связано с уходом большого количества зарубежных брендов с отечественного рынка [2, с. 190]. О приостановке деятельности или уходе из России объявили такие бренды как: американская компания Estée Lauder (владеет брендами MAC, Clinique, Bobbi Brown, Jo Malone, Origins, DKNY, Tom Ford Beauty), французский L’Oréal (бренды Garnier, Maybelline New York, Lancome, Vichy), немецкий Henkel (бренды Schwarzkopf, Fa, Taft, Brillance, Natural Styling) [4] и другие не менее известные и популярные у отечественного потребителя компании. Несмотря на негативные последствия ухода брендов, становятся очевидными преимущества, которые получили российские производители косметических и парфюмерных товаров. На данном эта основной задачей брендов является расширение ассортимента линеек товара, а также повышение их качества, для того чтобы товар мог спокойно конкурировать с уже покинувшими, но так полюбившимися отечественному потребителю брендами.
В числе крупных российских компаний, готовых конкурировать с импортными товарами, на рынке представлены такие бренды как: Faberlic (производит в том числе товары первой необходимости, включая средства по уходу за лицом, телом и волосами, бытовую химию), R.O.C.S (производит продукцию по уходу за полостью рта, косметику, медицинские изделия, ингредиенты и фармацевтические субстанции), ОАО «Компания Арнест» (бренды «Прелесть», «Прелесть Professional», Deonica, Symphony, New Generation и др.) [4].
Большую доля в общем объеме занимают уходовые средства, занимающие 57 %. В данную категорию входят: средства для кожи лица, уход за волосами, средства для душа, дезодоранты, средства для бритья, уход за телом. Остальные же 43 % составляет декоративная косметика, к которой следует отнести парфюмерию, пудры, тональные основы, туши, помады, тени, карандаши, краску для волов и средства для их укладки. Самую значимую часть по группам товаров занимает парфюмерия (20 %), пудры, тональные основы, туши, помады, тени, карандаши (17 %), а также уход за волосами (11 %). 483
Некоторые бренды покинули российских рынок сразу после начала Специальной военной операции еще весной 2022 года, то есть более года назад. Несмотря на это, на полках некоторых магазинов, а также складах всевозможных маркетплейсов присутствуют товары ушедших брендов. Видя это, у потребителя возникает вполне резонный вопрос: чем является данная продукция? Остатки товаров, с истекающим сроком годности, продукция, доставленная путем параллельного импорта или же суррогатный товар. Определенно доля контрафакта достаточно сильно увеличилась в связи с изменившимися условиями рынка. Точных статистических данный в данной сфере невозможно рассчитать. Представители «Общественной потребительской инициативы» по результатам мониторинга 450 продавцов на маркетплейсах сообщают, что доля поддельной парфюмерии составляет 68 % [3].
Более того, увеличилось число жалоб, поступающих на горячую линию Роспотребнадзора, в связи с неудовлетворенностью в качестве косметических товаров. Безусловно, данная проблема не нова. Однако, под маской параллельного импорта недобросовестным продавцам открылся ряд возможностей, позволяющих торговать контрафактным товаром в еще больших объемах. Потребитель оказался в ситуации, при которой он не может пойти к официальному дистрибьютору. Следовательно, обращаясь к неофициальным поставщикам, риск получения подделки товара более низкого качества вырос в несколько раз. Отечественные производители косметических и парфюмерных товаров также столкнулись с рядом сложностей, сложившихся в условиях нового рынка. В первую очередь производители столкнулись с проблемой недостатка сырья и увеличением его стоимости. «Импортозависимость оценивается как очень высокая, порядка 80–90 %», – объясняет директор Национального совета по 11% 9% 5% 5% 20% 5% 17% 4% 2% Уход за волосами Средства для душа Дезодоранты Средства для бритья Уход за телом Парфюмерия Пудры, тональные основы, туши, помады, тени, карандаши Краски для волос Укладка волос 484 парфюмерии, косметике и бытовой химии Андрей Самойлов [4].
Основными импортерами сырья для производства косметики и парфюмерии в Россию являются: страны Европейского Союза, США, Япония и Южная Корея. А как известно данные страны вошли в ряд недружественных государств. Следующей, вытекающей и первой проблемы, трудностью стало нарушение привычных логистических путей. Следовательно, достаточно много трудовых и финансовых ресурсов ушло на поиск и проработку новых цепей поставок товаров. Что в свою очередь также сказалось на увеличении цены товаров. Ускорению процесса импортозамещения способствует государство. На данный момент существует государственная программа в рамках правительственной инициативы «Покупай российское». Кроме того, в Подмосковье строятся три новых завода, которые будут производить косметику и парфюмерию – в Протвино, Серпухове и Свиблово. По данным экспертов, ожидается увеличение в два, а то и три раза объемов отечественного производства косметических и парфюмерных товаров. По данным Минпромторга, российские производители обеспечивают попадание на полки магазинов парфюмерно-косметической продукции на сумму до 0,5 трлн. руб. [1]. Тем не менее, для того, чтобы обеспечить импортозамещение на рынке парфюмерной продукции необходимо выращивать необходимые растения для получения масел, экстрактов и вытяжек.
В этих условиях необходим эффективный диалог производителей-парфюмеров под эгидой Минпромторга и Министерства сельского хозяйства с целью проработки сырьевой базы, необходимой для развития органической косметики. Также Минпромторгом анонсирован план действий по импортозамещению в парфюмерно-косметической промышленности и бытовой химии до 2026 года, который должен обеспечить многократное увеличение доли потребления отечественной продукции по некоторым позициям. Определенно данный процесс нельзя назвать быстрым. Существующая на данным момент база поможет сделать процесс импортозамещению достаточно незаметным большинству пользователей продукции. Так как имеется большое количество аналоговых товаров, ушедших брендов, особенно люксового сегмента. Необходимо лишь время для проработки ряда недостатков уже имеющейся продукции и формировании новых потребительских привычек.
1.2. Классификация косметических товаров
Профессиональные косметические средства предназначены только для использования специалистами-косметологами, парикмахерами, визажистами и имеют большую эффективность, чем потребительская косметика. Рецептура этих средств характеризуется более высоким содержанием действующих веществ и для правильного ее применения необходимы знания и опыт специалистов, которые могут определить причины появления косметических дефектов, учесть особенности кожи и волос конкретного человека, подобрать необходимые средства и профессионально их применять.
Основная тенденция развития российского парфюмерно-косметического (ПК) рынка - достаточно высокий рост товарооборота и большая емкость рынка. Объем ПК рынка России в 2001 году достиг почти 4 млрд, долларов. Однако согласно экспертным оценкам, потенциальный объем рынка составляет 15 млрд, долларов [58, 59]. В последние годы отечественная косметическая отрасль находится на подъеме. Снижение объема продаж в 1998-1999 гг. произошло за счет импортной косметической продукции.
По данным экспертов Российской Парфюмерно-Косметической Ассоциации (РПКА), 35 % потребляемой в нашей стране парфюмерно-косметической продукции произведено российскими предприятиями [60, 61]. Наиболее прочны позиции российских средств по уходу за кожей (55 %) и за волосами (50 %)
Средства по уходу за волосами и кожей производства Германии, Польши и Болгарии пользуются спросом в России благодаря низким ценам. Финские, израильские, испанские и швейцарские фирмы также увеличивают долю своего присутствия в среднем сегменте рынка. Благодаря конкуренции у потребителя появился выбор не только в цене, но и в качестве отечественных и импортных товаров.
В таких условиях многие российские компании стали модернизировать свои производства и учиться работать в условиях конкуренции. Это способствовало производству КТ достаточно высокого качества и хорошего дизайна. Предприятия косметической отрасли территориально в основном располагаются в Москве и Московской области. Только 25 % предприятий располагаются в регионах, поэтому распределение косметических товаров, как правило, идет из Москвы.
Следует отметить, что многие крупные производители увеличили вложения в маркетинговые исследования [64], разработали новые конкурентоспособные российские марки КТ, существенно изменили стратегию в области качества. Ряд российских компаний создали и сертифицировали систему качества, подтвердив ее сертификатами соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001. Это такие предприятия, как “Калина”, “Невская косметика”, “Линда” и “Дивокосметика”.
Сегодняшний рынок КТ позволяет работать на нем различным производственным структурам. Однако к ним предъявляют более высокие требования, нежели те, которые существовали сразу после кризиса. В это время появилось очень много полулегальных предприятий, выпускающих КТ низкого качества, часто под чужой маркой, то есть фальсифицированную продукцию.
В настоящее время в косметическом секторе рынка произошел ряд перемен. Во-первых, рынок КТ стабилизировался после кризиса 1998 года. Структурированы и достаточно четко определены сегменты потребляемой косметики (элитная или селективная косметика, масс-маркет и медиа-маркет). Во-вторых, рынок насыщается и на первый план выдвигается проблема борьбы за покупателя. Идет усиление конкуренции, как между отечественными производителями, так и между отечественными и зарубежными. При ценовой конкуренции очень трудно сравнивать продукцию таких гигантов косметической индустрии, как “Невская косметика”, “Свобода” или “Калина”, и продукцию небольших предприятий. На крупных предприятиях затраты на производство единицы продукции гораздо ниже, что отражается на цене конечного продукта. С другой стороны, небольшие производства, в большинстве своем, возникшие на серьезных научно-исследовательских базах, безусловно, имеют преимущества в разработке и внедрении новейших достижений в области косметологии. Они имеют возможность выпускать небольшими партиями эффективную продукцию и гибко реагировать на потребительский спрос. И, наконец, следует отметить изменения покупательских предпочтений и спроса. После того, как у потребителя стало меньше возможности покупать продукцию известных западных компаний, он обратил внимание на отечественных производителей. У отечественной продукции была репутация качественной и натуральной еще с советских времен, а придание КТ современного вида с помощью улучшения дизайна, качественных отдушек, еще более укрепило позиции отечественной косметики.
В настоящее время большинство специалистов считают [65], что у потребителей сложились определенные предпочтения, и теперь выбор осуществляется не по принципу российская или западная косметика, а по принципу качественная или некачественная. Покупатель начинает принимать во внимание полезные свойства КТ больше, чем цену, активнее реагирует на разные новшества.
В ближайшее время авторы [59] прогнозируют развитие научных исследований, так как нельзя создать высококачественную продукцию без серьезной научной базы. Сейчас во всем мире и в нашей стране организовывают семинары и конференции, которые показывают, что наука о косметике активно развивается.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 32117-2013 Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования.
2. ГОСТ 31460-2012 Кремы косметические. Общие технические условия.
3. ГОСТ 29188.0-2014 Продукция парфюмерно-косметическая. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.
4. ГОСТ 28303-2017 Продукция парфюмерно-косметическая. Упаковка, маркировка,транспортирование и хранение.
5. L'Oréal Paris - официальный сайт бренда в России (loreal-paris.ru)
6. Айлова, Г. Н. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров [Текст] : учебник / Г. Н. Айлова [и др.]. - СПб. : Питер, 2005. - 304 с.
7. Алексеев, И. С. Основы производства драгоценных металлов, алмазов и ювелирных украшений [Текст] : учебное пособие / И. С. Алексеев. - Москва : КноРус, 2008. - 600 с.
8. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Графова Е.М., Дробот Е.В. Основы таможенного дела. – СанктПетербург: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский центр "Интермедия", 2018. – 288 с. –
9. Вилкова, С. А. Идентификация потребительских товаров / С. А. Вилкова. – Энгельс : РИИЦПКИ, 2022. – 107 с.
10. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: учеб. для вузов / С.А. Вилкова. - М.: Деловая литература, 2000. - 286 с.
11. Данько Д.Ю. Применение устройств получения данных с контрольных (идентификационных) знаков. – Российская таможенная академия. – Москва: РИО Российской таможенной академии, 2021. – 72 с.
12. К вопросу идентификации непродовольственных товаров / В. Е. Сыцко [и др.] // Потребительская кооперация постсоветского пространства: состояние, проблемы, перспективы развития : сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2019. – С. 435–439.
13. Косолапова, Н. В. Товароведение парфюмерно-косметических, посудохозяйственных, электробытовых и строительных товаров [Текст] : учебное пособие / Н. В. Косолапова. - М. : Академия, 2010. - 64 с.
14. Мельниченко, Т.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: учебник / Т.А. Мельниченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 288с.
15. Методология товароведных экспертиз непродовольственных товаров / В. Е. Сыцко [и др.]. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2017. – 228 с.
16. Основы управления ассортиментом непродовольственных товаров, Моисеенко Нина Степановна.,2024
17. Петросян А.Д. Комплексный подход к оценке состояния и эффективности внешнеторговой деятельности в России. Общественные науки. 2011. № 1. С. 286-296.
18. Петросян А.Д. Маркетинг в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 290-295.
19. Петросян А.Д. Управленческие технологии государственного регулирования внешней торговли. Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 6. С. 108-114.
20. Пилецкий Е.С., Мишаков В.Ю. Организация процесса продажи товаров народного потребления. В сборнике: Теория и практика экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции. Сборник научных трудов по материалам Круглого стола с международным участием. Москва, 2021. С. 88-94.
21. Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров [Текст] учебное пособие / под ред. А. Н. Неверова. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 68 с.
22. Сыцко, В. Е. Оценка качества и конкурентоспособности парфюмерных товаров / В. Е. Сыцко // Потребит. кооп. – 2015. – № 2 (49). – С. 44–49.
23. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров [Электронный ресурс] : методические указания по выполнению практических работ для студентов очной и заочной форм обучения / сост. Э. А. Пьяникова. - Курск : ЮЗГУ, 2017. - 88 с.
24. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров [Электронный ресурс] : методические указания по выполнению самостоятельной работ для студентов направления подготовки 38.03.07 «Товароведение» / сост. Э. А. Пьяникова. - Курск : ЮЗГУ, 2017. - 21 с.
25. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров [Электронный ресурс] : разноуровневые задачи и задания для студентов очной и заочной форм обучения / сост. Э. А. Пьяникова. - Курск : ЮЗГУ, 2017. - 25 с.
26. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических и ювелирных товаров [Электронный ресурс] : методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения / сост. Э. А. Пьяникова. - Курск : ЮЗГУ, 2017. - 27 с.
27. Товароведение и экспертиза промышленных товаров [Текст] : учебник / под ред. А. Н. Неверова. - М. : МЦФЭР, 2006. - 848 с.
28. Товароведение и экспертиза товаров, Антинескул Е.А., Буркова Е.В., Ясырева А.А., 2023
29. Товароведение непродовольственных товаров : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям «Коммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», «Товароведение и экспертиза товаров», «Товароведение и торговое предпринимательство», «Экономика и управление на предприятии», «Экономика и организация на производстве», «Логистика (по направлениям)», «Маркетинг (по направлениям)» / В.В. Садовский [и др.] ; под ред. В.В. Садовского, В.Е. Сыцко. - Минск : БГЭУ, 2019. -3 9 8 с.
30. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров : учебник / Т.Н. Чалых, Е.Л. Пехташева, E.IO. Райкова и др. ; под ред. Т.Н. Чалых, Н.В. Умаленовой. - 3-е изд., стер. - М. : Дашков и К°, 2020. - 760 с.
31. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент» и «Торговое дело» / А.А. Ляшко [и др.]. - 3-е изд., стер. - Москва : Дашков и К, 2020. - 666 с.
32. Товароведение. Культурно-хозяйственные товары: учебное пособие / В.Е Сыцко [и др.]; под общ. Ред. В.Е.Сыцко. - Минск: Вышэйшая школа, 2016,- 351 с.
33. Тыщенко, Е. А. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров. Парфюмерно-косметические товары : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.07 «Товароведение» (квалификация (степень) «бакалавр») / Е. А. Тыщенко, В. II. Ердакова, В. М. Позняковский. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 392, с..
34. Филатов В.В., Артемьев Н.В., Безпалов В.В. Повышение экономической безопасности и конкурентоспособности производственно- торговых предприятий на основе системы сбалансированных показателей. Курск, 2023.
35. Филатов В.В., Артемьев Н.В., Женжебир В.Н. и др. Управление коммерческой деятельностью. Курск, 2023.
36. Филатов В.В., Мишаков В.Ю., Артемьев Н.В. и др. Управление качеством в отраслях экономики и сфере услуг. Курск, 2023.
37. Халяутдинова А.М., Смакуев А.Д., Мишаков В.Ю. Организационно-экономические аспекты процесса продажи товаров. В сборнике: Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития. Сб. материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2022. С. 93-99.
38. Шепелев, А. Ф.Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: парфюмерно-косметические, пушно-меховые, кожевено-обувные, электротовары, металлохозяйственные и ювелирные [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская. – М. : ИКЦ МарТ, 2003. - 688 с.
39. Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: учеб. пособие / А.Ф. Шепелев, И.А. Печенежская, Т.Е. Ивахненко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 224 с.
40. Экспресс-методики идентификации и установления подлинности непродовольственных товаров / В. Е. Сыцко [и др.] ; под общ. ред. В. Е. Сыцко и Л. В. Целиковой. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп. – 2019. – 264 с.
41. Яковлева, Л.Л. Товароведение парфюмерно-косметических товаров: учебник для вузов / Л.А. Яковлева, Г.С. Кутакова. - СПб.: Лань, 2001. - 256 с