Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы
экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство
товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально–
экономического развития. Является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в
2
определенной среде, которая складывается под воздействием политических, экономических,
социальных, технологических и природных (экологических) факторов.
Индустрия туризма – это отрасль экономики, которая имеет благородную цель – развитие культуры и
образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека. Перед
государственным управлением российской индустрией туризма встает проблема поиска таких
методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные
позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и
способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию
России в индустрию мирового туризма. Однако направления развития должно затрагивать не только
поставщиков услуг, но и потребителей, потому как сейчас население находится в сложной
экономической ситуации. Индустрия туризма должна стать более социально ориентирована,
направлена не только на тех, кто может позволить себе пользоваться услугами дорогих отелей и
популярных туристических маршрутов, но и тех, кто в силу определенных причин ограничен во
средствах.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И
ОБЪЕКТОВ ДЕСТИНАЦИИ Г. САМАРЫ.
1.1 Туристский потенциал региона и его составляющие
Успешное развитие туристской сферы невозможно без детального анализа ресурсных возможностей
региона. Особенность в оценке рекреационных ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать с
двух сторон: с точки зрения организаторов отдыха и с позиции туристов. При оценке туристского
потенциала региона важно выявить вес и значимость отдельных компонентов, составляющих общую
ценность природного комплекса.
Туристский потенциал территории отражает совокупную способность материальных, трудовых,
природных и других ресурсов территории обеспечивать максимальное удовлетворение туристских
потребностей. [26, c. 204] При этом потенциал следует рассматривать как совокупность средств,
возможностей, существующих в явном и скрытом виде.
Категория туристских ресурсов достаточно многослойна. В качестве ресурса могут выступать такие
явления, как красота ландшафтов, пейзажное разнообразие, экзотичность природы и духовная
культура страны. Туристские ресурсы являются исходной и основной предпосылкой создания благ и
достижения целей туризма и формируют следующее звено в иерархической цепи системы туризма –
ресурсный потенциал территории, который обладает индивидуальным набором количественных и
качественных характеристик. [16, c. 233]
1.2 Методы оценки туристского потенциала ресурсов и объекто
Туристская привлекательность региона характеризуется туристским потенциалом и туристскими
рисками.
Понимая потенциал как совокупность возможностей, средств, туристский
3
потенциал определим как совокупность природных, культурных, кадровых туристских ресурсов,
объектов туристской индустрии (средств размещений, транспортных средств, торговых организаций,
системы общественного питания, развлекательных, оздоровительных, спортивных и деловых
центров), уровня гостеприимства, лояльности местного населения и субъектов экономической
деятельности и уровня безопасности.
Туристский риск – вероятность наступления негативных событий, препятствующих удовлетворению
потребностей туриста. В частности, возможны следующие риски: вероятность аномальных
природных явлений; травмы или ухудшение здоровья; влияние особенностей климата; действия
третьих лиц или потеря материальных ценностей и пр.
Поскольку туристский потенциал и туристский риск, как и объем спроса, могут быть количественно
измерены, можно говорить об уровне туристской привлекательности региона
1.3 Нормативно правовая база
Основой сферы туризма является в первую очередь туристский потенциал страны, но далеко не
всегда он используется в полной мере. Цель туристской политики государства заключается в
организации туризма, как высокоэффективной и конкурентоспособной сферы национальной
экономики, позволяющей рационально использовать природные и культурные наследие страны,
повышать занятость и денежные доходы населения, обеспечивать приток инвестиций.
Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти,
различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.
Основным нормативно–правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма,
является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от
24.11.1996 № 132–ФЗ. В соответствии со статьями Федерального Закона № 132–ФЗ, государство
признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным
направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие
внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. [1]
Являясь частью гражданского законодательства, в силу п. «о» ст. 71 Конституции РФ
законодательство, регулирующее отношения в сфере туризма, находится в исключительном ведении
Российской Федерации и, следовательно, принятие субъектами Федерации нормативных правовых
актов, регулирующих туристскую деятельность, является незаконным.
Также, наряду с Федеральным законом № 132–ФЗ, существуют несколько нормативных актов,
регулирующих рассматриваемую сферу, среди которых следует отметить Указ Президента РФ от 22
декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». [2] Данный
нормативный акт говорит о том, что одна из главных целей проводимой государственной политики в
данной сфере – это создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного
туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения
потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСУРСОВ И ОБЪЕКТОВ ДЕСТИНАЦИИ Г. САМАРЫ.
4
2.1. Изучение природных и антропогенных ресурсов.
Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа и занимает площадь 53,6
тысячи кв. км, что составляет 0,31% территории России. Протяженность территории с севера на юг –
335 км, с запада на восток – 315 км. Граничит на западе с Ульяновской областью, на севере – с
Республикой Татарстан, на востоке – с Оренбургской областью, на юго–западе – с Саратовской
областью, в самой южной точке – с Республикой Казахстан. [44]
Форма территории Самарской области напоминает сердце. Река Волга, огибающая Самарскую Луку и
Жигулевские горы, являющиеся значимыми туристскими символами области, образует форму
латинской буквы S, которая соответствует первой букве названия региона на понятной для любого
туриста латинице – Samara Region.
2.2. Характеристика туристских объектов дестинации.
В Самаре есть абсолютно все, что необходимо для увлекательного отдыха: обилие исторических
памятников и культурных центров, современных развлекательных комплексов и магазинов,
оригинальных ресторанов и живописных мест для прогулок. Также стоит отметить, что Самара
является постоянным местом проведения интересных фестивалей и масштабных культурных
мероприятий, которые привлекают в город гостей со всех городов России и из других стран.
Город был основан в конце 16 века как сторожевая крепость, благодаря стараниям местных жителей
в Самаре сохранилось немало уникальных исторических объектов, относящихся к самым разным
эпохам. Любимым местом отдыха коренных жителей и гостей Самары остается набережная, лучшего
места для пеших прогулок и отдыха с детьми просто не найти. Далеко не всем известно о том, что эта
набережная является самой длинной на территории страны, оценить ее масштабы и неповторимый
внешний вид стоит абсолютно всем.
Самарская набережная (длина – более 4 км) – это любимое место отдыха горожан, здесь проводятся
многочисленные праздники и фестивали. На набережной располагаются памятник князю основателю
города Григорию Засекину, а также товарищу Сухову – главному герою фильма «Белое солнце
пустыни», множество арт–объектов, спортивные площадки, поющий фонтан, кафе и аттракционы.
2.3. Проблемы и перспективы развития туристского потенциала
В целях формирования на территории Самарской области комфортной туристкой среды для лиц с
ограниченными возможностями здоровья и людей пожилого возраста в 2014 – 2015 годах в рамках
реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Подготовка к
проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу», утвержденной постановлением
Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 704, проведена работа по созданию доступной
туристской информационной среды для указанных категорий населения: открыты информационные
павильоны в зданиях международного аэропорта Курумоч и Самарского железнодорожного вокзала,
осуществлена установка средств туристской навигации в городских округах Самара и Тольятти
(установлено 120 знаков).
5
2.4. Влияние социально – экономических аспектов на развитие туризма в г. Самара
Город Самара является крупным промышленным центром Поволжского федерального округа. Здесь
развиты такие отрасли, как машиностроение (в том числе – авиационная и космическая
промышленность), металлообработка, а также – пищевая промышленность. Что касается объёмов
производства, то стоит отметить, что около 25% подшипников отечественного производства
изготавливаются именно в Самаре, так же, как и около 60% кабелей связи.
В Самаре хорошо развита торговая сфера, а торгово–офисный центр Вертикаль является самым
высоким зданием во всём Приволжском федеральном округе, он насчитывает двадцать семь этажей!
Всего в городе действуют около пяти тысяч торговых объектов, почти семь десятков торговых
центров, около сорока рынков. В Самаре ежегодно проводятся ярмарки сельскохозяйственной
продукции.
В 2017 году экономика городского округа Самара сохраняла положительную динамику роста
отдельных социально–экономических показателей. По сравнению с 2016 годом отмечался рост в
фактических действующих ценах: оборота коммерческой деятельности организаций, объёма
отгруженных товаров собственного производства и услуг по всем видам экономической
деятельности, объёма выполненных работ и услуг по виду деятельности «Строительство», оборота
розничной торговли и объема платных услуг населению. [45]
Сохранялся рост среднемесячной заработной платы работающих. Отмечалось снижение численности
официально зарегистрированных безработных граждан. Вместе с тем, в 2017 году по сравнению с
2016 годом отмечено снижение индекса промышленного производства, объема инвестиций в
основной капитал, объёма введенного в эксплуатацию жилья.
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Г. САМАРА
3.1. Анализ деятельности МТК «Вера– Тур» по реализации тур продукта по г. Самаре.
В настоящее время в активе МТК «Вера– Тур» более 80 экскурсионных маршрутов, которые
составляют сборные Туры Выходного Дня, теплоходные прогулки вдоль Самарской Луки. Так же в
расписании предлагаются 2–х дневные туры по России: такие как «Казань Тысячелетняя», «Аркаим –
место силы», «Святыни: Дивеево–Муром».
МТК «Вера– Тур» использует следующий алгоритм при разработке экскурсионного или
туристического продукта:
– выявление ресурсно–технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа,
транспорт, питание, размещение);
– тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой).
– стоимость номеров, их бронирование;
– скидки;
– условия размещения и питания;
составление карточки транспортного маршрута;
6
описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания);
график движения по маршруту (расписание).
В рамках прохождения практики были выбраны следующие туристические продукты по г. Самаре:
1. Программа тура в Самару из Ульяновска «Самарская губерния»
1 день
07:00 – выезд из Ульяновска: ул. Спасская, 17, Дом офицеров.
07:15– выезд от автостанции на Верхней террасе.
12.00 – Посещение бункера Сталина – обиходное наименование оборонительного сооружения в
Самаре, созданного в качестве резервного местонахождения ставки Верховного
Главнокомандующего Вооружёнными силами СССР И. В. Сталина. Построен в 1942 году, на глубине
37 метров.
13:00 – Обзорная экскурсия по городу. история Самары насчитывает уже более четырех веков.
Экскурсия рассказывает об увлекательном прошлом города, знакомит с насыщенной жизнью города
сегодня и перспективами его развития. В ходе экскурсии туристы посещают исторически значимые
части города, а также наиболее красивые и достопримечательные места Самары: ул.Куйбышева,
архитектурно–исторические ансамбли площадей Куйбышева, Чапаева, уникальный теремок в
русском стиле – Самарский Академический театр драмы имени Горького, образец самарского
модерна – Дом купчихи Курлиной, здания в традициях готической архитектуры – Лютеранская кирха
Святого Георга и римско–католический костел, образец промышленной архитектуры – Жигулевский
пивоваренный завод, действующий Иверский женский монастырь, современная площадь Славы и
настоящая ракета–носитель «Союз».
3.2. Выводы по оценке
Регион обладает целым рядом преимуществ, способных вывести его в лидеры в сфере внутреннего
туризма. Их можно и нужно использовать при формировании перспективных направлений развития
отрасли и планировании её государственной поддержки.
Самара – город разносторонний. Если в некоторых местах, кроме храмов, смотреть не на что, то на
улицах Самары соседствуют монастырь и Музей космонавтики, Загородный парк и Бункер Сталина,
Дом–музей революционера Фрунзе и Музей–усадьба писателя Алексея Толстого. Иными словами,
каждый путешественник сможет составить маршрут на свой вкус.
Много желающих попасть в Бункер Сталина (а сделать это непросто). Его рассекретили и частично
открыли для публики лишь в 1991 году. Менее чем за год строители возвели подземное сооружение
высотой в 37 метров. Внутри находятся не только многочисленные кабинеты, но и зал для заседаний,
рассчитанный на 115 человек.
Духовным центром Самары является Иверский женский монастырь. Поток паломников
увеличивается во время церковных праздников. Также нельзя не отметить Покровский
кафедральный собор.
7
Тяжелым военным годам посвящен архитектурный ансамбль Площади Славы. На ней установлен
Монумент Славы – один из символов города.
Одним из основных преимуществ является наличие самарско–тольяттинской агломерации,
обладающей большим экономическим потенциалом. Это более чем 2,5 миллиона городских
жителей, создающих внутренний платёжеспособный спрос на туристические продукты.
3.2. Рекомендации по продвижению г. Самары, как успешного туристского кластера.
На территории Самарской области работают около 50 компаний, входящих в Единый реестр
туроператоров Российской Федерации. Действует большое число туристических агентств.
По статистике, турист, путешествующий по России, тратит в среднем 17 тысяч рублей в год. Из этой
суммы порядка 40% приходится на транспорт, столько же – на размещение. Остальные 20% –
экскурсии, развлечения, покупки. Таким образом, если стремиться к увеличению внутренних потоков
на 100 тысяч человек в год, то это 1,7 млрд рублей дополнительных инвестиций в экономику
самарского региона и муниципалитетов.
Эксперты отмечают огромный курортный потенциал города в сфере оздоровительного и лечебного
туризма.
Для того чтобы увеличить заполняемость гостиниц в периоды низкого спроса, необходимо развивать
такие направления, как туры выходного дня.
Как показывает мировой опыт, самое интенсивное развитие туризма происходит благодаря проектам
тематических парков. Целесообразно было бы реализовать в Самаре проект тематического парка на
тему авиации и космонавтики, учитывая, что авиационно–космический кластер региона –
крупнейший в России.
Все действующие схемы реализации крупных инвестиционных туристских проектов и курортов
основаны на государственно–частном партнёрстве, и без организационного и финансового участия
государства в текущих экономических условиях их реализация невозможна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм в России является сегодня динамично развивающееся и доходной отраслью экономики.
Увеличение потоков туристов позволяет увеличить уровень занятости населения, увеличение
инвестиций в развитие регионов, поступление валютных поступлений, увеличению доходов местных
и федеральных бюджетов.
С учетом последних событий в мировой экономике и политике возрастает актуальность внутреннего
туризма. Неблагоприятная обстановка в таких странах как Турция и Египет оттолкнула многих
туристов от путешествия туда, но рекреационные потребности населения должны быть
удовлетворены, поэтому набирают популярность маршруты по России, а именно г. Самара.
Туризм в России может стать сейчас отраслью экономики, которая без больших инвестиций может
развиваться на территории всей страны. Устойчивый и растущий внутренний туристический поток –
8
залог устойчивого развития экономики в целом. Чем больше будет приток туристов, тем больше
инвестиций будет вкладываться в регионы. Туризм тесно связан с транспортом, связью, торговлей,
питанием, строительством, сельским хозяйством и другими отраслями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от
24.11.1996 № 132–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. ст. 5491.
2. Указ Президента РФ от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 52. ст. 5137.
Специальная литература
3. Александрова Е.Н. Современные тенденции развития международного туризма: вопросы
конкурентоспособности / Е.Н. Александрова, Т.А. Стадник // Экономика и предпринимательство. –
2013. – № 1(30).
4. Александрова Е.Н. Динамика и стратегические направления развития международного
туризма в России / Е.Н. Александрова, Н.В. Андреева, Т.А. Стадник // Национальные интересы:
приоритеты и безопасность. – 2014. – № 11. – С. 31–38.
5. Александрова Е.Н. Факторы и направления развития международного туризма: ориентиры
для государственной политики / Е.Н. Александрова, И.А. Панова, Д.А. Лобкин // Теория и практика
общественного развития. – 2012. – № 2. С. 292–295.
6. Биржаков М. Б. Введение в туризм: учебное пособие. – СПб: Издательский дом Герда, 2014. –
377 с.
7. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально–культурном сервисе и туризме: Учебное пособие /
Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и К, 2016. – 232 c.
8. Богалдин–Малых В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально–культурного
сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин–Малых. – М.: МПСИ, 2018. – 560 c.
9. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников.
– М.: Дашков и К, 2014. – 416 c.
10. Губанов, Д. Р. Изучение потребностей населения в туристических услугах / Д.Р. Губанов, И.Ф.
Байдина // Юный ученый. – 2015. – №2. – С. 69–71.
11. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие. – М.: Нолидж, 2016. –
551 с.
12. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. – М.: Финансы и
статистика, 2015. – 200 c.
9
13. Иванов О.Г. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие. – М.: Издательский центр
Март, 2016. – 291 с.
14. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие. – СПб.: Издательский дом Герда,
2016. – 490 с.
15. Калимуллин, Д.М. Современное состояние и перспективы развития туристической отрасли в
России / Д.М. Калимуллин // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX
междунар. науч.–практ. конф. – № 7(9). – М., Изд. «МЦНО», 2017. – С. 57–64.
16. Карпова Г.А. Актуальные вопросы оценки влияния туризма на экономику региона / Г.А.
Карпова, М.В. Сигова, Е.П. Шевченко // Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. –
№ 4. – С. 232–236.
17. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления /
В.А. Квартальнов. – М.: Перспектива, 2016. – 389 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж.
Мейкенз. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 1071 c.
19. Мркшанцев Р. И. Психология рекламы. – М.: инфра–М, 2015. – 932 с.
20. Молоток Е. Принципы маркетингового исследования рыночной конкуренции // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www. marketing.spb.ru/read/m3/
21. Новиков В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2017. – 208 c.
22. Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А.
Окладникова. – М.: Учитель и ученик, Омега –Л, 2016. – 384 c.
23. Ополченова Е.И. Проблемы развития национального туризма // Туризм. – 2015. – № 7 – С. 88–
90.
24. Писаревский Е. Л. Безопасность туризма. Правовое обеспечение. В 3 книгах. Книга 1. Основы
безопасности туризма / Е.Л. Писаревский. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 320 c.
25. Ремизов Л. П. Отдых на горных лыжах. – М.: Профиздат, 2015. – 621 с.
26. Саченкова Н.И. Туризм как отрасль народного хозяйства и сферы реализации человеческого
потенциала. История туризма. – Казань: Лотос, 2015. – 318 с.
27. Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 392 с.
28. Скобкин С. С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. – М.: Магистр, 2017. – 448 c.
29. Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь терминов. – М.: Инфра–М, 2015. –
558 с.
30. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/
31. Титлов А.В. Туризм и спортивное ориентирование/ А. В. Титлов, М. В. Баканов. – М.: Коломна,
2014. – 364 с.
10
32. Ушаков Д. С. Технологии въездного туризма. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016. – 567 с.
33. Ушакова Е.О. Вопросы комплексной оценки туристских ресурсов региона // Российское
предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 8. – С. 132–137.
34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.gks.ru/
35. Филиппова И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. – М.:
Бизнес–пресса, 2014. – 266 c.
36. Ходоркова Л.Ф. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л.Ф.
Ходоркова. – М.: Высшая школа, 2015. – 312 с.
37. Шахова О.Ю. Проблема определения понятий «туристская индустрия» и «туристская
инфраструктура» / О.Ю. Шахова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015.
№2. – С.98–102.
38. Штогрин А.Б. Основы управления туристскими ресурсами // Вестник Моск. Унив–та. – 2015 –
№4 – С. 66.
39. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма / Г.А. Яковлев. – М.: Проспект, 2013. – 227 с.
Интернет источники
40. Государственный доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2017
году [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://istina.msu.ru/media/projects/project/62b/da7/11594874/Doklad_2–1.pdf#1
41. Розничная торговля, услуги населению, туризм: Федеральная служба государственной
статистики [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
42. Статистические данные по субъектам РФ – Ростуризм [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ statisticheskie–dannye–po–rf/statisticheskie–
dannye–po–subektam–rf–za–2015–god
43. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации (2011–2018 годы)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
44. Официальный сайт Департамента по туризму Самарской области http://dt.samregion.ru
45. Официальный сайт Администрации г. Самара http://samadm.ru