Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Российской Федерации более 12 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов в России недостаточно учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской и материальной помощи.
Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможностью продолжить обучение и другое.
Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства, и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место.
Актуальность темы исследования определена широким кругом лиц, чьи интересы затрагиваются.
Цивилизационный потенциал страны и эффективность государственного управления в качестве одного из факторов определяется отношением к защите прав слабозащищенных слоев населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды, или люди с ограниченными возможностями. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов на государственном, региональном, университетском уровнях.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в области пенсионного обеспечения по инвалидности.
Предмет исследования - нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение по инвалидности, научная и учебная литература, раскрывающая особенности пенсионного обеспечения по инвалидности.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и глубоко проанализировать особенности системы пенсионного обеспечения по инвалидности.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Рассмотреть пенсионное обеспечение как основу социальной политики государства.
2. Изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения по инвалидности.
3. Проанализировать инвалидов как субъектов пенсионного обеспечения.
4. Изучить порядок назначения и выплаты пенсии по инвалидности.
5. Выявить особенности назначения пенсии по инвалидности военнослужащим Российской Федерации.
6. Проанализировать актуальные проблемы, возникающие при установлении пенсионного пенсии по инвалидности.
7. Представить направления развития пенсионного обеспечения по инвалидности.
Нормативной базой являются: нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частно научные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования органами государственной власти при разрешении социальных проблем, связанных с пенсионным обеспечением по инвалидности в Российской Федерации.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Пенсионного обеспечения по инвалидности
1.1. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики государства
Прежде всего стоит заострить внимание на том, что наша страна пробует прийти к должному уровню пенсионного обеспечения граждан. И как результат существует довольно много задач, которые направлены на развитие отечественной экономики и которые подпадают в непосредственное поле деятельности экономики страны. На сегодняшний день как определяющий проблемный момент стоит назвать проблематику показателя жизни людей старшего возраста. И даже в разрез с тем что руководство страны пытается изыскать всевозможные средства и направить их на увеличение пенсионного обеспечения уровень выплат остается стабильно низким и недостаточным для достойной жизни пенсионеров.
На сегодняшний день нужно придавать особое значение вопросам связанным с выравниванием российской системы пенсионного обеспечения в результате тех изменений которые происходят на рынке труда в связи с появляющимися все новыми и новыми вызовами такими как санкции, пандемии и так далее[ Ануфриева Е.К., Раздрогина А.О. Модели пенсионного обеспечения в российской и зарубежной практике // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития. Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. С. 8.].
Сегодня пенсионное обеспечение России говорит о том, что в стране существует знаковое отличие присущее рыночной экономики, то есть в стране есть система социальной защиты.
Ведь именно от уровня пенсионной защиты, а также ее эффективности будет определяться показатель жизнедеятельности граждан страны и прежде всего это касается таких незащищенных категорий как: люди пенсионного возраста, лица с инвалидностью, несовершеннолетние граждане и т.д.
Зачастую пенсионеры – это нетрудоспособные лица у которых имеется только один источник поступлений, то есть пенсия, и данные лица вынуждены жить на причитающуюся им пенсию.
При исследовании пенсионного обеспечения можно сделать вывод о том, что в узком виде его определяют в качестве пенсионного варианта страхования. И особенностей в данном определении не будет независимо от имеющихся вариантов данного обеспечения, а значит налицо несоответствие данного определения, а значит не учитываются некоторые задачи в области установления эквивалентного и помимо всего прочего параллельного процесса в данном определении про которые нужно помнить при определении системы финансирования отечественного пенсионного обеспечения.
Такой термин как пенсионное обеспечение учитывают при определении самого большого объема выплат из государственного бюджета в то время как определение пенсионного страхования используют при установлении конкретной категории страхования[ Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.106.].
Отечественная пенсионная система – это комплекс правовых предписаний, которые предопределены для государственных и кроме этого частных организаций, которые функционируют для осуществления бесперебойного предоставления причитающихся выплат гражданам, которые имеют на это законные основания.
В правовых источниках информации представлено довольно много определений отечественного пенсионного обеспечения которые указывают на то, что это периодические выплаты, предоставляемые гражданам, у которых есть соответствующее право на данные выплаты. Думается что такое определение более точно определяет саму суть рассматриваемой категории в качестве единого правового явления[ Корсаненкова Ю. Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 43.].
Стоит особо обозначить тот факт, что пенсионное обеспечение направлено на должное развитие уровня финансового обеспечения россиян в плане использования наиболее приемлемых направлений социального обеспечения отдельных категорий россиян.
Пенсионное обеспечение уже долгие годы представляет собой определяющий вариант социального обеспечения граждан страны предопределяющее уровень развития Российской Федерации. В настоящее время проблема пенсионного обеспечения довольно обсуждаемая так как в нашей стране довольно большое количество граждан которые признаны в качестве нуждающихся в социальной поддержке[ Михайленко Ю.А. О видах социального обеспечения // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 19. С. 140.].
Для более точного определения сути пенсионного обеспечения представляется разумным исследовать различные определения пенсионного обеспечения. Дискуссии в отечественном правоведении по поводу определения пенсионного обеспечения ведутся довольно много лет и в настоящее время существует немало авторских определений пенсионного обеспечения. Представим наиболее интересные определения, представленные отечественными авторами.
В.Д. Роик, К.Н. Гусов делают выводы относительно того, что пенсионное обеспечение – это элемент комплексной категории социального обеспечения граждан, который существует для урегулирования правоотношений относительно предоставления гражданам, у которых есть на то законные основания пенсии как вариант исполнения взятых на себя обязательств. И в данном случае можно присоединиться к мнению авторов в результате того, что оно довольно полное и точное[ Синявская О.В., Ворон О.В. Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт. / Том. Выпуск 1. - М.: Изд. дом Высшей школы экономик, 2020. – С. 13.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3.Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
4.Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. 11 февраля 2013 г. N 6. Ст. 468.
5.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
6.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
7.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
8.Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 296, 31.12.2013.
9.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
10.Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
11.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
12.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 «О признании лица инвалидом» // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2022, N 15, ст. 2506.
13.Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" // "Собрание законодательства РФ", 16.12.1996, N 51, ст. 5806.
14.Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 29.06.2015, N 26, ст. 3894.
15.Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.09.2021 года по делу А83-13349/2020.
16.Ануфриева Е.К., Раздрогина А.О. Модели пенсионного обеспечения в российской и зарубежной практике // В сборнике: Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития. Материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, проводимой в рамках II Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!». Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. С. 8.
17.Бегидов М.В. Социальная защита инвалидов: учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – С. 319.
18.Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В. Формы стимулирования частных пенсионных накоплений: тенденции и перспективы // Социальное и пенсионное право. – 2021. – №3. – С.21.
19.Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.106.
20.Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Инновационная наука. 2020. С. 46.
21.Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты. Учебно-практическое пособие. - М.: Дашков и К°, 2019. – С. 53.
22.Корсаненкова Ю. Б. Пенсионеры как межотраслевые субъекты трудового права и права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 43.
23.Капустина О.В. К вопросу об обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны спецтранспортом // История государства и права. М., 2020. № 18. - с. 44.
24.Кирилловых, А.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке граждан-сирот и граждан, оставшихся без попечения родителей». М.: Деловой двор. 2019. С. 53.
25.Михайленко Ю.А. О видах социального обеспечения // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 19. С. 140.
26.Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учебное пособие. / Г.Г. Пашкова. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2021. – С. 133.
27.Синявская О.В., Ворон О.В. Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт. / Том. Выпуск 1. - М.: Изд. дом Высшей школы экономик, 2020. – С. 13.
28.Сапожникова Н. И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. 2020. № 3. С. 79.
29.Соловых Е. В. Социальная политика защиты инвалидов в контексте социально-политического развития российского общества на современном этапе // Студенческое сообщество и современная наука. – 2019. – № 1. – С. 618.
30.Савин И.Г. Пенсия за выслугу лет. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2018. - № 11. - С. 22-31.
31.Сибилева О.П. Правовой статус добровольцев, участвующих в специальной военной операции на Украине // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2022. - № 12. - С. 57-62.
32.Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. – 2021. – № 4. – С. 59.
33.Фатеев К.В. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. - 2020. - № 9 (159). - С. 41-44.
34.Феоктистова О.Ю. Включение военной службы в льготный страховой стаж // Закон и право. - № 10. - 2022. - С. 203-209.
35.Хмелевская С.А., Есаулкова Т.С. В поисках новой конфигурации российской пенсионной системы: реформирование института накопительной пенсии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 4. – С.36.
36.Чугунова Е.С. Проблемы развития пенсионной системы РФ // World science: problems and innovations: Сборник статей XLV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 августа 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 97.
37.Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник Пермского университета, 2019. - №4(30). - С.100.
38.Щербакова Е.М. Старшие поколения населения России // Демоскоп Weekly. – 2019. – №797-798. - С. 117.